Интегрированный урок-практикум, посвященный изучению жизни и творчества К.Д. Воробьева «Это просто жизнь… »
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ:
«Это просто жизнь…»
Интегрированный урок-практикум 2 часа (10 класс)
Цель: знакомство с жизнью и творчеством К.Д. Воробьева
Задачи:
познакомиться с фактами из жизни и творчества К.Д. Воробьева, сопоставив их;
познакомиться с личностью К.Д. Воробьева;
выявить связи между жизненными событиями и произведениями
К.Д. Воробьева;
формировать умение анализировать, сопоставлять, критически мыслить;
проанализировав отрывки из произведений К.Д. Воробьева, сделать вывод об особенностях его прозы.
Оборудование: распечатанные отрывки из произведений К.Д. Воробьева, доска, мультимедийный проектор (или доска), компьютер, выставка книг К.Д. Воробьева и иллюстраций к его произведениям, музыка военной тематики (диск).
Примечание: возможно проведение урока в Литературном музее или Школьном музее, посвященном жизни и творчества К.Д. Воробьева. для более глубокого "погружения" в атмосферу урока.
Литература:
Воробьев, К.Д. Собрания сочинений: В 3 т. / К.Д. Воробьев. – М.: Современник, 1991-1993.
Дедков, И. Момент правды - определяющий / И. Дедков // Живое лицо времени. — М.: Советский писатель, 1986. – С. 194-195.
Зимин, В.Я. Тема детства в творчестве К.Д. Воробьева : дис. канд. филол. наук / В.Я. Зимин. Курск, 2004. - 181 с.
Кедровский, А.Е. Земляки: творчество К.Д.Воробьёва и Е.Носова. // Курск: Изд-во КГПУ, 1999. - С.2-74
Кризская, Т.В. Язык художественной прозы К.Д. Воробьева: автореф. дисс. ..канд. филол. наук / Т.В. Кризская. — Курск, 2009. - 19 с.
Носов, Е.И. Он любил эту землю // в кн. К.Д.Воробьёва "И всему роду твоему". – Вильнюс : Вага, 1978. - С.5-8.
Томашевский, Ю. Право на возвращение: Из наблюдений над жизнью лирического героя Константина Воробьева; Возвращение / Ю. Томашевский // Вчера и сегодня . – М., 1986.– С.81-116.
Федякин С. «Нельзя об этом писать» … «в любом случае не отчаиваться и не унывать, а надеяться и верить…»: К 75-летию К. Воробьева / С. Федякин //
Лит. газ.– 1994.– 28 сент.– С. 4-12.
Чеботаев, М. Страдая за людей: Штрихи к портрету писателя
К.Д. Воробьева / М. Чеботаев // Сибирские огни.– 1991.– № 7.– С. 280-297.
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Вступительное слово учителя:
Дорогие ребята. Сегодня у нас необычный урок, я думаю, вы это уже поняли. ««Это просто жизнь, просто любовь и преданность русского человека земле своей, его доблесть, терпение и вера», - так говорил К.Д. Воробьев в одном из своих произведений, и, на мой взгляд, этими словами можно охарактеризовать всё творчество этого человека. «Это просто жизнь…» - так называется наш урок.
Перед нами стоит непростая задача: мы должны провести параллель между жизнью и творчеством этого «классика лейтенантской прозы», выяснить, почему для К.Д. Воробьева было важно донести до читателей ту правду, обжигающую сердца и души людей, которая лилась со страниц его произведений, правду, которую впервые слышал русский народ.
Начнем мы наш урок с анализа двух отрывков, принадлежащих писателю-курянину Е.И. Носову и литературному критику И. Золотусскому:
1-й отрывок:
«Константин Воробьев любил работать в горячем цехе, со словом, которое только что из пламени пылающего воображения. Оно еще дышит жаром, стреляет колкими искрами, обжигает самого мастера, и тот, благоговея над ним, испепеляющим, непокорным и прекрасным, размашисто, пока еще не остыло, гранит его на звонкой наковальне. Я представляю, каким усталым, изможденным, весь в ссадинах и ожогах, отходил он от своего горнила. Это было поистине Прометеево искусство». К.Д. Воробьев «воистину выделяется среди многих пишущих современников, выделяется особым, лично отработанным методом проникновения в глубины человеческой души».
2-й отрывок:
«Проза К. Воробьева обнажена, как открытая рана, - писал литературный критик Игорь Золотусский. - Она похожа на оголенный электрический провод и небезопасна на ощупь. Удары тока передаются от ее строк к читателю и вызывают в ответ сердечную дрожь... Проза его особая. Те же законы прозы, те же сюжет, композиция, характеры, но интонация какая-то не та, интонация другая – с первых строк резко взыскующая, истово реющая в полёте повести».
Вопросы учащимся:
Внимательно прочитав отрывки, ответьте, о каких особенностях прозы
К.Д. Воробьева говорят писатель и критик?
О каких чертах характера К.Д. Воробьева говорят эти строки?
Письменно (кратко) ответьте на вопрос: каким мне представляется К.Д. Воробьев? (в конце урока учащиеся еще раз ответят на этот вопрос и сравнят свои впечатления).
II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ)
Учитель: а сейчас, ребята, мы выслушаем ваши сообщения и посмотрим презентации о жизни и творчестве К.Д. Воробьева (материал заранее распределен между группами учащихся).
Выступления 4 групп учащихся:
1 группа - ДЕТСТВО
2 ГРУППА - ВОЙНА
3 ГРУППА – ПЛЕН
4 ГРУППА – ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
Представление групповых исследовательских работ учащихся - компьютерных презентаций с комментариями (после каждого выступления делаются выводы, основные из них учащиеся записывают в тетрадях).
Учитель: прослушав все сообщения, письменно (кратко) ответьте на вопрос: изменилось ли ваше представление о К.Д. Воробьеве? Если да, то как?
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (анализ отрывков)
Учитель: а теперь, ребята мы постараемся увидеть все то, о чем вы рассказали, на страницах повестей и рассказов К.Д. Воробьева.
Задание №1:
Прочитайте лежащие перед вами отрывки из произведений К.Д. Воробьева и ответьте на вопросы:
Какие события из жизни писателя отразились в них?
В какой мере соединяются в них жизненная правда и художественный вымысел?
О каких особенностях прозы писателя можно говорить?
Задание №2:
Дополните свои письменные ответы в тетрадях о личности К.Д. Воробьева, исходя из прочитанного.
Во время выполнения заданий звучит музыка военной тематики
После выполнения заданий группы отвечают на вопросы и зачитывают свои мини-сочинения, получившиеся в процессе урока.
IV. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕНИЧЕСКАЯ И УЧИТЕЛЬСКАЯ.
Сегодня на уроке я:…
Что получилось и что не получилось?
Достигли ли цели, поставленной в начале урока?
Если нет, что необходимо сделать для ее достижения?
Какие новые вопросы возникли в конце урока?
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Учитель: В последние десятилетия XX века имя К. Д. Воробьёва стало всё чаще появляться на страницах критических сборников и журналов. Вышел в свет пятитомник его произведений. Современные литературоведы видят в нём яркого и своеобразного художника, который прочно занял место именно в «обойме военных писателей». К.Д. Воробьёв принадлежит к числу таких писателей, чьи произведения основаны на беспощадной и бескомпромиссной памяти, проверенной не только собственной жизнью, собственными страданиями, но и временем. В них отразились и неизбывная боль сиротства, выпавшего на годы гражданской войны и коллективизации, и связанные со стержневыми историческими событиями такие всеобъемлющие понятия, как «детство» и «любовь» (любовь к Родине, к родной природе, к отчему дому, к матери, к женщине). Эта память генерирует мощное нравственное пространство.
Следуя традициям великого Л.Н. Толстого, К.Д. Воробьёв считает, что война действительно является продолжением мира и на неё люди шли со взглядами, убеждениями и опытом мирного времени. Генезис такого опыта главным образом восходит к предвоенному детству. Отсюда устойчивый, вполне оправданный и прослеживаемый в художественной концепции интерес писателя к истокам характера, высокому человеческому началу.
Проза К.Д. Воробьева принадлежит к замечательным образцам русской литературы середины XX века. Несомненным достоинством произведений писателя является его язык, который только в наши дни становится предметом детального изучения.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: прочитать повести «Это мы, Господи!», «…И всему роду твоему», выписать из них сложные прилагательные.