Урок литературы в 1 классе на тему «Буквы «Е, е»
Тема урока: Буквы «Е, е».
Цели: научиться читать слоги и слова с буквой «Е»; совершенствовать слоговое чтение; учить производить слого-звуковой анализ слов; находить заданный звук в словах; вызывать интерес к чтению; обогащать словарный запас учащихся; развивать мышление, память.
Оборудование: презентация, слоги, карточки для звукового анализа слов, ребус, буквы.
Учебное пособие: Азбука-читалочка: Я учусь читать / Сост. О.Н.Левик. – Краснодар: Флер, 2015. – 64 с.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Этап повторения изученного материала
-Послушайте стихотворение Бориса Заходера. Запомните слова из этого стихотворения, в которых встречаются звуки [в] или [вʼ].
Верблюд решил, что он - жираф,
И ходит, голову задрав.
У всех
Он вызывает смех,
А он, Верблюд, плюёт на всех!
Назовите слова, в которых вы услышали звуки [в] или [вʼ].
-Какой буквой обозначаются звуки [в] и [вʼ]?
- Буква «В» обозначает 2 звука: [в] и [вʼ]. Какие это звуки? (Согласные.) Почему?
- Как можно определить, что звук является гласным? (Воздух проходит свободно.)
- Прочитаем слоги:
ВА ВО ВЫ ВУ ВИ
- ВА – какие 2 звука сливаются вместе?
- Согласный звук (он первый стоит) сливается с гласным – это слог-слияние. Обозначается прямоугольничком.
(На доске 2 прямоугольника: с твёрдым и мягким согласным.)
- Что обозначает этот прямоугольник (синий с красным)? (Сливаются твёрдый согласный звук с гласным.)
- Зелёный с красным? (Сливаются мягкий согласный звук с гласным.)
- Давайте распределим слоги на 2 группы:
1-ая – слоги-слияние с тв. согл. звуком;
2-ая группа - слоги-слияние с мягк. согл. звуком.
- Какой гласный звук обозначает мягкость согласных звуков? ([и])
- Посмотрите на первый столбик. Выберите 2 слога, из которых можно составить имя мальчика? Какое имя получится? (Вова)
3. Сообщение темы урока
- Мы недаром вспомнили, что буква «И» обозначает мягкость согласных звуков. Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной такой гласной. Эта гласная особая, «хитрая», так что будьте внимательны!
4. Изучение нового материала
1) - Отгадайте загадку:
Её всегда в лесу найдёшь -
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
(Ель, сосна)
- Как отличить еловую ветку от сосновой?
Слайд 1.
- В некоторых странах считают, что сосны отводят беду и приносят счастье.
2) Слого-звуковой анализ слова ЕЛИ.
- Произнесите слово ЕЛИ по слогам. (На доске схема.)
- Сколько слышите слогов? (Два)
- Скажите только первый слог.
- Произнесите его протяжно, чтобы услышать, сколько звуков в первом слоге. Смотрите на первую часть схемы: она поможет правильно ответить на вопрос.
- Такой слог принято обозначать не двумя буквами, а одной.
3) Знакомство с буквами «Е, е»
- Вот эта буква «Е, е». Слайд 2.
- Буква «Е» гласная, она обозначает два звука, если стоит в начале слова.
- На что похожа буква «Е»?
На дворе – такая жалость! –
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква «Е» зато осталась.
«Е» на грядке пригодилась –
Вместо грабель потрудилась.
Ева гребнем причесалась –
В нем три зубчика осталось.
(Расчёска стала похожа на букву «Е».)
4) Ребус от буквы Е.
- Отгадайте зашифрованное имя девочки. Кто догадался?
- В «Е» спрятались 2 буквы: «Р», «А». (Из букв составить слово Вера.)
- Какое правило вы должны помнить при написании этого слова? (Имена собственные пишутся с заглавной буквы.)
- Если буква «Е» стоит в середине слова, то она обозначает один звук. Какой?
- Составим звуковую схему слова Вера. Разделим слово на слоги.
- Сколько слогов в слове Вера?
- Назовите 1-ый слог (2-ой).
- Позовём слово, определим ударный слог.
- Первый слог ВЕ из каких звуков состоит? (Мягкий согласный [вʼ], ударный гласный [э].) Это слог-слияние.
- Сколько звуков здесь обозначает буква «Е»? Какую еще «работу» она выполняет? (Буква «Е» обозначает один звук [э] и мягкость согласного [вʼ].)
- Назовите 2-ой слог. Из каких звуков он состоит?
- Придумайте предложение со словом Вера.
- Составим схемы предложений: Вера любит зиму. Вера катается на санках.
5) Чтение слогов-слияний с договариванием до целого слова.
- Поиграем в игру «Ты - мне, я – тебе». Будем читать слоги и договаривать до целых слов. (Слоги напечатаны на карточках.)
СЕ (селедка, семечко, семья);
РЕ (ребро, ребята, редька, решение);
ВЕ (весна, верхушка, вести, ветеран, вешалка);
НЕ (недолёт, недоспелый, недруг - враг, некогда);
КЕ (кефир, кепка, кеды);
ТЕ (тележка, телефон, телевизор, терем);
ЛЕ (лезвие, лекарство, лес).
6) Физминутка
Далеко в лесу густом
Сидит заяц под кустом.
Он боится всех в лесу:
Злого волка и лису.
Высоко поднял он уши,
Чтобы лучше было слушать,
Встал на лапки, чуть живой,
Вертит зайка головой.
Прыгнул в сторону - прыг – скок -
И обратно под кусток.
Хвостик у него дрожит,
Вдруг кто рядом пробежит.
Надо зайчику помочь,
Отогнать злодеев прочь.
Ножками все застучали,
Громко «кыш-кыш» закричали.
Прыгаем как зайчики,
Девочки и мальчики.
7) Работа по «Азбуке» С. 25
- Задание такое: вместо точек поставить букву так, чтобы получились слова. Какая это буква?
- Напишите карандашиком. Прочитаем 1-ое слово (2-ое).
- Прочитаем предложения. Прочитайте про себя 1-ое предложение.
- Кто прочитает вслух?
5. Подведение итогов урока
- С какой буквой познакомились на уроке?
- Какая это буква: гласная или согласная?
- Какие звуки она обозначает, если стоит в начале слова (в середине)?
- Какую еще «работу» выполняет буква «Е», когда стоит в середине слова?