Занятие на тему «Знакомство с традиционной русской игрушкой» (1 класс)

1
0
Материал опубликован 29 January в группе

Презентация к занятиюPPTX / 56.66 Мб

/data/files/a1706521191.pptx (Презентация к занятию)Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» города Можги Удмуртской Республики

 

 

 

 

 

Методическая разработка

открытого занятия

в объединении «Мастерская мягкой игрушки»

 

Знакомство с традиционной русской игрушкой

Номинация: методическая разработка

 

 

 

 

 

 

Автор:

Головко Людмила Александровна,

педагог дополнительного образования,

высшая квалификационная категория

 

 

 

Можга, 2023

АННОТАЦИЯ

Занятие — основано на знакомстве учащихся с народным творчеством, проводится в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации.

Целью занятия является знакомство с традиционной русской игрушкой, материалами из которых она изготавливалась, регионами России, где она появилась, а также учащиеся смогут самостоятельно изготовить тряпичную куклу.

Представленное занятие знакомит учащихся с культурным наследием, как частью материальной и духовной культуры, созданной прошлыми поколениями, выдержавшей испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое.

Занятие не предусматривает предварительной подготовки учащихся, рассчитано на учащихся 1-2 классов.

Ориентировочное время проведения 45 минут.

Данная разработка будет иметь свою практическую значимость так как данное занятие в доступной форме формируют представление о народной игрушке в нашей стране, о народных традициях.

 

Пояснительная записка

Данное занятие разработано согласно учебному плану дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мастерская мягкой игрушки» первого года обучения. Занятие проходит согласно содержанию раздела «Мягкие игрушки по мотивам русских народных сказок и былин».

Состав группы I года обучения формируется из детей 7-8 лет.

Занятие длится 45минут.

Цель: Познакомится с традиционной русской игрушкой и изготовить тряпичную куклу.

Задачи:

Познакомить детей с традиционной русской игрушкой;

Развивать навыки самоконтроля, умение работать с материалами и инструментами;

Развивать: внимательность, точность, аккуратность, самостоятельность;

Воспитывать уважительное отношение к истории русской игрушки.

Методическое оснащение занятия:

Проектор, экран, ноутбук:

Технологическая карта;

Презентация;

Коробочки с материалами и инструментами,

Брусок дерева, пучок соломы, глина, кусочки ткани (Приложение 1)

Игрушка «осьминог-вывернушка» – для выражения эмоций учащихся (Приложение 2)

Народные игрушки: матрешка, кукла закрутка, деревянная лошадка, глиняная фигурка, соломенная фигурка (Приложение 3)

Методы обучения: объяснение, показ наглядного материала, фронтальный опрос, практическая работа.

Тип занятия: комбинированное

Технологии: Информационно-коммуникативной технологии, приемы игровой технологии.

Планируемые результаты занятия:

Личностные

- учащийся получит возможность общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

- прививается уважительное отношение к традиционной русской игрушке;

Предметные

- учащийся получит возможность сформировать знания о традиционной русской игрушке,

- умение работать с инструментами и приспособлениями;

Метапредметные

- учащийся получит возможность самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, выполнение задания, возникающие сложности при выполнении;

- учащийся получит возможность наблюдать и делать самостоятельные простые выводы, с помощью педагога выделять и обосновывать результаты работы.

 

Содержание занятия

План занятия

1. Подготовительный блок – 2 мин.

2. Основной блок

2.1. Подготовительный - 3

2.2. Усвоение новых знаний – 15 мин.

2.3. Практическая работа – 20 мин.

3. Итоговый блок

3.1. Подведение итогов – 1 мин.

3.2. Рефлексия –2 мин.

3.3. Информационный этап и уборка рабочего места - 2 мин.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ БЛОК

Оргмомент, мотивация

Организационный этап.

Проверка присутствующих, их готовность к занятию.

Приветствие «Здравствуйте девочки!»

Психологический настрой

- Сегодня мы не будем шить, но каждая из вас унесет игрушку. Вам интересно, как это можно сделать?

- Все ли готовы к занятию?  Тогда начнем! (Приложение 4, Слайд 1)

ОСНОВНОЙ БЛОК

Подготовительный этап

Россия – одно из крупнейших многонациональных государств мира. В нашей стране проживает более 190 народов, каждый из которых богат своим уникальным культурным наследием и традициями. [6]

«Забота о сбережении нашего уникального исторического, культурного, духовного наследия - один из ключевых государственных приоритетов», — отмечает наш президент В.В. Путин. [5] (Приложение 4, Слайд 2)

Знакомство с наследием народов России проводится в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации.

Универсальное значение понятия (Приложение 4, Слайд 3) «Культурное наследие» включает не только материальные движимые и недвижимые объекты – памятники архитектуры, музейные, архивные и библиотечные фонды, произведения искусства, но и нематериальное культурное достояние, выраженное в родном языке, фольклоре, традициях, праздниках и обрядах, памятных и исторических датах, народных промыслах и ремеслах. [6]

Цель: Познакомится с традиционной русской игрушкой и изготовить тряпичную куклу. (Цель размещена только на слайде презентации) (Приложение 4, Слайд 4)

Сегодня на нашем занятии, я предлагаю познакомится с традиционной русской игрушкой.

Русская народная игрушка является важным народным элементом и памятником традиционной культуры русского народа. Она представляет собой вид народного творчества, в котором соединяются средства декоративно-прикладного и изобразительного искусства, музыкальные элементы. (Приложение 4, Слайд 5)

Что для вас значит игрушка? Какая самая любимая ваша игрушка?

_____________________________________________________Ответы детей

Русская народная игрушка имеет различную символику. (Приложение 4, Слайд 6)

Например, игрушка в форме солнца, коня-качалки, качелей является символом благополучия.

Игрушка в форме яйца, петуха — символом неба. Олень символизирует солнечный свет, мир на земле и счастливый брак. Медведь является символом силы и богатства.

Жители определенного региона на протяжении столетий создавали и передавали из поколения в поколение самобытные традиции изготовления народной игрушки, которая являлась своеобразной, оригинальной и сочетала в себе национальные особенности определенного региона России. По внешним особенностям русской народной игрушки можно было понять, в какой именно местности ее смастерили. [7] (Приложение 4, Слайд 7)

Из какого материала делали русские народные игрушки?

_______________________________________________________Ответы детей

Для изготовления игрушек на Руси издавна использовали 4 вида материалов:

А теперь я предлагаю вам поиграть. В коробочке хранятся 4 вида материала из которых в старину изготавливали игрушки, и мы сейчас с вами поиграем.

Игра: Угадать, что хранится в коробочке.

(Педагог зачитывает описание, дети дают ответ)

Это очень популярный на Руси материал. Фигурки вырезали из мягких пород: липы, ивы, тополя, ольхи, каштана. Самые простые игрушки представляли собой сучки, только слегка подправленные ножом. Из этого материала изготавливали коников, птиц, дудочки и символ России – матрешку.

Ответ: Дерево. (Показ материала, дети трогают материал, передают следующему) (Приложение 4, Слайд 8; Приложение 1)

Одна из наиболее традиционных областей русского народного искусства. Мастера лепили реальные и воображаемые предметы и образы, а затем наносили яркий узор. В разных регионах использовался свой способ лепки, вид материала, цвет красок и орнамент. Многие игрушки были свистульками. [2]

Ответ: Глина. (Показ материала, дети трогают материал, передают следующему)

Износившуюся одежду, мешки и постельное белье в старину не выкидывали, а делали из них куклы-обереги. Самыми охранными считались куколки, сделанные без ножниц и иголки. Рвали руками, а потом складывали или перевязывали нитками в определенном порядке. Лицо по традиции оставляли белым.

Ответ: Ветошь или старая ткань (Показ материала, дети трогают материал, передают следующему)

Почти на каждый праздник древние славяне изготавливали гигантские фигуры. Яркий тому пример – чучело Масленицы. Маленьких куколок плели в основном на потеху детишкам. Пучок перевязывали жгутом так, чтобы получились голова, руки, ноги и туловище. Часто куколка делалась на ходу, когда шли работы в поле.

Ответ: Солома. (Показ материала, дети трогают материал, передают следующему)

А теперь скажите, знаете ли вы какие игрушки делали на Руси?

Игрушки, выполненные из глины и раскрашены руками, они несут особенную любовь и теплоту своему обладателю. (Приложение 4, Слайд 9)

Абашевская русская народная игрушка выполняется из глины. Ее название происходит от села Абашево Пензенской губернии, работы которых ценились по всей России.

Сюжеты игрушки разнообразны, среди основных — животные и птицы, главная особенность игрушек — чересчур длинное туловище с шеей и короткие лапы.

Дымковская русская народная игрушка, широко известна и по сей день дымковская русская народная игрушка, которая также делается из глины. Умельцы трудились в слободе Дымково в одиночку и семьями.

Узоры, используемые при росписи дымковской игрушки, тесно связаны с народными верованиями, символами природы.

По всей России и в зарубежье известна глиняная Каргопольская игрушка. Название изделия происходит от древнего города Каргополь Архангельской губернии. Герои местных мастеров — простые русские люди, работающие в поле, пахари и сеятели, которые отдыхают в период обеда, женщины, которые стирают белью и нянчат детишек. Часто мастера создавали не только существующих, но и вымышленных зверей.

Филимоновская русская народная игрушка Игрушку изготовляли в деревне Филимоново Одоевского района Тульской губернии. Игрушка выполняется в виде барыни, крестьянки, солдата, танцующей пары, а также в форме животных, зверей и фантастических лесных существ. Большинство филимоновских игрушек используются в качестве свистулек. [2]

Игрушки из дерева - этот натуральный материал он обладает природной энергетикой и теплом. (Приложение 4, Слайд 10)

Богородская русская традиционная игрушка происходит из села Богородское, Московской губернии. Игрушки выполняются в основном из липы. Богородские игрушки редко разукрашивают или расписывают. Сюжеты богородской игрушки разнообразны — это герои сказок и басен.

Городецкая игрушка изготавливали ее в г. Городец, Нижегородская область. Основой ранних игрушек служила балбешка (часть полена). Получались как человеческие фигуры (барыни, няньки, кормилицы), так и подобия животных (коты, петухи).

Деревянная Мазыкская русская народная игрушка является весьма редкой. Она изготавливалась для родственников — детей, жен, родителей. Сюжеты мазыкской игрушки разнообразные: люди, животные, птицы.

Во всем мире известна и любима русская матрешка. Родиной матрешки считается город Сергиев Посад, где впервые была изготовлена деревянная барыня, из которой при раскрытии появлялись 8 подобных женских фигурок разного размера. Девиц изображали в традиционных нарядах и обязательно в платке.

Птица счастья — игрушка, выполненная с использованием особой техники из дерева. Происходит она из Архангельской губернии. Птицу счастья обыкновенно подвешивали под потолком в переднем углу деревенской парадной комнаты, где располагался стол с лавками. Когда на стол помещали кипящий самовар, резная птица, повинуясь потокам горячего воздуха, медленно и торжественно начинала вращаться вокруг оси. (Приложение 4, Слайд 11)

Физкультминутка. А сейчас, я предлагаю встать и размяться, давайте представим, что вы стали птицей счастья и вы красиво кружитесь от потока воздуха и машите крыльями.

Соломенные куклы (Приложение 4, Слайд 12)

Соломенную куклу можно увидеть в народном творчестве многих стран мира. Древние славянские традиции живы до сих пор. Каждую весну, мы отмечает праздник Масленицы, когда мы прощаемся с зимой и встречаем весну. После угощения вкусными и ароматными блинчиками люди собираются на обряд и поджигают большую соломенную куклу (она означала Зиму). В древние времена, после того, как соломенное чучело было сожжено, пепел от соломы собирали и развевали над полями, это символизировало будущее возрождение в зернах и богатый урожай.

Куклы-стригушки делались из соломы, часто буквально в поле, чтобы успокоить и развлечь малыша. Дома с ней можно было играть веселее – обряженный в тряпичное платье и обрезанный снизу, этот пучок соломы мог стоять на столе или на полу, а от вибрации – топота или стука – стригушка «танцевала».

Тряпичные куклы (Приложение 4, Слайд 13)

Древние куклы, которыми игрались деревенские малыши много веков назад, совершенно непохожи на их пластиковых сестричек, которых предпочитают дети нашего времени. Популярность их на протяжении долгого периода обеспечивалась простотой изготовления. Для создания куклы требовались обрывки ткани и наполнитель, которым часто выступала обычная зола. Если же за выделку бралась мастерица, то её куклу можно было подарить, настолько красиво смотрелась на ней одёжка и украшение.

Вы посмотрели игрушки, которыми играли наши прабабушки и прадедушки.

Производство игрушек в Древней Руси было национальным промыслом. По старинным игрушкам можно изучать историю и географию страны.

Игрушечные промыслы разных областей Древнейшей Руси имели отличия, и по манере обработки поверхности или по стилю росписи можно сразу определить, откуда произошла та или иная игрушечная фигурка. Самыми распространенными материалами для изготовления были дерево, глина, солома, ткань. Сегодня древнерусские игрушки украшают экспозиции тематических музеев, хранятся в частных коллекциях, а во многих регионах мастера продолжают создавать и расписывать игрушки, бережно храня традиции своих предков. [3]

Для закрепления нашей темы, определите, из какого материала сделаны эти игрушки. (Педагог показывает образцы игрушек) (Приложение 3)

_______________________________________________________Ответы детей

А теперь мы переходим к практическому заданию.

Практическая работа.

Изготовление Обрядовой куклы «Пеленашка» [2] (Приложение 4, Слайд 14)

Материалы для изготовления куклы

- прямоугольник ветоши;

- красные нитки;

- белый прямоугольный лоскут ткани;

- яркий лоскуток для косыночки;

- 2 квадрата цветной ткани для пеленки и одеяльца;

- атласная ленточка.

Технологическая карта. (Приложение 5)

Приготовить материалы и оборудование (Приложение 4, Слайд 15)

Свернуть трубочкой ветошь (Приложение 4, Слайд 16)

Завернуть трубочку в белую ткань (Приложение 4, Слайд 17)

Перевязать красной нитью в двух местах, зрительно поделив трубочку на три части. (Приложение 4, Слайд 18)

С одного конца повязать на «голову» младенца лоскут-косыночку. (Приложение 4, Слайд 19)

Поместить тельце в пеленочку. (Приложение 4, Слайд 20)

Сформировать из квадратного лоскута-одеяльца конверт. (Приложение 4, Слайд 21)

Повязать красивой лентой, и завязать на бант. (Приложение 4, Слайд 22)

Все выполнили работу? У кого получилось аккуратно подняли вверх правую руку, у кого красиво левую руку. (Приложение 4, Слайд 23)

Кто поднял вверх обе руки молодцы.

Русские народные игрушки многообразны. Это и свистульки из глины, и всевозможные расписные статуэтки, матрешки, куколки из соломы, тряпичные куклы-обереги, резные фигурки из дерева.

Сегодня, мы познакомились с традиционными народными игрушками узнали из чего их делают и что они значат для своего народа.

ИТОГОВЫЙ БЛОК

Итоговый этап

А теперь я вернусь к слайду, который был на экране в начале нашего занятия.

Цель: Познакомится с традиционной русской игрушкой и изготовить тряпичную куклу.

(Приложение 4, Слайд 24)

- Как вы думаете, цель нашего занятия выполнена? _______________________________________________________ Ответы детей

Я передам нашего осьминога, выразите с его помощью, настроение, с которым прошло сегодняшнее занятие. (Педагог передает игрушку «осьминог-вывернушка», дети с его помощью выражают свои эмоции о занятии)

(Приложение 2)

Рефлексия

- Пригодилась ли сегодня вам иголка?

- Кто считает, что его работа выполнена аккуратно?

- В чем сложность вашей работы?

- Может ли ваша работа стать подарком другу?

- Какие игрушки вы запомнили и из какого материала они были выполнены?

_______________________________________________________Ответы детей

Информационный этап.

Сегодня вы познакомились с традиционными русскими игрушками, узнали из чего их делали. Изготовили куклу «Пеленашку».

На следующих занятиях мы познакомимся с Ярило-Солнцем.

А сейчас настало время убрать свои рабочие места.

Список литература

 

1. Клиентов, А. Е. / А. Е. Клиентов Народные промыслы [Текст] / Клиентов, А. Е. / А. Е. Клиентов — . — Москва: Белый город, 2004 — 47 c.

2. Древние народные игрушки России: не только куклы для игры, но и обереги /[Электронный ресурс] // Развивашка. Онлайн.: [сайт]. — URL: https://razvivashka.online/poznavatelnoe/russkie-narodnye-igrushki?ysclid=lob6yj2l11231521692 (дата обращения: 30.10.2023).

3.Русская народная игрушка для детей. / [Электронный ресурс] // RARITETUS : [сайт]. — URL: https://www.raritetus.ru/texts/igrushki-drevney-rusi/ (дата обращения: 30.10.2023).

4. Чудесный мир народной игрушки. / [Электронный ресурс] // Централизованная городская централизованная система.: [сайт].—URL: https://www.citylib-tyumen.ru/for_readers/chitatelyam-ot-0-do-3-kh-let-2/chudesnyj-mir-narodnoj-igrushki (дата обращения: 30.10.2023).

5. Виктория Карташева Путин назвал сбережение культурного и духовного наследия приоритетом государства / Виктория Карташева [Электронный ресурс] // Парламентская Газета. : [сайт]. — URL: https://www.pnp.ru/politics/putin-nazval-sberezhenie-kulturnogo-i-dukhovnogo-naslediya-prioritetom-gosudarstva.html?ysclid=lob5hu5pek152641026 (дата обращения: 30.10.2023).

6. Год культурного наслелия. / [Электронный ресурс] // : [сайт]. — URL: www.culture.ru (дата обращения: 30.10.2023).

7. Русская народная игрушка / [Электронный ресурс] // Русская Вера.: [сайт]. —URL: https://ruvera.ru/russkaya_narodnaya_igrushka?ysclid=lob6myw2tk80895910 (дата обращения: 30.10.2023).

 

 

 

 

t1706520948aa.gifПриложения

Приложение 1

 

Приложение 2

t1706520948ab.gif
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

t1706520948ac.jpgt1706520948ad.gift1706520948ae.gif

t1706520948af.jpg

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

t1706520948ag.jpg

Слайд 1

 

 

 

t1706520948ah.jpg

Слайд 2

 

t1706520948ai.jpg

Слайд 3

t1706520948aj.jpg

Слайд4

 

t1706520948ak.jpg

Слайд 5

t1706520948al.jpg

Слайд 6

 

t1706520948am.jpg

Слайд 7

t1706520948an.jpg

Слайд 8

 

t1706520948ao.jpg

Слайд 9

t1706520948ap.jpg

 

Слайд 10

 

t1706520948aq.jpg

Слайд 11

t1706520948ar.jpg

 

Слайд 12

t1706520948as.jpg

 

Слайд 13

t1706520948at.jpg

Слайд 14

 

t1706520948au.png

 

Слайд 15

t1706520948av.png

 

Слайд 16

t1706520948aw.png

 

Слайд 17

t1706520948ax.png

Слайд 18

 

t1706520948ay.png

Слайд 19

t1706520948az.png

Слайд 20

 

t1706520948ba.png

Слайд 21

 

 

t1706520948bb.png

Слайд 22

 

t1706520948bc.jpg

Слайд 23

t1706520948bd.jpg

Слайд 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Технологическая карта.

Описание работы

Фото работы

1.

Приготовить материалы и оборудование

t1706520948be.png

2.

Свернуть трубочкой ветошь

t1706520948bf.png

3.

Завернуть трубочку белую ткань

t1706520948bg.png

4.

Перевязать нитью в двух местах, зрительно поделив трубочку на три части.

t1706520948bh.png

5.

С одного конца повязать на «голову» младенца лоскут-косыночку.

t1706520948bi.gif

6.

Поместить тельце в пеленочку.

t1706520948bj.gif

7.

Сформировать из квадратного лоскута-одеяльца конверт.

t1706520948bk.gif

8.

Повязать красивой лентой, и завязать на бант.

t1706520948bl.gif

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации