Классный час на тему «Пионеры-герои» (1–4 классы)
Уроки мужества
Классный час на тему «Пионеры –герои»
Цели и задачи классного часа:
Познакомить обучающихся с подвигами детей по времена Великой Отечественной войны.
Воспитывать чувство патриотизма и гордости подвигами соотечественников.
Воспитывать интерес к родной истории.
Развивать умения осмысливать поступки других, делать выводы.
Формировать чувство любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.
Ход работы
Учитель читает стихотворение: «Мальчик из села Поповки» С.Я. Маршака
Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись, ребенок -
Последний гражданин села.
Испуганный котенок белый,
Обломки печки и трубы -
И это все, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик, без слез,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенес!
При нем избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
И за ребенка на снегу.
На экране появляется фотография.
Великая Отечественная война не пощадила никого. Ни взрослых, ни стариков, ни детей… Тяжело пришлось всем. И на фронте, в тылу, и в захваченных немцами городах и селах…
«У войны нет лица», так иногда говорят... Война ужасна.
Очень часто на войне невольно оказываются дети. С 1941 по 1945 года в военных действиях приняли участие несколько тысяч детей. Их называли «сынами полка». Деревенские и городские девчонки и мальчишки показывали чудеса отваги, смелости и стойкости перед врагом. Их боевому духу завидовали, их ставили и до сих пор ставят в пример, когда говорят о подвигах.
Кто не знает эти имена? Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Саша Колесников, Леня Голиков, Володя Буряк, Саша Чекалин… их было много. Тех, кто умирал, но не сдавался и не сдавал соотечественников даже под жестокими пытками гестаповцев.
Учитель демонстрирует детям фрагменты фильма «Дети и война».
Крест-накрест синие полоски
На окнах съежившихся хат.
Родные тонкие березки
Тревожно смотрят на закат.
И пес на теплом пепелище,
До глаз испачканный в золе,
Он целый день кого-то ищет
И не находит на селе...
Накинув старый зипунишко,
По огородам, без дорог,
Спешит, торопится парнишка
По солнцу – прямо на восток.
Никто в далекую дорогу
Его теплее не одел,
Никто не обнял у порога
И вслед ему не поглядел.
В нетопленной, разбитой бане
Ночь скоротавши, как зверек,
Как долго он своим дыханьем
Озябших рук согреть не мог!
Но по щеке его ни разу
Не проложила путь слеза.
Должно быть, слишком много сразу
Увидели его глаза.
Все видевший, на все готовый,
По грудь проваливаясь в снег,
Бежал к своим русоголовый
Десятилетний человек.
Он знал, что где-то недалече,
Выть может, вон за той горой,
Его, как друга, в темный вечер
Окликнет русский часовой.
И он, прижавшийся к шинели,
Родные слыша голоса,
Расскажет все, на что глядели
Его недетские глаза.
(С. Михалков)
Учитель:
Имена каких героев вы запомнили? Что вы для себя поняли? О чем был наш сегодняшний разговор? Что вы чувствуете? Интересно ли вам было?
Ссылки на материал:
https://bigpicture.ru/?p=768484 – Статья «Дети Великой отечественной войны»
https://www.youtube.com/watch?v=XeiSwAXMzC8 -фильм «Дети и война»
http://s-marshak.ru/works/poetry/poetry266.htm - «Мальчик из села Поповки»
http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=14686 –«Десятилетний человек»