Урок литературы в 1 классе на тему «Буквы «Е, е»

1
0
Материал опубликован 26 November 2019 в группе

Тема урока: Буквы «Е, е».

Цели: научиться читать слоги и слова с буквой «Е»; совершенствовать слоговое чтение; учить производить слого-звуковой анализ слов; находить заданный звук в словах; вызывать интерес к чтению; обогащать словарный запас учащихся; развивать мышление, память.

Оборудование: презентация, слоги, карточки для звукового анализа слов, ребус, буквы.

Учебное пособие: Азбука-читалочка: Я учусь читать / Сост. О.Н.Левик. – Краснодар: Флер, 2015. – 64 с.

 

Ход урока:

1. Организационный момент

 

2. Этап повторения изученного материала

-Послушайте стихотворение Бориса Заходера. Запомните слова из этого стихотворения, в которых встречаются звуки [в] или [вʼ].

Верблюд решил, что он - жираф, 
И ходит, голову задрав. 
У всех
Он вызывает смех, 
А он, Верблюд, плюёт на всех!

 

Назовите слова, в которых вы услышали звуки [в] или [вʼ].

 

-Какой буквой обозначаются звуки [в] и [вʼ]?

- Буква «В» обозначает 2 звука: [в] и [вʼ]. Какие это звуки? (Согласные.) Почему?

- Как можно определить, что звук является гласным? (Воздух проходит свободно.)

- Прочитаем слоги:

ВА ВО ВЫ ВУ ВИ

- ВА – какие 2 звука сливаются вместе?

- Согласный звук (он первый стоит) сливается с гласным – это слог-слияние. Обозначается прямоугольничком.

 

(На доске 2 прямоугольника: с твёрдым и мягким согласным.)

 

- Что обозначает этот прямоугольник (синий с красным)? (Сливаются твёрдый согласный звук с гласным.)

- Зелёный с красным? (Сливаются мягкий согласный звук с гласным.)

- Давайте распределим слоги на 2 группы:

1-ая – слоги-слияние с тв. согл. звуком;

2-ая группа - слоги-слияние с мягк. согл. звуком.

 

- Какой гласный звук обозначает мягкость согласных звуков? ([и])

- Посмотрите на первый столбик. Выберите 2 слога, из которых можно составить имя мальчика? Какое имя получится? (Вова)

 

3. Сообщение темы урока

- Мы недаром вспомнили, что буква «И» обозначает мягкость согласных звуков. Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной такой гласной. Эта гласная особая, «хитрая», так что будьте внимательны!

 

4. Изучение нового материала

1)  - Отгадайте загадку:

Её всегда в лесу найдёшь - 
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.

(Ель, сосна)

- Как отличить еловую ветку от сосновой?

Слайд 1.

t1574779624aa.gif

- В некоторых странах считают, что сосны отводят беду и приносят счастье. 

 

2) Слого-звуковой анализ слова ЕЛИ.

- Произнесите слово ЕЛИ по слогам. (На доске схема.)

- Сколько слышите слогов? (Два)

- Скажите только первый слог.

- Произнесите его протяжно, чтобы услышать, сколько звуков в первом слоге. Смотрите на первую часть схемы: она поможет правильно ответить на вопрос.

- Такой слог принято обозначать не двумя буквами, а одной.

 

3) Знакомство с буквами «Е, е»

- Вот эта буква «Е, е». Слайд 2.

t1574779624ab.gif

- Буква «Е» гласная, она обозначает два звука, если стоит в начале слова.

- На что похожа буква «Е»?

На дворе – такая жалость! –

Наша лесенка сломалась.

Наша лесенка сломалась,

Буква «Е» зато осталась.

 

«Е» на грядке пригодилась –

Вместо грабель потрудилась.

 

Ева гребнем причесалась –

В нем три зубчика осталось.

(Расчёска стала похожа на букву «Е».)

4) Ребус от буквы Е.

- Отгадайте зашифрованное имя девочки. Кто догадался?

- В «Е» спрятались 2 буквы: «Р», «А». (Из букв составить слово Вера.)

- Какое правило вы должны помнить при написании этого слова? (Имена собственные пишутся с заглавной буквы.)

- Если буква «Е» стоит в середине слова, то она обозначает один звук. Какой?

 

- Составим звуковую схему слова Вера. Разделим слово на слоги.

- Сколько слогов в слове Вера?

- Назовите 1-ый слог (2-ой).

- Позовём слово, определим ударный слог.

- Первый слог ВЕ из каких звуков состоит? (Мягкий согласный [вʼ], ударный гласный [э].) Это слог-слияние.

- Сколько звуков здесь обозначает буква «Е»? Какую еще «работу» она выполняет? (Буква «Е» обозначает один звук [э] и мягкость согласного [вʼ].)

- Назовите 2-ой слог. Из каких звуков он состоит?

 

- Придумайте предложение со словом Вера.

- Составим схемы предложений: Вера любит зиму. Вера катается на санках.

 

5)  Чтение слогов-слияний с договариванием до целого слова.

- Поиграем в игру «Ты - мне, я – тебе». Будем читать слоги и договаривать до целых слов. (Слоги напечатаны на карточках.)

СЕ (селедка, семечко, семья);

РЕ (ребро, ребята, редька, решение);

ВЕ (весна, верхушка, вести, ветеран, вешалка);

НЕ (недолёт, недоспелый, недруг - враг, некогда);

КЕ (кефир, кепка, кеды);

ТЕ (тележка, телефон, телевизор, терем);

ЛЕ (лезвие, лекарство, лес).

 

6) Физминутка

Далеко в лесу густом
Сидит заяц под кустом.
Он боится всех в лесу:
Злого волка и лису.
Высоко поднял он уши,
Чтобы лучше было слушать,

Встал на лапки, чуть живой,
Вертит зайка головой.
Прыгнул в сторону - прыг – скок -
И обратно под кусток.
Хвостик у него дрожит,
Вдруг кто рядом пробежит.
Надо зайчику помочь,
Отогнать злодеев прочь.
Ножками все застучали,
Громко «кыш-кыш» закричали.
Прыгаем как зайчики,
Девочки и мальчики.

 

7) Работа по «Азбуке» С. 25

- Задание такое: вместо точек поставить букву так, чтобы получились слова. Какая это буква?

- Напишите карандашиком. Прочитаем 1-ое слово (2-ое).

 

- Прочитаем предложения. Прочитайте про себя 1-ое предложение.

- Кто прочитает вслух?

 

5. Подведение итогов урока

- С какой буквой познакомились на уроке?

- Какая это буква: гласная или согласная?

- Какие звуки она обозначает, если стоит в начале слова (в середине)?

- Какую еще «работу» выполняет буква «Е», когда стоит в середине слова?

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.