Внеклассное мероприятие на тему «Знаменитые выпускники школы: Поляков Дмитрий Антонович»
Пояснительная записка к презентации
(Слайд 1) Сегодня мы вновь собрались в стенах Слободской школы. Она небольшая, незаметная, находится в сельской глубинке, и может показаться, что в масштабах нашей огромной страны такая деревенька - «букашка», не играет никакой роли и не важна. Приоткроем же страницы её истории и узнаем, так ли это. Ведь на самом деле маленькая Панинская Слобода связана с людьми, прославившимися на всю Россию.
В 1930 году в Панинской Слободе в семье с восемью детьми родился Поляков Дмитрий Антонович, ставший заслуженным скульптором России. Он учился в стенах этой школы.
(Слайд 2) Дмитрий Антонович Поляков является нашим земляком, современником, прожил долгую и плодотворную жизнь, является патриотом своей Родины, и его наследие может оказать благотворное влияние на соотечественников. Его творчество проникнуто тонким чувством русской истории. Однако в краеведческой литературе о нем не упоминается, что является большой несправедливостью. Поэтому очень важно прикоснуться к жизни этого удивительного человека.
Личность Дмитрия Антоновича Полякова, как нашего современника, еще не получила достойного освящения в краеведческой литературе, поскольку великое видится на расстоянии, и с течением времени интерес к ней будет нарастать. Его творчество уже становится объектом исследования искусствоведов, однако он никогда не рассматривался в исследованиях именно с точки зрения краеведения, как уроженец сельской глубинки Старожиловского района.
Становление Д.А. Полякова как человека и скульптора
Согласно родословной, которую Поляков Д.А. составил лично в 2010 году, все известные его предки жили в деревне Панинская Слобода Старожиловского района Рязанской губернии или области. Отца его звали Поляков Антон Прокофьевич (19.08.1892-15.05.1958), мать – Полякова Федосья Ивановна (03.06.1895-30.04.1988). (Слайд 3) Поляков Дмитрий Антонович родился 19 апреля 1930 г. Кроме него в семье было ещё 7 детей: старшие Екатерина, Иван, Дарья, Анна, Семен, Мария, и младший – Владимир).
Когда началась война, ему был 12 год. За безупречную работу на селе во время войны его наградили медалью «За доблестный труд». Является ветераном Великой Отечественной войны.
В конце 1945 года переезжает в Москву, но постоянно приезжал на свою малую родину.
По настоящему увлекся искусством в 16 лет. К этому времени относятся его работы бюсты Ленина и Сталина из белого камня, стоявшие на видных местах в сельском совете и школе, долгое время были гордостью и поклонением таланту. Судьба одного из бюстов была трагична: как рассказывают односельчане, в 60-х годах в связи с развенчанием культа личности Сталина он был затоплен в местной речушке.
В 1949 году поступает учиться в Московскую среднюю художественную школу им. В.И. Сурикова. В 1951 году оканчивает ее и в этом же году поступает в Государственный Московский художественный институт им. В.И. Сурикова, который в 1958 году заканчивает с отличием.
В 1957 году принимает участие в выставке молодых художников. Именно с этого момента исчисляется его творческий стаж. [1]
С 1960 года – член Московского союза художников. Участник многих художественных выставок: Московских, зональных, Всесоюзных. Награжден дипломами и премиями.
Творческое наследие Д.А. Полякова
(Слайд 4) Работал в различных материалах: дерево, камень, металл, керамика, гипс. Множество его монументально-декоративных скульптур представлено по городам России. (Слайд 5) Участник многих конкурсных проектов, в том числе двух конкурсов на Поклонную гору г. Москвы, посвященных Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. По его проекту был выполнен памятник павшим воинам в городе Бабушкине на Байкале. Памятник был открыт в 1991 году и по настоящее время вызывает восхищение жителей и гостей города.
Поляковым Д.А. созданы памятники павшим воинам и в Москве, в Локомотивном депо, Лихоборы, в Киргизии.
(Слайд 6) Его работы находятся в музеях страны. Портрет А.С. Пушкина – в литературном музее Пушкина г. Москвы. Часть работ хранится в частных коллекциях за рубежом, в Москве и других местах России.
Награжден медалью в честь 850-летия г. Москвы.
Приказом Главного управления культуры г. Москва от 30.05.94 Полякову Д.А. присвоена высшая квалификационная категория.
К 50, 60 и 70-летию проводились юбилейные персональные выставки. В 2002 году состоялась персональная выставка в доме скульптора, за которую он получил премию объединения Московских скульпторов.
В 2002 году ему присвоено звание заслуженного художника Российской Федерации.
(Слайд 7) Дмитрий Антонович Поляков – рязанец весь до мозга костей по месту рождения и мировосприятию. Подобный своему земляку Сергею Есенину, магический реалист, скульптор еще и однозначно, православный, создающий русскую магическую и мифическую реальность с удивительной непохожестью и роскошью наполненных смыслами объемно-скульптурных форм. Полякову присуща легко узнаваемая гармония, напоминающая пушкинскую, а мощная творческая энергия мастера вливается в его работы, «оживляя» их.
(Слайд 8) Вся рязанская земля полита, пропитана русской кровью и слезами русских матерей, чьих детей убивали и уводили в плен половцы и ордынцы: осознание Поляковым предельной освященности и русскости этого бытия, этой бесконечно любимой им земли является одним из важнейших пластов его искусства. [2]
Он создавал религиозные, мифологические, сказочные, бытовые композиции, исторические памятники и портретные образы. Через все творчество Полякова проходят несколько тем и сюжетов – христианская тематика, фольклорная, народная, материнства, юности.[3] (Слайд 9) Но наиболее интересна христианская тематика, так как именно в ней наиболее сильно выявлен особенный художественный мир Полякова. Образы «Распятие» (1991), «Мария (фрагмент Распятия)» (1994), «Святой» (2001), «Столп славы» (1993), «Серафим Саровский» (1994), «Древо жизни» (1990), «Жертвоприношение» (1999), «Моление о чаше» (1987) становятся своеобразным лейтмотивом, словно отмечают наиболее важные эпизоды, связываются единой мыслью духовности.
(Слайд 10) Уроженец села Матвеевка Дмитрий Антонович в каникулярное время жил на своей малой родине. Многие и многие его задумки, особенно деревянных скульптур, как он сам говорил, возникали у него именно в Старожиловских местах[4]. Так прогуливаясь по окрестностям в одном из вязов он увидел фигуру Святого. Он спилил это дерево и работал с ним у себя дома. В 2001 г. скульптура была закончена и подарена нашей школе.
(Слайд 11) В своем родном селе, гуляя по местам, где когда-то стояла церковь в честь Космы и Дамиана, Дмитрий Антонович почувствовал душой: «Надо строить. Часовню»[5]. Создав проект и собрав средства (в основном свои), вместе с местными жителями и приезжими построил часовню также в честь св. Космы и Дамиана. (Слайд 12) Начало строительства – 2004 г., окончание - 2008 году. После ее освящения в часовне проводятся молебны, панихиды, отпевания и пр. Позже в 2012 году он помогал в строительстве купальни на Святом источнике в окрестностях Матвеевки.
Стоит также отметить, что Дмитрий Антонович многие годы своей жизни посвятил педагогической работе: (Слайд 13) с 1977 года работал в Детской художественной школе №1, которой впоследствии было присвоено имя художественной школы им. В.А. Серова, за что неоднократно награждался грамотами. Не забывал он и родную школу в д. Панинская Слобода, где проводил среди учащихся лекции по искусству, о чем свидетельствует благодарственное письмо директора школы.
Жизненный путь Дмитрия Антоновича Полякова оборвался в 2015 году, на 85 году жизни, завершив его творческую и педагогическую деятельность. К закату своей жизни он подошёл как муж, дед и прадед, хороший педагог, выпустивший в мир искусства многих, признанный скульптор и художник, человек с богатым духовным багажом. Хочется верить, что жизнь такого человека не позабудется, а найдет свое признание в особенности в родном крае.
Заключение.
Личность Д.А. Полякова очень интересна: это творческий человек, на становление которого повлияла Великая Отечественная война, патриот своей малой и великой Родины, небезразличный к судьбе окружающих его людей, с тонко чувствующей душой. Его творческое наследие многочисленно, и рассмотренные работы завораживают своей таинственностью и глубиной, заставляют о многом задуматься, а жизнь – пример творческого и духовного служения своей Родине. Можно порадоваться, что подобные люди живут рядом с нами.
[1] См. Приложение 1.
[2] Магер И.И. Гипс, дерево, камень… О «магическом реализме» скульптора Дмитрия Антоновича Полякова // Московский журнал. – 2010. - №6 (234) // [Электронный ресурс http://www.mosjour.ru/index.php?id=513]
[3] Портнова Т.В. Концепция «человек и природа» (о некоторых путях развития современной скульптуры на примере творчества Д.А. Полякова) // Объединенный научный журнал. – 2002. - №28. – С.19-28.
[4] Наш земляк «на ты» с деревом, гипсом и камнем… // Старожиловские просторы. – 19.08.2010. – С.1,4.
[5] Пружанкин В. Часовни свет утешительный согревает жителей сельской глубинки // Старожиловские просторы. – 12 ноября 2009. – С.-4.