12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Галина Гладышева33
Россия, Тамбовская обл., с.Павлодар Уваровского района Тамбовской области
6

Внеклассное мероприятие «Зрительные иллюзии»



Внеклассное занятие по изобразительному искусству.


Презентация "Зрительные иллюзии"
PPT / 9.93 Мб

Час открытий

Тема « Зрительные иллюзии»

 

Это внеурочное занятие будет полезно учащимся школы для расширения их кругозора, учителям для проведения уроков по физике, биологии, МХК и ИЗО, начинающим художникам, модельерам, дизайнерам и всем, кто пытается понять и объяснить происходящее вокруг нас, наблюдательным, постоянно ищущим и развивающимся людям. По желанию материал можно значительно расширить.

Я считаю, что эта тема является очень интересной и перспективной, так как с оптическими иллюзиями мы встречаемся довольно часто, но в основном даже не подозреваем об этом, она поможет узнать как можно применять полученные знания об оптических иллюзиях в повседневной и научной деятельности. Знания, полученные в ходе занятия, могут пригодиться многим в дальнейшем.

 

 

Цель: - создать условия для того, чтобы дети пришли к выводу о том, что все люди разные, у каждого свое восприятие мира. Нужно уметь принимать разные точки зрения, прислушиваться к мнению других людей.

Задачи:

- организовать практическую деятельность, чтобы подвести детей к выводу, что в жизни

не всегда явные вещи являются таковыми;

- способствовать расширению знаний по теме «Зрительные иллюзии»;

- способствовать формированию умения работы с текстом в парах;

- побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся;

- создать условия для знакомства с практическими методами сравнения;

- создать условия для развития глазомера, ориентирования в пространстве, аналитических способностей, воображения, развития мелкой моторики рук;

- формировать интерес и познавательную мотивацию к  изучению физики;
- развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы.

 

Оборудование: компьютер; видеопроектор; презентация, карточки-задания для каждого учащегося,фломастеры,ручки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Мотивация к познавательной деятельности, постановка цели (3 мин)

 

Здравствуйте, дорогие ребята, я очень рада вас видеть на нашем внеурочном занятии. Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о чём- то очень интересном и необычном. Я думаю, что вы согласитесь со мной, что вокруг нас окружает много всего завораживающего, необычного и мы об этом порой просто не знаем и не догадываемся.

 

- Предлагаю вам поиграть в известную игру «Сломанный телефон», знаете такую игру? Давайте вспомним правила этой игры.

Игра

- Какой вывод вы можете сделать? (В жизни не всегда то, что мы слышим, действительно прозвучало).

- Ребята в наше время в жизни большую роль играет информация, которую мы получаем из разных источников. И от того насколько мы с вами правильно её восприняли и насколько она нам понятна и будет зависеть результат какой то нашей работы или просто результат общения между людьми.

(Задание 1)

 

Сейчас я проведу с вами небольшой тест «Как мы воспринимаем информацию»

На тест отводится всего одна минута. Ну что готовы? тогда начнём.

Выполнение теста (бланк каждому уч-ся)

-Что вы можете сказать о себе? (Мы не всегда внимательно читаем инструкцию, прежде чем что-то сделать. И поэтому допускаем ошибки)

 

- Доводилось ли вам замечать, когда у вас сильно замёрзли руки на улице, подставив их под прохладную воду в кране, вы почувствовали, что вода идет как будто горячая?

- Какой вывод вы можете сделать?

(В жизни не всегда то, что мы осязаем, является таковым).

- Посмотрите на слайд в презентации. Какое геометрическое тело мы видим? (цилиндр)

- А если смотреть только на тени, какие фигуры мы увидим? (Прямоугольник, круг)

- Какой вывод вы можете сделать?

 

(В жизни не всегда, что мы видим, является таковым).

- Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? (Об обмане, об иллюзиях)

- Мы будем говорить об иллюзиях.

- Какую цель на занятии вы перед собой поставите? (Расширить свои знания об иллюзиях)

Тема нашего занятия: «Иллюзия и реальность».

 

Эпиграфом к нему будет звучать цитата французский писателя, поэта и профессионального лётчик Антуана де Сент- Экзюпери  «В действительности все иначе, чем на самом деле»

 

II. Практическая поисковая деятельность. Формирование новых знаний

- Итак, что же такое иллюзия, как переводится это слово? (фокус, обман)

Оптической иллюзией называется несоответствующее действительности представление видимого явления или предмета вследствие особенностей строения нашего зрительного аппарата. Попросту говоря - это неверное представление реальности.
(видеоролик)

- Конкретно сегодня мы будем говорить о зрительных иллюзиях. Их очень много, поэтому поговорим о некоторых из них.

1.Иллюзия восприятия (Задание 2)

Внимательно посмотрите на картинку. Ваша задача: быстро называть цвет слова, а не само слово!

 

Путаетесь? Трудно? Это объясняется конфликтом левого и правого полушария мозга: правое заставляет вас назвать цвет, которым написано слово, а левое - стремится прочитать слово.

У всех получилось? Нет! А почему, как вы думаете?

(Примерные ответы: потому - что это – иллюзия нашего восприятия)

Пожалуйста, прочитайте текст.

(Задание 3)

По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, всё-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а всё солво цликеом.

Получилось прочитать? Это тоже иллюзия. Кто может прочитать вслух, пожалуйста, что здесь написано.

- Почему мы ошиблись при чтении? (буквы стоят не в правильном порядке, но ваш Мозг услужливо подсказал привычное название).

Иногда некоторые нечестные производители товаров специально берут за основу товар известной марки, меняют одну букву в названии и регистрируют новый бренд. Отличить клон от оригинала невнимательный покупатель просто бывает не в силах.

2. Двойственные изображения.

- Кого вы видите на картинке? .

- Кто прав? (Все правы)

- Кого вы видите на картинке? (Девушка, старуха)

- Был раньше такой известный испанский живописец Сальвадор Дали, который воплощал зрительные иллюзии во многих своих картинах. (Слайды с картинами)

- А с помощью какого органа чувств мы видели все иллюзии? (Глаза)

О́птика — оптика, наука о зрительных восприятиях. Методы оптики используются во многих прикладных дисциплинах, включая электротехнику, физику, медицину (в частности, офтальмологию).

- Продолжим работу с презентацией.

3. Иллюзии движения

-Какая возникает иллюзия? (рисунок пульсирует)

- А на этом слайде? Пристально смотрите на шар в центре. Кажется, что узор на нем движется из стороны в сторону?

4. Иллюзии цвета и контраста

- посмотрите на этот рисунок пальмы на фоне яркого солнца. Почему пальма раскрашена черным цветом, разве пальма черная? (На ярком фоне все предметы теряют свой цвет и выглядят почти черными).

- Как называется такое освещение? (Контражурное освещение).

- Где цвет фигур кажется более ярким и насыщенным? (Там, где фигуры окантованы черными рамками).

-В каких работах мы применяем прием окантовки на уроках изо? (Декоративный натюрморт, декоративный пейзаж).

5. Иллюзия восприятия глубины

- А это иллюзии восприятия глубины. Эти рисунки называются Рисунки 3 – д. А искусство Стрит-арт (англ. Street- art — уличное искусство, рисунки на асфальте)

6. Перевернутые картинки

-Принцесса и старуха. Надпись гласит: « До 6 бутылок пива. После 6 бутылок пива». Видите, как пагубно сказывается употребление алкоголя на внешности человека.

7. Следящие картины

- На свойстве следить за взглядом другого человека художники создают загадочные, словно живые портреты. Вот перед вами плакат. На кого смотрит Родина-Мать с этого плаката? Правильно, всем вам кажется, что она смотрит именно на него, что он следит за ним. Эти портреты называются следящими. Такой взгляд получается потому, что художники рисуют зрачки в середине разреза глаз.

- Яркими примерами следящих портретов являются иконы.

- Ну и мы не можем не обратится к шедевру талантливого художника Леонардо да Винчи. Весь мир восторгается его величайшим творением - картиной «Мона Лиза». Многие идут в музей, чтобы полюбоваться загадочной улыбкой Моны Лизы. Но многие отдают должное художнику, восхищаясь еще и тем, что художнику удалось почти невозможное: зрачки Моны Лизы Леонардо да Винчи расположил не в центре глаз, но у нас все равно есть впечатление, что она смотрит на каждого.

8. Зрительные искажения

- Высота фигуры кажется большей чем, чем ее ширина, 
хотя в действительности фигура имеет форму квадрата.

- Одним из примеров зрительных искажений послужит видео – «Танец, ломающий мозг» (взят в интернете на Ютубе). (Видеоролик)

Вывод: оптические иллюзии — это не вымысел, а реальность. Оптические иллюзии окружают нас повсюду и этот поразительный мир скрывает в себе не всегда секрет фокуса, а чаще это лишь обман зрения . И это ребята доказано. Я думаю, что эта тема может быть очень интересна для проведения исследовательской работы. Если, конечно, она кого-то заинтересовала из вас.

- Вы видите сами... Разные люди, первым делом замечают на изображениях разные предметы. 

Тогда как мы можем гарантировать то, что люди видят, чувствуют, слышат  то же самое, что и ты.

У каждого своя истина, свой взгляд на мир, и это все кажется для него единственно верным, что есть иллюзия…

 

 - А сейчас я предлагаю вам поработать в парах. За 1 минуту прочитать фрагмент научно – познавательной статьи и приготовиться рассказать ребятам интересные факты о том, в каких сферах жизни человек использует зрительные иллюзии в свою пользу. Кроме этого, вы должны соотнести свою информацию с фотографией, которая будет выведена на экране после подготовки.

Какая группа считает, что данный слайд подходит к их рассказу? Выходите к доске!

 

 

III. Творческая самостоятельная работа. Самооценка.

(Задание 4)

- У вас на партах лежат листочки, на которых нарисованы произвольные линии и не только . Постарайтесь сейчас разглядеть в этих линиях какой - либо образ, предмет, явление. Дорисуйте, что вы представили.

- Какие предметы или образы у вас получились?

- Кто доволен своей работой?

-Кто хочет рассказать о своей работе перед классом?

- Почему у всех получились разные рисунки? (Все мы разные, у каждого свое восприятие мира).

Да, действительно, мы все люди разные, у каждого свое восприятие мира. Нужно уметь принимать разные точки зрения, прислушиваться к мнению других людей.


 

IV. Рефлексия познавательной деятельности на уроке.

(Задание 5) Рефлексивный экран


 

Последний слайд -иллюзия - шутка

- Спасибо за работу!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.