Урок по экологии «Беречь нашу планету — зачем и для кого?»

2
0
Материал опубликован 8 December 2015 в группе

 

 Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

 

Оформление:

 Четыре закона экологии

1. Всё связано со всем.

2. Всё должно куда-то деваться.

3. Ничто не даётся даром.

4. Природа знает лучше.

 

Ход мероприятия

Слайд1 (звон колокола)  Во все времена колокола были вестниками тревоги.

Они звучали в дни торжеств и людских бед, когда человеческому голосу не под силу было выкрикнуть боль. По ком звонят колокола сегодня? Они звонят по каждому из нас, живущему на планете Земля.

Слайд2   Моя планета - человечий дом,

Но как ей жить под дымным колпаком,

Где сточная канава - Океан,

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: больше не могу!

Слайд3 Давайте окинем мысленным взором нашу голубую планету!

Слайд4 Ныне она уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной. Сегодня ее здоровье, ее жизнь в опасно­сти. Она нуждается в скорой экологической помощи. Сейчас уче­ными-экологами проводится «врачебный» осмотр нашей планеты. Каков же диагноз? Излечима ли болезнь, или наша планета мед­ленно погибает?

Слайд5  Многие серьезные специалисты указывают на гигантские «гнойники» на теле Земли - свалки. Они вызывают боль и отвра­щение.

Слайд6 «Шрамы» на теле Земли - асфальтовые дороги. Бетон про­должает поглощать земли.

Слайд7 В опасности и «легкие» планеты - леса.

Слайд8 «Полысение» планеты сегодня отчетливо видно из космоса. Возни­кает угроза потерять «легкие» Земли.

Слайд9 Затуманились «глаза» Земли - озера, моря и океаны. Наша планета - планета океанов. Три чет­вертых части поверхности ее занято морями и океанами. Известный норвежский ученый Тур Хейердал написал: «Посреди океана, открытого для Европы Колумбом, теперь нельзя руку сунуть в во­ду, чтобы не вымараться в грязи...». Ученый имел в виду огромные нефтяные пятна на поверхности океана.

 

Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить  и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам.

Разделить на 4 группы и раздать листочки разных цветов.

 Слайд10 (Чистый голубой лист, зеленый, синий с волнами, красный) 

 1 гр.Я буду говорить вам об этом голубом поле. Но сначала вы должны догадаться, о чем речь:

Через нос проходит в грудь

 И обратно держит путь.

 Он невидимый, и все же

 Без него мы жить не можем.

Что это? (Воздух.)

 Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чис­тым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе со­держатся микробы, пыль и выхлопные газы? Что же мы можем сделать, чтобы воздух был чистым? (Учащиеся отвечают на вопрос.)

 Верно. Соблюдать чистоту, сажать растения, беречь зеленых наших друзей. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик.

Учитель.

Если мы сумеем очистить небо над всей планетой - наша пла­нета выздоровеет и будет счастлива.

2 гр(чистая зеленая страничка) Посмотрите, что же это такое? . Зеленая страничка нашего журнала - стра­ничка жизни. А почему она зеленая? {Отвечают учащиеся)

Ответ Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.

 3 гр Мы пойдем дальше, на синюю карточку

Ни умыться, ни напиться 

Без воды,

Листку не распуститься

Без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда

 Всем везде нужна вода!

 Эта карточка о воде. Где больше воды на Земле? (Отвечают учащиеся.) А где еще находится вода? (Звучат ответы).

 Снег - это тоже вода, и облака – вода, в океане вода (Учащиеся отве­чают.) А чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода, и она должна быть чистой.

 

4 гр(Красная страничка)Жизнь прекрасна, жизнь вокруг,

                                      Человек природе друг!

 Только всегда ли человек относится к природе как к другу?  Красный цвет это красная книга - запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя! Записано в Красную книгу 295 видов зверей и 312 видов птиц.

Главная наша забота - чтобы ни одно живое существо больше не попало в черные списки Красной книги. Какие же животные ждут нашей помощи?

 Слайд 11 А теперь давайте отправимся с вами на волшебную «Полянку здоровья».

Много трав растет полезных На земле страны родной. Могут справиться с болезнью Мята, пижма, зверобой. Мы растенья эти знаем, Бережем и охраняем. В книгу Красную они. Уж давно занесены. Мы их рвем не на потеху, Отнесем мы их в аптеку. Из даров лесного царства Люди делают лекарства. Знаете ли вы целебные травы?

Слайд12(Учащиеся называют известные им целебные травы.)

Слайд13

 На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

 Меньше радости и красоты

 Оставляет нам каждое лето.

 Единственное спасение – в экологической культуре человека.

 Слйд 14 Проблемная ситуация (разбираем все вместе)

В лесу вырубили все старые дуплистые деревья, крупные молодые деревья были съедены насекомыми- вредителями. Лес погиб. Почему?

Слайд 15  Информационный блок «Законы экологии».

 Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске.

Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на нашем примере.(дупла старых деревьев, птицы, насекомые вредители, лес)

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, вырубаем деревья по берегам рек, реки мелеют. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её. Изменяет русло рек.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

 

Слайд16 Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?» Сейчас мы проведём рейд по улицам нашего города и увидим, выполняют ли его жители экологические законы? А вот и первый нарушитель. Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен?

(отвечает команда вода)

Примерные ответы детей:

- Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление.

- Нарушены первый и второй экологические законы.

- Нужно пропустить промышленные отходы через очистку.

Слайд 17 Идём дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это дворники сжигают листву, чтобы не вывозить её за город. Чем это грозит нам, и какой экологический закон дворники нарушают?(отвечает команда воздух)

Примерные ответы детей:

- Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать.

- Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.

- Листья  категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город, где они перегниют.

 Слайд18 Мы выехали за город, в дачный посёлок. Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для леса и речки это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу? (отвечают команды красных и зеленых)

Примерные ответы детей:

- Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт!

- Нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Если тут , в этом месте природа создала болото, так тут ему и нужно быть.

Классный руководитель. Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.

 

Классный руководитель. Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие  

Слайд 19 Тест «Умеешь ли ты охранять природу»                                        

 1.Ты нашел на поляне неизвестный, очень красивый цветок. Как ты поступишь?

Полюбуюсь на него и пойду дальше (1 балл)
Засушу его для школьного кабинета биологии(3 балла)
Осторожно срежу и поставлю в красивую вазу(5 очков)

2.Ты нашел гнездо с птицами. Что ты сделаешь?

Покормлю птенцов (3 балла)
Позову ребят, чтобы они тоже посмотрели(5 баллов)
Буду наблюдать издали(1 очко)

3.Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдешь ли ты с ними?

Пойду, но буду собирать очень осторожно (5балла)
Не пойду и других не пущу (3балла)
Сначала расспрошу об этом учителя биологии (1 балл)

4.После привала в походе у вас осталось много пустых бутылок и банок. Как бы ты с ними поступил прежде чем продолжить поход?

Взял бы с собой, чтобы сдать в городе(3 балла)
Отнес бы в кусты, чтобы, никто не поранился (5баллов)
Закопал бы в землю(1 очко)

5.Как ты сам оцениваешь свои знания по охране природы?

Почти все знаю и всегда её охраняю(3 балла)
Кое-что знаю, но хотел бы знать больше (1 очко)
Я люблю природу, но мы ещё этого не проходили (5 баллов)

И так, у вас получилось пять кружочков с числами. Сложите их . Теперь по сумме определите, к какой группе юных друзей природы вы относитесь. Не обижайтесь, если, что- нибудь  вам не понравится в результате, лучше задумайтесь.

1 группа(5-11 баллов) Если бы все были такими, как вы, то не страдала бы наша природа. Вы не только знаете многое о природе, но и умеете охранять её.

2 группа (12-18 баллов)Вы,безусловно, кое-что знаете о природе и хотели бы ей помочь. Но знания ваши не полны, и вы можете ей навредить, причиняя вред. Изучай те природу!

3 группа (19-25 баллов) Вы, наверное, не любите природу. Вам надо больше изучать жизнь растений и животных. Пока ваши знания минимальны.

Слайд 20 Ребята! Вспомним пушкинскую сказку о золотой рыбке. В ней есть предупреждение нам, сегодняшним жителям Земли. В золотой рыбке мы увидели Природу - мудрую, строгую, щедрую, а в жад­ной старухе - самих себя! Сказка подсказывает:

Человек! Обуздай свою алчность, чтобы не остаться в конце концов у разбитого корыта!

Будем же беречь нашу Землю!

Повсюду, на каждом шагу, все вместе, и каждый в отдельности.

Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня!

 Слайд 21 песня

Мы на свет родились, чтобы радостно жить,

Воздух свежий вдыхать, воду чистую пить,

И красоты земли каждый день наблюдать,

Чтоб здоровыми быть и болезней не знать.

Так давайте культурными станем людьми,

Чтоб потомки Земли нами были горды.

Пусть прибрать за собой не составит труда.

Красоту для людей сохраним навсегда!

Слайд 22

Комментарии
Комментариев пока нет.