12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Луговенко Анна Николаевна122
Россия, Воронежская обл., Воронеж
8

Классный час «Живут лишь те, кто творит добро!»



Наша жизнь — следствие наших мыслей; она рождается в нашем сердце, она творится нашей мыслью. Если человек говорит и действует с доброю мыслью — радость следует за ним как тень, никогда не покидающая.

Дхаммакада 

 

Воспитательная задача:  Способствовать осмыслению   школьниками собственной жизни, осознанию её целей, пониманию своих сил и возможностей.

 

Для классного часа необходимы: конверт со словами к игре «Добрый след»,  карточки с ситуациями, свеча, нарисованные кораблики (по числу учеников в классе).

 

Слайд №1

  Классный руководитель:

Когда-то один писатель сказал: «Поистине удивительное существо – человек!» Уже с давних времён люди стали размышлять о том, что такое человек. Все видели великие дела и подвиги, которые он способен совершать и слагали об этих подвигах легенды; удивлялись могуществу человеческого разума и понимания, что нет на земле существа, равных человеку. На что бы ни направляли мысленно свой взор, во всём мы находим печать труда и мысли человека, его творческой воли.

Вселенная, космос, мир далёких звёзд! Человек распахнул для себя двери и в этот мир. Возможности развития  человеческих сил, человеческого гения безграничны, жизнь бесценна.

Сегодня тема нашего классного часа «Живут лишь те, кто творит добро».

 

Эпиграфом к ней возьмём слова Х. Л. Мартина Дескальсо: «Человек не может существовать, не прилагая усилий. Люди не рождаются с готовой душой, им лишь даётся материал для строительства».

Наша жизнь — следствие наших мыслей; она рождается в нашем сердце, она творится нашей мыслью. Если человек говорит и действует с доброю мыслью — радость следует за ним как тень, никогда не покидающая.

Дхаммакада

 

Мы ещё вернёмся к этим словам, а пока я хочу вам напомнить одну притчу.

Один молодой человек шёл по грязной дороге и вдруг увидел в грязи золотую монету. Он нагнулся и подобрал её. Пошёл дальше в поиске других монет. И, действительно, они иногда попадались ему под ногами. Так прошла его жизнь. Когда он умирал, его, глубокого старика, спросили, что такое жизнь. Он ответил: «Жизнь – это грязная дорога, на которой иногда попадаются золотые монеты».

 

Попробуем и мы с вами задать этот вопрос: «Что такое жизнь?»

Жизнь непроста, она не может быть ровной и гладкой.

Жизнь - это горение, а в огне что-то сгорает.

Жизнь - это свет, а свет кого-то слепит.

Жизнь - это борьба, а в борьбе должен быть победитель.
Жизнь. В этом слове немало значений.

Жизнь цветка, которому отпущено на веку одно лето.

 

Подумайте и ответьте:

  1. Как бы вы сами определили, что такое жизнь?
  2. Жизнь и существование - одно и то же ли это? Если нет, то в чем разница?
  3. Есть два суждения: «Жизнь быстротечна, мимолетна», «Жизнь - долгие, долгие годы». Какое из них наиболее достоверно? Почему?(Ответы учащихся.)

Мы считаем, что человек - «это звучит гордо», но хорошо при этом понимаем, что гордиться большинством деяний не приходит­ся. Мы произносим высокие слова, но совершаем низкие поступки.

Суть жизни

 

«Вся жизнь – игра и люди в ней актеры» -

 Известна фраза каждому из нас.

 Мы все играем те иль иные роли

 И забываем, кто мы есть сейчас…

 

Мы примеряем миллионы масок.

 Хотим казаться лучше, чем мы есть.

 И забываем, что казаться мало.

 И забываем в чем же смысл весь…

 

Сорвать все маски, отыскать себя

 И становиться лучше, не казаться!

 Стараться жить по-доброму, любя –

 Вот жизни суть, что стала забываться!..

Ирина Артлис

 

 

И сейчас вам предстоит небольшое испытание. Но, предупреждаю сразу, оно не из легких. Кто к этому готов, кто хочет его пройти, встаньте. (Дети встают, образуют круг.)

 

Игра «Вырвись из круга»

Учитель. Прошу в середину круга выйти того, кто считает себя человеком, достойным носить это почетное звание. (Желаю­щие входят в круг.)

Теперь вы стоите в центре круга, в окружении плотного кольца людей, крепко держащихся за руки, выражение их лиц вам пока не ясно.

За пределами круга - жизнь. Ваша задача - выйти в жизнь, до­казать нам, что вы действительно достойны этого. Но если вы не сделаете этого за одну минуту, то погибнете.

Любой из вас в любой момент может разомкнуть руки и без всяких проблем выпустить этого, безусловно «хорошего», достой­ного человека, но это слишком легко. Ваша задача - выпустить в жизнь человека, который действительно будет полезен для общест­ва, будет выкладываться на пределе своих возможностей.

 

              Идет игра. В центре круга - все желающие.

Учитель. Как вы поняли, эта игра - прекрасная диагностика жизненного стиля человека. Какие мы разные, как по-разному мы стремимся выйти в жизнь. Кто-то рвется из круга силой, кто-то подкупает, кто-то лукавит, а кто-то идет с открытым сердцем.

 

Слайд №3   Известно, время растяжимо.

                    Оно зависит от того,

                    Какого рода содержимым

                    Вы наполняете его.

Фея – цветкик-семицветик                             Катаев Валентин

 

А что может быть содержанием человеческой жизни? Жизнь предстаёт перед нами как деяние, в основе которого познание и реализация себя, своих возможностей, интересов, стремлений. Они выражаются как в конкретных физических действиях, так и в труде мысли, усилиях души. Попробуем и мы с вами потрудиться духовно.

     Слайд №4

Наше состязание мы назовём «Добрые дела».. Возьмите, пожалуйста, карточки со словами. Ваша задача - предложить ряд добрых дел, которые можно совершить, опираясь на выбранное слово. Время для обдумывания – пять минут. Победителем становится творческая группа – обладатель большего количества добрых дел. Напомню, доброе дело совершается на радость и пользу окружающих.

 

 (Слова для групп: бумага, кабинет, книга, память, акция)

Цветик – семицветик Какие желания вы пожелаете..

 

 Классный руководитель: В этом состязании победил … . Думаю, вы заметили, что некоторые добрые дела мы можем действительно осуществить, не откладывая на потом. Это в наших силах.

    Слайд №5

Итак, получается, что человек рождается, чтобы «деяти» - творить по нравственному закону, который живёт в его душе. Этот нравственный закон – голос совести. Что он говорил выдающимся мыслителям прошлого? Чья мысль вам близка?

 

Жизнь - это не имущество, которое надо защищать, а дар, который нужно разделить с другими людьми.       Уильям Фолкнер

Человек, который осмеливается потратить впустую час времени, еще не осознал цену жизни.    Чарльз Дарвин

Всякая жизнь, хорошо прожитая, есть долгая жизнь.

Поистине тот, кто не ценит жизнь, ее не заслуживает.  Леонардо да Винчи

Мера жизни не в ее длительности, а в том, как вы ее использовали.

Мишель де Монтень

«Твори дела любви, и для тебя не будет смерти» Л.Н. Толстой

Жизнь есть, несомненно, любовь, доброта, и уменьшение любви всегда есть уменьшение жизни» И.Бунин

Жизнь — это чудесное приключение, достойное того, чтобы ради удач терпеть и неудачи.      Р. Олдингтон

Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой.

Гёте

Жизнь — это миг. Ее нельзя прожить сначала на черновике, а потом переписать на беловик.     А.П. Чехов

 

 

Слайд №6 «Как басня, так и жизнь ценится  не за длину, а за содержание»     (Сенека).

Слайд №11«Чтобы сделать в мире что-нибудь достойное, нельзя стоять на берегу, дрожа и думая о холодной воде и опасностях, подстерегающих пловцов. Надо прыгать в воду и выплывать как получится.»(С. Смит)

Слайд №12«Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой» (И. Гете)

 

Слайд №13 Получается, что среди ценностей жизни главная – любовь – желание добра, блага другому. Как часто мы совершаем добрые дела? Видео.

Человек, как большой корабль, плывёт по морю жизни. Чем будет наполнен этот корабль?  Грузом каких дел? Посмотрим на себя.

 

(Учитель раздаёт нарисованные кораблики, на основании или на мачте которых предлагается записать свой ответ).

Слайд№14

Классный руководитель: А теперь давайте отправим корабли наших стремлений по морю жизни к светлой пристани добрых дел. Маяком в этом нелёгком плавании пусть будет голос нашей совести.

(Кораблики прикрепляются к листу ватмана)

 

Классный руководитель: Легко ли строить корабль своей жизни из добрых дел? Риторический вопрос. Для этого необходимы постоянные усилия.

Слайд № 15 Замечательный русский историк и педагог В.О. Ключевский говорил, что зло не рождается из самого себя, а выделяется при неумелом обращении с добром. Следовательно, доброта – это духовный труд, постоянное осмысление того, что есть благо для другого.

Слайд №16.  Не следует забывать, что наши дети, когда вырастут, будут относиться к нам так же, как мы сейчас относимся к своим родителям.

Жизнь - бумеранг. К тому и ведётся:

 Что отдаёте, то и вернётся.

 То, что посеешь - то и пожнёшь,

 Ложью пробьётся ваша же ложь.

 Каждый поступок имеет значение;

 Только прощая, получишь прощенье.

 Вы отдаёте - вам отдают,

 Вы предаёте - вас предают,

 Вы обижаете - вас обижают,

 Вы уважаете - вас уважают…

 Жизнь – бумеранг : всё и всем по заслугам;

 Чёрные мысли вернуться недугом,

 Светлые мысли - Божественным светом…

 Если не думал - подумай об этом.

Олег Гаврилюк

Замечу, что жизнь часто предоставляет человеку шанс совершить доброе дело или отказаться от зла. Шанс – это вероятность осуществления чего-либо. Жизнь предоставляет нам шанс, но мы не всегда его используем, потому что не хотим сделать достойный выбор. Потом жалеем об упущенном шансе.

Слайд № 17-18  Предлагаю вам игру «Шанс и выбор»

      В этом лукошке лежат карточки с ситуациями. Тот, кто берёт карточку, должен определить, какой именно шанс посылает ему жизнь, и принять решение, использовать ли этот шанс.

 

       Ситуации:

У меня есть деньги, а на углу продаются первые весенние цветы.

Ваша знакомая пришла с заплаканными глазами.

Посреди улицы стоит в одиночестве малыш.

Ты видишь – в первом ряду сидит дама на сломанном стуле.

Товарищ жалуется, что его никто не любит. Ты знаешь, что это действительно так.

В общественном транспорте вам наступают на ногу.

К вам зашла одноклассница поздравить с днём рождения. Она помнила дату, но перепутала месяц.

Во время урока кто-то обидел учительницу.

Вы получили телеграмму: «Приехать не могу. Болен. Твой брат Иван».

Из сумки впереди идущей женщины с ребенком падает кошелек.

Пожилая женщина боится перейти дорогу.

Ваш друг пришел занять деньги на наркотики.

Пожилому мужчине на улице стало плохо.

 

Мы видим, что жизнь всё время предоставляет нам шансы встать на дорогу добра и идти по ней. И в вашей жизни были такие моменты, но увы вы выбрали не тот путь.

   А теперь вернёмся к нашему эпиграфу. Как вы понимаете слова Х. Л. Мартина Дескальсо: «Человек не может существовать, не прилагая усилий. Люди не рождаются с готовой душой, им лишь даётся материал для строительства» Согласны с этим высказыванием? Какой материал у вас был для строительства?

 (Учащиеся высказывают своё мнение)

Жизнь-не роман...

 

 Жизнь - не прогулка, не роман,

 Не вечный отдых созерцанья,

 Есть у Судьбы один изъян –

 Она нам дарит испытания.

 

 Полжизни – бой, полжизни – боль,

 И только радости мгновенья,

 С душевных ран не смоешь соль,

 Но в этих ранах исцеленье.

 

 Пока они в тебе горят

 И заставляют сердце биться,

 Холодным твой не станет взгляд

 И в камень дух не превратится.

 

 Года бегут, им нас не жаль,

 Мы все у времени во власти,

 Презрев страданья и печаль,

 Увидеть во мраке лучик счастья.

 

 Пройти сквозь зло и улыбнуться,

 Поверь, искусство не простое,

 Не замараться, не согнуться

 И сохранить в душе святое!

 Иваний Светлана

 

Слайд №19  Продолжить  наш классный час предлагаю «Проблемой на ладошке». У меня в руке свеча. Она символизирует мою жизнь. Что я понял сегодня на занятии? Каждый берёт в руки свечу и даёт свой ответ.

Слайд №20  Классный руководитель: Закончить наш классный час я хочу словами из письма Л.Н. Толстого, которое он написал французскому писателю Ромену Роллану в 1887 г.: «Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно больше меньше заставлять других служить себе и как можно больше самому служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше. Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл, и вытекает из него счастье, разрешает все затруднения».

текст классного часа
DOCX / 28 Кб


Презентация
PPTX / 3.45 Мб

горит свеча
WMV / 24.41 Мб

Песня к презентации
WMV / 37.46 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.