Сценарий на тему «Золушка. Новогодняя химическая сказка» (1–7 классы)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Талица Фаленского муниципального округа Кировской области
Всероссийский конкурс профессионального мастерства
для педагогов
«Мой новогодний сценарий»
Сценарий внеклассного мероприятия
«Золушка. Новогодняя химическая сказка»
Работу выполнила учитель химии
МКОУ СОШ с.Талица
Татарских Наталья Викторовна
Талица
2023
Пояснительная записка
Сценарий празднования Старого Нового года в форме химической сказки с использованием самых простых и ярких опытов по мотивам сказки «Золушка».
Мероприятие проводится в начале третьей четверти, предпочтительно перед старым Новым годом (или вскоре после него) для обучающихся 1-7 класса. Цель мероприятия: Способствовать развитию интереса к химии у обучающихся 1-7 классов
Задачи мероприятия:
Совершенствование практических навыков обучающихся при проведении демонстрационного химического эксперимента;
закрепление у детей знаний о безопасном поведении при проведении химических экспериментов;
развитие творческих способностей учащихся;
воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему и чужому здоровью и жизни;
формирование познавательного интереса к химии как учебному предмету у обучающихся начального и среднего звена
Ожидаемые результаты:
Закрепить на необходимом уровне знания и практические навыки обучающихся 10-11 классов, необходимые для обеспечения безопасности при проведении демонстрационных химических экспериментов, заинтересовать учащихся новым предметом.
Форма воспитательного мероприятия: театральная постановка
Материалы к мероприятию:
декорации новогоднего тронного зала: трон, арка, через которую заходят гости.
декорации гостиной в доме Золушки – большое зеркало, камин, столик с солонкой и вазочкой, кувшин, поднос со стаканами, букет бумажных цветов, свеча с подсвечником, спички
Компьютер, проектор и музыкальная колонка
Химические реактивы и посуда
Ход мероприятия
Звучит музыка из мультфильма «Золушка», которая медленно утихает. На сцену выходит мачеха с дочками, присаживаются к столу, начинают играть в карты и покрикивают:
Мачеха: Золушка, прикрой окно, дует.
Анна: Золушка, принеси холодненький компот – мне жарко.
Жанна: Золушка, зажги свечи – темно!
Золушка торопливо выполняет команды.
Раздается стук. Золушка бежит открывать дверь. Входит Посыльный, разворачивает свиток и торжественно зачитывает:
Посыльный: Дамы, завтра ваше семейство приглашается на Новогодний бал во дворец Его Величества! Для каждой из вас Его Величество передал именное приглашение! На балу вас ожидают новогодние чудеса и сюрпризы! Придворный художник нарисует ваши портреты, а музыканты сыграют в вашу честь самые красивые мелодии!
Посыльный кланяется и выходит, передав конверт мачехе. Все прыгают от радости, дочки стараются выхватить письмо.
Анна: Ой, матушка, отдай мое приглашение, какое оно красивое!
Жанна: Ура, я еду на бал! Матушка, скорее дайте мне мое приглашение!
Анна: А почему карточек 4? Что, эта чумазая Золушка тоже приглашена? Не бывать этому!
Хватает приглашение и держит его над свечами. Буквы имени исчезают. (Опыт 1) С довольным видом демонстрирует, что буквы исчезли и откидывает приглашение, Золушка поднимает его, прижимает к груди и горько плачет. К ней подходит Крестная, гладит по голове, забирает приглашение. Крестная отходит в сторону, вкладывает приглашение в файлик, подзывает кого-нибудь из зала и просит засыпать файл с приглашением снегом в емкости, которая стоит у сцены. В это время Мачеха и дочки собираются на бал, вертятся перед зеркалом.
Жанна: Золушка, принеси мне веер
Анна: Золушка, подай мне шляпку
Жанна: Золушка, поправь мне волосы!
Мачеха (обнимая их за плечи): Доченьки мои любимые, красавицы мои ненаглядные, сегодня мы поедем на новогодний бал во дворец, и вот там-то не зевайте, принца и его друзей не упустите.
Анна (прихорашиваясь у зеркала): Что ты, мамуля, куда они от нас денутся!
Золушка (робко, умоляюще сложив руки): Матушка, а можно я на бал, хотя бы в окно издали посмотрю?
Мачеха: Конечно, Золушка, все в твоих руках. Вот как выполнишь мои поручения, так сразу и беги! (поворачивается к дочкам, тихонько) Быстро придумываем самые неисполнимые желания!
Все дружно хихикают.
Анна (ссыпает в вазочку на столе содержимое солонки и двух мешочков): Золушка, ты же мне поможешь? Я смешала случайно соль с песком, да железными опилками – рассортируй, дорогая. У тебя же золотые руки!
Жанна: А мои розы завяли совсем (показывает бумажный букет белых цветов) – оживи их, да чтоб были получше прежних – яркие, свежие, красивые!
Мачеха: А мое задание тебе совсем простеньким покажется – обновить мои медные монетки – видишь какие грязные и противные? Каждую надо промыть в 10 водах да надраить так, чтобы блестели. Вот принесешь мне их новенькими и серебряными, вот тогда и побегай, смотри на дворец издали, ведь именного приглашения у тебя больше нет! (негромко дочерям) Посмотрим, как она из медных монеток серебряные сделать сможет!
Все трое смеются и уходят
Золушка грустно вздыхает. К ней подходит Крестная, обнимает ее.
Крестная: Что же ты загрустила, маленькая моя? Неужели для тебя такие пустяки кажутся сложными?
Золушка: Что ты, на самом деле все не так плохо. Человек, который знает химию – нигде не пропадет. А ты меня очень многому научила. Правда, тетушка-крестная?
Крестная – Конечно, моя умница! И хоть я простая повариха в этом замке, но я помогу тебе справиться с твоими поручениями.
Золушка: Итак, первая задача- разделить опилки да соль с речным песком. Нам поможет простой магнит! Ой, а где ж его взять?
Крестная: Да вот он, над камином, как подкова на счастье висит!
Проводит над смесью магнитом. Показывает залу.
Крестная: Готово. Железо достала!
Золушка: Теперь песок от соли отделить. Тут нам простая вода поможет.
Наливает в смесь воду, помешивает. В этот момент крестная выкатывает столик, на котором стоит приготовленный штатив. Раствор фильтруют, попутно рассказывая, как это сделать правильно.
Золушка: А как же соль обратно из раствора получить?
Крестная: Об этом не беспокойся, поставим на огонь, за ночь вода как раз испарится и соль останется только пересыпать в мешочек. Я присмотрю за этим (откатывает столик к камину).
Золушка: Так, вторая задача – заставить розы цвести лучше прежнего. А как помочь растению? Правильно! Полить его нужно вовремя, да удобрением подкормить!
Брызгает на букет бумажных роз раствором из пульверизатора. Бутоны окрашиваются в розовый цвет. (Опыт 2)
Золушка: И последнее задание – превратить грязные медные монетки в серебряные. Это совсем легко!
Проводит опыт «Посеребрение монетки» (Опыт 3)
Золушка (радостно): Готово! Мы справились! Теперь можно идти на бал! (грустно опускает голову) Но вот беда, мне совсем не в чем идти на бал, все мои платья такие старые и страшные (плачет).
Крестная: А вот теперь я побуду твоей доброй феей. У меня для тебя есть чудесное платье для бала.
Золушка: Да как я туда попаду! Ведь мое приглашение испорчено.
Крестная: Там, где испортил огонь, поможет холод. Ты только не забудь вернуться пораньше, пока твое отсутствие не заметили.
Просит помощника принести файлик с приглашением, от действия холода текст проявляется. Показывает текст всем и уходят переодеваться.
Пока на сцене меняют декорации на экране идут кадры дороги, приближения к замку из мультфильма
Сцена вторая
На сцене декорации дворца, трон для короля, рядом стоит принц.
Недалеко мачеха и дочки атакуют мага, требуя нарисовать им волшебный портрет немедленно.
Маг хлопает в ладоши, слуга приносит на подставке закрепленный лист бумаги и горящую свечу. Маг прикасается тлеющей лучинкой к началу рисунка, огонек прорисовывает портрет. С поклоном передает мачехе (Опыт 4).
Мачеха: Ах, здесь так жарко! (дергает стоящего рядом мага за плащ) Налейте мне морса из этого кувшина – показывает на прозрачный графин с водой.
Слуга подносит пустые прозрачные стаканы на подносе, маг наливает в него воду из кувшина – в стакане малиновый морс. (Опыт 5)
Анна: А я хочу не морс, а апельсиновый сок! Немедленно!
Маг наливает в другой стакан из этого же графина – в стакане оранжевый апельсиновый сок.
Жанна: А я хочу… (морщит нос, придумывая, что попросить) молока!
Маг наливает из этого же графина в третий стакан – в стакане молоко. Каждая из дочек берет свой стакан и переговариваясь уходят за кулисы
Принц подходит к сидящему на троне королю.
Принц: Папа, мне здесь ужасно скучно, все присутствующие дамы ужасно глупы, с ними не о чем поговорить!
Король: Сын, присмотрись к ним получше! Это лучшие девушки королевства! На одной из них ты сам женишься! Когда-то я так же танцевал на балу, и встретил там твою маму и сразу сделал ей предложение! Я требую, чтобы ты последовал моему примеру!
Принц (обижено): Конечно, ты-то встретил на балу маму, а меня заставляешь жениться на каких-то незнакомых тетках!
Входит Золушка. Принц хочет уйти, сталкивается с Золушкой. Лицо Золушки прикрыто маской.
Золушка (приседая в реверансе): Добрый вечер, принц, так приятно, что вы меня встречаете.
Принц: Я просто хотел уйти, но… сейчас передумал. Кто вы, прекрасная незнакомка?
Золушка: Мое имя вам нечего не скажет.
Принц: Тогда позвольте пригласить вас на танец.
Все танцуют парами падеграс, рядом с парой Золушки и Принца очень близко танцуют дочки, пытаясь оттолкнуть Золушку.
Король (обращаясь к магу): Кто эта красавица? Почему я её не знаю?! Отгони-ка от них лишних!
Маг подходит с поклоном к паре.
Маг: Не желаете ли, чтобы я для вас устроил туман, в котором остальные гости вас не найдут?
Показывает опыт «Дым без огня» (Опыт 6)
Золушка: Нет-нет, не надо портить для остальных такой чудесный бал!
Принц: А вы можете показать нам сейчас какое-нибудь новогоднее чудо?
Маг: Сейчас я приготовлю волшебный эликсир, который способен исполнять желания (Опыт 7).
Принц: Ах, в моей груди все пылает, как настоящий вулкан! Как я хотел бы вам это показать!
Маг: Как пожелаете, Ваше Высочество!
Проводит опыт «вулкан» (Опыт 8). Когда вулкан начинает затухать, раздается бой часов. Золушка ахает, и, вырвавшись, убегает
Принц: Куда же вы? Постойте! Как же мне найти свою прекрасную незнакомку?! Ведь я даже не видел ее лица!
Маг: Ваше высочество, вы забыли о моем волшебном эликсире? Пусть каждая девушка нальет в стакан воды, прилейте к нему несколько капель эликсира, та, в чьем стакане вода превратится в шампанское и есть ваша невеста.
Все уходят.
Звучат фанфары. Выходит глашатай, разворачивает свиток.
Глашатай: Слушайте, и не говорите, что не слышали. Наш король подписал приказ. Сегодня, под бой курантов, наш принц выберет себе невесту. Та девушка, в чьем бокале вода превратится в шампанское, та и станет нашей будущей королевой!
Выбегают, толкаясь мачеха и дочки, наполняют бокалы, но при приливании эликсира ничего не меняется. Когда свой бокал подает Золушка, появляются пузырьки. (Опыт 9).
Принц: Вот она! Это и есть моя прекрасная незнакомка!
Золушка: Но мое платье совсем не красивое…
Принц: Какая разница, какое на тебе платье! Главное – это какой человек рядом!
Берутся за руки, отходят вглубь сцены, смотря друг другу в глаза, к ним присоединяются остальные артисты
Выходит на край сцены маг.
Маг: Вот так и закончилась наша сказка, злая мачеха со своими дочками осталась ни с чем, А Принц нашел свою Золушку. Так пусть в Новом году у каждого сбываются самые яркие и желанные мечты!
А давайте устроим новогодний салют, глядя на него, загадайте самое заветное желание, и оно обязательно сбудется!
Зажигают бенгальские свечи. (Опыт 10). Звучит музыка. Занавес закрывается.
Приложение 1
Приглашение на бал
Приложение 2
Опыт 1. «Исчезновение и появление надписи»
Приглашение написано ручкой со стираемыми чернилами из «Фикспрайса» при нагреве надпись исчезает, при охлаждении – появляется.
Опыт 2. «Оживление роз»
Бутоны изготовлены из фильтровальной бумаги, пропитанной фенолфталеином. При обрызгивании их раствором щелочи смоченные бутоны окрашиваются в розовый цвет
Опыт 3. «Посеребрение монетки»
Готовится смесь из пищевой соды и повареной соли в равных пропорциях, насыпается на монетку, на смесь капается несколько капель нитрата серебра, смесь 2-3 минуты втирается в монетку, затем монетка ополаскивается в воде и демонстрируется зрителям вместе с необработанной.
Опыт 4. «Волшебный портрет»
Рисунок нанесен на бумагу раствором нитрата калия одной линией. При поднесении тлеющей лучинки огонек прорисовывает портрет. Следить за ТБ! Иметь поблизости средства пожаротушения!
Опыт 5. «Напитки»
«Морс». В прозрачном кувшине налит раствор щелочи. В первом стакане на дне небольшое количество индикатора фенолфталеина.
«Апельсиновый сок». Во втором стакане небольшое количество метилоранжа. При приливании щелочи раствор окрашивается.
«Молоко». В третьем стакане – раствор хлорида бария, в другом – раствор сульфата натрия. Одновременно слить два раствора– образуется белое «молоко».
Опыт 6. «Дым без огня»
На дно чашки Петри нанести несколько капель 25%-го раствора аммика, а на вторую половинку - несколько капель концентрированной соляной кислоты (будьте осторожны!). Поднести стаканы друг к другу. Произойдет выделение белого дыма.
Опыт 7. «Химический светофор»
Заранее готовим раствор щелочного средства «Крот» (На 100 мл воды хватит четверти чайной ложки) и чайную ложку сахара.
В колбу помещаем несколько кристалликов марганцовки, приливаем около 150-200 мл воды, чтобы получился яркий розовый цвет. Приливаем щелочной раствор сахара к раствору марганцовки. Окраска начинает меняться. Сначала раствор становится синим (этот этап очень быстрый), потом – зеленым, потом постепенно идет переход в желтый цвет. Полностью изменение окраски происходит, наверное, за минуту.
Опыт 8. «Вулкан»
Дихромат аммония перемешать с порошком магния (приблизительно объемом с чайную ложку и четверть ложки соответственно), выложить горкой на огнеупорную плитку, поджечь спичкой, отойти в сторону.
Опыт 9. «Шампанское»
К раствору пищевой соды прилить раствор уксусной кислоты. Выделяются пузырьки углекислого газа
Опыт 10. «Горение магния»
Порошок магния наклеить на бумажную ленту шириной 1 см, высушить. Ленту взять щипцами, внести в пламя, как только загорится магний вынуть ленту из пламени и держать над жестяной пластинкой или черной бумагой