Звуки [э], [й’э]. Буква Е,е.
Технологическая карта урока.
Предмет | Обучение грамоте | |
ФИО учителя, ОУ | Гаврилова Вера Владимировна | |
Класс | ||
Тема урока | Звуки [э], [й’э]. Буква Е,е. | |
Тип урока | Урок изучения нового учебного материала | |
Цель урока | Формировать умение находить в словах букву Е; знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки чтения, Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе. | |
Результаты обучения | Предметные | знают обозначение буквы е в словах ; умеют акцентировано произносить звуки, зафиксированные в звуковых моделях слов, |
Метапредметные | Познавательные: логические – соотнесение звуковых моделей со словами –названиями картинок, схем с гласными буквами со словами; построение звуковых цепочек. Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими. | |
Личностные | высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и; уважают мнение других. | |
Оборудование | Учебник «Азбука» Листы с раздаточным материалом Презентация к уроку Отрывок из мультфильма |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
№ п/п | Этап урока Цель этапа Примерное время проведения | Деятельность учителя (содержание учебного материала) | Деятельность учащихся (виды деятельности, примерные ответы учащихся) | Формируемые УУД Личностные Регулятивные Коммуникативные Познавательные |
1. | Самоопределение к деятельности Цель: создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Время: 1-2 мин. | - Улыбнитесь друг другу. Ваша улыбка располагает к приятному общению, настроит на радостную работу. Но в любом деле необходимо соблюдать определённые правила: Не выкрикиваем. Учимся работать сообща. Мы слышим друг друга. | | Личностные Ученик получит возможность для формирования понимания необходимости учения. |
2. | Актуализация опорных знаний. Пробное действие Цель: повторение ранее изученного материала. Выполнение учащимися пробного действия. Фиксирование обучающимися индивидуального затруднения. Время: 5-8 мин | Откройте учебник на стр.72. Рассмотрите иллюстрацию. -Что это за сказка? -Как зовут главного героя? -Каким был главный герой? -Какие качества вы в нём увидели? -Давайте прочитаем пословицы, связанные с героем этой сказки. Едет Емеля, а ждать его целую неделю. Сладкая еда не приходит лёжа. Работать – мальчишка, а есть – молодец. К работе «ох», а ест за трёх. Предлагаю вспомнить сказку и посмотреть отрывок. -Какое положительное качество вы в нём увидели? Вспомним, с помощью чего мы общаемся? - Из чего состоит наша речь? - Из чего состоят предложения? - Из чего состоят слова? - Какие бывают звуки? - Какими бывают гласные звуки? | Это русская народная сказка «По щучьему велению» Его зовут Емеля. Ничего не хочет делать, целыми днями лежит на печи, только ест и пьет. Все домочадцы считают его дураком и бездельником. Человек, делает всё очень медленно. Без труда невозможно ничего получить. Хорошо поесть любят все, а хорошо работать может ещё не каждый. Чтобы хорошо накормили, надо хорошо поработать. -Емеля был добрым, милосердным. Наша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов, связанных по смыслу. Слова состоят из звуков). Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки бывают ударные и безударные. Есть гласные звуки, которые смягчают впереди стоящий согласный звук. И которые не смягчают. | |
3. | Постановка учебной задачи Цель: выявление места затруднения. Формулирование цели урока. Время: 5 мин | -За своё милосердие Емеля получил от щуки два сундучка. На дне одного из них лежит коробочка со смыслом. Открыть эту коробочку сможет самый активный ученик. Выполним задание, которое нам прислала щука:распределите буквы гласных звуков А, О, У, ы, И, Е в два сундучка . Работа в парах. -Какие знания вам сейчас пригодятся? -Давайте посмотрим, как вы распределили звуки по сундучкам. - Как вы думаете, какую букву мы будем изучать сегодня. Над каким вопросом подумаем? | Есть гласные звуки, которые смягчают впереди стоящий согласный звук. И которые не смягчают. В 1 сундучок мы положили звуки А,О,У, ы. Они не смягчают впереди стоящий звук. Букву И точно смягчает впереди стоящий звук. Ее мы положили во 2 сундучок. А вот Е, мы не знаем. Букву Е. Буква Е смягчает впереди стоящий звук? А какие звуки она обозначает? | |
4. | Открытие нового знания Цель: Создание условий для формулирования (открытия) нового знания. Время: 10 мин. | -Давайте это выясним. Прочитаем слоги се, ,ре, ле, ве, не, ке, те - Можно ли сделать вывод, что эта буква гласного звука смягчает впереди стоящий звук? - А какой звук она обозначает? | - Да, такой вывод можно сделать. - Впереди стоящий звук становится мягким. - В этих слогах мы слышим звук [э]. | |
| | -Давайте рассмотрим слова: ели роет енот воет ехидна лает ерик кусает
Где стоит буква е в словах 1 столбика? Где стоит буква е в словах 2 столбика? - -Сейчас я прочитаю эти слова. Вы попробуете определить одинаковые ли звуки слышатся в этих словах? А теперь прочитаем слова вместе. | В словах 1 столбика буква е стоит в начале слова. В словах 2 столбика буква е стоит после гласного звука. -Мы слышим два звука [й’э]. В случае затруднения учитель называет звуки сам. | |
5. | Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу Цель: усвоение учащимися новых способов действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтальная ) Время: 10 мин | Ребята получают листочки со словами, где есть буква е. -Ребята, подчеркните слова, в которых буква е в начале слова – зелёным карандашом. Сколько таких слов нашли? Какой звук она обозначает? Давайте прочитаем их, -Подчеркните слова, в которых буква е стоит после согласного звука – красным цветом. Сколько таких слов вы нашли. Какой звук она обозначает? Физкультминутка. Не учился я наукам, Не нажил себе ума. (Емеля чешет в затылке) Но зато поймал я щуку, Что всё делает сама. (Емеля показывает размер щуки) Захотел и вёдра к речке Дружно по воду пошли. (Емеля шагает, переваливаясь с ноги на ногу) Езжу, не вставая с печки, Лишь бы были в ней угли. (Емеля зевает и потягивается) Согласитесь, в самом деле, Сказочно везёт Емеле. Мы вместе с Емелей подъехали к реке, на которой рыбачили ребята. Узнаем, удалось ли им поймать щуку. Прочитаем текст на стр.75 «Река» Чтение про себя. Затем цепочкой. | -Таких слов 6. В начале слова буква е обозначает 2 звука [й’э]. -Таких слов тоже 6. В этом случае она обозначает 1 звук [э]. | |
6 | Рефлексия деятельности Цель: оценивание обучающимися собственной учебной деятельности. Время: 5 мин. | - Попробуем представить все наши знания в виде схемы. | -Буква Е может обозначать или 1 звук, или 2 звука. -Один звук буква Е обозначает, когда стоит после буквы согласного звука. Тогда она обозначает звук[э]. -Два звука буква Е обозначает, когда стоит в начале слова или после буквы гласного звука. Тогда она обозначает звуки [й’э]. -Почему эта буква особенная мы затрудняемся ответить. | |
| | -Предлагаю открыть коробочку со смыслом, которую оставила нам щука на дне сундучка. | - Там написано, что буква Е существует, а звука такого нет. | |