Цели мероприятия:
- на конкретном примере рассказать школьникам о массовых истреблениях фашистами гражданского населения (в т.ч. по национальному признаку), вызвать у ребят интерес к этой странице истории и желание более глубокого ее изучения;
- стимулировать научно-исследовательскую и творческую деятельность школьников по теме;
- способствовать критическому осмыслению исторического явления и его адекватной моральной оценки.
Использованные Интернет-ресурсы
http://mulitik.ru/576-skripka-pionera-1971.html
мультфильм «Скрипка пионера» (Союзмультфильм, режиссёр Борис Степанцев, автор сценария Юрий Яковлев)
Аннотация к мероприятию
Мероприятие проводится для учащихся 5-6 классов и строится на истории города в годы Великой Отечественной войны. Ребятам предлагается просмотр мультфильма «Скрипка пионера». До и после просмотра фильма учитель и ведущие (старшеклассники) рассказывают о пионере-герое Мусе Пинкензоне. Основная задача – на конкретном примере познакомить школьников с событиями войны, способствовать формированию у ребят адекватной моральной оценке этих событий.
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя
В нашем городе на высоком берегу Кубани находится братская могила мирных жителей, расстрелянных немецкими оккупантами в декабре 1942 г. Скромный обелиск, сооруженный во время Великой Отечественной войны, в 1971 году был заменен высоким гранитным памятником. Именно здесь были расстреляны мирные жители ст. Усть-Лабинской, среди которых был и ваш ровесник – 11-летний Муся Пинкензон.
Слова ведущих
Ведущий 1. 27 миллионам павших, не вернувшихся с кровавых полей войны, посвящается!
Ведущий 2. Славным ветеранам Великой Отечественной, выстоявшим, победившим, подарившим миру жизнь и счастье, посвящается!
Ведущий 1. Поколению, вступающему в жизнь, посвящается!
Ведущий 2. Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам о горьком победном пути.
Поэтому должен хотя бы наш разум дорогой Победы пройти.
Ведущий 1. И мы разобраться обязаны сами в той боли, что мир перенес.
Конечно, мы смотрим иными глазами, такими же полными слез.
Ведущий 2. Никто не забыт и ничто не забыто!
Ведущий 1. Наше мероприятие посвящено одной из самых трагических страниц истории нашего города – событиям Великой Отечественной войне.
Ведущий 2. И сегодня нам предстоит вспомнить драматические и героические события этой войны, чтобы понять, какой ценой далась советскому народу Великая Победа.
Ведущий 1. Война прервала привычное течение жизни, смешала планы, на многие годы
отодвинула их исполнение. Она принесла много бед и лишений. Многие производственные здания - заводы, элеватор, железнодорожная станция, жилые дома были сожжены или взорваны.
Ведущий 2. Герой нашего сегодняшнего разговора - Муся Пинкензон – сын врача Владимира Борисовича Пинкензона и его жены Фени Моисеевны, живших в городе Бельцы. С детства мальчик учился играть на скрипке, и когда ему было пять лет, местная газета уже писала о нём как о скрипаче-вундеркинде.
Ведущий 1. В 1941 году Владимир Пинкензон получил направление в военный госпиталь в станицу Усть-Лабинскую. Отец Муси стал главным врачом районной больницы, в которой располагался госпиталь. Муся учился в первой школе. Он играл ребятам на скрипке, его любили слушать раненные в госпитале, говорили, что под удивительные звуки скрипки утихала даже боль.
Ведущий 2. Летом 1942 года станицу заняли немецкие войска, притом настолько стремительно, что госпиталь не успели эвакуировать. Всего около полугода пробыл враг в станице, но сколько бед успели они принести.
Ведущий 1. В декабре месяце фашисты пригнали на высокий берег Кубани 370 человек, в их числе были евреи, раненые красноармейцы, люди, которые оказывали им помощь, или просто попали под подозрение.
Ведущий 2. Среди них была и семья Пинкензонов, которых арестовали как евреев, которых фашисты ненавидели и массово уничтожали. В числе других приговоренных к смерти Пинкензонов вывели на берег Кубани, куда согнали жителей со всей станицы.
Ведущий 1. Солдаты расставили приговорённых вдоль железной ограды перед глубоким рвом... Родители Муси попытались спасти сына, но безуспешно…
Ведущий 2. И тогда Муся сам обратился к немецкому офицеру:
– Господин офицер, разрешите мне перед смертью сыграть на скрипке!
Офицер рассмеялся и разрешил. Очевидно, он подумал, что стоящий перед ним мальчик пытается ему угодить и таким образом вымолить себе жизнь.
Ведущий 1. Через мгновение над Кубанью зазвучала музыка. Несколько секунд ни немцы, ни жители станицы не могли понять, что играет Муся. Вернее, они понимали, но не могли поверить в реальность происходящего.
Ведущий 2. 11-летний Муся Пинкензон, стоя перед гитлеровцами, играл «Интернационал» - гимн коммунистов, который в тот момент был гимном Советского Союза, и который яростно ненавидели фашисты.
Ведущий 1. И вдруг кто-то в толпе сначала неуверенно, а затем громче подхватил песню. Затем ещё один человек, ещё...
Ведущий 2. Зазвучали выстрелы. Первая пуля ранила Мусю, но он попытался продолжить играть. Новые залпы оборвали жизнь скрипача...
Ведущий 1. Гитлеровцы в бешенстве разгоняли толпу. Акция устрашения превратилась в акцию их унижения. 11-летний мальчик, стоя перед лицом смерти, проявил такую силу духа, против которой оказалась бессильна вся мощь нацистского оружия.
Ведущий 2. В этот день люди в Усть-Лабинской снова поверили в Победу. Эту веру им вернул маленький скрипач...
Ведущий 1. Вот так гордо погиб Муся и помог достойно уйти из жизни людям, не склонив перед фашистами головы.
Ведущий 2. По мотивам подвига Муси был поставлен мультфильм «Скрипка пионера».
Просмотр мультфильма «Скрипка пионера»
Слова ведущих
Ведущий 1. Мусе Пинкензону посмертно было присвоено звание «Пионера – Героя».
Ведущий 2. Пионер оказался патриотом, как многие в то непростое время. Он не испугался самодовольного противника, и в его руках скрипка зазвучала, но совсем не так, как ожидал фашист.
Ведущий 1. Несмотря на то, что сила военной мощи была сосредоточена в руках врага и пионер погиб, мелодия его скрипки подняла на борьбу с врагом весь народ и дала силы для победы над немецко-фашистскими захватчиками.
Ведущий 2. Память о подвиге пионера живет в сердцах мальчишек и девчонок и после окончания военных действий. Много было совершено геройских поступков во время войны не только взрослыми, но и совсем еще детьми.
Ведущий 1.
И именно в их честь написано много стихов, как подтверждение, что ничто не забыто, и никто не забыт.
Что мне вам сказать
За те минуты.
Ров крутой…
«Интернационал».
Страшные, судьба,
Твои маршруты.
Муся Пинкензон…
Он так сыграл…
Ведущий 1.
Да.
Не закрывал
Собою дзота.
Да. Не нёс
Под пулями
Кумач.
Только вот скажите…
Отчего-то
Дрогнул
Перед ним
Фашист-палач.
Ведущий 2.
Муся Пинкензон
Ещё ребёнок.
Только что…
Все живы…
Папа…
Мать…
Ведущий 1.
Словно
На заклание
Ягнёнок.
Что мне делать, Господи?
Играть.
Ведущий 2.
Он играл.
Как воин.
Победитель.
И звучал
«Интернационал».
Онемел от злобы
Немец-зритель.
Маленький…
Скрипач…
Он воевал!
Ведущий 1.
Брызги нот.
Растерзанная скрипка.
Время – Судия.
Увы, не Врач.
Муся…
На лице его улыбка.
Победитель
Маленький скрипач
Герои и судьбы. Муся Пинкензон (Коб Ра. Избранное)
Ведущий 1. В память обо всех погибших в годы Великой Отечественной войны в исполнении школьного хора звучит песня «Журавли».
Возложение цветов к памятнику Мусе Пинкензону и расстрелянным жителям нашего города