12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Фёдоровна Волокитина4406
Учитель иностранных языков
Россия, Вологодская обл.
9

Внеклассное занятие, посвящённое году Экологии «В. П. Астафьев. Царь-рыба»



Цель занятия: ознакомление с автором, Человеком и Гражданином и его произведением “Царь – рыба”.

Задачи:

1. Познакомиться с биографией В. П. Астафьева.

2. Понять позицию автора в произведении.

3. Обратиться к важнейшим нравственным проблемам, от решения которых зависит формирование человека и гражданина.

4. Развить нравственные качества, обеспечить ситуацию эмоционального переживания.

Оборудование: портрет В. П. Астафьева,  мультимедийная презентация, ноутбук, проектор.

 

Ход занятия.

I. Сведения о творческом пути В. Астафьева

1 СЛАЙД. Виктор Петрович Астафьев (1924-2002) ушел из жизни совсем недавно. Таких людей, как он, называют совестью нации. Восприимчивость и чуткость к людям, ярость при встрече  со злом, предельная честность и способность по-новому видеть мир, жесткая требовательность к самому себе и сентиментальность – лишь некоторые черты его неординарной личности.

2 СЛАЙД. Виктор Петрович Астафьев родился 2 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края. Он был третьим ребёнком в семье, две его старшие сестры умерли в младенчестве. Через несколько лет после рождения Виктора его отец Петр Астафьев попал в тюрьму с формулировкой «вредительство». Во время одной из поездок мамы Астафьева Лидии Потылициной к Петру Павловичу лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Ильинична, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула. Её тело нашли лишь через несколько дней. Виктору тогда было семь лет.

Отец скоро женился, но сын был чужой, ненужный в этой новой семье. Виктор жил у родителей матери — Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных. 3 СЛАЙД. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон». Сиротство скрашивала любовь деда и бабушки Потылицыных, всей их «трудовой, огромной, степенной и певучей крестьянской семьи. Жи­лось трудно, голодно. О таком детстве биографы справедливо пишут - суровое, тяжелое. Оно и было таким, если бы не любовь и забота людей, живших рядом. Книги, тайга, Енисей.

Начинал Астафьев учиться в деревенской школе. Сначала не было ни бумаги, ни парт, ни учебников. Учителя, вспоминал Виктор Петрович, были замечательные. Муж и жена - Евгений Федорович и Евгения Федоровна. Дар рассказчика, любовь к чтению - эти черты проявились у Астафьева очень рано.

СЛАЙД 4. Начальную школу В. П. Астафьев оканчивал уже в Игарке, куда его увез отец. Там Астафьева ждало беспризорничество, голод, настоящее сиротство, пока он не был отправлен в детский дом.  

«Прекрасных людей я знавал немало, но не из родни: первым - после мамы, бабушки и деда - был Василий Иванович Соколов (вос­питатель, затем директор детдома в Игарке).

Валериана Ивановича Репнина из повести «Кража» я писал, имея в виду Василия Ива­новича Соколова... Подлинная простота, под­линная интеллигентность, доброта и способность к состраданию… удивляться нечему, что сперва я начал ува­жать Василия Ивановича, затем полюбил скрытой, застенчивой любовью.

В детском доме преподавал литературу другой замечательный педагог и воспита­тель - красноярский поэт Игнатий Дмитрие­вич Рождественский, который видел огонёк в душе свего воспитанника. На одном из уроков литературы и появилось школьное сочинение Виктора Астафьева «Жив!», впоследствии ставшее рассказом «Васюткино озеро». А тогда, в детском доме, сочинение поместили в рукописном журнале школы.

Окончив школу-интернат, юноша вступал во взрослую трудовую жизнь военной поры. Собрав денег на билет, Виктор уехал в Красноярск, и поступил в железнодорожную школу ФЗО, оканчивает его, несколько месяцев работает составителем поездов и идет в ар­мию добровольцем... СЛАЙД 5.

Весной 1943 года Виктор Астафьев сра­жался на передовой, до самого конца войны оставаясь рядовым. Менялись только про­фессии: шофер, артразведчик, связист. Фронтовая биография солдата Астафьева была отмечена орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За победу над Германией» и «За освобождение Польши». Воевал на Брянском, Воронежском фронтах.

Осенью 1943 года на Днепровском плац­дарме Астафьеву повредило глаз, затем серь­езно контузило, а в сентябре 1944 года в рай­оне польского города Кросно он был тяжело ранен. В 1943 году познакомился на фронте со своей будущей женой медсестрой Марией Семёновной Корякиной. СЛАЙД 6.

Демобилизован в октябре 1945 года.

У двадцатиоднолетнего человека нет ни законченного среднего образования, ни про­фессии, ни здоровья.

Из-за состояния здоровья Виктор не мог вернуться к работе по своей специальности и, чтобы кормить семью, работал слесарем, чернорабочим, грузчиком, плотником, мойщиком мясных туш, и даже вахтером мясокомбината. «Кварти­ры нет, одежды нет, хлеба нет, а вот ребенок появился». Умерла первая дочка. Горе и чув­ство вины остались на всю жизнь. Появи­лись еще дети - двое, сын и дочь.

В Чусовом Астафьев окончил вечернюю школу. СЛАЙД 7.

Тяга к писательскому творчеству была давней. Поэтому и приход Астафьева в лите­ратурный кружок при газете «Чусовской ра­бочий» был не случайным. Много интересно­го связано с историей написания и опублико­вания первого рассказа «Гражданский чело­век» - о войне, о друге Астафьева Матвее Савинцеве (имя подлинное). Рассказ подвер­гался нещадной критике и правке со стороны редакторов. Рекомендовали сделать героя «потипичней».

Однако позже писатель признал самым точным и верным первоначальный текст и издал отдель­ной книжкой под названием «Сибиряк».

А в феврале 1951 года автор рассказа «Гражданский человек», опубликованного в газете «Чусовской рабочий», стал литера­турным работником этой газеты. Так круто переменилась жизнь В. Астафьева. Совер­шилось событие, определившее его писа­тельскую судьбу.

Конец 1950-х годов был отмечен расцветом лирической прозы Астафьева - им были написаны повести «Перевал» в 1959 году и «Стародуб» в 1960 году, а повесть «Звездопад», написанная им на одном дыхании всего за несколько дней в 1960 году, принесла ему широкую известность.

В 1969 году — в Вологду. 1960-е годы были чрезвычайно плодотворны для писателя. Им была написана повесть «Кража» и новеллы, составившие впоследствии повесть в рассказах «Последний поклон». В 1861 году Виктор Астафьев окончил Высшие литературные курсы при Союзе пи­сателей СССР.

Жизнь сложилась так, что писатель пожил и в Вологде, и в Игарке, и в Пермской области (город Чусовой), и в Перми, но постоянно ему хотелось вернуть­ся в родное село. В 1980 году В.П. Астафьев вернулся на ро­дину в Красноярск, в родном селе «купил развалюху» в переулке своего детства, на­против бабушкиного дома. Здесь, в Овсянке, на сельском кладбище рядом со старшей до­черью Ириной в 2001 году был похоронен. СЛАЙД 8.

 

II. Работа по содержанию произведения, его обсуждение.

      А сегодня мы будем вести разговор о произведении Виктора Петровича Астафьева “Царь – рыба”, за которое он был удостоен Государственной премии СССР за 1978 год. СЛАЙД 9.

    Произведение "Царь-рыба" написано как повествование в рассказах. Книга состоит из множества новелл, очерков, рассказов. Одни рассказы написаны в художественном стиле, другие в публицистическом. Это разнообразие позволяет намного точнее оценить ситуацию и разворачивающиеся события, посмотреть на проблемы с разных сторон. В центре повествования в рассказах “Царь – рыба”   показаны взаимоотношения человека с природой. Отношение к природе у писателя – показатель духовности.

     В. П. Астафьев как никто другой понимал, что природа не безгранична, что в отношениях с ней человек переступил нравственный рубеж. Именно в этом боль писателя в книге “Царь – рыба”. Людей, варварски истребляющих природу, проявляющих в этом истреблении, в корысти свое духовное сиротство, Астафьев называет браконьерами.

Показываю книгу В. П. Астафьева «Царь-рыба» и зачитываю описание и устройство поселка Чуш. (На аэровокзале “модные сиденья порезаны бритвочкой”; при посадке в самолет “чалдоны – молодцы” оттолкнули в сторону женщин и детей; на лестнице выломаны ступеньки с расчетливым коварством – через одну, перил нет; герой остается без места, так как пилоты прихватили знакомую девицу. Далее зачитываю текст от слов “Я простоял всю дорогу... ”

     Осуждается не кто-то конкретный. Осуждается само отношение к жизни – безразлично – потребительское. Подобное мы наблюдаем сплошь и рядом. Люди равнодушны друг к другу. Природа веками учила человека оставлять в избушке соль, спички, запасы для того неизвестного путника. Но утрачиваются эти ценности. Выламываются ступеньки, чтобы идущий по ним испытал неудобства, переносящий мытарства фронтовик ни у кого не вызывает внутренней потребности помочь ему. Не врождена, не привита такая потребность.)

     Неудивительно, что в такой среде браконьерство процветает.  В “повествованиях” рисуется целая галерея таких браконьеров. Это и Командор, и Грохотало, и Дамка, и Гога Герцев и Утробин, и многие другие. СЛАЙД 10-11.

Что их объединяет? Общность жизненных интересов. Совершая насилие над природой, браконьеры сами морально разлагаются. У каждого из них в прошлом уголовные или нравственные преступления. Все их радости и горести связаны с добычей. Зависть “съедает” этих людей. Рассказываю и зачитываю историю про гибель Тайки. Вывод: все браконьеры наказаны. Возмездие не минует ни одного из них.

        Книга Виктора Петровича Астафьева «Царь-рыба» имеет подзаголовок «Повествование в рассказах». Единство произведению придает прежде всего фигура главного героя — таежного охотника и рыбака Акима, на стороне которого все симпатии автора. СЛАЙД 12. Аким не слишком образован, мало знаком с цивилизацией, с городской жизнью, зато превосходно знает родную сибирскую тайгу, живет в тесном единении и гармонии с природой. В глухих таежных дебрях он чувствует себя как дома. Но Аким — не только умелый охотник и следопыт. Он еще, по мысли писателя, является носителем подлинных морально-нравственных ценностей и в этом своем качестве противостоит многим персонажам-горожанам, рассматривающим природу только как средство удовлетворения сиюминутных материальных потребностей и не гнушающимся никакими средствами в достижении своих целей. Подобное противостояние происходит, в частности, в рассказе «Сон о белых горах». Здесь основной оппонент Акима, студент-геолог из Томска Гога Герцев, гибнет еще до начала основного действия. Тем не менее он все время присутствует в рассказе, и Акиму приходится устранять последствия его деяний. Гога потащил в тайгу вместе с собой влюбленную в него девушку Элю. Как подчеркивает автор, Гога — опытный и умелый таежник, ни в чем не уступающий Акиму. Тем не менее он легкомысленно увлек вместе с собой в опасное путешествие по таежной реке девушку, к жизни в суровых условиях тайги абсолютно не приспособленную. В результате складывается трагическая ситуация. Тяжело заболевшая Эля остается в охотничьей избушке, отправившийся на поиски пропитания Гога гибнет в результате несчастного случая. От верной смерти девушку спасает нашедший ее Аким. Он ухаживает за больной, как за маленьким ребенком. Гибель же Герцева глубоко символична. Показываю видеосюжет.

          Когда Аким находит труп своего врага, он не чувствует радости, вопреки древней поговорке, что труп врага хорошо пахнет. Он жалеет невезучего Герцева, который, торопясь добыть для больной спутницы рыбу, совершил роковую ошибку и захлебнулся в ледяной воде, и хоронит Гогу по-христиански. Он сохраняет верность общечеловеческим, христианским моральным ценностям, готов, не задумываясь, помочь ближнему и пожалеть даже врага.  

Виктор Астафьев заканчивает свое произведение словами:

“Все течет, все изменяется – свидетельствует седая мудрость. Так было. Так есть. Так будет.

Всему свой час и время всякому делу под небесами:

Время родиться и время умирать;

Время насаждать и время вырывать насаженное;

Время убивать и время исцелять;

Время разрушать и время строить;

Время плакать и время смеяться;

Время стенать и время плясать;

Время разбрасывать камни и время собирать камни;

Время обнимать и время избегать объятий;

Время искать и время терять;

Время хранить и время тратить;

Время рвать и время сшивать;

Время молчать и время говорить;

Время любить и время ненавидеть;

Время войне и время миру.

Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа”.

III. Рефлексия

Как вы понимаете эти слова В. Астафьева? Размышления учащихся.

 

IV. Итог занятия. Слово учителя.

 

  Мир для В. П. Астафьева – это мир людей и природы, пребывающей в вечном, неразрывном и противоречивом  единстве,  нарушение которого грозит  вырождением и  гибелью.  Велика его вера в торжество добра, в то, что каждый из нас сможет познать себя как человека. «Помните: земля наша едина и неделима, и человек в любом месте, даже в самой темной тайге должен быть человеком!» В. П. Астафьев СЛАЙД 14.

 

Презентация "Царь-рыба"
PPT / 21.06 Мб

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (2)

Дементьева Ирина Михайловна, 03.06.17 в 15:32 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за отрывок из фильма!!!!!

Елена Фёдоровна Волокитина, 03.06.17 в 18:55 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина Михайловна! Уж я резала его, резала, гоняла туда-сюда... Надо было доказать, что ВСЕ без исключения браконьеры были наказаны, даже Гога Герцев.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.