Внеклассное занятие по изобразительному искусству «Зрительные иллюзии»
Пояснительная записка к презентации
Внеклассное занятие по изобразительному искусству.
Презентация "Зрительные иллюзии"
PPT / 9.93 Мб
Час открытий
Тема « Зрительные иллюзии»
Это внеурочное занятие будет полезно учащимся школы для расширения их кругозора, учителям для проведения уроков по физике, биологии, МХК и ИЗО, начинающим художникам, модельерам, дизайнерам и всем, кто пытается понять и объяснить происходящее вокруг нас, наблюдательным, постоянно ищущим и развивающимся людям. По желанию материал можно значительно расширить.
Я считаю, что эта тема является очень интересной и перспективной, так как с оптическими иллюзиями мы встречаемся довольно часто, но в основном даже не подозреваем об этом, она поможет узнать как можно применять полученные знания об оптических иллюзиях в повседневной и научной деятельности. Знания, полученные в ходе занятия, могут пригодиться многим в дальнейшем.
Цель: - создать условия для того, чтобы дети пришли к выводу о том, что все люди разные, у каждого свое восприятие мира. Нужно уметь принимать разные точки зрения, прислушиваться к мнению других людей.
Задачи:
- организовать практическую деятельность, чтобы подвести детей к выводу, что в жизни
не всегда явные вещи являются таковыми;
- способствовать расширению знаний по теме «Зрительные иллюзии»;
- способствовать формированию умения работы с текстом в парах;
- побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся;
- создать условия для знакомства с практическими методами сравнения;
- создать условия для развития глазомера, ориентирования в пространстве, аналитических способностей, воображения, развития мелкой моторики рук;
- формировать интерес и познавательную мотивацию к изучению физики;
- развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы.
Оборудование: компьютер; видеопроектор; презентация, карточки-задания для каждого учащегося,фломастеры,ручки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Мотивация к познавательной деятельности, постановка цели (3 мин)
Здравствуйте, дорогие ребята, я очень рада вас видеть на нашем внеурочном занятии. Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о чём- то очень интересном и необычном. Я думаю, что вы согласитесь со мной, что вокруг нас окружает много всего завораживающего, необычного и мы об этом порой просто не знаем и не догадываемся.
- Предлагаю вам поиграть в известную игру «Сломанный телефон», знаете такую игру? Давайте вспомним правила этой игры.
Игра
- Какой вывод вы можете сделать? (В жизни не всегда то, что мы слышим, действительно прозвучало).
- Ребята в наше время в жизни большую роль играет информация, которую мы получаем из разных источников. И от того насколько мы с вами правильно её восприняли и насколько она нам понятна и будет зависеть результат какой то нашей работы или просто результат общения между людьми.
(Задание 1)
Сейчас я проведу с вами небольшой тест «Как мы воспринимаем информацию»
На тест отводится всего одна минута. Ну что готовы? тогда начнём.
Выполнение теста (бланк каждому уч-ся)
-Что вы можете сказать о себе? (Мы не всегда внимательно читаем инструкцию, прежде чем что-то сделать. И поэтому допускаем ошибки)
- Доводилось ли вам замечать, когда у вас сильно замёрзли руки на улице, подставив их под прохладную воду в кране, вы почувствовали, что вода идет как будто горячая?
- Какой вывод вы можете сделать?
(В жизни не всегда то, что мы осязаем, является таковым).
- Посмотрите на слайд в презентации. Какое геометрическое тело мы видим? (цилиндр)
- А если смотреть только на тени, какие фигуры мы увидим? (Прямоугольник, круг)
- Какой вывод вы можете сделать?
(В жизни не всегда, что мы видим, является таковым).
- Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? (Об обмане, об иллюзиях)
- Мы будем говорить об иллюзиях.
- Какую цель на занятии вы перед собой поставите? (Расширить свои знания об иллюзиях)
Тема нашего занятия: «Иллюзия и реальность».
Эпиграфом к нему будет звучать цитата французский писателя, поэта и профессионального лётчик Антуана де Сент- Экзюпери «В действительности все иначе, чем на самом деле»
II. Практическая поисковая деятельность. Формирование новых знаний
- Итак, что же такое иллюзия, как переводится это слово? (фокус, обман)
Оптической иллюзией называется несоответствующее действительности представление видимого явления или предмета вследствие особенностей строения нашего зрительного аппарата. Попросту говоря - это неверное представление реальности.
(видеоролик)
- Конкретно сегодня мы будем говорить о зрительных иллюзиях. Их очень много, поэтому поговорим о некоторых из них.
1.Иллюзия восприятия (Задание 2)
Внимательно посмотрите на картинку. Ваша задача: быстро называть цвет слова, а не само слово!
Путаетесь? Трудно? Это объясняется конфликтом левого и правого полушария мозга: правое заставляет вас назвать цвет, которым написано слово, а левое - стремится прочитать слово.
У всех получилось? Нет! А почему, как вы думаете?
(Примерные ответы: потому - что это – иллюзия нашего восприятия)
Пожалуйста, прочитайте текст.
(Задание 3)
По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, всё-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а всё солво цликеом.
Получилось прочитать? Это тоже иллюзия. Кто может прочитать вслух, пожалуйста, что здесь написано.
- Почему мы ошиблись при чтении? (буквы стоят не в правильном порядке, но ваш Мозг услужливо подсказал привычное название).
Иногда некоторые нечестные производители товаров специально берут за основу товар известной марки, меняют одну букву в названии и регистрируют новый бренд. Отличить клон от оригинала невнимательный покупатель просто бывает не в силах.
2. Двойственные изображения.
- Кого вы видите на картинке? .
- Кто прав? (Все правы)
- Кого вы видите на картинке? (Девушка, старуха)
- Был раньше такой известный испанский живописец Сальвадор Дали, который воплощал зрительные иллюзии во многих своих картинах. (Слайды с картинами)
- А с помощью какого органа чувств мы видели все иллюзии? (Глаза)
О́птика — оптика, наука о зрительных восприятиях. Методы оптики используются во многих прикладных дисциплинах, включая электротехнику, физику, медицину (в частности, офтальмологию).
- Продолжим работу с презентацией.
3. Иллюзии движения
-Какая возникает иллюзия? (рисунок пульсирует)
- А на этом слайде? Пристально смотрите на шар в центре. Кажется, что узор на нем движется из стороны в сторону?
4. Иллюзии цвета и контраста
- посмотрите на этот рисунок пальмы на фоне яркого солнца. Почему пальма раскрашена черным цветом, разве пальма черная? (На ярком фоне все предметы теряют свой цвет и выглядят почти черными).
- Как называется такое освещение? (Контражурное освещение).
- Где цвет фигур кажется более ярким и насыщенным? (Там, где фигуры окантованы черными рамками).
-В каких работах мы применяем прием окантовки на уроках изо? (Декоративный натюрморт, декоративный пейзаж).
5. Иллюзия восприятия глубины
- А это иллюзии восприятия глубины. Эти рисунки называются Рисунки 3 – д. А искусство Стрит-арт (англ. Street- art — уличное искусство, рисунки на асфальте)
6. Перевернутые картинки
-Принцесса и старуха. Надпись гласит: « До 6 бутылок пива. После 6 бутылок пива». Видите, как пагубно сказывается употребление алкоголя на внешности человека.
7. Следящие картины
- На свойстве следить за взглядом другого человека художники создают загадочные, словно живые портреты. Вот перед вами плакат. На кого смотрит Родина-Мать с этого плаката? Правильно, всем вам кажется, что она смотрит именно на него, что он следит за ним. Эти портреты называются следящими. Такой взгляд получается потому, что художники рисуют зрачки в середине разреза глаз.
- Яркими примерами следящих портретов являются иконы.
- Ну и мы не можем не обратится к шедевру талантливого художника Леонардо да Винчи. Весь мир восторгается его величайшим творением - картиной «Мона Лиза». Многие идут в музей, чтобы полюбоваться загадочной улыбкой Моны Лизы. Но многие отдают должное художнику, восхищаясь еще и тем, что художнику удалось почти невозможное: зрачки Моны Лизы Леонардо да Винчи расположил не в центре глаз, но у нас все равно есть впечатление, что она смотрит на каждого.
8. Зрительные искажения
- Высота фигуры кажется большей чем, чем ее ширина,
хотя в действительности фигура имеет форму квадрата.
- Одним из примеров зрительных искажений послужит видео – «Танец, ломающий мозг» (взят в интернете на Ютубе). (Видеоролик)
Вывод: оптические иллюзии — это не вымысел, а реальность. Оптические иллюзии окружают нас повсюду и этот поразительный мир скрывает в себе не всегда секрет фокуса, а чаще это лишь обман зрения . И это ребята доказано. Я думаю, что эта тема может быть очень интересна для проведения исследовательской работы. Если, конечно, она кого-то заинтересовала из вас.
- Вы видите сами... Разные люди, первым делом замечают на изображениях разные предметы.
Тогда как мы можем гарантировать то, что люди видят, чувствуют, слышат то же самое, что и ты.
У каждого своя истина, свой взгляд на мир, и это все кажется для него единственно верным, что есть иллюзия…
- А сейчас я предлагаю вам поработать в парах. За 1 минуту прочитать фрагмент научно – познавательной статьи и приготовиться рассказать ребятам интересные факты о том, в каких сферах жизни человек использует зрительные иллюзии в свою пользу. Кроме этого, вы должны соотнести свою информацию с фотографией, которая будет выведена на экране после подготовки.
Какая группа считает, что данный слайд подходит к их рассказу? Выходите к доске!
III. Творческая самостоятельная работа. Самооценка.
(Задание 4)
- У вас на партах лежат листочки, на которых нарисованы произвольные линии и не только . Постарайтесь сейчас разглядеть в этих линиях какой - либо образ, предмет, явление. Дорисуйте, что вы представили.
- Какие предметы или образы у вас получились?
- Кто доволен своей работой?
-Кто хочет рассказать о своей работе перед классом?
- Почему у всех получились разные рисунки? (Все мы разные, у каждого свое восприятие мира).
Да, действительно, мы все люди разные, у каждого свое восприятие мира. Нужно уметь принимать разные точки зрения, прислушиваться к мнению других людей.
IV. Рефлексия познавательной деятельности на уроке.
(Задание 5) Рефлексивный экран
Последний слайд -иллюзия - шутка
- Спасибо за работу!