12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Олейник Ольга Игоревна357
Я люблю свою профессию. Без географии вы нигде!
Россия, Свердловская обл., сухой лог
1

Экология моей планеты



Конспект урока по экологии.

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/h1454590098.ppt (Экология моей планеты)

 

Тема: Экология моей планеты.

Класс: 11.

Учитель: Листратова Ольга Игоревна.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: Рассмотреть наиболее острые глобальные проблемы современности, основные причины их возникновения, последствия, к которым они привели и основные направления их разрешения.

Задачи урока:

Обучающая:

Выявить суть экологических проблем, изучить, проанализировать их, высказать свою точку зрения о поставленной проблеме.

Сформировать у учащихся понятие «экология»;

Сформировать у учащихся понятия «потепление климата», «озоновые дыры», «загрязнения вод», «эрозия» «экологический кризис»;

Организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях.

Развивающая:

Помочь учащимся осознать социальную и практическую значимость учебного материала;

Обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные объекты;

Создать условия для развития у школьников умения работать во времени.

Воспитывающая:

Осуществлять патриотическое воспитание;

Способствовать обогащению внутреннего мира школьников.

УУД:

Личностные:

Вырабатывает уважительно-доброжелательное отношение к людям, непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях;

Осознает смысл учения и понимание личной ответственности за будущий результат.

Регулятивные:

Определяет цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своём задании);

Выдвигает версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

Работает по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно.

Коммуникативные:

Излагает свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;

Различает в речи другого мнения, доказательства, и факты;

Корректирует свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность;

Создает устные и письменные тексты (таблицы) для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно.

Познавательные:

Находит (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;

Владеет смысловым чтением – самостоятельно вычитывать концептуальную информацию, необходимую для решения поставленной задачи;

Самостоятельно выбирает и использует разные виды чтения (в т.ч. просмотровое, ознакомительное, изучающее);

Сравнивает объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям (в т.ч. используя ИКТ);

Представляет информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, диаграмма), в т.ч. используя ИКТ.

Планируемые результаты:

Знать:

Понятие «экологии», «потепление климата», «озоновые дыры», «загрязнения вод», «эрозия», «экологический кризис»;

Суть экологических проблем.

Уметь:

Выделить главные аспекты в изучаемой теме;

Анализировать информацию, высказать свою точку зрения о поставленной проблеме.

Личностные:

Осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат.

Метапредметные:

Владение общепредметными понятиями «экология», «потепление климата», «озоновые дыры» «загрязнения вод», «эрозия», «экологический кризис» ;

Владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить.

Предметные:

Формирование представления об основных изучаемых понятиях: «экология», «потепление климата», «озоновые дыры» «загрязнения вод»;

Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы.

Познавательные:

Умение использовать отобранную информацию для решения проблемы;

Умение ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни;

Действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Основные понятия:

«экология», «потепление климата», «озоновые дыры», «загрязнения вод», «эрозия», «экологический кризис».

Межпредметные связи:

Формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии. Важное условием и результат комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

 Организация учебного процесса:

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная.

Оборудование урока: доска, компьютерная презентация, раздаточный материал, проектор, компьютер.

Методы работы: Информационный (словесный), наглядный, иллюстративный, практический.

УМК: Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. «Основы экологии».

Структура урока:

Организационный момент и постановка цели урока и мотивация учебной деятельности (2 минута);

Актуализация деятельности

Введение нового материала (15 минут);

Обобщение и систематизация понятий (5 минуты);

Подведение итогов;

Домашнее задание;

Рефлексия.

Ход занятия

Ι. Организационный момент.

- взаимные приветствия педагога и учащихся;

- проверка отсутствующих;

- проверка подготовленности учащихся к занятию;

- организация внимания и внутренней готовности учащихся.

1 слайд. Учитель:

“Никогда ещё судьба человека не зависела в такой степени от его отношения ко всему на Земле. Ведь, нарушая экологическое равновесие и непоправимо сокращая жизнеобеспечивающую ёмкость планеты, человек таким путём может, в конце концов, сам расправиться со своим собственным видом не хуже атомной войны”. А. Печчеи.

2 слайд. Цель урока: Рассмотреть наиболее острые глобальные проблемы современности, основные причины их возникновения, последствия, к которым они привели и основные направления их разрешения.

3 слайд. Основная задача урока: Выявить суть экологических проблем, изучить, проанализировать их, высказать свою точку зрения о поставленной проблеме.

4 слайд.

Отравленный воздух, реки, земля - все молит о помощи, о защите. Наше сложное и противоречивое время породило огромное количество проблем: экономических, нравственных и других, но, по мнению многих, среди них самой важное место занимает экологическая проблема. От ее решения зависит наше будущее и будущее наших детей. Катастрофа века - это экологическое состояние окружающей среды.

Экология — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Классическое определение экологии: наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы.

Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов».

На сегодняшний день в нашем мире актуальны такие проблемы, как:

изменение климата Земли;

разрушение озонового слоя Земли;

истощение запасов пресной воды и загрязнение вод Мирового океана;

разрушение почвенного покрова Земли;

гибель лесов.

5 слайд. Учитель: Итак, первая проблема, которую мы рассмотрим, это потепление климата. Учащийся 1.Потепление климата:

Глобальное потепление — процесс постепенного увеличения среднегодовой температуры атмосферы Земли и Мирового океана в XX и XXI веках.

Позиция Межгосударственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) ООН, согласованная с национальными академиями наук стран «Большой восьмёрки», заключается в том, что средняя температура по Земле поднялась на 0,7 °C со времени начала промышленной революции (со второй половины XVIII века), и что «большая доля потепления, наблюдавшегося в последние 50 лет, вызвана деятельностью человека», в первую очередь выбросом газов, вызывающих парниковый эффект: углекислого газа и метана.

В чем причина этого явления? Потепление климата Земли, как известно, связано с повышением концентрации в атмосфере парниковых газов, которые, в свою очередь, попадают туда в результате сжигания органического топлива, расчистки земель и работы некоторых сфер промышленности.

Так что же такое парниковый эффект? Парниковый эффект был обнаружен Жозефом Фурье в 1824 году и впервые был исследован Сванте Аррениусом в 1896. Это процесс, при котором поглощение и испускание инфракрасного излучения атмосферными газами вызывает нагрев атмосферы и поверхности планеты.

На Земле основными парниковыми газами являются: водяной пар (ответственен примерно за 36-70 % парникового эффекта, без учёта облаков), углекислый газ (9-26 %), метан (4-9 %) и озон (3-7 %). Атмосферные концентрации углекислого газа и метана увеличились на 31 % и 149 % соответственно по сравнению с началом промышленной революции в середине XVIII века. Согласно отдельным исследованиям, такие уровни концентрации достигнуты впервые за последние 650 тысяч лет - период, для которого были получены достоверные данные из образцов полярного льда.

Около половины всех парниковых газов, ежечасно поступают в атмосферу, получаются в ходе хозяйственной деятельности человечества. Около трёх четвертей всех выбросов углекислого газа за последние 20 лет стали результатом сжигания угля и нефти, природного газа и дров. Миллионы тонн метана поднимаются в атмосферу от разработок газа, с рисовых полей Азии, выбрасываются туда водяной пар, фторхлоруглероды, при этом примерно половина объема антропогенных выбросов углекислоты связываются наземной растительностью и океаном. Большая часть остальных выбросов углекислого газа вызвана изменениями ландшафта, в первую очередь вырубкой лесов, однако скорость связывания наземной растительностью углекислого газа превосходит скорость его антропогенного высвобождения вследствие сведения лесов.

Оценки, полученные по климатическим моделям отчета МГЭИК 2007 г. говорят, что к началу XXII века средняя температура поверхности Земли может повыситься на величину от 1,8 до 3,4 °C. В отдельных регионах температура может немного понизиться.

Для предотвращения наихудших последствий климатических изменений, сейчас человечество надеется сократить рост температур до уровня двух градусов выше среднегодовых температур доиндустриальной эпохи. Даже на этом уровне изменения климата будут катастрофичными. Арктические льды будут полностью таять летом, уровень моря повысится на десятки метров, и в самых жарких регионах планеты земледелие станет невозможным. Чтобы остаться на уровне двух градусов, у нас есть 50 лет (при современном количестве выбросов). Чем дольше мы медлим и не сокращаем его, тем быстрее придется сокращать выбросы в будущем – дабы не перейти порог в 2 градуса.

Помимо повышения уровня Мирового океана, повышение глобальной температуры также приведёт к изменениям в количестве и распределении атмосферных осадков. В результате могут участиться природные катаклизмы: наводнения, засухи, ураганы и другие. Потепление должно, по всей вероятности, увеличивать частоту и масштаб таких явлений.

Другим возможным последствием повышения глобальных температур является снижение урожаев сельскохозяйственных культур в слаборазвитых странах Африки, Азии и Латинской Америки и повышение урожаев в развитых странах.

Потепление климата может привести к смещению ареалов обитания видов к полярным зонам и увеличить вероятность вымирания малочисленных видов-обитателей прибрежных зон и островов, чье существование в настоящее время находится под угрозой.

Потепление климата завтра, в этом году, в этом десятилетии и в этом веке не предопределено уже случившимися выбросами – оно будет определяться выбросами в будущем, утверждают некоторые учёные. Таким образом, польза от сокращения выбросов будет видна на той же временной шкале, что и политические решения о сокращении.

Большая часть инфраструктуры, ответственной за выбросы углекислого газа, спроектирована в расчете на использование в течение многих десятилетий – это означает, что человечество не собирается сокращать выбросы в ближайшем будущем. Хотя альтернативная, экологически чистая энергетика активно развивается, испытываются технологии улавливания и хранения двуокиси углерода, способность этих технологий оказать влияние на климатические изменения зависит от скорости и размаха их применения. Политические инициативы и перемены в обществе – это критически важные факторы сокращения глобального потепления в ближайшем будущем.

Широкий консенсус среди учёных-климатологов относительно продолжения роста глобальных температур привёл к тому, что ряд государств, корпораций и отдельных людей пытаются предотвратить глобальное потепление или же приспособиться к нему. Многие экологические организации беспокоятся за принятие мер против изменения климата. Некоторые также выступают за ограничение мирового производства ископаемых видов топлива, ссылаясь на прямую связь между сжиганием топлива и выбросами углекислого газа.

Чтобы снизить скорость потепления климата нужно снижать выбросы в атмосферу парниковых газов. Для этого нужно перейти на альтернативные источники энергии, как энергия солнца и ветра. Перейти на безотходное производство. Ведь большинство парниковых газов выделяется на ТЭС.

Загрязнители воздуха в России выбросили в атмосферу в течение 2011 года предположительно 18,9 миллиона тонн вредных веществ, что незначительно отличается от показателей 2009-2010 годов.

6 слайд. Учитель: Следующая проблема, которую мы разбираем – проблема “озоновых дыр”. Учащийся 2. Озоновые дыры:

Озоновая дыра — локальное падение концентрации озона в озоновом слое Земли. По общепринятой в научной среде теории, во второй половине XX века всё возрастающее воздействие антропогенного фактора в виде выделения хлор - и бромсодержащих фреонов привело к значительному утончению озонового слоя.

Не менее сложна в научном отношении экологическая проблема озонового слоя. Как известно, жизнь на Земле появилась только после того, как образовался охранный озоновый слой планеты, прикрывший ее от жестокого ультрафиолетового излучения. Многие века ничто не предвещало беды. Однако в последние десятилетия было замечено интенсивное разрушение этого слоя.

Проблема озонового слоя возникла в 1985 году, когда зонд, запущенный с британской станции в Антарктиде, на высоте 25 - 30 километров обнаружил резкое снижение содержания озона. Эта озоновая дыра диаметром свыше 1000 км. Над Северным полушарием в Арктике образовывалась другая дыра, но меньших размеров. На данном этапе развития человечества, мировые ученые доказали, что на Земле существует громадное количество озоновых дыр. Но наиболее опасная и крупная озоновая дара расположена над Антарктикой. Позднее такая же "дыра" была обнаружена над канадским арктическим архипелагом, над Шпицбергеном, а затем и в разных местах Евразии, в частности над Воронежем.

Истощение озонового слоя представляет гораздо более опасную реальность для всего живого на Земле, чем падение какого-нибудь сверхкрупного метеорита, ведь озон не допускает опасное излучение до поверхности Земли. В случае уменьшения озона человечеству грозит, как минимум, вспышка рака кожи и глазных заболеваний. Вообще увеличение дозы ультрафиолетовых лучей может ослабить иммунную систему человека, а заодно уменьшить урожай полей, сократить и без того узкую базу продовольственного снабжения Земли.

Ослабление озонового слоя усиливает поток солнечной радиации на Землю и вызывает у людей рост числа раковых образований кожи. Также повышенный уровень излучения ведет к резкому увеличению смертности среди морских животных и растений. Урожайность некоторых сельскохозяйственных культур может снизиться на 30%. Изменившиеся условия скажутся и на микроорганизмах - на том же планктоне, являющемся основным кормом морских обитателей.

Истощение озонового слоя взволновало не только ученых, но и правительства многих стран. Начались поиски причин. Сначала подозрение пало на хлор - и фторуглеводороды, употребляемые в холодильных установках, так называемые фреоны. Они действительно легко окисляются озоном, тем самым уничтожая его. Были выделены крупные суммы на поиски их заменителей. Однако холодильные установки применяются преимущественно в странах с теплым и жарким климатом, а озоновые дыры почему-то наиболее ярко проявляются в полярных областях. Это вызвало недоумение. Потом было установлено, что много озона уничтожается ракетными двигателями современных самолетов, летающих на больших высотах, а также при запусках космических кораблей и спутников.

Ослабление озонового слоя усиливает поток солнечной радиации на Землю и вызывает у людей рост числа раковых заболеваний кожи. Также повышенный уровень излучения ведёт к резкому увеличению смертности среди морских животных и растений.

Чтобы озоновый слой стал восстанавливаться нужно, снизить выбросы хлор - и бромсодержащих фреонов. Делать более щадящие двигатели самолётов для озонового слоя.

7 слайд. Следующая проблема – загрязнение вод. Учащийся 3. Загрязнение вод:

Существуют три основных потребителя пресной воды:

сельское хозяйство;

промышленность;

домашние хозяйства, использующие воду для бытовых нужд.

Кроме того, часть воды аккумулируется в водохранилищах.

За последнее столетие потребление пресной воды в мире увеличилось вдвое, и гидроресурсы планеты не отвечают такому быстрому росту потребностей человека. По данным Всемирной комиссии по воде, сегодня каждому человеку ежедневно требуется 40(от 20 до 50) литров воды для питья, приготовления пищи и личной гигиены. Однако около миллиарда людей в 28 странах мира не имеют доступа к такому количеству жизненно важных ресурсов. Более 40% населения мира (около 2,5 млрд. человек) живет в районах, испытывающих среднюю или острую нехватку воды.

Предполагается, что к 2025 году это число возрастет до 5,5 млрд и составит две трети населения Земли.

Наиболее крупными потребителями воды (по объемам) являются Индия, Китай, США, Пакистан, Япония, Таиланд, Индонезия, Бангладеш, Мексика и Российская Федерация.

Цифры общего объема потребляемой воды колеблются от 646 км3/год (Индия) до менее 30 км3/год в Кабо-Верде и в Центральноафриканской Республике.

99% из 4000 км3/год воды, используемой для ирригации, бытового и промышленного потребления, производства энергии, поступает из подземных и поверхностных возобновляемых источников. Остальные – из невозобновляемых (ископаемых) водоносных слоев, это относится, главным образом, к Саудовской Аравии, Ливии и Алжиру.

Грунтовая вода составляет уже 20% от общего объема используемых вод, и эта цифра быстро растет, в особенности, в засушливых районах. За 20-й век отбор грунтовых вод увеличился в 5 раз.

В России загрязнение воды достигло критического масштаба. При этом основной причиной загрязнения воды является несоблюдение экологических норм и санитарных правил.

Если рассматривать все подземные и поверхностные источники воды, то можно отметить, что 17% подземных источников и 40% поверхностных совсем не соответствую нормативам ПДК.

Основным источником обеспечения человечества пресной водой являются в целом активно возобновляемые поверхностные воды, которые составляют около 39 000 км3 в год.

Мировой океан - крупнейшая экологическая система планеты Земля представляет собой акватории четырёх океанов со всеми взаимосвязанными прилежащими морями. Морская вода составляет 95% объёма всей гидросферы. Будучи важным звеном в круговороте воды, она обеспечивает питание ледников, рек и озёр, а тем самым - жизнь растений и животных. Морской океан играет огромную роль в создании необходимых условий жизни на планете, его фитопланктон обеспечивает 50-70% общего объёма кислорода, потребляемого живыми существами.

Технологии, существующие на многочисленных предприятиях области, предусматривают использование большого количества воды. Основные потребители свежей воды – металлургические предприятия и предприятия энергетики, жилищно-коммунальное хозяйство. Загрязненные в процессе хозяйственного использования воды сбрасывают в водоёмы области.

Из существующих очистных сооружений нормативно работает лишь 73%, суммарной мощностью 218 млн. куб.м, что обеспечивает очистку 10% объёма сточных вод. Большое количество очистных сооружений работает неэффективно. Без всякой очистки сбрасывает свои стоки 81 предприятие. Серьезную опасность для водных объектов представляет ливневый сток с промплощадок и городских территорий.

8 слайд. Учитель. Экология в России:

Россия - одна из самых загрязненных в экологическом отношении стран на планете. Экономическая ситуация в Российской Федерации продолжает усугублять экологическую, острота сложившихся негативных тенденций нарастает. Спад производства не сопровождался аналогичным уменьшением объема вредных выбросов в окружающую среду - в кризисных условиях предприятия экономят на природоохранных затратах.

По данным Росгидромета за пять лет на 61% увеличилось количество городов, в которых уровень загрязнения атмосферы оценивается (по показателю индекса загрязнения атмосферы, учитывающего несколько примесей — ИЗА) как высокий и очень высокий. Количество городов, в которых максимальные концентрации какой-либо примеси превышают 10 ПДК, увеличилось за пять лет на 50%.

Экология России характеризуется большим количеством различных экологических проблем. Многие из них достались России в наследство от Советского Союза, где хозяйствование зачастую приводило к загрязнению окружающей среды, особенно в тяжелой промышленности и добыче полезных ископаемых. В то время часто власти считали озабоченность экологическими проблемами несущественной и ненужной. В результате, по некоторым оценкам, около 40 % территории России к концу 1990-х гг. испытывали на себе серьезные экологические проблемы. По официальным данным, на 15 % территории Российской Федерации, где проживает примерно 60 % населения, качество окружающей среды является неудовлетворительным. В условиях повышенной экологической опасности проживает 30% россиян. Известно, что в зонах экологического кризиса продолжительность жизни на 10 - 15 лет меньше, чем по стране в целом. "Вклад" экологического фактора в ухудшение здоровья людей оценивается на уровне 10 - 30%, при этом по онкологическим заболеваниям - около 50%. Изменения медико-биологических показателей здоровья населения свидетельствуют о снижении рождаемости, увеличении смертности и существенном снижении естественного прироста населения.

9 слайд. Учитель. Экология Свердловской области:

Уральский экономический регион по количеству вредных выбросов в атмосферу стоит на первом месте среди других регионов России, а на Свердловскую область приходится около трети всех выбросов Урала. Поэтому в большинстве городов области сложилась неблагоприятная экологическая обстановка, а такие города, как Асбест, Екатеринбург, Каменск - Уральский, Кировград, Краснотурьинск, Первоуральск, Ревда, Серов - близки к чрезвычайной экологической ситуации. Самый загрязненный город в Свердловской области - Нижний Тагил - объявлен зоной чрезвычайной экологической ситуации.

Область отличается очень высоким уровнем загрязнения воздуха, водной среды, почв. На промышленные предприятия нашей области приходится около 7% годового объёма выбросов вредных веществ по России.

В результате недостаточных природоохранных мер, слабого внедрения малоотходных технологий, отсутствия упорядоченной системы сбора, транспортирования, обезвреживания и складирования отходов производства, вокруг промышленных центров появляются неорганизованные свалки мусора, которых в области насчитывается сотни. Зарегистрированных, разрешенных объектов для хранения промышленных и бытовых отходов в области 647. Утилизируется и перерабатывается отходов очень мало - около 15%.

Серьезную тревогу вызывает состояние воздушного бассейна области. Ежегодные выбросы вредных веществ в атмосферу к началу 90-х гг. XX в. составили около 2,8 млн. т. В 1995 г. количество выбросов снизилось до 1,5 млн. т, что связано во многом со спадом промышленного производства. В 2005 г. выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников составили 1,25 млн. т. В 2009 году суммарный выброс вредных веществ в атмосферный воздух от предприятий области по сравнению с 2008 годом сократился на 11,2% и составил 1,16 млн. тонн.

Загрязняющие вещества (окись углерода, окислы азота, сероводород, фенол, соединения металлов и другие) выбрасывают в атмосферу области более 1500 предприятий. Среди них основная доля выбросов приходится на предприятия металлургии (около 50%) и теплоэнергетики (около 30%). Это Нижне-Тагильский металлургический комбинат, Высокогорское рудоуправление, Качканарский горно-обогатительный комбинат; Рефтинская, Верхне-Тагильская и Серовская ГРЭС.

Загрязнение атмосферы выбросами от автотранспорта становится основным бедствием для населения многих городов, поэтому снижение их стало основной экологической проблемой, над которой сегодня работают специалисты различных предприятий и организаций, природоохранных учреждений области.

10 слайд. Учитель: Еще одна проблема – загрязнение и промышленная эрозия почв. Учащийся 4. Загрязнение и промышленная эрозия почв:

Проблема земельных ресурсов в настоящее время стала одной из острейших глобальных проблем не только из-за ограниченности земельного фонда, но и потому что естественная способность почвенного покрова производить биологическую продукцию ежегодно уменьшается как относительно, так и абсолютно. Наблюдается опустынивание и деградация земель. Опустынивание — деградация земель в аридных, полуаридных и засушливых областях земного шара, вызванное как деятельностью человека, так и природными факторами и процессами. Деградация земель — снижение или потеря биологической и экономической продуктивности пахотных земель или пастбищ в результате землепользования. Характеризуется иссушением земли, увяданием растительности, снижением связанности почвы, в результате чего становится возможной быстрая ветровая эрозия и образование пылевых бурь.

Сельскохозяйственные угодья занимают 221,6 млн. га, что составляет 13% земельного фонда, в том числе пашня – 7.5%. На значительных площадях эти земли характеризуются невысоким почвенным плодородием, неудовлетворительным культурно-техническим состоянием, мелиоративной обустроенностью. В большинстве основных сельскохозяйственных регионов расспаханность территории превышает экологически допустимые пределы, что усиливает процесс деградации почв и ухудшения гидрологического режима водосборных бассейнов, снижает способность природных комплексов к саморегулированию и продуктивность сельскохозяйственных угодий.

Качественное состояние значительной части земель области оценивается как неудовлетворительное. Негативное антропогенное воздействие на почвы вызвало резкое снижение их плодородия, истощение и деградацию. Более 64 тыс. га занимают некультивированные нарушенные земли, представленные карьерами, отвалами, хранилищами горнодобывающих и перерабатывающих предприятий. Растут площади земель, загрязненных отходами потребления, вредными химическими веществами, тяжелыми металлами, радионуклидами.

Мощным загрязнителем почв являются предприятия агропромышленного комплекса. Неумеренное использование, нарушение правил хранения и транспортировки ядохимикатов и удобрений вызывает загрязнение почв и сельскохозяйственной продукции.

Только один почти полуторамиллионный Екатеринбург ежегодно вывозит на два своих полигона до 600 тысяч тонн бытового мусора, да еще 80 тысяч тонн выдают первоуральцы. Горами твёрдых бытовых отходов замусоривают природу другие населенные пункты Свердловской области. Всего на территории региона образуется каждый год до двух миллионов тонн коммунальных отходов.

11 слайд. Учитель: Проблема – состояние и использование лесных ресурсов. Учащийся 5. Состояние и использование лесных ресурсов:

Лесные ресурсы земли — важный ресурс биосферы. Лесные ресурсы включают в себя такие богатства, как древесина, пробка, плоды, грибы, ягоды, лекарственные растения, орехи, охотничье-промысловые угодья. Кроме того, к лесным ресурсам стоит отнести такие их полезные свойства, как способность оздоравливать человека, сохранять водные запасы, регулировать климат, противостоять эрозии почв. Самая большая площадь лесных угодий (40 процентов) находится в Евразии. Эта площадь может поставить две третьих запаса ценных пород дерева. Менее всего лесных площадей расположено на территории Австралии. Совсем отсутствуют лесные массивы в Катаре, Бахрейне, Ливии. Больше всего лесных площадей находится в Южной Америке. Много лесов в России, Бразилии, Канаде, США.

Среди видов лесных ресурсов выделяют собственно лесные богатства, то есть древесину, а также кормовые и охотничье-промысловые ценности, ягоды, грибы, плоды деревьев, лекарственные растения, семена кедра, фисташки, орехи, миндаль, каштан. Лес — среда, в которой живут и находят пищу птицы и звери, где можно заниматься пчеловодством, охотой и другими промыслами.

Мировые леса составляют южный и северный пояса, северный пояс включает леса Канады, России, Швеции, Америки, южный пояс составляют леса Юго-Восточной Азии, района Конго, Амазонии.

Использование лесных ресурсов должно быть разумным, отрегулированным. В настоящее время разрешено использовать лесные ресурсы следующим образом: заготовка древесины и другого древесного сырья (древесина, луб, щепа, кора, береста, пихтовая, еловая и сосновая лапки), лекарственных растений, пищевых запасов, охотничьих угодий, ведение рекреационной и перерабатывающей деятельности.

Важной задачей современности является охрана лесных ресурсов от незаконных вырубок, от нелегальной лесозаготовки, от преступного уничтожения лесных богатств. С целью сохранения лесных ресурсов вырабатываются новые технологии, которые позволят постепенно свести потери богатств леса к нулю. Среди охранных мероприятий важным является защита лесов от загрязнения в процессе человеческой деятельности.

Лес – одно из главных богатств области. Лес защищает нас от городского шума, от пыли и копоти, от жары и от холода. Хорошо зная удивительные свойства леса, зная о том, что лес перераспределяет влагу, защищает почву от эрозии, насыщает воздух кислородом и очищает его от загрязнения, мы все же пришли к неутешительному пока итогу. Только за последние 20 лет вырублено сверх положенной нормы около 40 млн. куб. м хвойной древесины.

Лесозаготовки в области ведутся более 300 лет. В южных и центральных районах идет четвертый оборот рубок. Леса Свердловской области составляют 1,5% от площади всех лесов России, по запасам спелой древесины - 1,4%, а по объему лесозаготовок - около 5%. Поэтому запасы спелой древесины за последние 20 лет уменьшились с 877 млн. куб. м до 600. Реальные же запасы, пригодные для промышленной заготовки, определяются в 290-310 млн. куб. м.

Использование лесных ресурсов области пока нерационально и неэффективно. Остаётся несовершенной техника и технология лесозаготовок. Тяжелые машины практически полностью уничтожают подрост, оставляют за собой мертвую перепаханную землю, раздавленные и изуродованные молодые деревья, горы и тонких хлыстов.

12 слайд. Учитель. Экология Сухоложского района:

Городской округ Сухой Лог представляет собой один из промышленных районов области.

На территории городского округа имеются предприятия цветной и черной металлургии, предприятия строительных материалов, деревообрабатывающей, бумажной, машиностроительной промышленности и другие. Это такие предприятия как: Цементный завод, Завод вторичных цветных металлов, Огнеупорный завод, Сухоложский крановый завод, Сухоложская бумажная фабрика, Сухоложский лесхоз, Завод метало-флюсов и другие.

Промышленные предприятия города занимаются вопросами рационального использования водных ресурсов и охраны водоемов от загрязнения сточными водами.

В настоящее время два предприятия полностью стали бессточными и прекратили сбросы сточных вод в городскую канализацию. Сточные воды на этих предприятиях используются повторно в производстве.

13 слайд. Учитель. Экологический кризис:

Экологический кризис – это такая ситуация, при которой неконтролируемое техногенное давление на природу оказывается настолько сильным, что существующее равновесие между живым веществом и его окружением начинает нарушаться, наступает ухудшение качества природных комплексов даже их полная делегация.

Негативные последствия экологического кризиса могут выйти далеко за пределы отдельных регионов и приобрести глобальный характер, угрожая существованию всего человечества.

Учитель. Обобщение и систематизация понятий:

Экология – наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Потепление климата - повышение средней температуры климатической системы Земли.

Озоновые дыры - то локальное падение концентрации озона в озоновом слое Земли.

Загрязнение вод - попадание различных загрязнителей в воды рек, озер, подземных вод.

Эрозия – разрушение горных пород и почв поверхностными водными потоками и ветром, включающее в себя отрыв и вынос обломков материала и сопровождающееся их отложением.
Экологический кризис - особый тип экологической ситуации, когда среда обитания одного из видов или популяции изменяется так, что ставит под сомнение его дальнейшее выживание.

Учитель. Подведение итогов:  Итак, на этом уроке мы с вами разобрали основные экологические проблемы планеты. Уже через несколько лет мы все рискуем оказаться в незнакомом и пугающем мире.

Задумайтесь над этим! Возможно, в будущем вы тоже сможете внести какой-либо позитивный вклад в решение данных проблем.

Учитель. Домашнее задание: подумайте и напишите в тетрадь пути решения проблем связанных с экологией нашей планеты.
14 слайд. Учитель. Рефлексия.

Чтобы решить все эти экологические проблемы нужно решать их комплексно, а не по отдельности.

Чтобы разрешить сложившиеся экологические проблемы и не создавать новые, нужно принять комплекс мер таких, как ужесточение контроля над сферами деятельности человека, которые приводят к этим проблемам, создавать новые, жизнеспособные законы, создавать новые, экологически чистые материалы, больше рассказывать об организациях защищающих природу. Ведь именно они больше всего влияют на принятие законов об экологии, и в них может вступить любой неравнодушный человек, и они мало зависят от политики, ведь в них входят обыкновенные люди.

Некоторые экологи считают, что более жесткий контроль – не единственное решение. Они предлагают переключить основную работу с контроля над соблюдением установленных стандартов на разработку новых технологий, направленных, в первую очередь, на недопущение загрязнений. Если новая, более экономичная технология производства энергии будет создана, можно будет убедить промышленность внедрить её, заключая правительственные контракты с предприятиями, предлагающими наиболее дешёвое или эффективное выполнение заказов. Взять хотя бы загрязнение воздуха выхлопными газами автомобилей. Технология производства машин, не загрязняющих окружающую среду, уже существует. Правительства стран могло бы узаконить соответствующие стандарты. Поскольку они ежегодно закупают легковые и грузовые автомашины, автомобильные компании быстро освоили бы технологию, предотвращающую загрязнение окружающей среды.

Но многие учёные считают, что какой бы подход ни был заложен в основу нового поколения экологических законов, общественность готова учесть все предостережения.

Можно сделать вывод, что наше собственное выживание зависит от нас, от того, как мы поддерживаем структуру жизни. Мы нарушаем её естественный порядок на свой страх и риск. Ни один здравомыслящий человек не захочет оставить в наследство нашим детям и внукам непригодную для жизни Землю.

Более века назад Ф. Энгельс предостерегал человечество: “Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитываем, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых”.

 

Список литературы.

1.http://3planet.ru

2.http://www.bestreferat.ru

3.http://nauka21vek.ru

4.http://works.tarefer.ru

5.http://dic.academic.ru

6.http://dyatlovo.grodno-region.by

7.http://kartinamira.info

8.http://www.erudition.ru

9.wikipedia.org

10.Баринова И. И. География России. Природа.8 класс. Дрофа. Москва, 2011год.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.