12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна35
Россия, Ярославская обл., Углич

Знакомство с гласными буквами.

Конспекты занятий для детей 5-6 лет.

 

Конспект №1. А-Я

 

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Какое сейчас время года, месяц, число, день недели?

 

Мимическая гимнастика.

Покажи мимикой. Как ты выглядишь:

- когда расстроен;

- когда радостный;

- когда удивленный

 

Игра «Имена» (знакомство) – каждый ребенок по очереди называет свое имя, определяет, на какую букву имя начинается, придумывают слово на эту букву.

 

Загадки:

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор…(Айболит) – картинка вывешивается на доску.

Когда спело, душисто,

Румяно, золотисто,

Будто мёдом налилось -

Видно семечки насквозь. (Яблоко) - картинка вывешивается на доску.

Айболит, Яблоко – какие буквы слышите в начале слова? (ответы детей)

 

Работа с карточками (у педагога две карточки с буквами: А – красного цвета, Я- зеленого цвета)

Повторяем за мной (несколько раз педагог говорит, показывая букву, дети повторяют):

Это – А

Это – Я

Далее педагог говорит только «Это - …» (дети должны назвать букву)

 

Где живут наши буквы?

На обложке букваря

Друг за дружкою стоят

Тридцать три девицы-

Все красавицы. (Алфавит)

- Правильно!

- Какой звук вы слышите в начале слова? [А]

- Посмотрите! (Вывешивается буква рядом с Айболитом)

 

При произношении звука [А] широко открыт рот, язык лежит спокойно, воздух проходит свободно.

- Давайте споем песенку: а-а-а-а-а-!

 

Буква Я

Всегда была

Всем и каждому мила,

Но советую, друзья,

Помнить место

Буквы Я (обращаем внимание, что А стоит в начале азбуки, Я – конце)

При произношении буквы Я кончик языка касается нижних зубов, спинка языка сильно выгнута горкой, голосовые связки работают.

 

- Посмотрите (Вывешивается буква рядом с Яблоком)

- Давайте споем песенку: ййй-а-а-а-а-а-а!

- Что заметили, ребята? (в начале слова появляется й, а тянется ааааааа!)

- Буква я состоит из двух звуков: Й и А.

 

Работа с карточками.

Повторяем за мной (несколько раз):

Это – А

Это – Я

 

Чистоговорка:

Я-я-я – дружная семья;

Ая-ая-ая – в небе птичек стая;

Ля-ля-ля – ест траву косуля;

Ля-ля-ля – щедрая земля;

Я-я-я – вот и сказка вся

 

Доскажи словечко:

Вдаль зовёт его дорога.

Светофор мигает строго.

Он проедет много миль,

легковой.... (автомобиль)

Под колёсами не глобус.

В парк весь класс везёт.... (автобус)

Прячьтесь куры!

В небе ясном

Черной тенью кружит (ястреб)

 

Автомобиль, автобус, ястреб, яблоко – четвертый лишний.

 

Динамическая пауза.

Раз – два, раз – два! (Наклоны туловища).

Замелькали пятки. (Бег на месте).

Как чудесно босиком

Бегать на зарядке! (Прыжки на месте).

Умеют все ребятки

С носочков встать на пятки, (Перекаты с носков на пятки).

Вдохнуть и потянуться, (Руки вверх).

Присесть и разогнуться. (Приседают, встают)

Вот так, вот так.

Присесть и разогнуться. (Приседают, встают).

 

Напишем пальчиком букву А, Я в воздухе.

Букву А- Я собираем из палочек.

Игра «Маша-растеряша»:

Педагог рассказывает детям историю о том, как девочка Маша пошла в лес за хворостом, но её испугал треск в кустах. Она так сильно бежала, что весь хворост растеряла. Помогите Маше собрать его в буквы (по группе рассыпаны счётные палочки). Дети ходят по кругу и говорят слова:

Маша по лесу гуляла,

В лесу хворост растеряла,

Ты Машуле помоги:

Буквы в хворост собери.

Дети по заданию воспитателя собирают от 2 до 6 хворостинок и составляют определённую букву (А – 3, Я – 6)

 

Письменное задание

- Раскрась буквы А и Я красным карандашом;

- Обведи и раскрась только те яблоки, на которых буква Я написана правильно.

- Добавь недостающие элементы буквам А и Я.

 

Подведение итогов занятия.

 

Информационные источники:

Загадки // https://hvatalkin.ru/zagadka/1254

Игры и упражнения для подготовки детей к обучению грамоте // https://www.pdou.ru/categories/2/articles/585

 

 

 

Конспект №2. О-Ё

 

Организационный момент.

Послушайте внимательно загадки:

С длинными ушами, но не заяц,

Серый, но не волк,

Упрямый, но добрый,

С копытами, но не лошадь? (Ослик) - вывешивается картинка

- Какой первый звук в слове ОСЛИК? (О - гласный).

- На что похожа буква о?

2) Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот быстрых ножек?

Это наш приятель… (ёжик) - вывешивается картинка

- Какой первый звук в слове ЁЖИК?

А ещё ребята, Ё состоит из двух звуков. Кто знает каких? ([й,о]– [й,] + [о] = ё)

- На что похожа буква Ё?

 

Работа с карточками

- Повторяем за мной (несколько раз):

Это – А

Это – Я

Добавляем:

Это – А

Это – Я

Это – О

Это – Ё

Далее педагог говорит только «Это - …» (дети должны назвать букву)

 

Игра «Магазин»

Цель: упражнять детей в подборе слов на заданный звук; развивать память, мышление, воображение, выразительность имитационных движений. Материал: не требуется. Ход игры. Дети становятся в круг, взявшись за руки. В его центре водящий («покупатель»), он задаёт букву, на которую дети придумывают слова. Дети ведут хоровод со словами:

Дзынь-дзынь-дзынь,

Открываем магазин.

Заходите, заходите,

Покупайте, что хотите.

Покупатель говорит, например: «Хочу купить предметы на букву О».

Дети говорят слова на заданный звук и изображают эти предметы с помощью мимики и жестов.

 

Динамическая пауза.

- Пока играет музыка – вы танцуете. Как только музыка останавливается, я загадываю букву, а вы ее должны изобразить.

Ё – руки вверх ладонями вперед;

О – руки на талию;

А – руки над головой домиком;

Я – одна рука к голове, нога выставляется в сторону

 

Составление текста по опорным картинкам «Ёжик» (педагог выставляет картинки по очереди, сопровождая рассказом)

- Ежик шел по лесу и увидел яблоки. Захотел унести с собой, но не смог все сразу.

- Зверёк залез на дерево, повис на ветке иголками вниз.
- Он спрыгнул с ветки.

- Все яблоки накололись на иголки. Довольный хитрец побежал домой.

 

t1707137890aa.jpg

 

- В каких словах гласная Ё стоит в начале слова?

- Кто сможет рассказать историю по картинкам?

 

Чистоговорка:

Ёд-ёд-ёд – зимой на речке лед,

Ёд-ёд-ёд – мы идем вперед,

Ёк-ёк-ёк – веселый был денек.

Ёк-ёк-ёк – в поле вырос василек

 

Напишем пальчиком букву О, Ё в воздухе.

 

Ребята, перед вами доска с липкой лентой и коробочка с фасолью. Давайте выложим для ослика и ёжика красивую ёлочку. Какие звуки встретились в слове "ёлочка"; где находится "Ё", "О"?

Письменное задание.

Подведение итогов занятия.

 

Информационные источники:

Игры на выделение звука в слове // https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2021/11/03/igry-na-vydelenie-zvuka-v-slove

Методическое пособие «Занимательная азбука» // https://multiurok.ru/files/posobie-po-obucheniiu-gramote-1.html

 

 

 

Конспект №3. У-Ю

 

Организационный момент.

Работа с карточками (педагог говорит, дети повторяют)

«Это — А»

«Это — Я»

«Это — О»

«Это — Ё»

 

Рассмотрите картинку (Мальчик произносит звук [у]) Какой звук произносит маль­чик? Как вы догадались? Что (кто) еще может издавать такой звук? У-У-У

- При произнесении звука [у] губы рисуют маленький кру­жок.

- Посмотрите на изображения самолетов. Как вы думаете, какой самолет летит ближе к вам? А какой — дальше от вас? Почему вы так решили?

t1707137890ab.jpg

- Догадайтесь, гул какого самолета звучит громко, вот так. (Педагог произносит звук [у] громким голосом. Дети: «Большого самолета».) А гул какого самолета зву­чит тихо? (Педагог произносит звук [у] тихим голосом. Дети: «Маленького самолета».) Как вы догадались?

- А теперь сами пропойте песенку большого самолета; ма­ленького самолета. (Педагог следит за тем, чтобы при показе на соответствующий рисунок и произнесении звука [у] дети изменяли силу голоса.)

- Педагог предлагает кому-то из детей загадать, а осталь­ным детям отгадать, гул какого самолета звучит. (Ребе­нок произносит звук [у], меняя силу голоса, дети пока­зывают на соответствующий самолет.)

 

3. На что похожа буква У? (ответы детей)

У - улитка на дорожке –

Смело выпустила рожки.

Уходите-ка с пути!

Не мешайте дом везти. (педагог вывешивает на доску картинку улитки – рядом букву У)

«Это — У» (повторяют)

 

4. Загадки:

Кручусь, верчусь, и мне не лень

Вертеться снова целый день. (Юла)

Здесь не бывает снежных вьюг,

Не север здесь, а жаркий… (юг)

Это женская одежда,

У нее у дам надежда.

Красива ли шубка, не коротка ли… (юбка)

Этот маленький матрос

До матроса не дорос.

От горшка он два вершка,

Драит палубу пока (юнга)

«Это — Ю» (повторяют)

 

Чтобы О не укатилась,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотрите, что случилось,

Получилась буква Ю ! (педагог вывешивает на доску картинку юлы – рядом букву Ю)

 

5. Работа с карточками. (Педагог говорит, дети повторяют)

«Это — А»

«Это — Я»

«Это — О»

«Это — Ё»

«Это — У»

«Это — Ю»

 

6. Физкультминутка «Буквы на спине»

Дети встают в круг, педагог «пишет» на спине ребенка своим указательным пальцем или тупым концом карандаша известную ему букву. Спросите, какую букву вы написали. Таким образом полезно запоминать буквы, которые ребенок не может по каким-либо причинам твердо выучить. Можно предложить кому-то из детей стать водящим.

 

7. Игры с буквами.

«Прятки» (Большие буквы и маленькие) Большие буквы положите сверху и накройте их маленькими. Маленькие братики спрятались под большими и поменялись местами, чтобы (имя ребенка) их не нашла. Угадай, какой маленький братик спрятался под большим братом О? Правильно, под О спрятался Ё! А под А? Правильно, Я!

«Ворона». Буквы вывешиваются на доску парами. Педагог водит руками над карточками со словами: «Ворона летела, летела, летела, летела и… буковку съела». Быстро накрывает ладонью одну из букв: «Какую букву ворона съела?»

«Карты». Педагог перетасовывает карточки, выбирает одну и кладет перед детьми по очереди: «Что это?» Если назвал - забирает, если нет - карточка остается у педагога. Сначала лучше выбрасывать карточки парами: сначала О,за ней ЁА — Я и т.д. Если педагог видит, что дети не испытывают затруднений и все называют правильно, педагог показывает в обратном порядке и вразнобой.

 

8. Письменное задание.

9. Повторение. Работа с карточками. (педагог говорит, дети повторяют)

«Это — А»

«Это — Я»

«Это — О»

«Это — Ё»

«Это — У»

«Это — Ю»

 

Информационные источники:

10 гласных букв за 5 занятий // https://dzen.ru/a/XlEF1btKbTaLje3D

Загадки // https://hvatalkin.ru/zagadka/1254

 

 

 

Конспект №4. Ы-И

 

Мимическая гимнастика «Облака»
По небу плыли облака, а я на них смотрел.
И два похожих облачка найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь и даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам всё расскажу сейчас.

(наблюдение за воображаемыми облаками с выражением интереса на лице)
Вот облачко весёлое смеётся надо мной:
-Зачем ты щуришь глазки так? Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним: Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку махал я вслед рукой.

(мышцы лица расслабляются, на нём появляется улыбка)
А вот другое облачко – расстроилось всерьёз:
Его от мамы ветерок вдруг далеко унёс.
И каплями-дождинками расплакалось оно…
И стало грустно-грустно так, а вовсе не смешно.

(Выражение грусти на лице: уголки губ опущены, лоб сморщен, брови немного сдвинуты)
И вдруг по небу грозное страшилище летит
И кулаком громадным сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья, но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище пустилось наутёк.

(выражение страха: глаза широко раскрыты, брови сдвинуты, рот открыт в виде буквы «о», лицо напряжено)
А маленькое облачко над озером плывёт,
И удивлённо облачко приоткрывает рот:
«Ой, кто там, в глади озера Пушистенький такой?
Такой мохнатый, мягонький, летим, летим со мной!»

(Выражение удивления: глаза и рот широко открыты)
Так очень долго я играл и вам хочу сказать,
Что два похожих облачка не смог я отыскать.

 

Работа с карточками (педагог говорит, дети повторяют)

«Это — А»

«Это — Я»

«Это — О»

«Это — Ё»

«Это — У»

«Это — Ю»

 

Показываю несколько картинок: это что? Кукла, пирамида, машина, самолет, заяц, телефон, барабан. Все вместе это что? Игрушки. Слово «игрушки» начинаются на букву И (повесить на доску, произнести и-и-и-и-и!)

Буква И добрая, веселая буква (показать)

Буква И дружит с буквой Ы, хотя буква Ы вредная, даже когда мы ее произносим, мы скалимся (показать, произнести ы-ы-ы-ы-ы!)

 

t1707137890ac.jpg

 

Добавляем карточки:

Это – Ы

Это – И

 

Как вы думаете, почему вредничает буква Ы? Не знаете? Давайте попробуем придумать слово на букву Ы (пытаются придумать) Я поняла, ребята! Она вредничает, потому что нет слов, которые бы начинались на букву Ы.

 

Мы услыхали от совы,

Что нету слов на букву Ы (Заучиваем стихотворение с детьми)
 

Буква Ы может превращать предметы во много.

Кукла – куклы, пирамида – пирамиды, машина – машины, самолет – самолеты, заяц – зайцы, телефон – телефоны, барабан – барабаны.

Вот посмотри, буква Ы, ты тоже очень важна в нашем алфавите. (буква Ы улыбается)

 

t1707137890ad.jpg

 

Динамическая пауза: Если услышали букву Ы – хлопаем, И – топаем.

 

Чистоговорка:

ли-ли-ли-веселые цапли

фы-фы-фы-быстрые грифы

ки-ки-ки-громкие кукушки

ны-ны-ны-смелые пингвины

 

Видео: Учим буквы с котом Кузей и псом Барбосом (И)

Работа с карточками (Педагог говорит, дети повторяют)

«Это — О»

«Это — Ё»

«Это — У»

«Это — Ю»

«Это – Ы»

«Это – И»

 

Домики – вставить пару: О-Ё, У-Ю, И-Ы

t1707137890ae.jpgt1707137890af.jpg

 

Закрепляем образ буквы: закрашиваем кружок «И» - зеленым, «Ы» - красным.

 

t1707137890ag.jpg

 

Информационные источники:

Психогимнастика на уроках Развития речи// http://iemcko.ru/5706.html

 

 

 

 

Конспект №5. Э-Е

 

Организационный момент.

Развитие речевого аппарата:

- «Удивились – рассердились» (чередуем до 5 раз).

- «Надули щеки – сдули щеки» (чередуем до 5 раз).

- «Трубочка – улыбочка» (чередуем до 5 раз).

 

Работа с карточками (педагог говорит, дети повторяют):

Это – О

Это – Ё

Это – У

Это – Ю

Это – Ы

Это – И

 

3. Послушайте слова (вывешиваются картинки на доску):

- ель, ежевика, енот

- экскаватор, эклер, эскимо

 

Вешаем буквы Е и Э

Это – Е

Это – Э

 

Наш енот очень любит эскимо. А вы любите эскимо?

(играем с мячом: посчитать енотов, эклеры; назвать ласково)

 

4. Развитие речи: Измени по образцу: У енота есть:

Зуб – зубище (большой) – зубик (маленький)

Глаз –…

Нога –…

Голос –…

 

5. Физкультминутка:

Руки к верху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей

 

6. Чистоговорка:

Ме-ме-ме -светлячки видны во тьме.

Не-не-не -пляшут рыбки на волне.

Ре-ре-ре -носим воду мы в ведре.

Ле-ле-ле -стоит чашка на столе.

Ве-ве-ве -васильки растут в траве.

 

 

7. Отгадайте загадки:

Есть в лесу, ребята, чудо. 

Если говорить с ним буду -

Повторяет всё за мной,

Словно микрофон лесной.

Невидимкою живёт

Это чудо круглый год.

Средь деревьев оно бродит

Рифмы нам в лесу находит

Это тайна и потеха -

Разговорчивое ... (Эхо)

 

Игра: Эхо (загадываем слово – передаем по кругу, что получилось в конце?)

 

7. Образ буквы:

- На что похожа буква Е?

- На что похожа буква Э?

 

8. Игра: Карты

9. Задания на листах

10. Повторение

 

Информационные источники:

Физкультминутки // http://rus.myskimou7.edusite.ru/p80aa1.html

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.