12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Скиданенко Антонина Анатольевна34
0

Классный час «Зорко одно лишь сердце...»



Классный час посвящен книге-юбиляру А.де Сент-Экзюпери "Маленький принц",мероприятие дает детям представление о Земле как общем доме всех живых существ,воспитывает бережное отношение ко всему живому на Земле, способность к сопереживанию.
"Зорко одно лишь сердце..."
RAR / 30.28 Мб

 

Классный час по теме"Зорко одно лишь сердце..."

(к 75-летию выхода в свет повести-сказки «Маленький принц»)

Цель:  формирование личности ребенка на основе общечеловеческих ценностей.

 

Задачи

Образовательная: приобщить детей к истокам родной культуры, к целостному взгляду на окружающий мир с его природой,  дать детям представление о Земле как общем доме всех живых существ.

Воспитательная: воспитывать у детей любовь к природному и культурному наследию, бережное отношение ко всему живому на Земле, отзывчивость, способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты, стремление ребят к возвышенному, доброму.

Развивающая: развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, вести диалог,  логически мыслить, способствовать развитию у детей творческого воображения, сценического мастерства, участия в театрализованных постановках.

Оборудование, наглядность:

1) иллюстрации детей на тему: “Каким вы представляете Маленького принца?”, “Розу” (выставка детских рисунков);

2) Портрет А. С – Экзюпери, презентация с биографией автора и иллюстрациями;

3) видеоролик“Волшебный полёт” (группа “Спэйс”).

4)Плакаты «Среди людей тоже одиноко» «Самого главного глазами не увидишь»  «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил» ,«Есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету» «Детство - это огромный край, откуда происходит каждый. Откуда я родом? Я родом из детства, словно из какой-нибудь страны» «…Все взрослые когда-то были детьми, только мало кто из них об этом помнит» «Зорко одно лишь сердце»

Ход мероприятия:

Учитель:Слайд1-2. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о  французском  писателе Антуан де Сент-Экзюпери. Прислушайтесь, как необычно и особенно звучит его имя – Антуан де Сент-Экзюпери. Необычна была судьба писателя. Это был удивительный человек, который жил в окружении друзей и любимых им людей. Жил он не на Земле, он жил на Планете Людей, ощущая себя частицей огромной Вселенной

видеоролик“Волшебный полёт” (группа “Спэйс”)

Учитель: С-3. Итак, Маленький принц. Откуда он прилетел? Где и при каких обстоятельствах встречался с ним автор?

Ученик: Маленький принц прилетел с маленькой планеты – астероида Б-612. Автор потерпел аварию в пустыне, здесь он и встречался с золотоволосым мальчиком, который просит его нарисовать барашка.

Учитель: С-4.Как маленький принц жил на своей планете?

Ученик: Он твердо усвоил правило: «встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу приведи в порядок свою планету» Каждый день Маленький принц чистил вулкан и вырывал ростки баобабов.

Учитель: По словарю вы уточняли значение слова баобаб. Что это такое?

Ученик: Это большое тропическое растение с очень толстым стволом и сильной корневой системой.

Учитель: Почему же автор говорит нам: «Дети, берегитесь баобабов!» Чем же они опасны?

Ученик: Маленький принц рассказывает о том, что если баобаб не распознать вовремя, то потом от него уже не избавиться. Он завладеет всей планетой, и его корни могут разорвать ее в клочья. Рассказ этот метафоричен. Экзюпери говорит нам о том, что, если вовремя не распознать в себе ростки дурного, за это потом можно дорого поплатиться. А чтобы нести в себе только свет и добро, душа обязана трудиться.

Учитель: Почему Маленький принц просит нарисовать намордник для барашка?

Ученик:С-5 На его планете растет Роза, которую он взрастил, взлелеял, берег, и он боится, что барашек может её съесть.

Учитель: Почему он этого боится?

Ученик: Потому что Маленький принц любит Розу. Это был лишь красивый и капризный цветок.

Инсценирование сцены:

 Роза и Маленький принц

Роза: Ах, я насилу проснулась… Прошу извинить… Я еще совсем растрёпанная… 
Маленький принц: Как Вы прекрасны! 
Роза: Да, правда? И заметьте, я родилась вместе с солнцем. … Кажется, пора завтракать. Будьте так добры, позаботьтесь обо мне…Пусть приходят тигры, я не боюсь их когтей! 
Маленький принц: На моей планете тигры не водятся. И потом, тигры не едят траву. 
Роза: Я - не трава. (жестко) 
Маленький принц: Простите меня… 
Роза: Нет, тигры мне не страшны. Но я ужасно боюсь сквозняков. У вас нет ширмы? Когда настанет вечер, накройте меня колпаком. У вас тут слишком холодно. Очень неуютная планета. Там, откуда я прибыла… И где же ширма? 
Маленький принц: Я хотел пойти за ней, но не мог же я вас не дослушать! 
Роза: Прощайте!Ширма мне больше не нужна! 
Маленький принц: Но ветер… 
Роза: не так уж я простужена. Ночная свежесть пойдет мне на пользу. Ведь я – цветок! 
Маленький принц: Но звери, насекомые… 
Роза: Должна же я стерпеть двух-трех гусениц, если хочу познакомиться с бабочками. Они, наверное, прелестны. А то кто же будет меня навещать? Ты ведь будешь далеко. А больших зверей я не боюсь, у меня тоже есть когти! 
Маленький принц: Прощайте! 
Роза: Да не тяни же, это невыносимо! Решил уйти – так уходи! 
Маленький принц: (резко) Прощайте! 
Роза: Я была глупая… Прости меня… Вернись!! 
Маленький принц… Напрасно я ее слушал. Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. А я – разозлился! Я не должен был бежать! Надо судить не по словам, а по делам!

 

Учитель: Почему же Маленький принц улетает от нее?

Ученик: Он любил Розу, но она ничем не выказывала своей симпатии к нему. Он обиделся и решил улететь.

Учитель: Каждый герой сказки дарит нам свою мудрость. Чему учит нас здесь золотоволосый мальчик?

Ученик читает «Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой запах, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать!»

Учитель: А в чем мудрость Розы? Чему она учит нас?

Ученик: Нежности и гордости. Оставаясь одна на планете, она ни в чем не упрекнула Маленький принц, гордо указав на четыре шипа, которыми вооружила ее природа, потому что не хотела признаться в своей беззащитности, чтобы не сделать больно любимому.

Прощание их проникнуто грустью и нежностью «И ни слова упрека», «Откуда эта тихая нежность?»

Учитель: Что же, по-вашему, подарила Роза на прощание Маленькому принцу?

Ученик: Наверное, самое прекрасное, что может подарить любимая — потребность в тебе, в твоей защите, слова «ты мне нужен», если они не сказаны. Улетев, Маленький принц помнит о Розе, страдает от того, что нет ее рядом, вот и намордник просит нарисовать, заботясь о цветке, даже вдали от него.

Учитель: Где побывал Маленький принц? Чем поучительны его встречи.

Ученик: С-6Посещение короля«С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть должна быть разумна»

Посещение честолюбца.С-7 Честолюбие – жажда известности стремление к почетному положению - хорошо в разумных пределах.

«Тщеславные люди глухи по всему, кроме похвал»

Посещение пьяницы. С-8Пьяница пьет от того, что ему стыдно за себя. В водке он находит забвение. Каждый человек должен найти в себе силы изменить себя, если это нужно.

Посещение делового человека.С-9 Если человек считает своим главным достоинством то, что он серьезный и деловой, и занят только делом, его жизнь прожита напрасно. Если он «за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб».

Посещение фонарщика.С-10 Однажды, заблудившись в небе Сахары, Экзюпери увидел: слева на горизонте сверкнула огненная точка. И в счастье спасения, в мерцании этого далекого огня, может быть, впервые возник фонарщик. Ведь фонарщики живут не только на крошечных планетах. Всю жизнь быть для людей, для любимого или простого близкого человека маяком – в этом, наверное, счастье человека

Учитель: И вот какую мудрость дарит он нам?

Ученик: Чтобы стать другом, надо, чтобы тебя приручили и ты тоже должен приручить. Но помни: ты всегда в ответе за того, кого приручил.

Ученик: Маленький принц понял, что его Роза - совсем не похожа на других, потому что только ей он отдал частицу сердца, он приручил её и теперь за нее в ответе.

Лис и Маленький принц

Лис: Здравствуй! 
Маленький принц: Здравствуй. 
Лис: Я здесь… Под яблоней. 
Маленький принц: Кто ты? Какой ты красивый! 
Лис: Я – Лис. 
Маленький принц: Поиграй со мной. Мне грустно. 
Лис: Не могу я с тобой поиграть. Я не приручен. 
Маленький принц: А как это – приручить? 
Лис: Ты не здешний. Что ты здесь ищешь? 
Маленький принц: Людей ищу. А как это – приручить? 
Лис: У людей есть ружья, они ходят на охоту. Это очень неудобно. И еще они разводят кур. Только этим они и хороши. Ты ищешь кур? 
Маленький принц: Нет. Я ищу друзей. А как это – приручить? 
Лис: Это давно забытое понятие. Оно означает «создать узы» 
Маленький принц: Узы? 
Лис: Вот именно. Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но, если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете. 
Маленький принц: Я начинаю понимать… Была одна Роза… Наверное, она меня приручила… 
Лис: Очень возможно. На Земле чего только не бывает. 
Маленький принц: Это было не на Земле. 
Лис: На другой планете? 
Маленький принц: Да. 
Лис: А на этой планете есть охотники? 
Маленький принц: Нет. 
Лис: Как интересно! А куры есть? 
Маленький принц: Нет. 
Лис: Нет в мире совершенства! Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мной. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. И живется мне скучновато. Но, если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других шагов. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня, словно музыка… Пожалуйста, приручи меня! 
Маленький принц: Я бы рад, но у меня так мало времени. Мне ещё надо найти друзей и узнать разные вещи. 
Лис: Узнавать можно только те вещи, которые приручишь. У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупаю вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтоб у тебя был друг, приручи меня! 
Маленький принц: А что для этого надо делать? 
Лис: Надо запастись терпением. Сперва сядь вот там, поодаль… Вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе… ближе..Лучше приходи всегда в один и тот же час… Вот, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. Нужно приходить всегда в назначенное время, я буду уже знать, к которому часу готовить свое сердце… Нужно соблюдать обряды. 
Маленький принц: Так я приручил Лиса 
Лис: Я буду плакать о тебе. 
Маленький принц: Ты сам виноват… Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил… 
Лис: Да, конечно! 
Маленький принц: Но ты будешь плакать! 
Лис: Да, конечно. 
Маленький принц: Значит, тебе от этого плохо. 
Лис: Нет, мне хорошо!... Вот мой секрет, он очень прост! Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. 
Маленький принц: Самого главного глазами не увидишь. 
Лис: Твоя Роза дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу. 
Маленький принц: Я отдавал ей всю душу. 
Лис: Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты всегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за свою Розу. 
Маленький принц: Я в ответе за мою Розу.

 

Ученик: Лис сказал: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

Экзюпери учит нас слышать душу человека, идущего с тобой рядом по жизни, сердцем прикасаясь к сердцу.

Учитель: Потом – поиск воды, долгий и трудный, но и вода оказывается волшебной, особенной, потому что «она родилась из долгого пути под звездами, из скрипа ворота», из усилий человеческих рук. Маленький принц говорит: «Вода бывает нужна и сердцу».

Как вы это понимаете?

Ученик: Все в жизни непростое – роза, звезды, смех... только нужно это видеть сердцем.

Учитель: Как вы понимаете слово – приручить?

Ученик: Надо не только давать живому существу в волю корма, строить удобные жилища, а приблизиться к нему, понять его, сделать так, чтобы оно радовалось тебе, чтобы ты приносил ему счастье; не просто давать то, что необходимо для жизни – это может всякий, - а приручить - это всегда требует таланта, и не обычного, а самого редкого Маленький принц на земле. Какое разочарование постигло его здесь?

Ученик:С-11 Он увидел целое поле роз, совсем таких же, как та, которую он оставил на своей планете. «А ведь его красавица говорила ему, что  подобных ей нет во всей вселенной. Он лег на траву и заплакал».

Учитель: С-12В сказке французского писателя звучит много мудрых мыслей, размышлений о вечных вопросах человеческой жизни: о дружбе, ответственности, преданности, любви, о жизни и её ценностях, об отношениях людей. Какие мудрые выражения есть в сказке? (Дети получили предварительное домашнее задание: выписать мудрые выражения.)

Ученики:С-13

 Прекрасно, когда человек умеет приручить и быть за это в ответе.

 Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету.

Себя судить куда труднее, чем других.
Одни только дети знают, что ищут.
Там хорошо, где нас нет.
Самое главное — то, чего не увидишь глазами…
Вода бывает нужна и сердцу…
У каждого человека свои звёзды.
Единственная настоящая роскошь на Земле — роскошь человеческого общения.
Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.
Власть, прежде всего,  должна быть разумной

Обобщение.

Учитель: «... У каждого человека - свои звезды. Одним, - тем, кто странствует, они указывают путь, для других - это просто маленькие огоньки», - так говорил Маленький принц, а писатель А. С. Экзюпери учит нас видеть сердцем души тех, кто дорог и близок нам, любить тех, кого мы приручили. Сказку «Маленький принц» — называют философской сказкой. Философия — это наука об общих законах развития человека и мира, часто слово "философия" используют как синоним к слову "мудрость". Особенностью философских произведений является то, что каждый образ, кроме прямого значения, имеет и символическое: Маленький принц — это не только образ конкретного героя, но и символ ребёнка вообще; роза — это не просто цветок, это символ любимого, но капризного существа; Лис — это символ природы, друга; астероид малыша — это символ планеты, а ещё — это далёкий для многих взрослых мир детства...

Мир детства хрупок и чист, дети — это непосредственные существа, которые живут, полагаясь на свои чувства, прислушиваясь к голосу сердца. Взрослые часто утрачивают способность воображения, перестают обращать внимание на красоту мира и тем самым ограничивают себя. Поэтому взрослые и дети — это два мира, две разные планеты, и лишь немногие способны вернуться в страну детства...

С-14Звучит  видеоклип на песню  М.Таривердиева и Н.Добронравова «Маленький принц».

/data/files/e1563350216.mp4 (Видеоролик)

/data/files/i1563350239.mp4 (Видеоролик 2)

/data/files/w1563350256.ppt (Презентация)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.