Конспект урока «Зрительные иллюзии»
ХОД УРОКА (в скобках указан номер слайда)
I. Мотивация к познавательной деятельности, постановка цели (3 мин)
- (1) Предлагаю вам поиграть в известную игру «Сломанный телефон»
- Какой вывод вы можете сделать? (В жизни не всегда то, что мы слышим, действительно прозвучало).
- Доводилось ли вам замечать, когда вы сильно заморозили руки на улице, подставив их под прохладную воду в кране, почувствовать, что вода идет как будто горячая?
- Какой вывод вы можете сделать?
(В жизни не всегда то, что мы осязаем, является таковым).
- (2) А вот однажды я вышла из дома и сфотографировала столб. Действительно ли в столбе есть выемка?
- Знаете ли вы, почему она нам кажется? (Выемка нам кажется благодаря солнцу)
- (3) Посмотрите на слайд в презентации. Какое геометрическое тело мы видим? (цилиндр)
- А если смотреть только на тени, какие фигуры мы увидим? (Прямоугольник, круг)
- Какой вывод вы можете сделать?
(В жизни не всегда, что мы видим, является таковым).
- Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
- (4) Мы будем говорить об иллюзиях.
- Какую цель на занятии вы перед собой ставите? (Расширить свои знания об иллюзиях)
II. Практическая поисковая деятельность. Формирование новых знаний. (24 мин)
- Итак, что же такое иллюзия, как переводится это слово? (фокус, обман)
- (5) Конкретно сегодня мы будем говорить о зрительных иллюзиях.
- Взгляните на фигуры с одинаковыми очертаниями. Попробуйте на глаз определить, какая из них больше – верхняя или нижняя? (Дети ошибаются)
- На самом деле это не так.
Каким методом можно это проверить? (Метод наложения)
- Наложим фигуры друг на друга.
- Сможете объяснить, почему наши глаза нас обманули?
- Я расположила эти фигуры таким образом, что длинная сторона одной из них – нижней – находится рядом с короткой стороной другой – верхней. И наши глаза подсказали нам: нижняя фигура больше.
- Какая дуга больше?
- Эти дуги абсолютно одинаковы.
–Каким методом это можно проверить? (Методом наложения).
Заранее из бумаги изготовлена дуга, повторяющая размеры исходных дуг
- Все ли вы сразу догадались, что дуги одинаковы?
- Почему же они кажутся нам разными?
- «Реснички», находящиеся вне дуги, зрительно ее увеличивают.
– Перед вами 2 квадрата. Какой из них вам кажется больше?
Обычно дети после первого неудачного ответа стараются быть «начеку» и «провести» их сложно. Поэтому далее целесообразнее задавать им вопрос: какой КАЖЕТСЯ больше?
- Каким методом можно проверить? (Метод измерения линейкой).
- Почему белый квадрат кажется нам больше?
- Так видится потому, что белый квадрат отражает свет и отраженные лучи словно «расширяют» его, а черный – свет поглощает.
– Что вы можете сказать про эти 2 центральные окружности?
- При сопоставлении с большими окружностями центральная кажется меньше, а при сравнении с маленькими такая же окружность кажется больше.
- (6) В картине «Петр I» художник Серов ставит своей целью показать высокий рост и мощь Петра I, поэтому рядом с Петром художник изображает людей сгорбленными, невысокого роста.
– Что вы можете сказать про длины этих отрезков?
- Почему они кажутся разными по длине?
- Проверим с помощью карандаша. Этот метод сравнения – визирование – часто используют художники, когда пишут пейзажи, натюрморты.
–Что вам кажется больше у этой гребенки – длина или ширина?
- Предложите еще какой–нибудь метод сравнения.
- Проверим с помощью веревочки.
- Итак, какой вывод мы можем сейчас сделать? (Не все, что мы видели, является таковым на самом деле)
- Все эти иллюзии можно отнести к группе – иллюзии восприятия размера. Это только одна группа. На самом деле, видов оптических иллюзий очень много.
- (7) Вот только некоторые из них (очень быстро просмотреть классификацию иллюзий на слайде)
- Поговорим подробнее о некоторых из них.
- (8) Кажущиеся фигуры. Перед вами картинка, изображающая двух мужчин. Изобразил ли у них художник туловище, руки, ноги? (Нет). А впечатление такое, что они есть. Почему?
- Наш мозг услужливо дорисовывает их в нашем воображении.
- (9) Что мы видим на рисунке? Есть ли здесь треугольник? (Равностороннего треугольника, на самом деле, нет. Он только кажется).
- (10) Что здесь написано?
- Почему мы ошиблись при чтении? (Мозг услужливо подсказал привычное название). Иногда некоторые нечестные производители товаров специально берут за основу товар известной марки, меняют одну букву в названии и регистрируют новый бренд. Отличить клон от оригинала невнимательный покупатель просто бывает не в силах.
- (11) Двойственные изображения
- Кого вы видите на картинке? (Заяц, утка).
- Кто прав? (Все правы)
- (12) Кого вы видите на картинке? (Девушка, старуха)
- (13) Кого вы видите на картинке? (Старики или поющие мексиканцы)
- (14) Был раньше такой известный испанский живописец Сальвадор Дали, который воплощал зрительные иллюзии во многих своих картинах.
- С помощью какого органа чувств мы видели все иллюзии? (Глаза)
Глаза – очень важный орган. Их нужно беречь. На протяжении дня глаза сильно устают. Как можно помочь отдохнуть им и одновременно укрепить мышцы глаз?
- (15 ) (Сделать зарядку для глаз)
- Продолжим работу с презентацией.
- (16) Иллюзии движения
-Какая возникает иллюзия? (рисунок пульсирует)
- (17) А на этом слайде? Пристально смотрите на шар в центре. Кажется, что узор на нем движется из стороны в сторону?
- (18) У вас на партах у каждого лежат картинки с иллюзией движения. Подвигайте страницу вперед – назад. Что вам кажется? (Центральный ромб отделился от фона и движется относительно его).
- (19) Иллюзии цвета и контраста
-На уроке изо мы недавно рисовали пальму на фоне яркого солнца. (Показать рисунок) Почему мы раскрашивали пальму черным цветом, разве пальма черная? (На ярком фоне все предметы теряют свой цвет и выглядят почти черными).
- Как называется такое освещение? (Контражурное освещение).
(Выключить свет в классе). – Протяните свою ладошку так, чтобы она была расположена на фоне окна. Какого цвета стала ваша ладошка? (Почти черного).
- Это еще один пример контражурного освещения.
- (20) Белые кружки кажутся мигающими, не правда ли?
- (21) Какого цвета круги в этой полоске? (Круги имеют один и тот же оттенок серого).
- (22) Где цвет фигур кажется более ярким и насыщенным? (Там, где фигуры окантованы черными рамками).
-В каких работах мы применяем прием окантовки на уроках изо? (Декоративный натюрморт, декоративный пейзаж).
-(23) Распознавание образа
- Найдите льва.
- (24) Найдите на картинке младенца.
- (25) Иллюзия восприятия глубины
- Голубая грань находится спереди или сзади?
- (26) Обложкой к нам или наоборот расположен журнал?
- (27) А эти иллюзии восприятия глубины называются Рисунки 3 – д.
- (28) Сейчас выпускают много альбомов с различными стереокартинками. Умеете ли вы видеть в них спрятанные образы? На этой картинке «спрятана» собачка. Помогает разглядеть образ особое свойство наших глаз - бинокулярное зрение. Только не всем сразу удается разглядеть картинку. Иногда требуется соответствующая тренировка.
- (29) Бинокулярное зрение – это способность воспринимать окружающее двумя глазами, при которой создается объемное восприятие предмета.
-Давайте попробуем определить у себя наличие бинокулярого зрения. Проведем опыт - с «дырой в ладони» . Ученики из листа бумаги свертывают трубочку и ставят ее перед одним глазом. Рядом с трубочкой, через которую ученик смотрит вдаль, перед вторым глазом помещают ладонь второй руки. Если при взгляде двумя глазами ученик увидит «дыру в ладони», через которую ему кажется, он даже видит предметы, значит бинокулярное зрение у него сохранено.
- Может ли быть бинокулярное зрение с одним глазом? (Нет)
- Глаза нужно беречь.
- (30) Перевернутые картинки
-Принцесса и старуха. Надпись гласит: « До 6 бутылок пива. После 6 бутылок пива». Видите, как пагубно сказывается употребление алкоголя на внешности человека.
- (31) Следящие картины
- На свойстве следить за взглядом другого человека художники создают загадочные, словно живые портреты. Вот перед вами плакат. На кого смотрит воин с этого плаката? Правильно, всем вам кажется, что воин смотрит именно на него, что он следит за ним. Эти портреты называются следящими. Такой взгляд получается потому, что зрачки глаз помещены в середине разреза глаз.
- (32) Яркими примерами следящих портретов являются иконы.
- (33) А теперь посмотрите на шедевр талантливого художника Леонардо да Винчи. Весь мир восторгается его величайшим творением - картиной «Мона Лиза». Многие идут в музей, чтобы полюбоваться загадочной улыбкой Моны Лизы. Но многие отдают должное художнику, восхищаясь еще и тем, что художнику удалось почти невозможное: зрачки Моны Лизы Леонардо да Винчи расположил не в центре глаз, но у нас все равно есть впечатление, что она смотрит на каждого.
- (34) Невозможные фигуры
- Треугольник Пенроуза
- (35) Эффект последействия
- Если после рассмотрения этого рисунка перевести взгляд на пустую стену, возникает эффект последействия, похожий на движущиеся зерна риса.
- (36)Зрительные искажения
- Параллельны ли горизонтальные линии?
- (37) Круги или спирали?
- (38) Одним из примеров зрительных искажений послужит видео – «Танец, ломающий мозги» (взят в интернете на Ютубе). И мы заодно подвигаемся.
- (39) Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. За 1 минуту прочитать фрагмент научно – познавательной статьи и приготовиться рассказать ребятам интересные факты о том, в каких сферах жизни человек использует зрительные иллюзии в свою пользу. Кроме этого, вы должны соотнести свою информацию с фотографией, которая будет выведена на экране после подготовки.
У 6 группы будет отдельное задание.
Группа 1.
Зрительные иллюзии уже давно на службе у дизайнеров одежды.
Знание и правильное использование свойств зрительных иллюзий позволяет подчеркнуть красоту и совершенство правильной фигуры, удачно расставить модные акценты на той или иной части тела, а также придать нестандартной или полной фигуре определенный зрительный эффект . При этом можно использовать два абсолютно разных метода:
подчеркивание достоинств фигуры, скрытие недостатков.
Группа 2.
Оптические иллюзии часто используются в архитектуре.
Архитекторы древнеримской эпохи работали преимущественно с камнем. Однако их знаний по оптике было вполне достаточно, чтобы создавать великолепные оптические иллюзии на полах в технике мозаики.
Группа 3.
Самым лучшим примером оптической иллюзии в архитектуре является дом таможенной службы в Мельбурне, Австралия. Все этажи дома одинаковой высоты, хотя создается впечатление, будто они то расширяются, то сужаются.
Группа 4.
Качественный макияж способен преобразить любую женщину, но этим должны заниматься профессионалы — визажист, стилист, так же потребуется качественная косметика. Профессиональный макияж занимает до 3 часов. Это очень кропотливая работа. Лицо, по сути, рисуют заново. При нанесении макияжа учитывается тип кожи, овал лица, разрез глаз, размер носа и т.д. Какие – то участки лица высветляют, какие – то, наоборот, затеняют.
Группа 5.
Оптические иллюзии активно используются при создании интерьера. Именно они помогают зрительно расширить или сузить помещение, увеличить или уменьшить высоту потолков, длинную комнату сделать визуально квадратной. Например, чтобы потолок казался выше, нужно сделать глянцевый натяжной потолок. За счет отражения он зрительно увеличивает высоту комнаты.
Группа 6.
Правила сохранения зрения
(Выбери верные утверждения)
Читай лежа. Читать лежа нельзя. Почаще смотри на яркий свет. Не смотри на яркий свет. Оберегай глаза от ушибов. Делай гимнастику для глаз. Ограничивай просмотр телепередач и занятия на компьютере. Играй в компьютерные игры чаще – это укрепляет глаза. Свет на страницу тетради должен падать слева. Свет на страницу тетради должен падать справа. Если плохо видишь, воспользуйся очками бабушки. Не пользуйся чужими очками.
(40) –Какая группа считает, что данный слайд подходит к их рассказу? Выходите к доске!
(41 – 45)
- (46) Парейдолические иллюзии
- При рассматривании рисунка обоев или ковра, трещин и пятен на потолке, облаков можно увидеть изменчивые, фантастические пейзажи, лица людей, необычных зверей и др.
III. Творческая самостоятельная работа. Самооценка. (4 мин)
- (47) У вас на партах лежат листочки, на которых нарисованы произвольные линии. Постарайтесь сейчас разглядеть в этих линиях какой - либо образ, предмет, явление. Дорисуйте, что вы представили.
- Какие предметы или образы у вас получились?
- Кто доволен своей работой?
-Кто хочет рассказать о своей работе перед классом?
- Почему у всех получились разные рисунки? (Все мы разные, у каждого свое восприятие мира).
IV. Рефлексия познавательной деятельности на уроке. ( 2 мин)
- С каким основным понятием познакомились вы сегодня? (Зрительные иллюзии) (48)
- Какие задачи мы ставили перед собой? (Расширить свои знания об иллюзиях)
- Что нового вы узнали? (Глаз может искажать размеры предметов, их форму и цвет. Видимое не всегда совпадает с тем, что мы видим. Все люди разные. И у каждого человека свое восприятие мира. Нужно уметь принимать разные точки зрения, прислушиваться к мнению других людей). (49)
- Кто из вас увлекся темой «Иллюзии»?
- Будете ли вы дальше расширять свои знания о зрительных иллюзиях? Где вы будете брать информацию?
- Понравился ли вам урок?
- (50) иллюзия - шутка
- (51) Спасибо за работу!
Алчинова Екатерина Леонидовна
Крамаренко Лариса Валерьевна
Алчинова Екатерина Леонидовна
Крамаренко Лариса Валерьевна
Богданова Светлана Валерьевна
Евдакименко Ольга Юрьевна