Конспект урока по русскому языку 2 класс по теме «Парные звонкие и глухие согласные»
Конспект урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России"
Тема: Парные звонкие и глухие согласные.
Цель: создать условия для систематизации знаний и способов действий обучающихся по теме «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными».
Задачи урока:
-развивать умения распознавать парные звонкие и глухие согласные звуки, правильно писать слова с парными согласными,
-развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками;
-сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах;
-отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.
-прививать интерес к предмету.
Оборудование урока: компьютер, аудиозапись песни, проектор, карточки для работы в парах, картинки-смайлики, тетради, учебник русского языка.
Ход урока
I. Организационный момент.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться
Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
- Я хочу, чтобы у вас, ребята, сегодня было доброе утро, добрый день, ведь вы сегодня пришли учиться, думать, рассуждать. Сегодня мы отправимся в чудесное путешествие. Мы побываем в сказке.
II. Актуализация знаний.
- А в какой сказке, вы догадаетесь, разгадав мою загадку.
Волк живёт в лесу большом,
Тропки знает все кругом.
По одной из них идёт
Та, что в сказочке живёт.
Не скажу про цвет панамы,
Что надела дочке мама,
Потому что все детишки
Знают про неё из книжки.
- Верно . "Красная Шапочка".
- Чтобы оказаться в сказочной стране, нужно красиво и без ошибок списать с доски.
СС сс Сс ссс ссс ссС
сказка сказочник сказочка сказочный
Сказка - мёд, так и течёт.
- Как называются слова второй строки? (однокоренные)
- Докажите.
- Выделите корень в однокоренных словах.
- В предложении подчеркните орфограммы в первых двух словах.
- Объясните эти орфограммы.
III.Самоопределение к деятельности.
- Догадались, какая тема нашего урока? Какие задачи будем решать на уроке?
- Верно. Тема нашего урока "Парные звонкие и глухие согласные". Будем находить слова с парными согласными, подбирать проверочные, правильно оформлять слова на письме.
IV. Работа по теме урока.
- И вот мы в сказке. Жила-была девочка. Мама попросила Красную Шапочку сходить к бабушке и отнести ей пирожки и горшочек масла. А идти надо было через лес. Бежит девочка, песенку поет, цветочки нюхает, с жителями леса знакомится. Но как-то незаметно свернула с тропинки и заблудилась. А на полянке указатель стоит! (сова Шура, собака Шарик, лесник Женя, бабушка Катя). Чтобы понять, куда девочке идти, перепишите эти словосочетания.
- Прокомментируйте их. (с маленькой буквы - имена существительные нарицательные, а с заглавной - собственные).
- Подчеркните заглавные буквы.
- Теперь-то Красная Шапочка знает дорогу к бабушке да и домик уже виден. Но что это? (дети видят, что упала одна из стрелок указателя, на обратной стороне - "злой Волк".)
- Это проделки злого волка! Что же будет?
- А Красная Шапочка, ничего не подозревая, зашла в дом, а на постели "бабушка" лежит : подозрительная какая-то! (фигура выглядывающего из-под одеяла волка в кружевном чепце).
- Что ты меня не спрашиваешь, Красная Шапочка, почему у меня такие большие глаза, уши, зубы? - говорит басом волк.
А девочка ей в ответ: "Ш-ш-ш..."
Рядом с Красной Шапочкой и волком на магнитную доску прикрепляется фигурка пчелы.
А пчела мимо летит: "Ж-ж-ж..."
- Чем похожи эти звуки?( парные согласные)
- Чем различаются? Докажите!
Работа в парах на карточках.
- Впишите в таблицу.
ж |
з |
г |
д |
в |
б |
ш |
с |
к |
т |
ф |
п |
- Какие ещё буквы- блезняшки вы знаете? Впишите в таблицу.
- Какие звуки обозначают буквы на верхней линейке? Нижней?
- От удивления у Волка-бабушки рот раскрылся, очки сползли с глаз, и Красная Шапочка увидела открытый волчий лоб и огромный волчий зуб.
Но она нисколько не испугалась и мы тоже, и давайте запишем слова:
глаз (глаза) нос (носы)
зуб (зубы) лоб (лбы)
- А рядом запишите проверочные слова.
- Как проверяем парные согласные?
- Подчеркните согласный и рядом гласный в проверочных словах.
Физминутка.
Дети выполняют движения под песенку Красной Шапочки (первый куплет и припев).
- Красная Шапочка загадала волку-бабушке загадку:
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся. (гриб)
- Что нужно сделать, чтобы правильно обозначить парный согласный в корне слова?
- Напишите сначала проверочное слово, а потом проверяемое (грибы - гриб).
- Составьте и запишите предложение со словом гриб.
Красная Шапочка говорит: "Когда я шла по лесу, я увидела опасный гриб".
" А я зимой два раза подхватывал грипп", - сказал волк.
" Да нет же, гриб срезают, готовят, едят.." - засмеялась девочка.
" Ничего не понимаю!" - ответил волк.
- Ребята, объясните, почему произошла путаница?
- До чего же опасные эти парные согласные! - волк почесал в раздумьи в затылке, и чепчик свалился.
Красная Шапочка совсем не испугалась, а задумчивый волк даже этого не заметил, он думал о парных согласных: "Вот растет гриб. Красная Шапочка, дай мне ручку и тетрадь, я запишу:
В чаще под березкой рос гриб.
- Помогите волку, ребята. Прокомментируем предложение, найдем все орфограммы.
- Я понял, понял, - закричал Волк. - И согласный - не опасный!
- А вы, ребята, все поняли?
- А я проверю. Откройте учебник на странице 26 упр.42.
- Какое задание нужно выполнить? (Списать, выбирая нужную букву из скобок).
Вот вори(ж, ш)ка нажал на задви(ж, ш)ку,
Вот Полкан зарычал на вори(ж, ш) ку
И немедленно в ду(д, т)ке исче(з, с),
Чтоб вори(ж, ш)ка в неё не зале(с, з).
- Объясните свой выбор.
V. Рефлексия.
- Поднимите смайлик, который соответствует вашему настроению.
- Что удалось на уроке?
- Что надо повторить?
VI. Подведение итогов урока.
- Назовите парные согласные.
- Скажите, как же надо проверять парные согласные?
- А еще волк стихотворение сочинил:
Парные звуки согласные
Бывают такие опасные.
Звук нечетко слышится -
Буква какая пишется?
Но поставим рядом гласный -
И согласный неопасный.
- Это стихотворение волк вам дарит на память , чтобы правило о парных согласных вы помнили всегда: и в сказке, и в жизни.
Домашнее задание: страница 27 упр.46.