Мотивация, постановка проблемы
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы обсудим с вами тему, которая поможет вам лучше разбираться в самих себе и окружающих вас людях. Саму тему я озвучу чуть позже, а сейчас предлагаю вам разделить лежащие на столе карточки со словами на две группы и с помощью магнитов закрепить их на доске в два столбика (на доске две карточки – созидание и разрушение, а также карточка с вопросительным знаком). В том случае, если какое-то слово вызовет у вас сомнение, поместите эту карточку под вопросительным знаком.
Карточки-слова: Милосердие, Ложь, Себялюбие, Самолюбие, Эгоизм, Любовь, Надежда, Истина, Зависть, Сочувствие, Терпимость, Ненависть, Жадность, Благородство, Доброта.
Учащиеся распределяют карточки со словами в столбики.
Ребята, объясните, пожалуйста, что вы сейчас сделали, почему распределили слова именно так?
А что означают слова «созидание» и «разрушение»?
Какими близкими по значению словами их можно заменить?
Почему эти слова вы поместили под карточку с вопросительным знаком? (при необходимости)
Предполагается, что учащиеся поместят под карточку с вопросительным знаком слова «самолюбие» и «себялюбие». В том случае, если этого не произойдет, учитель просит учащихся выбрать из списка сложные однокоренные слова (самолюбие и себялюбие) и объяснить, почему ребята отнесли эти слова в тот или иной столбик.
Именно эти слова - самолюбие и себялюбие – и станут темой нашего разговора.
Рассмотрение проблемы
В беседе с ребятами учитель выясняет, что ребята знают об этих словах, в чем их сходства и различие.
Действительно, на первый взгляд, эти слова об одном: о любви к себе, но смысл этой любви разный.
Самолюбие предполагает не только любовь к себе, своим способностям, но и защиту и отстаивание своей жизненной позиции, в том числе и в отношении других людей, своей чести. Самолюбие – это чувство собственного достоинства. Не имея самолюбия, в жизни ничего не добиться.
Еще И.С.Тургенев сказал: «Человек без самолюбия ничтожен. Самолюбие - архимедов рычаг, которым землю с места можно сдвинуть». Ребята, как вы понимаете эти слова?
А себялюбие - это забота об одном себе, любимом, и равнодушие к благу других – эгоизм; это - исключительная, эгоистическая любовь, повышенное внимание к самому себе.
В.И. Даль говорит: «Себялюб жертвует всем в свою пользу».
А народная мудрость гласит: «Себялюб никому не люб». Как вы понимаете эти слова?
О. Бальзак сказал: «Себялюбие – яд для дружбы». Прокомментируйте, пожалуйста, это высказывание?
Думаю, что мы с вами разобрались в значении этих слов. Предлагаю вам это проверить. Перед вами две карточки, на которых написаны значения слов «самолюбие» и «себялюбие», но не указаны сами слова. Соотнесите, пожалуйста, определения с терминами.
Учащиеся распределяют карточки со значениями терминов под карточками с терминами (на магнитной доске).
- повышенное внимание к самому себе, забота только о себе и о своих интересах (себялюбие)
- чувство собственного достоинства, самоуважения, самоутверждения (самолюбие)
Учитель проверяет правильность выполнения задания.
Молодцы, ребята, выполнили задание правильно, а это означает, что мы с вами разобрались в значении этих слов. И теперь я прошу вас еще раз выполнить то задание, которым мы с вами начали наш разговор и отнести карточки со словами «самолюбие» и «себялюбие» в тот столбик, в который считаете нужным.
Учащиеся распределяют карточки со словами в столбики: самолюбие в «созидание», себялюбие в «разрушение».
И закончить наш разговор я хочу притчей.
Притча о добре и зле. Какой волк победит?
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Подведение итогов беседы
1) О чем притча?
2) Как она соотносится с темой нашего разговора?
3) Итак, ребята, к какому выводу вы пришли?
Ответы учащихся, заключительное слово учителя.
Фоминова Елена Владимировна