12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кололеева Елена Викторовна4027
Стаж работы в школе - 30 лет.
Россия, Краснодарский край, Усть-Лабинск
Материал размещён в группе « Наши интересные уроки»

Цели мероприятия:

  • на конкретном примере рассказать учащимся о Холокосте,  вызвать у ребят интерес к этой странице истории и желание более глубокого ее изучения;
  • стимулировать научно-исследовательскую и творческую деятельность школьников по теме;
  • способствовать критическому осмыслению исторического явления и его адекватной моральной оценки.

Использованные Интернет-ресурсы

Материалы Википедии – свободной энциклопедии

http://www.liveinternet.ru/tags/%FF%ED%F3%F8+%EA%EE%F0%F7%E0%EA/

http://evrofilm.com/yanush-korchak-yanush-korchak-2004.html

Аннотация к мероприятию

Мероприятие проводится для учащихся 7-8 классов и строится на просмотре документального фильма «Януш Корчак». До и после просмотра фильма учитель и ведущие (старшеклассники) рассказывают  о сути Холокоста.  Основная задача – на конкретном примере познакомить школьников с событиями войны, способствовать формированию у ребят адекватной моральной оценке этих событий.

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя

Учитель предлагают присутствующим продолжить разговор о малоизвестных страницах истории Второй мировой войны и в рамках сегодняшнего мероприятия узнать о геноциде - преследовании и массовом уничтожении нацистами представителей различных этнических и социальных групп - поляков, евреев, цыган – событии, вошедшем в истории под названием «Холокост». Событии, приведшем к уничтожению 60 % евреев Европы и около трети еврейского населения мира;  к уничтожению от четверти до трети цыганского народа; к уничтожению до 10 % поляков (не включая военные потери), уничтожению около 3 миллионов советских военнопленных, к тотальному  истреблению душевнобольных и нетрудоспособных.

Слова ведущих

Ведущий 1. В этом году мир отметил 70-летие окончания Второй мировой и Великой Отечественной войн. Войн, унесших жизни около 60 миллионов человек.

Ведущий 2. Имена одних ее героев у всех на устах, о других известно очень мало, имена третьих до сих пор не известны.

Ведущий 1. Все они приближали победу по-своему – с оружием в руках, у станка на заводе, в подполье. И всегда были те, кто вдохновлял окружающих на победу, те, кто сделал свой моральный выбор…

Ведущий 2. Сегодня мы расскажем о Януше Корчаке - выдающемся польском педагоге, писателе, враче и общественном деятеле.  В 1911 году он основал еврейских детей в Варшаве «Дом сирот». В 1940 году Януш Корчак вместе со своими  воспитанниками был перемещён в Варшавское гетто, где отдавал все силы заботе о детях, героически добывая для них пищу и медикаменты.

Ведущий 1. Несмотря ни на что,  в Доме сирот продолжались занятия. Жизнь детей шла по обычному расписанию. Сотрудники Дома сирот с прежней тщательностью заботились о чистых руках и одежде своих воспитанников, старшие дети заботились о младших.

Ведущий 2. Когда в августе 1942 года пришёл приказ о депортации Дома сирот, Корчак пошёл вместе с другими воспитателями и примерно 200 детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в Треблинку – лагерь смерти.

Ведущий 1. Один из очевидцев, сам позже расстрелянный, оставил такое свидетельство. «Нам сообщили, что ведут школу медсестёр, аптеки, детский приют Корчака. Стояла ужасная жара. Детей из интернатов я посадил в самом конце площади, у стены. Я надеялся, что сегодня их удастся спасти… Вдруг пришёл приказ вывести интернат. Нет, этого зрелища я никогда не забуду! Это был не обычный марш к вагонам, это был организованный немой протест против бандитизма! Началось шествие, какого никогда ещё до сих пор не было. Выстроенные четвёрками дети. Во главе - Корчак с глазами, устремлёнными вперед, державший двух детей за руки. Даже вспомогательная полиция встала смирно и отдала честь. Когда немцы увидели Корчака, они спросили: «Кто этот человек?» Я не мог больше выдержать - слезы хлынули из моих глаз, и я закрыл лицо руками».

Ведущий 2. Когда все обитатели «Дома сирот» уже поднялись в вагон поезда, отправлявшегося в лагерь, к Корчаку подошел офицер СС и спросил:
- Это вы написали «Короля Матиуша»? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете быть свободны.
- А дети?
-  Дети поедут. Но вы можете покинуть вагон.
-  Ошибаетесь. Не могу. Не все люди - мерзавцы.
Ведущий 1. А через несколько дней, в концлагере Треблинка, Корчак, вместе со своими детьми, вошел в газовую камеру. По дороге к смерти Корчак держал на руках двух самых маленьких деток и рассказывал сказку ничего не подозревающим малышам.
Ведущий 2. В принципе, можно больше ничего не знать о Корчаке. 

Просмотр документального фильма

http://evrofilm.com/yanush-korchak-yanush-korchak-2004.html

Януш Корчак

Год: 2004

Страна: Израиль
Жанр: документальный
Продолжительность: 44 мин
Режиссер: Семен Винокур

Обсуждение документального фильма

Слова ведущих

Ведущий 1. Это фильм о последних трех днях жизни Януша Корчака: врача, писателя, учителя.
Ведущий 2. Он знал, что он и его ученики будут отправлены в газовые камеры, и он боролся до конца, чтобы сохранить эту ужасную судьбу в тайне от детей.
Ведущий 1. Он был свидетелем того, как смертельное кольцо сжималось вокруг гетто, но он страстно хотел жить. Несмотря на возможности к побегу,  Януш Корчак остался с детьми.
Ведущий 2. Этот фильм основан на письмах, книгах и дневниках Януша Корчака, которые показывают зрителям, что было скрыто в душе этого великого человека.
Ведущий 1. Этот фильм позволяет понять его внутренний мир, и почему Корчак пошел вместе с детьми в газовую камеру. Его душа вечна и бессмертна.


Ведущие читают стихи

ЛЮБЛИН, 1944 год (из воспоминаний ветерана войны)

Ведущий 2. 

Когда в ночи приоткрывают двери
чертоги скорбной памяти моей,
взираю я, глазам своим не веря,
на отпечатки тех далеких дней.


Ведущий 1.

Вот Люблин. Спят дома в густом тумане.
Пустой Майданек. Вышка у ворот.
Ряды колючек. А на заднем плане
покрытый слоем пепла огород.
Живой пример немецкого порядка:
салат, редиска, свекла, лук, морковь…
И прямо тут же, на зеленых грядках
куски недогоревших черепов.


Ведущий 2. 

Еще всплывают в памяти картинки:
кусты сирени, а в кустах барак,
а в нем… ботинки, детские ботинки.
Размер – на бирке, бирка – на шнурках.


Ведущий 1.

А вот еще картинка. (Сердце рвется,
и на сознанье наползает тьма.)
Забор, шлагбаум. Дальше двор с колодцем,
а во дворе еврейская тюрьма.
Подходишь к двери. Слышишь эти звуки.
Как хочешь их, при этом, назови:
стон, вздох, шипенье… А за дверью руки
торчат, торчат… Вся комната в крови.
Гора из теплых тел, гора живая 
вздыхает, стонет, булькает, шипит.
Трехлетний мальчик приютился с краю.
Засомневаешься. Подумаешь, что спит…


Ведущий 2. 

Хотя уже прошло две трети века,
я не нашел ответа на вопрос:
Что за душа была у человека,
который мир обрек на Холокост?!..

Ведущий 1. Вот одна из последних записей из дневника Корчака, чудом спасенного его учениками.

Ведущий 2.  «Последний год, последний месяц или час. Хотелось бы умирать, сохраняя присутствие духа и в полном сознании. Не знаю, что бы я сказал детям на прощание. Хотелось бы только сказать: сами избирайте свой путь: Я никому не желаю зла. Не умею. Не знаю, как это делается…». 5 августа 1942 года. 

Заключительное слово учителя

Имя Януша Корчака стало символом бескорыстной любви к детям. Он стал эталоном человеческой порядочности и честности. Весь цивилизованный мир знает и помнит об этой трагедии и скорбит о ее жертвах. Весь цивилизованный мир осуждает тех, кто позволил этой трагедии произойти. На месте гибели Корчака и детей в Треблинке стоит большой камень, на нем надпись «Януш Корчак и дети».

Опубликовано в группе « Наши интересные уроки»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.