12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зюкова Наталья Николаевна1773
Работаю учителем начальных классов МБОУ СОШ п. Тыр
Россия, Хабаровский край, п. Тыр

Автор публикации: Зюкова Наталья Николаевна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Тыр Тырского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края

Населённый пункт: п. Тыр Хабаровский край Ульчский район

Тип учебного материала: Методическая разработка классного часа «Этот славный День Победы!»

Цель: создать условия для развития патриотических чувств у учащихся

Задачи:

  • Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;
  • Воспитывать у младших школьников патриотические чувства: уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ. Свою Родину;
  • Развивать эстетический и литературный вкус, интерес к поэзии и поэтическому слову;

Планируемые результаты:

Развитие интереса у детей к изучению материалов о Великой Отечественной войне.

Воспитание чувства гордости за подвиги защитников Отечества.

Вовлечение учащихся в активную творческую деятельность.

Подготовительная работа:

Подборка иллюстраций по теме классного часа и создание презентации «Великая Отечественная война 1941-1945»

Подборка музыкального сопровождения по сценарию.

Разучивание с детьми песен и стихотворений по теме классного часа.

Оформление приглашений для родителей.

Оформление классной доски плакатами «С Днём Победы!», «Мы помним! Мы гордимся»; воздушными шарами.

 

(Слайд 1- фотография «Сирень в сквере»; звучит песня «Амурские волны» слова К. Васильева, С. Попова, музыка М. А. Кюсса; её прерывает звук колокола)

Ученик 1

Вот сорок первый год, конец июня, 
И люди спать легли спокойно накануне.
Но утром уже знала вся страна,
Что началась ужасная война.

(Звучат разрывы бомб)

Ученик 2

Мирно страна проснулась

В этот июньский день,

Только что развернулась

В скверах её сирень.

Радуясь солнцу и миру,

Утро встречала Москва.

Вдруг разнеслись по эфиру

Памятные слова…

(Звучит голос Ю. Б. Левитана «Начало войны»)

Учитель

Близился рассвет … и вдруг пограничники наших западных застав обратили внимание, что из-за границы как бы движется тёмная туча, которая быстро приближалась и наполняла все зловещим гулом. Нет, это было не грозовое облако, это неслась армада фашистских самолётов. Она пересекла воздушные рубежи Советского Союза (так тогда называлась наша страна) и начала своё страшное дело – бомбёжку городов, железнодорожных станций, военных и гражданских объектов. Вслед за фашистскими самолётами ударила вражеская артиллерия, пошли в ход танки с крестами на башнях, а вслед за ними пехота. Началась самая кровопролитная и жестокая, самая тяжёлая и трагическая война из всех войн, которые до этого были на земле. В четыре часа утра 22 июня 1941 года сотни самолётов и танков фашистской Германии вторглись на территорию Советского Союза. Началась Великая Отечественная война.

(Слайд 2 – подборка фотографий «Фашистские войска переходят границу Советского Союза»)

Ученик 3

Родина!
Пламя ударило в небо –
Ты помнишь «Родина»?
Тихо сказала:
«Вставайте на помощь…»
Родина.

Ученик 4

Поднималась страна

И на фронт уходила поротно.

Кумачовые звёзды

На полотнах знамён унося.

(Слайд 3фонограмма песни «Вставай, страна огромная»; подборка фотографий «Добровольцы в народное ополчение»)

Ученик 5

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом солдат...

До свидания, мальчики! Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат

И себя не щадите вы... И все-таки

Постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

Вместо свадеб — разлуки и дым!

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

Сапоги... Ну, куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон...

Вы наплюйте на сплетников, девочки!

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идете войной наугад...

До свидания, девочки! Девочки,

Постарайтесь вернуться назад!

Учитель

В первые месяцы войны наша Армия отступала.

(Слайд 4 – карта военных действий 1941 года)

К 10 июля немцы уже захватили Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, большую часть Украины. За три недели наши войска потеряли 3500 самолетов, 6000 танков, более 20000 орудий и минометов. Очень много погибло наших солдат. Много солдат было взято в плен. Гитлер шел на Москву. Он считал, что стоит его войскам войти в Москву - и наш народ будет покорен. Вот так Гитлер хотел одним ударом смести нашу Армию и войти в столицу.

(Слайд 5 – подборка фотографий «Трагедия народа»)

Ученик 6

Слепящий дым, и пыль густая,

И зной, нависший тяжело,

Над нами плыли, нарастая,

Бойцам измученным назло.

Ученик 7

Горело всё – цветы и клёны,

Былинки не было живой,

Вокруг кустарник запылённый

Шуршал обугленной листвой.

Ученик 8

Направо глянешь – догорая,

Пшеница гибнет на корню.

Налево – нет конца и края

Просторам, отданным огню.

Ученик 9

Земля, казалось, до предела

Была в окне накалена,

И, вся иссохшая, гудела:

«Да будет проклята война!»

Учитель

Говоря о войне, мы часто говорим о подвигах. Как вы понимаете значение слова «подвиг»? (Значение слова по толковому словарю Ожегова: «Подвиг - героический, самоотверженный поступок»; в бескорыстном порыве души человек отдаёт себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.)

Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

(Слайд 6 - 8 – подборка фотографий «Защитники Отечества»)

Десятки, сотни городов в годы Великой Отечественной стали местами ожесточенных сражений, местами массового героизма людей. 12 городов стали городами-героями.

Города - герои — почётное звание, которого удостоены города, прославившиеся своей героической обороной, массовым героизмом и мужеством в защите Родины во время Великой Отечественной войны 1941—1945.

Брестской крепости присвоено звание крепость-герой. 

(Слайд 9 - 14– подборка фотографий городов – героев)

Список  городов – героев:

Москва, Ленинград (ныне Санкт-Петербург), Новороссийск, Тула, Смоленск, Мурманск, Волгоград (бывший Сталинград), Одесса, Керчь, Севастополь, Киев, Минск, Брестская крепость-герой.

Ученик 10

Жестокое слово-война!

Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство врывалась она.

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной.

В те  дни мы в войну не играли -

Мы просто дышали войной.

Учитель

Война отобрала у детей детство и заставила их быстро повзрослеть. Школьники, оставив привычные игры, вместе со взрослыми проявляли небывалое мужество и героизм.

(Слайд15 - 17 – подборка фотографий «Дети в годы Великой Отечественной войны) Они сбрасывали с крыш бомбы-зажигалки, тушили пожары, ходили в разведку в тыл врага, развешивали листовки, помогали семьям красноармейцев. Многие дети сами убегали на фронт. Война отняла у них дом и родных. Они оставались в воинской части. «Сыны полка», - так называли детей, оставшихся в армии.

(Слайд18 – 19 – подборка фотографий «Сыны полка»)

«Маленькие герои большой войны» называли детей в годы войны. И это так. Послушайте, ребята, рассказы про этих детей. Эти дети сражались за нашу Родину. Они - герои!

Ученик 11

Леонид Голиков (1926 - 1943 гг.)

(Слайд 20 – фотография Леонида Голикова)

С марта 1942 года Леонид Голиков стал разведчиком 67-го отряда 4-й партизанской бригады. Юный партизан неоднократно проникал в фашистские гарнизоны, собирая данные о противнике. При его участии были подорваны 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, сожжены 2 продовольственных склада противника и 10 автомашин с боеприпасами. 13 августа 1942 года группа разведчиков, в которой был и Лёня Голиков, захватила ценные бумаги и документы. 24 января 1943 года 16-летний партизан пал смертью храбрых. 2 апреля 1944 года Голикову Леониду Александровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Ученик 12

Марат Казей (1929 - 1944 гг.)

(Слайд 21 – фотография Марата Казея)

Марат рано остался сиротой, а с приходом в его деревню гитлеровцев ушёл в партизанский отряд. Участвовал в рейдах. Подрывал вражеские эшелоны. За бой в январе 1943 года получил медаль «За отвагу». Погиб юный боец в мае 1944 года. Возвращаясь с задания вдвоём с командиром разведгруппы, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу. Марат держал оборону. Когда закончились патроны, в дело пошли две последние гранаты. Одну он бросил в немцев, а второй взорвал себя вместе с врагами, когда те подошли совсем близко. 9 мая 1965 года Марату Казею посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Учитель

Но конечно, самую большую тяжесть войны вынесла на своих плечах женщина – мать. (Слайд 22 – подборка фотографий «Фронтовые матери»)

Ученик 13

Знаю, в сердце у тебя тревога-

Нелегко быть матерью солдата!

Знаю, всё ты смотришь на дорогу.

По которой я ушёл когда-то.

Знаю я, морщинки глубже стали

И чуть-чуть сутулей стали плечи.

Нынче насмерть мы в бою стояли,

Мама, за тебя, за нашу встречу.

Ученик 14

Мама, тебе эти строки пишу я,

Тебе посылаю сыновний привет.

Тебя вспоминаю такую родную,

Такую хорошую – слов даже нет!

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я навстречу свинцовому ветру,

И пусть между нами сейчас километры,

Ты здесь, ты со мной, родная моя!

(Исполнение учащимися песни «Последний бой» Слова: М. Ножкина, Музыка: М. Ножкина.)

Учитель

Во многих семьях сохранились солдатские треугольники-письма, которые присылали с фронта отцы и деды, мужья и сыновья, братья. Они писали, что вернутся домой и только с победой.

(Слайд 23 – подборка фотографий «Фронтовые письма»)

 

Здравствуй, дорогой Максим!

Здравствуй, мой любимый сын!

Я пишу с передовой,

Завтра утром - снова в бой!

Будем мы фашистов гнать.

Береги, сыночек, мать,

Позабудь печаль и грусть -

Я с победою вернусь!

Обниму вас, наконец.

До свиданья.

Твой отец.

Учитель

Женщины не только трудились в тылу Они были медсёстрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками. Многих солдат спасли от смерти нежные добрые женские руки.

(Слайд 24 -25 – подборка фотографий «Женщины в годы Великой Отечественной войны»)

Ученик 15

Пушки грохочут, пули свистят.

Ранен осколком снаряда солдат.

Шепчет сестричка:

"Давай, поддержу,

Рану твою я перевяжу!"-

Всё позабыла: слабость и страх,

Вынесла с боя его на руках.

Сколько в ней было любви и тепла!

Многих сестричка от смерти спасла.

Учитель

И, всё-таки наступил в войне переломный момент, и началось освобождение оккупированных территорий. Очистив от фашистов территорию нашей страны, наши воины освободили от фашистского ига народы Европы.

(Слайд 26 - 28– подборка фотографий «Освобождение оккупированных территорий Советской Армией»)               

Ученик 16

Победа! Как она досталась?
Каким путем вы к ней пришли?
И раны были, и усталость,
И шрамы на груди земли.
Броня во вмятинах глубоких,
И дали пройденных дорог,
И ордена на гимнастерках,
Где пот нещадно ткань прожег.
Могилы братские, в которых
Друзья погибшие лежат.

Учитель

И вот, наконец, 9 мая 1945 года наступила долгожданная Победа!

(Слайд 29 – 31 подборка фотографий «Празднование Дня Победы»)

Ученик 17

Победа! Победа! Великое слово,

В нём слава Отчизны и слава бойца,

Оно трепетать заставляет любого,

Оно, как огонь, зажигает сердца!

(Звучит песня «День Победы» музыка Д. Тухманова слова В. Харитонова)

Учитель

Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
И их голоса когда-то звучали,
По утрам они солнце встречали,
 
Сверстники наши почти.
Среди нас нет тех,
 
Кто ушёл на фронт и не вернулся.
Вспомним через века, через года,
О тех, кто уже не придёт никогда.
 
Вспомним!


В память о погибших, склоним голову перед величием подвига русского солдата. Почтим память всех погибших в войне минутой молчания.

(Минута молчания.)

Ученик 18

Вечная слава и вечная память
Павшим в жестоком бою!
Бились отважно и стойко с врагами 
Вы за отчизну свою!

Не плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!

Люди!
Покуда сердца стучат – помните!
Какою ценою завоевано счастье, -
Пожалуйста, помните!

(Исполнение учащимися песни «Прадедушка» музыка А. Ермолова слова М. Загота)

Ученик 19

Пусть не будет войны никогда!

Пусть спокойные спят города.

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над моей головой.

Ни один пусть не рвётся снаряд,

Ни один не строчит автомат.

Пусть оглашают наши леса

Только птиц и детей голоса.

И пусть мирно проходят года,

Пусть не будет войны никогда!

Учитель. 

Мы должны помнить о тех, кто ценою своей жизни дал нам счастливую жизнь.

(Исполнение учащимися песни «Солнечный круг» слова Л. Ошанина, музыка А. Островского)

 

Используемая литература:

  1. И. В. Новокрещёнов. «Праздники России», Москва, 2011 г.
  2. История для юных граждан России. «Маленькие герои большой войны», Нижний Новгород, 2010 г.
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.