Урок музыки и изобразительного искусства «Фольклор в музыке и изобразительном искусстве» (5 класс)
Урок музыки и изобразительного искусства
«Фольклор в музыке и изобразительном искусстве»
5 класс
Учитель музыки Солонская И.А.
Учитель ИЗО Степанова С.В.
МОУ-СОШ №3
8.10.2018
План-конспект урока музыки
Тема урока «Фольклор в музыке и изобразительном искусстве» 5 класс
Цель урока: -Показать учащимся взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе
осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изо);
- закрепить знания учащихся о русской прялке, ее декоративном оформлении;
-развитие интереса к истории и культуре своего народа.
Задачи урока:
Образовательные : Познакомить учеников с русским композитором - А.К.Лядов (1855-1914) и
его музыкальным произведением «Кикимора» познакомить учащихся ещё с
одним направлением связи музыки с литературой и изобразительном
искусством – инструментальной музыкой (симфонической миниатюрой),
созданной на основе литературного источника (русское народное предание); расширить знания учащихся о резных и расписных элементах, применяемых для украшения прялок.
Развивающие. Развивать умение слышать музыку, анализировать её. Проследить единство и связи
литературы и музыки, на примере русского фольклорного персонажа и его
музыкального изображения. развитие познавательного интереса, творческих
способностей. Развивать творческое воображение, фантазию, умение понимать и ценить прекрасное.
Воспитательные: воспитывать любовь к устному народному творчеству посредством
симфонической музыки. Воспитывать уважительное отношение к культуре и обычаям своего народа, желание приумножить духовно-нравственные традиции.
-формирование художественного вкуса, способности чувствовать и воспринимать музыкальное и изобразительное искусство во всем его разнообразии;
-формирование навыков самостоятельной работы при работе с текстом и выполнении творческих заданий.
-умение понимать музыкальное произведение через разнообразные формы и образы;
-способность аргументировать свою точку зрения;
-умение определять цели и задачи своей деятельности, находить пути их достижения.
-различать особенности музыкального языка, средства музыкальной выразительности;
-умение наблюдать и анализировать смысл художественного образа;
-структурировать и систематизировать изученный материал;
-определять зависимость художественно формы от цели творческого замысла;
-воспитание любви к устному народному творчеству посредством симфонической музыки.
Содержание урока определяется темой, целью, конкретными задачами данного урока
Методы и формы работы; диалога, исследовательский, объяснительно-иллюстративный,
наглядно-слуховой, прием сопоставления сравнение, анализ,
обобщение, объяснение материала, слушание музыки, вокально-
хоровая работа.
Оборудование, наглядно-дидактический материал, ТСО: доска, музыкальный центр, наглядно-
дидактические пособия ( музыкальные
инструменты, портреты композиторов
Ход урока:
I. Организационный момент. Приветствие исполнение песни «Новый день придет»
Учитель: - Добрый день, дорогие ребята! Сегодня урок немного необычный, заметили, у нас много гостей, мы с вами вместе отправимся в путешествие в удивительный мир звуков, красок, заглянем в сказку.
Мы желаем, чтобы вы не только получили новые знания, а ушли с урока с хорошими впечатлениями и новыми для себя открытиями.
Звучит фрагмент песни «Сказки гуляют по свету» - видео ряд
Учитель: - К какому жанру относится произведение? (песня)
Правильно, о чем песня? ( о сказках)
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати подушки,
Уже навострили ушки?
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
II. Актуализация знаний.
Учитель музыки: - Ребята, как вы думаете, о чем и о ком мы с вами сегодня будем вести разговор на уроке? ( О сказках, сказочных героях)
Молодцы!
– А к какому жанру относятся сказки, былины, сказания? ( фольклор)
Правильно!
Вспомните, что такое фольклор? ( устное народное творчество, зародившееся глубоко в древности)
- А в каких видах искусства встречаются сказочные образы? ( музыка, изо, лит-ра)
- А кто может создавать сказочные образы? ( художники, музыканты, писатели)
- Давайте подумаем, как мы с вами назовем тему нашего урока?
(«Фольклор в музыке и изобразительном искусстве»)
Учитель ИЗО - А какие мы с вами поставим задачи и цели на уроке? (Ученики ставят цели)
1. Узнать, какие образы из народного искусства встречаются в музыке, литературе и изобразительном искусстве;
2. Выяснить, какими средствами можно изобразить сказочных героев в музыке и изобразительном искусстве;
3. Обозначить роль искусства в жизни народа.
Молодцы ребята!
III. Основной этап урока.
Учитель музыки: - Ребята, а скажите, пожалуйста, чтобы писатель рассказал о сказке или сказочном герое, что ему необходимо? ( слова)
- А художнику? ( краски, кисти)
- А музыканту? ( ноты, звуки, инструменты)
- А ещё что самое главное и для художника, и для писателя, и для музыканта? (ответы уч-ся)
Конечно, необходимо творческое воображение, чтобы образ получился интересным.
Многие русские композиторы очень часто в своем творчестве обращаются к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям, сказаниям. И сегодня я хотела бы вас познакомить с творчеством русского композитора Анатолия Константиновича Лядова, который очень любил обращаться к сюжетам русского фольклора.
Сказочные мотивы особенно ярко проявились в его более позднем творчестве. Волшебный мир сказки очень вдохновлял композитора. Анатолий Константинович Лядов создал несколько симфонических произведений со сказочными названиями: «Волшебное озеро», «Баба-Яга».
Название ещё одного произведения, с которым мы сегодня познакомимся, мы узнаем, если вы выполните следующее задание: первая буква музыкального слова является буквой нашей загадки
На экране или на карточках задание
Кларнет, Инструмент, Ключ, Интонация, Мелодия, Опера, Рондо, Ария)
Угадали название произведения? Молодцы!
- Кто такая Кикимора? ( сказочный персонаж, живет в болоте)
Давайте отправимся в путешествие, а именно в сказку и послушаем фрагмент музыкального произведения и вы поделитесь своими впечатлениями, и так внимание на экран!
Слушание (видео Лядов «Кикимора»)
- Это сказочное место? ( да, скорее всего сказочный лес)
-Скажите, вам сразу удалось представить Кикимору? (нет)
- начало произведение(вступление)-какой характер у вступления, одинаковый или разный?
( мрачная, медленная, сумрачная, звуки низкие, зловещие)
- Какая она Кикимора?
- А как музыка показала нам этого героя?
- Как же композитору удается свои фантазии воплотить в музыке, с помощью чего?
- Что помогает нам узнать того или иного героя без слов? ( звучание определенного муз.
инструмента, темп, громкость звучания, ритм)
- Какое средство музыкальной выразительности более ярко рисует нам Кикимору? ( тембр муз.-х
инструментов)
Литературной основой «Кикиморы» стало одно из сказаний русского народа, записанных собирателем фольклора И. Сахаровым. Давайте мы с вами прочитаем это сказание.
На экране и на партах народное сказание о Кикиморе.
Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова- то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной.
Учитель музыки: - Как вы думаете, совпал наш с вами музыкальный образ, с литературным образом?
- Что помогло нам определить образ Кикиморы? ( слова и музыка)
Давайте и мы с вами превратимся в маленьких Кикимор и немного отдохнем
Физминутка на экране
Дети хлопают ритмично в ладоши и приседают: Две кикиморы, на кочке
Побросав в котел цветочки,
Мухоморов пару,
Делают движение жар от костра и костру добавив жару
Присели и вдыхают Сели отдыхая, аромат вдыхая,
Поворачивают голову влево вправо В ожидании обеда, завели они беседу
Учитель Изо: - Ребята, а интересно было бы жить без сказок? (Не интересно)
Тогда продолжим путешествовать по сказке.
Учитель ИЗО: Назовите символы, которые вы видите на экране, расскажите, для чего они нужны. (Это солярные знаки)
Вопросы учащимся:
- Где же мы можем встретить эти изображения? (на крыше дома, в вышивке, на посуде.)
Для чего такие узоры предназначались? (Это древние изображения, встречающиеся в народном искусстве. Такими изображениями наши далекие предки украшали свои изделия. Человек стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься)
Что обозначала волнистая горизонтальная линия? - (вода)
А какой символ занимает одно из главных мест в украшении жилища? - (Солнце)
Как его изображали? (Кругом или кругом с крестом)
Такими изображениями, например, на полотенце, человек как бы просил о чем-то природу: о дожде, о теплом солнышке, чтобы оно согрело землю и помогло собрать хороший урожай. Жизнь природы меняется: зимой все спит, весной – расцветает, летом – плодоносит, осенью – увядает. И все это зависит от великого и могущественного светила – Солнца.
- Какое животное было необходимо древнему земледельцу, чтобы вспахать землю?
( Лошадь. Конь.)
Учитель ИЗО: Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. В поэтических представлениях народа всадник на коне освобождал весну от зимнего плена, отпирал солнце, открывал путь вешним водам, после чего весна вступала в свои права.
Что символизировала птица в народном искусстве?
Птица - символ солнца, неба, ветра, свободы, жизни и изобилия.
В давние времена люди верили, что птицы своим звонким пением прогоняют зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну и теплое лето. Особенно люди готовились к встрече весны. Изображение жаворонков выпекали из теста, дети бегали с этими пряниками из дома в дом.
Учитель: Да, птицы символизировали свет, тепло, плодородие. Зачем же люди изображали у себя
в доме птиц? (чтобы в доме всегда было тепло и светло. Так они привлекали к себе солнце и счастье.
- А на что похоже это изображение? Ученики: Это куст. Дерево.
Учитель ИЗО: В произведениях народного искусства часто встречается этот причудливый узор – разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на его ветвях. Это – древо жизни.– символ вечно живой, процветающей природы, растительных сил земли, символ счастливого продолжения рода.
Учитель: А что вы можете сказать об этом символе?
Учитель: Как и древо жизни, женская фигура – это божество, выражавшее представление о земле, которая дает урожай, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля, Макошь, что означает «мать хорошего урожая».
- Как вы считаете, цвет в народном искусстве имел символическое значение? Конечно (предположения детей).
Учитель: Черный – символизировал землю, желтый – солнце, красный – жизнь, белый – чистоту.
Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке – белый и красный.
Как называется этот предмет? (показ на экране прялки)
Учащиеся: прялка. Пря́лка — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.
Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку. Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. По верованиям восточных славян, нечистая сила (кикимора, домовой, русалка и др.) прядет тогда, когда прялка оставлена на ночь (или на праздник) с неоконченной куделью или без благословения. Иногда, оставляя прялку на ночь, произносили оберег: «Хозяюшко домовой, не трогай моей прялочки, пусть она тут лежит», а веретено убирали. Девушки верили, что если не допрясть кудели накануне Рождества, то прялка придет за ними в церковь при венчании, если оставить прялку с куделью на ночь или на праздники, то прялка будет преследовать, пугать, танцевать рядом. Вот такая непростая и интересная прялка
Любимое занятие кикиморы — прядение и шитье. По ночам она играет с прялкой, веретеном и пряжей, может допрясть за хозяйку, но чаще рвет, мусолит и путает шерсть, жжет кудель, оставленную на ночь без благословения. Выходит она, чтобы проказить с веретенами, прялкой и начатой пряжей. Она берет то и другое, садится прясть в любимом своем месте: в правом от входа углу, подле самой печи. Впрочем, хотя кикимора и прядет, но от нее не дождешься рубахи, говорит известная пословица, а отсюда и насмешка над ленивыми: "Спи, девушка: кикимора за тебя спрядет, а мать выткет".
Учитель ИЗО : А можно ли солярными знаками украсить прялку? (Можно)
Практическая работа (по группам)
Используя различные средства, изобразите прялку, где отразите свои представления о символах, которые приносят удачу и мир в дом. Нанесите солярные знаки, потом обведите их фломастерами, карандашами и красками.
IV. Заключительный этап
Учитель изо: - Ну как, понравились вам тайны древних образов народного искусства? Ваши прялки закрепите на доске для того, чтобы привлечь удачу и успех, окружив хитрую Кикимору.
Учитель музыки: Сегодня мы с вами совершили путешествие в мир сказки, увидели, как
литература соединяется не только с музыкой, но и ещё и взаимодействует с
изобразительным искусством.
- Что вам понравилось или запомнилось больше всего в этом путешествии?
Учитель музыки добавляет: мы с вами узнали много нового, побывали в сказке,
познакомились со сказочным персонажем, «нарисовали» образ сказочного
персонажа с помощью слова и с помощью музыки.
Учитель ИЗО: Ну и давайте с вами закрепим наши полученные на уроке знания разгадав небольшой кроссворд :
Злое маленькое существо, живущее у кудесника в каменных горах? ( Кикимора)
Устное народное творчество? (Фольклор)
Что помогает композиторам так ярко рисовать музыкальные образы? ( тембр муз-х инст-тов)
Какой цвет в народном искусстве символизирует жизнь? (красный)
Какая фигура символизирует солнце? (круг)
Это животное мы можем встретить в солярных знаках. (конь)
Материал, из которого изготавливали прялку? (дерево)
Итог урока: В заключении урока хочется сказать, что в сказках добро всегда побеждает зло, и в жизни все мы люди разные, но в каждом из нас заложено зёрнышко добра. У кого-то оно маленькое, у кого-то побольше. Прорастая, это зёрнышко даёт свои добрые плоды, и опять же, у всех они разные. Один человек так и светится добротой, словно солнышко, другой более сдержанный, третий прячет свою доброту и проявляет её лишь изредка. Но не найдётся ни одного человека, кто хоть раз не совершил добрый поступок.
И предлагаю исполнить вам песню «Дорога добра»
V. Домашнее задание
Ссылки на ЦОР:
https://info.wikireading.ru/33552 (Музыкальный словарь в рассказах Михеева Людмила Викентьевна)
ЦОР (Комплекс уроков по изобразительному искусству для 5-8 классов на СD )
ЦОР (Комплекс уроков по музыке для 1-8 классов на СD )
- Электронное приложение к учебнику «Изобразительное искусство»
https://www.youtube.com/watch?v=NpICOgEevBQ («Сказки гуляют по свету»видеоряд)
https://yandex.ru/video/search?text=видео%20лядов%20кикимора&path=snippet&noreask=1&filmId=3461479187848697174&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DgFW3X03JLiM(видео А.Лядов «Кикимора»)
Физминутка «Две кикиморы» https://live4fun.ru/joke/446300