Звуки [э], [й’э]. Буква Е,е.

1
0
Материал опубликован 12 September

Технологическая карта урока.

Предмет

Обучение грамоте

ФИО учителя, ОУ

Гаврилова Вера Владимировна

Класс

1

Тема урока

Звуки [э], [й’э]. Буква Е,е.

Тип урока

Урок изучения нового учебного материала

Цель урока

Формировать умение находить в словах букву Е; знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки чтения,

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.


Результаты обучения

Предметные

знают обозначение буквы е в словах ; умеют акцентировано произносить звуки, зафиксированные в звуковых моделях слов,


Метапредметные

Познавательные: логические – соотнесение звуковых моделей со словами –названиями картинок, схем с гласными буквами со словами; построение звуковых цепочек.

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные

высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и; уважают мнение других.

Оборудование

Учебник «Азбука»

Листы с раздаточным материалом

Презентация к уроку

Отрывок из мультфильма




ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

п/п

Этап урока

Цель этапа

Примерное время проведения

Деятельность учителя

(содержание учебного материала)

Деятельность учащихся

(виды деятельности, примерные ответы учащихся)

Формируемые УУД

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

1.

Самоопределение к деятельности

Цель: создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Время: 1-2 мин.

- Улыбнитесь друг другу. Ваша улыбка располагает к приятному общению, настроит на радостную работу. Но в любом деле необходимо соблюдать определённые правила:

Не выкрикиваем.

Учимся работать сообща.

Мы слышим друг друга.




Личностные

Ученик получит возможность для формирования

понимания необходимости учения.

2.

Актуализация опорных знаний. Пробное действие

Цель: повторение ранее изученного материала. Выполнение учащимися пробного действия. Фиксирование обучающимися индивидуального затруднения.

Время: 5-8 мин

Откройте учебник на стр.72. Рассмотрите иллюстрацию.

-Что это за сказка?

-Как зовут главного героя?

-Каким был главный герой?

-Какие качества вы в нём увидели?


-Давайте прочитаем пословицы, связанные с героем этой сказки.

Едет Емеля, а ждать его целую неделю.

Сладкая еда не приходит лёжа.


Работать – мальчишка, а есть – молодец.

К работе «ох», а ест за трёх.





Предлагаю вспомнить сказку и посмотреть отрывок.

-Какое положительное качество вы в нём увидели?


Вспомним, с помощью чего мы общаемся?

- Из чего состоит наша речь?

- Из чего состоят предложения?

- Из чего состоят слова?

- Какие бывают звуки?

- Какими бывают гласные звуки?


Это русская народная сказка «По щучьему велению»

Его зовут Емеля.

Ничего не хочет делать, целыми днями лежит на печи, только ест и пьет. Все домочадцы считают его дураком и бездельником.

Человек, делает всё очень медленно.

Без труда невозможно ничего получить.

Хорошо поесть любят все, а хорошо работать может ещё не каждый.

Чтобы хорошо накормили, надо хорошо поработать.





-Емеля был добрым, милосердным.



Наша речь состоит из предложений.

Предложения состоят из слов, связанных по смыслу.

Слова состоят из звуков).

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки бывают ударные и безударные.

Есть гласные звуки, которые смягчают впереди стоящий согласный звук. И которые не смягчают.














3.

Постановка учебной задачи

Цель: выявление места затруднения. Формулирование цели урока.

Время: 5 мин

-За своё милосердие Емеля получил от щуки два сундучка. На дне одного из них лежит коробочка со смыслом. Открыть эту коробочку сможет самый активный ученик. Выполним задание, которое нам прислала щука:распределите буквы гласных звуков А, О, У, ы, И, Е в два сундучка

. Работа в парах.

-Какие знания вам сейчас пригодятся?


-Давайте посмотрим, как вы распределили звуки по сундучкам.





- Как вы думаете, какую букву мы будем изучать сегодня. Над каким вопросом подумаем?













Есть гласные звуки, которые смягчают впереди стоящий согласный звук. И которые не смягчают.

В 1 сундучок мы положили звуки А,О,У, ы. Они не смягчают впереди стоящий звук.

Букву И точно смягчает впереди стоящий звук. Ее мы положили во 2 сундучок.

А вот Е, мы не знаем.


Букву Е.

Буква Е смягчает впереди стоящий звук? А какие звуки она обозначает?












4.

Открытие нового знания

Цель: Создание условий для формулирования (открытия) нового знания.

Время: 10 мин.

-Давайте это выясним.

Прочитаем слоги

се, ,ре, ле, ве, не, ке, те

- Можно ли сделать вывод, что эта буква гласного звука смягчает впереди стоящий звук?

- А какой звук она обозначает?











- Да, такой вывод можно сделать.

- Впереди стоящий звук становится мягким.


- В этих слогах мы слышим звук [э].




-Давайте рассмотрим слова:

ели роет

енот воет

ехидна лает

ерик кусает

Где стоит буква е в словах 1 столбика?

Где стоит буква е в словах 2 столбика?

- -Сейчас я прочитаю эти слова. Вы попробуете определить одинаковые ли звуки слышатся в этих словах?

А теперь прочитаем слова вместе.







В словах 1 столбика буква е стоит в начале слова.

В словах 2 столбика буква е стоит после гласного звука.

-Мы слышим два звука [й’э].

В случае затруднения учитель называет звуки сам.




5.

Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

Цель: усвоение учащимися новых способов действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтальная )

Время: 10 мин

Ребята получают листочки со словами, где есть буква е.

-Ребята, подчеркните слова, в которых буква е в начале слова – зелёным карандашом. Сколько таких слов нашли? Какой звук она обозначает? Давайте прочитаем их,

-Подчеркните слова, в которых буква е стоит после согласного звука – красным цветом. Сколько таких слов вы нашли. Какой звук она обозначает?


Физкультминутка.

Не учился я наукам,

Не нажил себе ума.

(Емеля чешет в затылке)

Но зато поймал я щуку,

Что всё делает сама.

(Емеля показывает размер щуки)

Захотел и вёдра к речке

Дружно по воду пошли.

(Емеля шагает, переваливаясь с ноги на ногу)

Езжу, не вставая с печки,

Лишь бы были в ней угли.

(Емеля зевает и потягивается)

Согласитесь, в самом деле,

Сказочно везёт Емеле.

Мы вместе с Емелей подъехали к реке, на которой рыбачили ребята. Узнаем, удалось ли им поймать щуку. Прочитаем текст на стр.75 «Река» Чтение про себя. Затем цепочкой.







-Таких слов 6. В начале слова буква е обозначает 2 звука [й’э].




-Таких слов тоже 6. В этом случае она обозначает 1 звук [э].













6

Рефлексия деятельности

Цель: оценивание обучающимися собственной учебной деятельности.

Время: 5 мин.

- Попробуем представить все наши знания в виде схемы.


t1726166266aa.png






-Буква Е может обозначать или 1 звук, или 2 звука.

-Один звук буква Е обозначает, когда стоит после буквы согласного звука. Тогда она обозначает звук[э].

-Два звука буква Е обозначает, когда стоит в начале слова или после буквы гласного звука. Тогда она обозначает звуки [й’э].

-Почему эта буква особенная мы затрудняемся ответить.




-Предлагаю открыть коробочку со смыслом, которую оставила нам щука на дне сундучка.


- Там написано, что буква Е существует, а звука такого нет.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.