Конспект занятия на тему «Звук [З–Зь]. Буква З»
Тема: «Звук [З-Зь]. Буква З».
Цель: создание социальной ситуации для знакомства детей со звуками [З] – [Зь] и буквой З.
Задачи:
Уточнить и закрепить правильное произношение звуков [З] – [Зь], давать их полную характеристику;
Совершенствовать умение детей правильно определять место звука в слове;
Совершенствовать навыки детей в проведении звуко-буквенного анализа слов;
Создать условия для побуждения детей к речевой активности;
Способствовать развитию навыков взаимодействия;
Обеспечить условия для выражения детьми своего мнения.
Оборудование: карточки с буквами и цифрами; мультимедийная презентация; мяч; карточки для составления схемы слова; конвертики с разрезными картинками, камушки трех цветов (кр, син, зел.)
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: Ребята, послушайте: «В загадочном царстве в загадочном государстве жила-была или жил-был…» Знаете, я забыла, про кого присказка. Помогите, пожалуйста, мне вспомнить, вот у меня и подсказка есть. Посмотрите, здесь написано, про кого присказка. Но все буквы заблудились. Расставьте все цифры по порядку, и мы прочитаем, как зовут сказочного персонажа! (ЗОЛУШКА)
Правильно, теперь я вспомнила, про кого была моя присказка. «В загадочном царстве в загадочном государстве жила-была Золушка (1слайд грустная золушка). Загрустила Золушка, все уехали на бал в сказочный Замок, а Золушке задали много заданий. Очень хочется Золушке поехать на бал, поможем ей выполнить задания?». Царство загадочное, поэтому задания необычные!
2. Артикуляционная характеристика звука [З] – [Зь]
- Какой первый звук в слове Золушка? (2слайд золушка и звук з -зь в руках). Вы догадались, с каким звуком мы сегодня будем работать?
Губы в улыбке, зубы сомкнуты, спинка языка поднята, широкий кончик языка прижат внизу за зубами, воздушная струя долгая и холодная.
- Повторим «З» - громко, тихо.
- Дайте характеристику звука «З» - звук «З» согласный, звонкий, твердый.
- Дайте характеристику звука «Зь» - звук «З» согласный, звонкий, мягкий.
3. Произнесение звука [З] – [Зь] в слогах
Чтобы Золушке выйти из дома надо открыть дверь(3слайд закрытая дверь), с помощью волшебного заклинания.
Игра «Поймай звук» ( с мячом).
- Поймайте звуки «З», «А». Какой слог вернете? (ЗА). (аналогично – зо, зу, зы)
- Назовите, первый звук из слога «ЗУ»? («З), второй? («У») (аналогично ( за, зо, зы)
- Поймайте твердый слог, верните мне мягкий? (за – зя, зо – зё, зу – зю, зы – зи)
- А теперь поймайте и повторите волшебное заклинание:
за-зо-зу-зы
зо-зу-за-зы
зи-зё-зе-зя
зя-зы-зо-зё
- Молодцы! дверь открылась (4слайд дверь открывается).
Чтобы выполнить следующие задания, приглашаю вас сесть за стол.
4. Определение места звука [З] . Звуко-буквенный анализ
- Замок открылся, (5слайд забор )Золушка вышла из дома, но на ее пути ЗАБОР
- Где в слове забор находится звук З? (в начале)
- Чтобы калитка открылась, нужно составить схему слова ЗАБОР.
- Составьте, пожалуйста, схему слова забор.
- Какой первый звук? Каким цветом вы его обозначите? ( и т.д.)
- Сколько всего звуков в слове ЗАБОР?, сколько слогов, как узнали?
Логопед:
5. Пальчиковая и дыхательная гимнастика.
На двери висит замок.
Ни кто его открыть не мог?
Мы замочек покрутили,
Вверх подняли, опустили,
Мы в замочек свой подули
И замочек наш открылся.
- Забор мы преодолели. (6слайд поляна)Вышли на поляну(7слайд звери на поляне), а на поляне спрятались звери. Вспомните зверей, в названии которых, есть звук [З] – [Зь] (заяц, зебра, обезьяна)
Звери для Золушки и для каждого из вас приготовили задание. Посмотрите, для каждого конверт с заданием.
«Ой да тут испорченные фотографии, как мы сможем все исправить?» «Поможем?» (конвертики с зайцами для каждого с разрезной картинкой).
6. Физминутка. «Зайки»
Сели зайки на пеньки, (приседание)
Оттянули вниз носки, (опустили кисти рук)
Спины чуть прогнули (выпрямили спину)
И лопатки все сомкнули,
Посмотрите на зайчат, (повороты головой в стороны)
Как красиво все сидят.
Руки в стороны подняли
И наклоны делать стали. (наклоны в стороны).
7. «Четвертый лишний»
(8слайд паук с паутиной) Вот мы приближаемся к сказочному замку. А тут снова препятствие, паутинка но и с этим мы справимся. В паутине слова (коЗа, лошадь, Заяц, куЗнечик, коЗел, Зебра, обеЗьяна, собака).Молодцы справились с заданием.
8. Знакомство с буквой З.
Ой а что это ? бал (9слайд мыши и мешки горох и фасоль )
Мышки помогали Золушке перебирать горох от фасоли и не все убрали. Если выполним задание, то Золушка попадет на бал. Давайте попробуем выложить букву З из фасоли и гороха. На эту букву посмотри – Она совсем, как цифра три!.. (10слайд На слайде Буква З)
Повторение правила: Звуки мы поизносим и слышим, А буквы мы видим и пишем.
Посмотрите Золушкино старое платье уже превратилось в красивое бальное платье. (11сл) Как вы думаете, смогли мы помочь Золушке?
9. Рефлексия, оценочный этап.
Спасибо, дети вы очень порадовали своей работой, было очень приятно с вами работать. Чем же мы сегодня с вами занимались? Какие звуки мы сегодня с вами вспоминали? Дают их характеристику. С какой буквой мы сегодня познакомились?
У меня на столе лежат камушки, кому понравилось наше приключение возьмите красный камушек, кому было сложно синий, а кому скучно зеленый.