Урок по ОБЖ на тему «Оказание помощи терпящим бедствие на воде» (8 класс)
УРОК по ОБЖ 8 КЛАСС
Тема: «ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ТЕРПЯЩИМ БЕДСТВИЕ НА ВОДЕ»
Технологическая карта урока
Предмет: основы безопасности жизнедеятельности
Класс: 8
Базовый учебник: «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т.Смирнова. – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2009г.
Тема урока: Оказание помощи терпящим бедствие на воде.
Цель урока: Ознакомление с основными способами оказания помощи терпящим бедствие на воде.
Задачи урока:
Образовательные:
- сформировать навыки безопасного поведения на водоёмах в различных условиях
- напомнить правила безопасного поведения при наводнении и при передвижении по замёрзшим водоёмам
- систематизировать знания о безопасности пассажиров морских и речных судов, о безопасном отдыхе на водоёмах
- Формирование навыков оказания помощи терпящим бедствие на воде.
Развивающие:
- формировать коммуникативные компетенции учащихся
- развивать мыслительную деятельность, самостоятельность, внимательность, умение рационально планировать работу, осуществлять контроль за своей деятельностью
- продолжить работу по развитию устной и письменной речи
Воспитательные:
- формировать познавательный интерес к предмету
- воспитывать личность безопасного типа для успешной социальной адаптации
- воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе
8. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
- предъявление контролируемого варианта;
- наличие понятий обоснованного эталона, а не субъективной версии;
- сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
- оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.
9.Формы взаимодействия в ходе учебной деятельности: «учитель-ученик», работа в паре «ученик-ученик», групповая работа
10.Тип урока: изучение нового материала
11.Необходимое оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, компьютерная презентация к уроку
12.План урока:
Общие рекомендации по оказанию помощи терпящим бедствие на воде.
Освобождение от захватов.
Способы транспортировки пострадавшего.
Оказание первой медицинской помощи при утоплении.
Домашнее задание.
Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА:
1.Орг. момент (слайд 1)
Здравствуйте, ребята, садитесь.
Сегодня мы с вами продолжаем изучать раздел «Безопасность на воде». На прошлых уроках мы с вами изучили правила поведения на водоемах в различных условиях, рассмотрели опасные ситуации, которые могут случиться с человеком на воде.
2. Проверка домашнего задания
И прежде чем пойти дальше по этой теме давайте вспомним три самых основных вопроса: (слайд 2)
1.Общие правила безопасного поведения при наводнении.
2.Безопасность на замёрших водоёмах.
3.Безопасность пассажиров морских и речных судов.
3. Изучение нового материала.
Если мы обратимся к статистике (слайд 3)
В среднем на водоёмах России в год погибает 14-16 тыс. человек.
Анализ причин гибели людей на водоёмах России свидетельствует о том, что более 54% всех несчастных случаев происходит во время купания, чаще всего в нетрезвом состоянии или в необорудованных опасных местах (ямах, карьерах, болотах), а также от неумения плавать. До 25% несчастных случаев происходит во время водного туризма (походов на гребных судах) и при катании на лодках. До 13% случаев гибели людей на воде приходится на период паводков и наводнений. Часть несчастных случаев происходит на водоёмах в зимнее время, а также при пользовании водным транспортом.
Очень часто в жизни люди оказываются в таких ситуациях, в которых не знают как себя вести, а ведь от их действий порой зависит благополучие и даже жизнь человека. Вот для того, чтобы быть полезным, а может быть и спасти человека, мы и проводим этот урок. Хотя мы и не живем непосредственно рядом с рекой, но приемами спасения утопающего должен владеть каждый человек, умеющий плавать.
Итак, приступим. Кто сможет сформулировать тему нашего урока (ответы обучающихся)
Тема нашего урока «Оказание помощи терпящим бедствие на воде»
(слайд 4)
цель нашего урока - познакомиться с основными способами оказания помощи терпящим бедствие на воде. (слайд 5)
СПАСЕНИЕ ИЗ ВОДЫ.
Оказание помощи терпящим бедствие на воде подразделяется на оказание помощи уставшему пловцу и спасание тонущего. Также необходимо знать, как освобождаться от захватов тонущего и как делать искусственное дыхание.
Обратите внимание на алгоритмы оказания помощи терпящим бедствие на воде, лежащие у вас на столах.
Оказание помощи уставшему пловцу
«Слайд 4» Способ первый. Уставший пловец кладет вытянутые руки сзади на плечи спасателя, который буксирует его брассом на груди (рис. 1). При возможности пловец помогает, работая ногами.
«Слайд 5» Способ второй. В том случае, когда помощь оказывают два спасателя, терпящий бедствие располагается между ними, положив выпрямленные руки и ноги на плечи спасателей (рис. 2). Спасающие плывут брассом. Ноги спасаемого должны быть расслаблены, чтобы не затруднять движения рук спасателя, находящегося сзади.
«Слайд 6»
К тонущему человеку всегда следует подплывать сзади.
- Как вы думаете, почему?
(Ответы учащихся).
Если сделать это невозможно, надо поднырнуть под тонущего, захватить левой рукой под колено его правую ногу, а ладонью правой руки сильно толкнуть левое колено спереди и развернуть тонущего спиной к себе. Этот прием применяют в случаях, когда пострадавший совершает беспорядочные движения или оказывает сопротивление спасателю. Оказавшись за спиной тонущего, спасатель пропускает свою руку подмышку правой руки пострадавшего и, крепко захватив его руку и плечо, всплывает с ним на поверхность.
Сам процесс спасения может стать опасным для спасающего. Дело в том, что тонущий человек впадает в панику, судорожно хватается за все, до чего может дотянуться и, в тоже время его мышление затуманено адреналином, из-за чего он может не реагировать на слова помощи.
(Учитель знакомит учащихся с основными способами освобождения от захватов при оказании помощи утопающему)
Способы освобождения спасателя от захватов тонущего
Сейчас мы с вами посмотрим небольшой отрывок учебного видеофильма о способах освобождения от захватов. Смотрите внимательно, после просмотра вам необходимо будет повторить увиденные действия.
(Учащиеся просматривают отрывок видеофильма «ОБЖ. Основы безопасности на воде», 7 мин.)
А сейчас давайте посоревнуемся, чья команда больше запомнила приемов освобождения от захватов, и сможет нам их продемонстрировать. Я попрошу выйти от каждой команды по два человека. Сейчас вы по очереди, показываете по одному приему, не повторяясь.
Молодцы, спасибо, присаживайтесь.
3. Переходим к следующему вопросу.
Способы транспортировки пострадавшего на воде:
при плавании с утопающим нельзя класть его на себя. Придать ему горизонтальное положение так, чтобы рот и нос находились на поверхности воды;
буксировка за голову;
буксировка с захватом под мышками;
буксировка с захватом под руку;
буксировка с захватом выше локтей;
буксировка с захватом за волосы или воротник;
Приемы буксировки тонущего
Приемы буксировки подразделяются на две группы: без закрепления рук, когда утопающий спокойно подчиняется спасателю, и с закреплением рук в случае сопротивления утопающего.
«Слайд 7» Букировка за голову. Спасатель, вытянув руки, берет голову тонущего так, чтобы большие пальцы рук лежали на щеках, а мизинцы под нижней челюстью пострадавшего и приподнимает его лицо над поверхностью воды. Плывя на спине и работая ногами, спасатель транспортирует тонущего к катеру, шлюпке или к берегу.
«Слайд 8» Буксировка с захватом подмышки. Спасатель крепко подхватывает тонущего подмышки, и буксирует его с помощью ног.
«Слайд 9» Буксировка с захватом под руку. Приблизившись к тонущему сзади, спасатель быстро просовывает свою левую (правую) руку под соответствующую руку тонущего. Затем берет его левую (правую) руку выше локтевого сустава, прижимает спасаемого спиной к себе и буксирует на боку в безопасное место. Плавание на боку, когда свободна одна рука и ноги, дает возможность спасателю ориентироваться, выбирать направление при транспортировке спасаемого и буксировать его на большие расстояния.
« Слайд 10» Буксировка с захватом выше локтей. Спасатель обхватывает обе руки тонущего за локти, оттягивает их назад, затем просовывает свою левую (правую) руку спереди под мышку и проводит ее за спину тонущего. За тем левой (правой) рукой захватывает правую (левую) руку тонущего выше локтя и сильно прижимает тонущего к себе спиной. Захват можно производить и правой рукой, если спасатель плывет на левом боку.
«Слайд 11» Буксировка с захватом за волосы или воротник. Спасатель, захватив рукой волосы или воротник одежды тонущего, плывет на боку, работая свободной рукой и ногами. Буксировать тонущего надо выпрямленной рукой, поддерживая его голову над поверхностью воды так чтобы вода не попала в дыхательные пути спасаемого.
«Слайд12» Выносить из воды пострадавшего удобнее с упором на плечи или на бедра. Достигнув берега, катера или шлюпки, спасатель немедленно приступает к оказанию первой помощи.
Иногда в воде может оказаться несколько человек. Происходит это при авариях судов, малых плавсредств, разрушении причальных сооружений, мостов и в других случаях. В таких условиях спасение людей прежде всего требует строгой, реальной оценки положения. В первую очередь необходимо подать доски, бревна, шесты спасательные круги держащимся на воде, затем помочь людям, находящимся недалеко от берега. Тех, кто не может держаться на воде, спасают вплавь. Но при этом следует помнить, что спасать вплавь можно только по одному человеку.
Если на месте происшествия не оказалось врача или медицинской сестры (или они не успели подъехать), первую медицинскую помощь до их прибытия оказывает спасатель, предварительно оценив состояние пострадавшего. Основным условием успеха при оказании первой помощи является срочность ее оказания, знание и умение оказывающего первую помощь.
«Слайд 13» Азбука элементарной реанимации.
Реанимацию пострадавшего на воде человека, учитель объясняет
Способы искусственного дыхания
Существует несколько способов искусственного дыхания. Наиболее эффективны и доступны при восстановлении кровообращения и сердечной деятельности способы искусственного дыхания "рот в рот" и "рот в нос" с сопутствующим непрямым массажем сердца, так как выдыхаемый воздух содержит кислород, углекислый газ, нагретый до температуры человеческого тела.
Искусственное дыхание "рот в рот". После того как из дыхательных путей и желудка удалили воду и очистив рот пострадавшего, его кладут спиной на твердую основу-землю, пол. На многих спасательных станциях применяют специально изготовленную доску, разработанную медицинскими работниками спасательной службы Москвы.
Когда помощь оказывает один человек, он становится на колени сбоку у изголовья, одну руку кладет на шею пострадавшего, другую - на лоб и максимально запрокидывает ему голову назад.
Далее большим и указательным пальцами спасатель крепко зажимает ноздри пострадавшего, поддерживая рот полуоткрытым, и, сделав глубокий вдох плотно обхватывает губами его рот (через марлю платок), вдувая воздух в легкие. Если грудная клетка расширяется, значит воздух попал в легкие. Если не расширяется, спасаемый лежит ровно, а его язык падает назад, плотно закрывая вход в гортань, значит воздух в легкие не проходит.
Частота вдуваний взрослому человеку 12-14 в 1 мин, детям - 16-18. Выдох у пострадавшего произойдет пассивно, благодаря созданному повышенному давлению в легких, их эластичности и давлению грудной клетки. Поскольку у детей от и нос расположены близко, их можно одновременно плотно обхватить губами и вдувать воздух через легкие.
Искусственное дыхание "рот в нос". Спасатель запрокидывает голову пострадавшего и делает глубокий вдох, плотно обхватывает губами нос пострадавшего и вдувает в него воздух. Рот пострадавшего в это время закрыт.
Искусственное дыхание "рот в рот" или "рот в нос" должно сочетаться с непрямым массажем сердца.
Непрямой массаж сердца
Сердце человека расположено в грудной полости между грудиной и позвоночником. Надавливая на грудину, ее удается сместить по направлению к позвоночнику на 3-4 см. Сердце при этом сдавливается, кровь из его полостей поступает в сосуды малого и большого круга кровообращения. Когда давление на грудину прекращается, сердечные полости расправляются, вновь заполняясь кровью.
С помощью непрямого массажа сердца осуществляется искусственное продвижение крови по сосудам и долго поддерживаются функции организма. Кроме того, ритмичное надавливание на сердце стимулирует деятельность сердечной мышцы, способствуя ее кровоснабжению.
Перед массажем сердца пострадавшего кладут на твердую основу, в противном случае массаж не достигает цели, так как мягкая поверхность гасит толчки на грудную клетку и сердце не сдавливается в достаточной мере. Затем нащупывают нижний мягкий конец грудины; примерно на два пальца выше этого места вдоль грудины, кладут ладонь одной руки, а вторую располагают сверху под прямым углом. Пальцы сведены вместе и подняты, они не должны касаться грудной клетки пострадавшего. Спасающий может находиться справа или слева от спасаемого. Если пострадавший лежит на земле или низком месте, оказывающий помощь становится на колено.
Руки спасателя ритмично надавливают на нижнюю часть грудины. Толчки должны быть резкими, не слишком сильными, чтобы не повредить грудину, ребра и внутренние органы. При каждом надавливании грудина прижимается к позвоночнику на 3-4 см. Руки во время толчка нельзя сгибать в локтевых суставах. После толчка их расслабляют, не отнимая от грудины. При этом грудная клетка пострадавшего расправляется и кровь поступает к сердцу.
Непрямой массаж сердца взрослому человеку делается в строгом ритме: около 60 надавливаний за 1 мин (1 толчок в 1 с) или 5-6 надавливаний на грудину, а затем одно вдувание воздуха в рот (нос) пострадавшего. Можно делать 15 толчков на грудину и 2-3 вдувания воздуха. Детям 10-12-летнего возраста непрямой массаж сердца надо проводить одной рукой и делать 60-80 толчков в 1 мин. Во время искусственного вдоха толчки на грудину следует прекратить, иначе воздух не будет поступать в дыхательные пути и легкие.
Когда помощь оказывают два спасателя, один делает 3-5 быстрых вдуваний воздуха в легкие пострадавшего способом "рот в рот" или "рот в нос", а второй в это время определяет пульс на сонных артериях и, если сердцебиение отсутствует, проводит непрямой массаж сердца.
Соотношение между искусственным дыханием и непрямым массажем сердца в данном случае составляет 1:5, т. е. после одного вдувания надо делать пять надавливаний на грудину. Если после одного вдувания грудная клетка пострадавшего остается неподвижной (легкие спасаемого недостаточно получили воздуха), следует быстро изменить тактику искусственного дыхания и начать следующее чередование: 2-3 вдувания воздуха с 15 толчками на грудину (2:15 или 3:15). Спасатели при этом должны периодически меняться.
Заключение: Итак, наш урок подходит к концу, давайте повторим, еще раз, что вы нового сегодня узнали на этом уроке.
Я попрошу сейчас вас поставить оценку себе за урок исходя из того, получилось ли у вас правильно выполнить практическую часть нашего урока.
Вы все сегодня очень хорошо поработали на уроке, и я хочу вас наградить вот такими медалями. Надеюсь когда будет необходимо вы всегда сможете прийти на помощь, человеку оказавшемуся в беде.
Домашнее задание
Повторить правила оказания помощи терпящим бедствие на воде.
*Найдите в художественной литературе или интернете примеры спасения человека на воде. Подготовьте сообщение.
Наш урок окончен, до свидания.