Урок по ОБЖ «Оказание помощи терпящим бедствие на воде» (8 класс)

2
0
Материал опубликован 11 January 2016

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ТЕРПЯЩИМ БЕДСТВИЕ НА ВОДЕ»

(Методическая разработка)

Дата:

Класс: 8 «А»

Предмет: ОБЖ

Учитель: Лыскин Сергей Александрович

Тема урока

Оказание помощи терпящим бедствие на воде

Тип урока

Развивающего контроля

Цель

Познакомиться с основными способами оказания помощи терпящим бедствие на воде.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Задачи

Предметные:

Ознакомление с основными способа­ми оказания помощи терпящим бедствие на воде.

Применение теоретических знаний в практической деятельности.

Контроль и самоконтроль изучения алгоритмов действий.

Формирование навыков оказания помощи терпящим бедствие на воде.

Метапредметные:

Развивать умения выделять главное и систематизировать из общего объема информации.

Уметь корректировать свои действия в соответствии с ситуацией.

Личностные:

Воспитывать качества ситуационного лидера и чувства уверенности в своих силах.

Уметь работать в команде и индивидуально.

Знать и применять правила первой помощи терпящим бедствие на воде.

Воспитание чувства сострадания.

Информационное обеспечение урока, оборудование

Презентация урока, компьютер, проектор, экран, телевизор, видеомагнитофон, видеофильм «ОБЖ. Основы безопасности на воде», видеостудия «Кварт».

Тренажер сердечно-легочной реанимации «Максим II», салфетки одноразовые.

Характеристика класса

В 8 «А» классе 25 учащихся .Мальчиков- 12, девочек-16. Большая часть учащихся учатся на 4 и 5. Ребята способные, целеустремленные. Умеют работать в группах и индивидуально. Учащиеся проявляют активность на уроках, могут демонстрировать глубокое понимание сущности материала, логически мыслить.

Этапы урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Организационный момент

Приветствие. Интересуется самочувствием, настраивает учащихся на работу, напоминает правила начисления баллов для оценивания своей работы.

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, настраиваются на работу.

Мобилизация внимания, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Проверка домашнего задания

Раздает задания на карточках:

1. Как подготовиться к наводнению?

2. Как действовать во время наводнения?

3. Как действовать после наводнения?

4. Правила безопасного поведения на замёрзших водоёмах.

5. По каким признакам можно определить прочность льда?

6. Как действовать если ты провалился под лед ?

7. Что нужно знать и какие соблюдать общепринятые правила?

8. Как вести себя при кораблекрушении?

Объединяются группы (по 4-5 чел) и работают на карточках.

Развитие речи учащихся, умения высказывать собственные мнения, развитие умения слушать товарищей.

Постановка учебной задачи

- Очень часто в жизни люди оказываются в таких ситуациях, в которых не знают как себя вести, а ведь от их действий порой зависит благополучие и даже жизнь человека. А так как мы живем непосредственно рядом с рекой, то чтобы быть полезным, а может быть и спасти человека, чем должен владеть каждый человек, умеющий плавать?

Отвечают на вопросы, формулируют тему урока

Целеполагание, умение анализировать информацию

Актуализация знаний

- Приходилось ли вам спасать утопающих?

- Какие знание и умение должен проявлять человек оказывающий первую помощь?

- Какие виды помощи терпящим бедствие на воде вы знаете?

Отвечают на вопросы, корректируют друг друга.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Открытие новых знаний

Оказание помощи терпящим бедствие на воде подразделяется:

на оказание помощи уставшему пловцу;

спасание тонущего.

- Как освобождаться от захватов тонущего и как делать искусственное дыхание?

Знакомить учащихся с основными способами освобо­ждения от захватов при оказании помощи утопающему

- Обратите внимание на алгоритмы оказания помощи терпящим бедствие на воде, лежащие у вас на столах.

- Способы искусственного дыхания.

- Непрямой массаж сердца.

(Презентация, видеоролики)

- Каждой группе предлагаю составить план действий по спасению утопающего.

Оказывать помощь в процессе выполнения задания.

Отвечают на вопросы, выдвигают предположения, аргументируют их, корректируют друг друга.

Записывают способы освобо­ждения от захватов при оказании помощи утопающему в тетрадь.

Работают с изображениями в презентации, записывают способы транспортировки пострадавшего на воде.

Показывают на тренажере сердечно-легочной реанимации «Максим II» способы транспортировки пострадавшего на воде.

Повторяют и формулируют основные действия. Устанавливают последовательность действий:

Умение выдвигать гипотезы, аргументировать их

Умение извлекать необходимую информацию из прослушанного и увиденного, структурировать знания, точно выражать свои мысли, давать определения новым понятиям темы.

Физминутка

Хорошо поработали, немного устали, давайте переключимся – Веселая зарядка!

Выполняют движения под видеоролик Веселая зарядка

Двигательная активность, сохранение здоровья

Первичное закрепление

А сейчас давайте посоревнуемся, чья команда больше запомнила приемов освобождения от захватов, и сможет нам их продемонстрировать.

Выходят от каждой команды по два человека и по очереди, показываете по одному приему, не повторяясь.

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения, применение полученных знаний на практике, структурирование знаний.

Самоанализ, самоконтроль

Подсчитайте, сколько баллов вы заработали сегодня на уроке, какую оценку получили?

Выставление оценок в журнал.

Подсчитывают количество баллов, выставляют оценку в дневник.

контроль, коррекция, оценка своих действий

Информация о домашнем задании

- Объяснение домашнего задания, определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Повторить правила оказания помощи терпящим бедствие на воде.

Найти в художественной литературе или интернете примеры спасения человека на воде. Подготовить сообщение.

Задания даются разные с учетом индивидуальных возможностей учащихся.

Слушают объяснение учителя и записывают в дневник домашнее задание

Организовать творческо-поисковую работу. Развивать познавательную инициативу. Воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности.

Рефлексия

Обучающимся предлагается закончить предложения на карточках: «Сегодня на уроке мне понравилось….», «Сегодня на уроке я узнал….», «Сегодня на уроке мне было…», «Сегодня на уроке я понял…», «Сегодня на уроке мне не понравилось….»

Ребята дописывают предложения на карточках

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, самоопределение

Приложена презентация к уроку.

План урока

Общие рекомендации по оказанию помощи терпящим бедствие на воде.

Освобождение от захватов.

Способы транспортировки пострадавшего.

Оказание первой медицинской помощи при утоплении.

Практическая работа.

Домашнее задание.

Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА:

Разбить класс на 2 групп (оптимальный вариант);

Для наиболее эффективного использования пространства класса рекомендуем расположить группы по периметру, чтобы освободить центральную часть.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Сегодня мы с вами продолжаем изучать раздел «Безопасность на воде». На прошлых уроках мы с вами изучили правила поведения на водоемах в различных условиях, рассмотрели опасные ситуации, которые могут случиться с человеком на воде.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Раздать задания на карточках:

1. Как подготовиться к наводнению?

2. Как действовать во время наводнения?

3. Как действовать после наводнения?

4. Правила безопасного поведения на замёрзших водоёмах.

5. По каким признакам можно определить прочность льда?

6. Как действовать если ты провалился под лед ?

7. Что нужно знать и какие соблюдать общепринятые правила?

8. Как вести себя при кораблекрушении?

Учащиеся объединяются группы (по 4-5 чел) и работают на карточках.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Очень часто в жизни люди оказываются в таких ситуациях, в которых не знают как себя вести, а ведь от их действий порой зависит благополучие и даже жизнь человека. А так как мы живем непосредственно рядом с рекой, то чтобы быть полезным, а может быть и спасти человека, чем должен владеть каждый человек, умеющий плавать?

- Приходилось ли вам спасать утопающих?

- Какие знание и умение должен проявлять человек оказывающий первую помощь?

- Какие виды помощи терпящим бедствие на воде вы знаете?

(Ответы учащихся, формулируют тему урока).

А тема нашего урока «Оказание помощи терпящим бедствие на воде.»

«Слайд 1»

Поэтому цель нашего урока - познакомиться с основные способы оказания помощи терпящим бедствие на воде.

«Слайд 2»

Итак, приступим.

Спасение из воды

«Слайд 3»

Оказание помощи терпящим бедствие на воде подразделяется на оказание помощи уставшему пловцу и спасание тонущего. Также необходимо знать, как освобождаться от захватов тонущего и как делать искусственное дыхание.

Обратите внимание на алгоритмы оказания помощи терпящим бедствие на воде, лежащие у вас на столах.

Оказание помощи уставшему пловцу

«Слайд 4» Способ первый. Уставший пловец кладет вытянутые руки сзади на плечи спасателя, который буксирует его брассом на груди (рис. 1). При возможности пловец помогает, работая ногами.

«Слайд 5» Способ второй. В том случае, когда помощь оказывают два спасателя, терпящий бедствие располагается между ними, положив выпрямленные руки и ноги на плечи спасателей (рис. 2). Спасающие плывут брассом. Ноги спасаемого должны быть расслаблены, чтобы не затруднять движения рук спасателя, находящегося сзади.

Спасание тонущего

«Слайд 6»

К тонущему человеку всегда следует подплывать сзади.

- Как вы думаете, почему?

(Ответы учащихся).

Если сделать это невозможно, надо поднырнуть под тонущего, захватить левой рукой под колено его правую ногу, а ладонью правой руки сильно толкнуть левое колено спереди и развернуть тонущего спиной к себе. Этот прием применяют в случаях, когда пострадавший совершает беспорядочные движения или оказывает сопротивление спасателю. Оказавшись за спиной тонущего, спасатель пропускает свою руку подмышку правой руки пострадавшего и, крепко захватив его руку и плечо, всплывает с ним на поверхность.

Сам процесс спасения может стать опасным для спасающего. Дело в том, что тонущий человек впадает в панику, судорожно хватается за все, до чего может дотянуться и, в тоже время его мышление затуманено адреналином, из-за чего он может не реагировать на слова помощи.

(Учитель знакомит учащихся с основными способами освобо­ждения от захватов при оказании помощи утопающему)

Способы освобождения спасателя от захватов тонущего

Сейчас мы с вами посмотрим небольшой отрывок учебного видеофильма о способах освобождения от захватов. Смотрите внимательно, после просмотра вам необходимо будет повторить увиденные действия.

(Учащиеся просматривают отрывок видеофильма «ОБЖ. Основы безопасности на воде», 7 мин.)

А сейчас давайте посоревнуемся, чья команда больше запомнила приемов освобождения от захватов, и сможет нам их продемонстрировать. Я попрошу выйти от каждой команды по два человека. Сейчас вы по очереди, показываете по одному приему, не повторяясь.

Молодцы, спасибо, присаживайтесь.

Переходим к следующему вопросу.

Способы транспортировки пострадавшего на воде

при плавании с утопающим нельзя класть его на себя. Придать ему горизонтальное положение так, чтобы рот и нос находились на поверхности воды;

буксировка за голову;

буксировка с захватом под мышками;

буксировка с захватом под руку;

буксировка с захватом выше локтей;

буксировка с захватом за волосы или воротник;

Приемы буксировки тонущего

Приемы буксировки подразделяются на две группы: без закрепления рук, когда утопающий спокойно подчиняется спасателю, и с закреплением рук в случае сопротивления утопающего.

«Слайд 7» Букировка за голову. Спасатель, вытянув руки, берет голову тонущего так, чтобы большие пальцы рук лежали на щеках, а мизинцы под нижней челюстью пострадавшего и приподнимает его лицо над поверхностью воды. Плывя на спине и работая ногами, спасатель транспортирует тонущего к катеру, шлюпке или к берегу.

«Слайд 8» Буксировка с захватом подмышки. Спасатель крепко подхватывает тонущего подмышки, и буксирует его с помощью ног.

«Слайд 9» Буксировка с захватом под руку. Приблизившись к тонущему сзади, спасатель быстро просовывает свою левую (правую) руку под соответствующую руку тонущего. Затем берет его левую (правую) руку выше локтевого сустава, прижимает спасаемого спиной к себе и буксирует на боку в безопасное место. Плавание на боку, когда свободна одна рука и ноги, дает возможность спасателю ориентироваться, выбирать направление при транспортировке спасаемого и буксировать его на большие расстояния.

«Слайд 10» Буксировка с захватом выше локтей. Спасатель обхватывает обе руки тонущего за локти, оттягивает их назад, затем просовывает свою левую (правую) руку спереди под мышку и проводит ее за спину тонущего. За тем левой (правой) рукой захватывает правую (левую) руку тонущего выше локтя и сильно прижимает тонущего к себе спиной. Захват можно производить и правой рукой, если спасатель плывет на левом боку.

«Слайд 11» Буксировка с захватом за волосы или воротник. Спасатель, захватив рукой волосы или воротник одежды тонущего, плывет на боку, работая свободной рукой и ногами. Буксировать тонущего надо выпрямленной рукой, поддерживая его голову над поверхностью воды так чтобы вода не попала в дыхательные пути спасаемого.

«Слайд12» Выносить из воды пострадавшего удобнее с упором на плечи или на бедра. Достигнув берега, катера или шлюпки, спасатель немедленно приступает к оказанию первой помощи.

Иногда в воде может оказаться несколько человек. Происходит это при авариях судов, малых плавсредств, разрушении причальных сооружений, мостов и в других случаях. В таких условиях спасение людей прежде всего требует строгой, реальной оценки положения. В первую очередь необходимо подать доски, бревна, шесты спасательные круги держащимся на воде, затем помочь людям, находящимся недалеко от берега. Тех, кто не может держаться на воде, спасают вплавь. Но при этом следует помнить, что спасать вплавь можно только по одному человеку.

Если на месте происшествия не оказалось врача или меди­цинской сестры (или они не успели подъехать), первую меди­цинскую помощь до их прибытия оказывает спасатель, предва­рительно оценив состояние пострадавшего. Основным условием успеха при оказании первой помощи является срочность ее оказания, знание и умение оказывающего первую помощь.

«Слайд 13» Азбука элементарной реанимации.

Реанимацию пострадавшего на воде человека, учитель объясняет и показывает на тренажере сердечно-легочной реанимации «Максим II».

Способы искусственного дыхания

Существует несколько способов искусственного дыхания. Наиболее эффективны и доступны при восстановлении кровообращения и сердечной деятельности способы искусственного дыхания "рот в рот" и "рот в нос" с сопутствующим непрямым массажем сердца, так как выдыхаемый воздух содержит кислород, углекислый газ, нагретый до температуры человеческого тела.

Искусственное дыхание "рот в рот". После того как из дыхательных путей и желудка удалили воду и очистив рот пострадавшего, его кладут спиной на твердую основу-землю, пол. На многих спасательных станциях применяют специально изготовленную доску, разработанную медицинскими работниками спасательной службы Москвы.

Когда помощь оказывает один человек, он становится на колени сбоку у изголовья, одну руку кладет на шею пострадавшего, другую - на лоб и максимально запрокидывает ему голову назад.

Далее большим и указательным пальцами спасатель крепко зажимает ноздри пострадавшего, поддерживая рот полуоткрытым, и, сделав глубокий вдох плотно обхватывает губами его рот (через марлю платок), вдувая воздух в легкие. Если грудная клетка расширяется, значит воздух попал в легкие. Если не расширяется, спасаемый лежит ровно, а его язык падает назад, плотно закрывая вход в гортань, значит воздух в легкие не проходит.

Частота вдуваний взрослому человеку 12-14 в 1 мин, детям - 16-18. Выдох у пострадавшего произойдет пассивно, благодаря созданному повышенному давлению в легких, их эластичности и давлению грудной клетки. Поскольку у детей от и нос расположены близко, их можно одновременно плотно обхватить губами и вдувать воздух через легкие.

Искусственное дыхание "рот в нос". Спасатель запрокидывает голову пострадавшего и делает глубокий вдох, плотно обхватывает губами нос пострадавшего и вдувает в него воздух. Рот пострадавшего в это время закрыт.

Искусственное дыхание "рот в рот" или "рот в нос" должно сочетаться с непрямым массажем сердца.

Непрямой массаж сердца

Сердце человека расположено в грудной полости между грудиной и позвоночником. Надавливая на грудину, ее удается сместить по направлению к позвоночнику на 3-4 см. Сердце при этом сдавливается, кровь из его полостей поступает в сосуды малого и большого круга кровообращения. Когда давление на грудину прекращается, сердечные полости расправляются, вновь заполняясь кровью.

С помощью непрямого массажа сердца осуществляется искусственное продвижение крови по сосудам и долго поддерживаются функции организма. Кроме того, ритмичное надавливание на сердце стимулирует деятельность сердечной мышцы, способствуя ее кровоснабжению.

Перед массажем сердца пострадавшего кладут на твердую основу, в противном случае массаж не достигает цели, так как мягкая поверхность гасит толчки на грудную клетку и сердце не сдавливается в достаточной мере. Затем нащупывают нижний мягкий конец грудины; примерно на два пальца выше этого места вдоль грудины, кладут ладонь одной руки, а вторую располагают сверху под прямым углом. Пальцы сведены вместе и подняты, они не должны касаться грудной клетки пострадавшего. Спасающий может находиться справа или слева от спасаемого. Если пострадавший лежит на земле или низком месте, оказывающий помощь становится на колено.

Руки спасателя ритмично надавливают на нижнюю часть грудины. Толчки должны быть резкими, не слишком сильными, чтобы не повредить грудину, ребра и внутренние органы. При каждом надавливании грудина прижимается к позвоночнику на 3-4 см. Руки во время толчка нельзя сгибать в локтевых суставах. После толчка их расслабляют, не отнимая от грудины. При этом грудная клетка пострадавшего расправляется и кровь поступает к сердцу.

Непрямой массаж сердца взрослому человеку делается в строгом ритме: около 60 надавливаний за 1 мин (1 толчок в 1 с) или 5-6 надавливаний на грудину, а затем одно вдувание воздуха в рот (нос) пострадавшего. Можно делать 15 толчков на грудину и 2-3 вдувания воздуха. Детям 10-12-летнего возраста непрямой массаж сердца надо проводить одной рукой и делать 60-80 толчков в 1 мин. Во время искусственного вдоха толчки на грудину следует прекратить, иначе воздух не будет поступать в дыхательные пути и легкие.

Когда помощь оказывают два спасателя, один делает 3-5 быстрых вдуваний воздуха в легкие пострадавшего способом "рот в рот" или "рот в нос", а второй в это время определяет пульс на сонных артериях и, если сердцебиение отсутствует, проводит непрямой массаж сердца.

Соотношение между искусственным дыханием и непрямым массажем сердца в данном случае составляет 1:5, т. е. после одного вдувания надо делать пять надавливаний на грудину. Если после одного вдувания грудная клетка пострадавшего остается неподвижной (легкие спасаемого недостаточно получили воздуха), следует быстро изменить тактику искусственного дыхания и начать следующее чередование: 2-3 вдувания воздуха с 15 толчками на грудину (2:15 или 3:15). Спасатели при этом должны периодически меняться.

Сейчас я приглашаю по два человеку от группы, чтобы посоревноваться в оказании реанимационной помощи человеку, пострадавшему на воде. Учащиеся отрабатывают действия на тренажере «Максим II».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, наш урок подходит к концу, давайте повторим, еще раз, что вы нового сегодня узнали на этом уроке.

Я попрошу сейчас вас поставить оценку себе за урок исходя из того, получилось ли у вас правильно выполнить практическую часть нашего урока.

Вы все сегодня очень хорошо поработали на уроке, и я хочу вас наградить вот такими медалями. Надеюсь когда будет необходимо вы всегда сможете прийти на помощь человеку оказавшемуся в беде.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить правила оказания помощи терпящим бедствие на воде.

Найдите в художественной литературе или интернете примеры спасения человека на воде. Подготовьте сообщение.

Наш урок окончен, до свидания.

РЕФЛЕКСИЯ

Обучающимся предлагается закончить предложения на карточках: «Сегодня на уроке мне понравилось….», «Сегодня на уроке я узнал….», «Сегодня на уроке мне было…», «Сегодня на уроке я понял…», «Сегодня на уроке мне не понравилось….»

Директор школы О.В. Гришина

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень хороший урок. хотелось бы поподробнее увидеть организацию работы на тренажере Максим

10 February 2016