Знакомство (Kennenlernen)
Турундаевская-Лашко Ольга Игоревна, учитель иностранного языка, МБОУ «Подюжская СШ им. В.А. Абрамова» Коношский район
 
Методическая разработка урока по немецкому языку 5 класс (урок 2)
 
Тема: Знакомство (Kennenlernen)
 
Цель: научить учащихся знакомиться на немецком языке, а именно называть своё имя, место жительства и запрашивать подобную информацию у собеседника.
 
Задачи к этапам урока:
Воспитательные задачи: формировать познавательную активность, воспитывать вежливое обращение при знакомстве.
Развивающие задачи: научить вычленять детали при прослушивании аудиозаписей, развивать фонематический слух и чувство ритма.
Образовательные задачи: расширять лингвострановедческий кругозор учащихся.
Основные учебные практические задачи:
Развитие межкультурной, коммуникативной, языковой, речевой компетенций
1. Обучение устной речи в ситуации «Знакомство»
2. Обучение пониманию диалогической речи на слух
3. Обучение чтению. Произносительные особенности немецкого языка
 
Предполагаемый результат урока: составление диалога по теме.
Оснащение: учебник Horizonte (М.М. Аверин и др.), диск к учебнику, карта мира.
Предварительная подготовка обучающихся: выполненное домашнее задание.
 
| № | Этап учебного занятия | Содержательная деятельность педагога | Содержательная деятельность обучающихся | Примечания | 
| 1) | Организационный этап. | Приветствие, обращение к обучающимся, проверка готовности обучающихся к уроку. Введение в языковую среду, создание эмоционального настроя. Жестами и мимикой побуждает учащихся к ответным репликам. | Отвечают на приветствие и на вопросы учителя | Guten Tag, Kinder! Wie geht’s? Gut? | 
| 2) | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | С помощью наводящих вопросов подводит обучающихся к формулированию темы урока и цели. Форма работы: интерактивная, учитель – группа, учитель – обучающийся. | Воспринимают информацию, отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока и говорят о том, что будут делать на уроке. Составляют из букв слово Kennenlernen. |  			 | 
| 3) | Актуализация знаний. | Показывает карточку и произносит звук или звукосочетание. Показывает карточку. | Учащиеся повторяют хором. Учащиеся по очереди произносят звук или звукосочетание. Учащиеся зачитывают подобранные к ним примеры слов со стр. 5. | ie, eh, tsch, w, ü Tschüs, Auf Wiedersehen | 
| 4) | Первичное усвоение новых знаний. (Когнитивный этап) | Запрашивает информацию об именах говорящих детей и странах, из которых прибыли эти дети, предлагает найти эти страны на карте. Обращает внимание учащихся на новые правила чтения. | Прослушивают диалог. Правила чтения повторяют хором. Диалог читают по ролям несколько раз. | 1a LB CD 2  			  			  			  			  			 ei, ja, je Öö, Ää, oh sch, sp ch, tz, ß | 
| 5) | Первичная проверка понимания. (Репродуктивный этап) | Акцентирует внимание на новых лексических единицах и предлагает им обратиться к рабочей тетради стр. 11 (раздел Deine Wörter). | Выполняют задания, слушая и повторяя за диктором. | 1b LB CD 3, 2 LB CD 4 | 
|  			 |  			 | Указывает на имеющуюся информацию в рубрике Denk nach LB. Особое внимание обращает на формы глагола в 1-м и 2-м лице ед. числа. | Запоминают материал в таких таблицах и учатся применять его в речи. |  			 | 
| 6) | Первичное закрепление. (Продуктивный этап) | Активизирует речевые образцы и лексические единицы в речи. В менее мотивированных группах начинает диалоги. | Учащиеся работают в парах, составляют минидиалоги, при этом используют задание 2 LB. | 3 LB | 
|  			 |  			 | Предлагает слушать и подпевать песенку с известными речевыми образцами в стиле рэп. | Слушают и подпевают песенку. | 4 LB CD 5 | 
| 7) | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Предлагает вспомнить некоторые произносительные моменты и речевые образцы, изученные на уроке. При объяснении задания 3 напоминает, что это упражнение войдёт в «досье» личного портфолио. Приучает к пониманию смысла заданий, сначала переводя все слова: Ergänze den Dialog! Hör den Dialog und sprich nach! Kreuze an! | В последующих заданиях пытаются самостоятельно понять указания к заданиям. | 1a, b AB, 2 AB, 3 AB, новые слова на с. 11 AB. | 
| 8) | Рефлексия (подведение итогов занятия) | Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке и ответить на вопросы «Чему научились на занятии? Достигли ли желаемой цели?» Выставляет оценки и нацеливает на последующую работу. Оценивает работу не только в баллах, но и с помощью одобрительных реплик: Gut gearbeitet! Prima! Toll! Ausgezeichnet! Auf Wiedersehen, Kinder! | Обучающиеся оценивают свою работу на уроке Подводят итог: узнали слова и фразы по теме «Знакомство», научились отвечать на вопросы. Показывают смайлики. |  			 | 
 
Прием «расскажи и покажи» на этапе концептуализации знания позволяет реализовывать принцип межкультурной направленности обучения второму ИЯ. Интериоризация знания происходит, когда учащиеся выполняют задания, слушая и повторяя за диктором, а также запоминают материал в таблицах и учатся применять его в речи. На продуктивном этапе используется ролевая игра в рамках жизненной ситуации «Знакомство», задание «сделай по образцу». На уроке более высокая комплексность учебного процесса, т.к. учащиеся обладают значительным учебным опытом, они быстрее овладевают коммуникативными умениями.
 
                                     
                         
                         
                         
                         
                        