Упражнения по русскому языку «Звонкие и глухие согласные звуки» (3–4 классы)
Звонкие и глухие согласные звуки.
Карточка № 1
Выпал первый снежок. Побелели тропки в лесу. Берега речки Камышинка оделись в прозрачный ледяной воротничок.
1. Запиши текст.
2. Во втором предложении подчеркни глухие согласные, в третьем предложении - звонкие согласные.
Карточка № 2
Прочитай.
Б В Г _________
П Ф К _________
1. Допиши парные согласные.
2. К каждой паре подбери примеры слов.
3. Запиши эти пары слов.
Карточка № 3
На реке у берега стоял ______. Спелый _____упал на землю. Ребята бежали на ________. У Алёши в руках был _______. Мальчик гонит гусей на _______.
Слова для справок: плод, плот, прут, пруд.
1. Чем похожи слова, данные для справок? В чём их различие?
2. Спиши предложения. Вставь подходящие по смыслу слова. Рядом напиши проверочные.
3. Составь и запиши предложения со словами молод, молот.
Карточка № 4
Выпал сне__ . Кате хотелось по сне_ ку погулять. Она вышла в са _ . Там был сле _ зверька.
1. Какое правило надо вспомнить, чтобы написать слова с пропущенными буквами без ошибок?
2. Дополни текст 1-2 предложениями. Запиши их.
3. Подчеркни согласные в конце слов. Подбери проверочные слова.
Карточка № 5
Снег да мороз царствует всюду. Избы стоят притихшие. Из труб валит дым. Суровый январь заглянул и в лес. Около старой ёлки громадный сугроб. Может, там медведь спит?
1. Как понять выражение царствуют всюду?
2. Выпиши слова, в которых звонкую согласную на конце слова надо проверять.
3. Запиши два последних предложения. Запиши ответ на предложение-вопрос.
Карточка № 6
Стоят жаркие деньки. Глеб и Олег бегут на пляж. Там ребята строят плот. Рядом морская вода омывает берег и ноги мальчиков. Они бегут купаться. Хороша водица!
1. Как бы ты озаглавил данный текст?
2. Выпиши предложения, в которых есть орфограмма на парную согласную на конце слова.
3. Подчеркни слова с парной согласной на конце слова. Подбери к ним проверочные слова. Повтори правило.
Карточка № 7
Мороз не страшен.
Лес скинул листву. Он стал совсем голым. Тихо подкрался мороз. У берегов озера лёг тонкий лёд. Стайки рыб спрятались на дно. Там им тепло.
1. Перечитай текст по слогам. Обрати внимание на слова, которые могут вызвать у тебя затруднения при написании.
2. Подумай, сколько частей в этом тексте. Вторую часть начни писать с красной строки.
3. Запиши текст по памяти. После написания сделай сам проверку.
Карточка № 8
Изгоро _ ь, шка _ , стол _ , бро _, гара _ , гла _ , пока _ , поез _ , шар_ , бро _ь.
1. Подумай, какие парные согласные ты напишешь на конце каждого слова? Какие подберешь проверочные слова?
2. Запиши эти пары слов. Первым записывай проверочное слово. Подчеркни орфограмму.
3. С одним из слов составь предложение. Запиши его. Подчеркни парную согласную на конце слова.
Карточка № 9
Друг - человек, близкий по интересам, товарищ, приятель.
Дуэт - музыкальное произведение для двух исполнителей.
1. Постарайся запомнить значения новых для тебя слов.
2. Запиши одно из толкований, по выбору.
3. С одним из слов составь предложение и запиши его.
4. Подчеркни слова с парной согласной на конце слова. Вспомни правило.
Карточка № 10
Герб - отличительный знак государства.
Герб - отличительный знак города, земли (области).
Долг - обязанность; то, что необходимо выполнить.
Долг - то, что взято на время, взаймы.
1. Постарайся запомнить значения новых для тебя слов.
2. Запиши одно из толкований, по выбору.
3. С одним из слов составь предложение и запиши его.
4. Подчеркни слова с парной согласной на конце слова. Подбери проверочные слова.