Конспект урока литературы в 11 классе «Нравственные проблемы в повествовании в рассказах В.П. Астафьева "Царь-рыба"»
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока литературы
по теме «Нравственные проблемы в повествовании в рассказах В.П.Астафьева
«Царь-рыба»
Подготовила:
Смолева Н.Ю., учитель русского языка и литературы
Цели урока:
образовательная:
углубить знания учащихся о творчестве В.П.Астафьева;
раскрыть нравственные идеалы писателя через изучение (анализ) повествования в рассказах «Царь-рыба»;
развивающая:
развитие речи учащихся;
совершенствование навыков выразительной речи;
развитие навыков анализа художественного произведения;
развитие познавательных интересов;
воспитательная:
воспитание бережного отношения к природе;
воспитание в учащихся способности видеть и ценить прекрасное, быть отзывчивым на чужую боль.
Тип урока: урок – размышление
Используемые педагогические технологии : технология проблемного обучения.
Видео – интервью с В.П.Астафьевым.
Видео «Иллюстрации «Царь-рыба»
Помните: земля наша едина и неделима, и человек в любом месте,
даже в самой темной тайге должен быть человеком!
В. П. Астафьев
План урока.
-
Вступительная часть к уроку.
Слово о писателе.
«Огромный и неспокойный талант Виктора Астафьева — это талант действия и убеждения, нескончаемых хлопот по обретению человеком своей лучшей сути. Он не может мириться с заржавевшей правдой бытия, говорящей, что всегда и во все времена были добро и зло, поровну того и другого. Он против зла в любых долях», - писал В.Г.Распутин о писателе В.П.Астафьеве, чьи произведения заставляют нас, читателей, размышлять о прочитанном, думать об окружающем нас мире и о себе.
Сегодня мы с вами попытаемся выяснить, в чём заключается талант действия и убеждения писателя в произведении «Царь-рыба».
-
Изучение нового материала.
-
Об истории создания «Повествования в рассказах «Царь-рыба».
-
«Царь-рыба» впервые была напечатана в апреле 1976 года в журнале «Наш современник». Из Вологды пишет друзьям В.Астафьев о том, как цензура, потеряв бдительность, пропустила издание повести в двух номерах, а продолжение в третьем было остановлено. Ему намекнули: «Островата вещь-то, Виктор Петрович, почистил бы». В январе 1977 года в письме В.Г.Летову В. П. Астафьев сообщил, что «в пятом номере «Роман-газеты» в сокращенном виде идет «Царь-рыба» - продрала все невода и мережи на своем пути…Не давать стало невозможно, велик резонанс, сильно пошла за кордон, а ведь написана-то лишь частица, капля из великого моря человеческих страданий и безобразий, чуть тронута вопросом тема – отчего это люди так одиноки?»
Первое отдельное издание увидело свет в 1978 году, и в этом же году 19 октября за повествование в рассказах «Царь-рыба» В.П.Астафьеву присудили Государственную премию СССР.
-
-
Ребята, посмотрите внимательно видео-ролик к произведению В.П.Астафьева «Царь-рыба»
-
Просмотр видео-фильма «Иллюстрации к произведению В.Астафьева «Царь-рыба» художника С.Элояна.
- Как связан он с произведением? О чем этот сюжет»
— Как и чем соединяются в единое целое части цикла «Царь-рыба»?
Сюжет связан с путешествием автора - повествователя по родным местам в Сибири
-
-
Чтение эпиграфов.
-
У «Повествования» два эпиграфа. Один эпиграф – отрывок из стихотворения Николая Рубцова. Другой принадлежит американскому ученому Халдору Шепли.
Перечитайте внимательно эпиграфы, которыми предваряется «Царь-рыба.
— Как эти эпиграфы связаны между собой?
Эти строки выражают авторскую позицию, указывают на противоречивое содержание произведения. Она включает материал о «зловещем празднике бытия», о «смятенном облике родного края», поруганной, испоганенной самим же человеком природе и одновременно отражает надежду на то, что ещё не поздно наладить гармоничные отношения с природой, миром.
Всем строем своей повести я хотел сказать читателю: настало время… охранять природу…защита природы – это защита самого человека от нравственного саморазрушения. (В.П.Астафьев)
Главная тема «Повествования в рассказах» В.П.Астафьева – человек и природа, их единство и противоборство. Писатель как никто другой понимал, что природа не безгранична, что в отношениях с ними человек переступил нравственные законы. По его мнению, отношение человека к природе – показатель духовности.
Ребята, давайте сформулируем тему нашего урока.
«Помните: земля наша едина и неделима, и человек в любом месте, даже в самой темной тайге должен быть человеком!» (В. П. Астафьев)
- Какими показаны человек и природа на страницах произведения «Царь-рыба»7
— В чем проявляется единство человека и природы?
-
-
Анализ повествования в рассказах «Царь-рыба»
-
1)Виктор Астафьев признавался: «Начал с главы «Капля», а она потянула на философское осмысление всего материала, повела за собой остальные главы. Друзья подбивали меня назвать «Царь-рыбу» романом. Отдельные куски, напечатанные в периодике, были обозначены как главы из романа, но я сознательно отказался от этого определения... Если бы я писал роман, я бы писал по-другому».
— В чем заключается «философское осмысление» материала в главе «Капля», а также в других главах «Царь-рыбы»? ( стр.59,60,61,63)
В.П.Астафьева связь человека и природы интересует в нравственно-философском аспекте. В рассказе «Капля» автор размышляет о гармонии человека и природы, изображая первозданную природу Сибири, сцены рыбалки, размышляя о человеческой жизн.
2) Открывает книгу «Царь-рыба» глава «Бойе». (Стр.16, 18 )
- Почему?
Бойё по-эвенкийски «Друг». Природой назначено собаке- быть привязанной к человеку, быть его верным другом.
3) Работа с текстом главы «Дамка». ( А.)
- Где происходят события, описанные в произведении «Царь-рыба»? (В Сибири, на реке Енисей и его притоках, в поселке Чуш).
- Что вы можете сказать об устройстве посёлка Чуш и его жителях?
На аэровокзале сиденья «порезаны бритвочкой». На лестнице выломаны ступеньки с расчётливым коварством –через одну, перил нет.
Посёлок Чуш захламлённый. Вокруг посёлка вырубленные леса, гниющие речки со зловонной жижей, куда жители выбрасывают всякий хлам.
В центре посёлка разворочена танцплощадка. В парке –козы и куры. Помещение магазина, подрытое свиньями, похоже на могильный холм.
Под стать и жители посёлка: девица, «умеющая культурно пить», принюхивающиеся таёжные парни»; при посадке в самолёт «чалдоны-молодцы» оттолкнули в сторону женщин и детей. Люди равнодушны друг к другу. Фронтовик ни у кого не вызывает внутренней потребности помочь ему.
Читая описание поселка в главе «Дамка», возникает чувство грусти и сожаления, что человек потерял чувство собственного достоинства, живет не так как нужно в соседстве с великой природой.
Чтение отрывка «Я простоял всю дорогу…» до «…интеллигентов до хрена, а местов не хватает!..» (стр.71)
- Отчего эти люди так одиноки?
- Кто они, эти люди?
- Назовите героев повествования.
Командор, Грохотало, Дамка, Утробин, Акимка.
- Что объединяет этих героев?
- Почему так много внимания уделял им?
- В чем проявляется позиция автора по отношению к браконьерам?
По мнению Астафьева, браконьерство - страшное зло. Браконьерами движет жажда наживы, желание урвать лишний кусок, чувство зависти. У каждого из них в прошлом уголовные и нравственные преступления.
Совершая насилие над природой, браконьеры сами морально разлагаются, не признают нравственные законы, объединяющие людей и природу.
Теряется человеческое в человеке- вот главная мысль, которая проходит красной нитью через произведение В.П.Астафьева.
Чтение отрывка «И из-за нее, из-за этой гады забывается в человеке человек» до «его не достанешь» («Царь-рыба»)
4) Работа с текстом главы «Поминки».
В.П.Астафьев на страницах повествования создает ситуации прямого столкновения человека и природа. Это главы «Поминки» и «Царь-рыба».
Краткий пересказ главы «Поминки». (Сердитов В.) Краткий пересказ.
- Как описывает писатель сцену столкновения Акима с медведем?
Медведь смотрит на Акима, и человек видит «глубоко скрытый, но сосредоточенный отсвет звериного ума». «У медведя и лапы точь-в-точь человечьи, только у передней лапы прихватного пальца нету».
- Как ведут себя люди после трагедии?
(Приезжий молодой следователь медведем почему-то не интересовался, а все искал состав преступления. Начальник отряда говорит штампованными фразами речь над гробом Петруни. Началась гулянка. Лишь на мгновенье прикоснулись люди и ощутили что-то вечное, незыблемое, страшное в своей силе и величии. .)
Обратите внимание на последнюю фразу главы «Всё поглотила тайга»
5) Работа над главой «Царь-рыба».
В центре нашего внимания рассказ «Царь - рыба». Он дал название всему сборнику, став средоточием всех философско – нравственных мыслей автора.
Краткий пересказ главы.
Однажды опытный рыбак, переоценив свои возможности, пытался изловить слишком большую рыбу, выпал из лодки в реку, зацепился за самоловные крючки и упустил смертельно раненного осетра; неизвестно, остался ли жив сам.
- Кто его герой? (Стр.131-132)
- Как жители поселка относятся к Игнатьичу?
-Какие взаимоотношения Игнатьича с младшим братом Командором? (Стр.133)
Герой рассказа – Зиновий Игнатьич Утробин, житель поселка Чуш. Работает на местной пилораме наладчиком станков и пил, но все именуют его механиком. У Игнатьича есть жена, сын – подросток.
Односельчане уважают Игнатьича. При всех достоинствах Игнатьича чувствуется некоторая отчужденность односельчан. Его ценят, но сторонятся. Скорее всего, потому что Игнатьич не похож на односельчан: всегда опрятен, трудолюбив и работящ, не жаден. «Звали его вежливо», «был ко всем внимателен», «был посноровистей любого механика», «к чушанцам относился с некоторой долей снисходительства и превосходства», «однако шапку лишка не ломал».
Холодные, враждебные отношения между братьями. Друг другу желают смерти.
Взаимоотношения между людьми – это нравственная проблема.
Анализ эпизода «Поединок человека с царь-рыбой»
- Почему царь-рыба , а не осётр?
Чтение отрывка со слов: «…увидел и опешил» (стр.139)
«Царь-рыба»
В языческие времена человек ставил запреты (табу) на имена обожествляемых им животных, чтобы не накликать на себя беду .
В произведении В. П. Астафьев царь-рыба - символ природы, та основа жизни, без которой не может существовать человек, и вместе с её истреблением обрекает себя на медленную мучительную смерть. «Так зачем же перекрестились их пути? Царь реки и всей природы царь – на одной ловушке. Караулит их одна и та же мучительная смерть».
- Какие чувства испытал Игнатьич, поняв, что на этот раз попалась крупная рыба? (стр.141)
Радовался улову, боялся упустить.
«Делить осетра?.. В осетре икры два ведра, если не больше. Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств. Но через некоторое время “жадность он почел азартом”, а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума, “удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу...”.
Герой думает, что ему все дозволено. Астафьев считает, что эта вседозволенность не может быть ничьим правом. Игнатьич замахнулся не только на осетра, но на саму мать-природу.
Чтение отрывка поединка Игнатьича и рыбы.
- Как и почему «реки царь и всей природы царь» оказались на одной ловушке?
- В чем заключается поединок?
В этом эпизоде писатель показывает, что человек повязан «одним смертным концом». В рыбе воплощено женское начало природы, рыба жалась к человеку, это говорит нам о месте человека в жизни природы, особенно, если он добр и внимателен к ней. Мы видим здесь и единоборство человека и природы. Царь природы и Царица рек встречаются в равном бою. Теперь они на одном крючке. Судьба Игнатьича в руках природы.
Чтение отрывка из текста
Фамилия Игнатьича Утробин произошла от слова «утроба» - живот, брюхо, внутренности; ненасытная утроба – так говорят о прожорливом, в переносном значении – о жадном, алчном человеке.
От жадности пострадала душа. Но это безнадежная болезнь? Или заговорившая совесть свидетельствует о начале выздоровления? А что такое совесть?
Словарная работа.
«Совесть – это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед обществом, перед людьми».
Признание вины за совершенный неблаговидный поступок
Самоконтроль человека
Стеснение, стыд, неловкость
- А зачем совесть нужна человеку?
Совесть дана для того, чтобы проконтролировать свои поступки, исправлять недостатки. Совесть может предотвратить плохой поступок.
А какие факты говорят о том, что совесть у Игнатьича пробудилась?
Игнатьич обращается к Богу и просит: «Господи! Да разведи ты нас! Не по рукам она мне!»
- Почему несколькими минутами ранее Игнатьич был уверен в своих силах, а сейчас нет? Что изменилось?
Игнатьич вспомнил слова деда.
- В чём их смысл?
Царь – рыбу может добыть только человек с чистыми помыслами, не запятнавший свою душу ничем, а если совершил «варначий » поступок, лучше отпустить царь - рыбу.
- Что понимает Игнатьич?
( Находясь между жизнью и смертью, человек часто осмысливает свою жизнь.
Вся жизнь прошла только в погоне за рыбой.
Браконьерствует, хапает – а зачем? для кого?
Отстранился от людей, от жизни, а жизнь поставила на место – погибла от рук пьяного шофера любимая племянница
Игнатьич понимает, что наказан за грехи. Просит прощения у Глаши Куклиной. Он покаялся перед матерью-природой.
Перед лицом надвигающейся гибели всплывает постыдное, горькое воспоминание – надругательство над любимой девушкой. И ни время, ни покаяние перед Глашей не смогли смыть грязь с души от постыдного поступка.
Поединок заканчивается бессилием Игнатьича, страхом перед природой, перед Богом, смертью. Он считает, что наказан за грехи, и пришла пора за них отчитаться.
Чтение отрывка «Ни на одну женщину…»
– Для чего Астафьев поведал нам эту историю?
Она напоминает о вечном законе жизни: зло, содеянное нами, к нам же вернется, и может совсем погубить нас. Бесследно никакое злодейство не проходит.
- Какую нравственную проблему поднимает автор? Долг, ответственность, совесть.
– Что спасает Игнатьича? (глубокое раскаяние по отношению к Глаше, покаяние перед матерью-природой.) И Бог услышал Игнатьича, принял на этот раз его покаяния и послал ему не кого-нибудь, а брата, с которым у него была давняя вражда. Попросив прощения у всех, попросил прощения и у брата.
«Прощайте и прощены будете» ,-гласит евангельская заповедь.
– Что испытывает Игнатьич после покаяния? (освобождение)
Быть может, появилась надежда что-то исправить в своей жизни. Быть может, и рад был Игнатьич, что осталась жива эта волшебная царь-рыба, тяжко раненная, но яростная и неукрощенная. Это была жестокая, но поучительная для Игнатьича встреча с одной из величайших тайн природы. И решил он никому не говорить про царь-рыбу, чтобы не возбуждать к ней интереса браконьеров. «Поживи, сколько можешь!»
Астафьев убеждает нас, что в жизни все взаимосвязано: рыба, человек, поступки людей и их судьбы, понимание ответственности за содеянное на земле помогае чудесным образом освобождению Игнатьича и цаь-рыбы.
- Почему стало на душе Игнатьича легче, когда освободилась царь-рыба? Почему он обещает никому ничего не говорить о ней?
- Какую нравственную проблему нравственную проблему мы можем выделить из этого эпизода? (Проблема взаимоотношений человека и природы). «Помните: земля наша едина и неделима, и человек в любом месте, даже в самой темной тайге должен быть человеком!» - писал В. П. Астафьев.
V.Рефлексия.
- Как вы понимаете слова В.П.Астафьева?
Природа дарит человеку жизнь. Будущее природы и человека зависит от самого человека, от его исторической памяти, от следования нравственному опыту народа.
Финал повести – призыв, обращение к совести каждого из нас.
VI. Домашнее задание.
– В тетради закончите предложение: “В произведении В.П.Астафьева..”
Самоанализ урока литературы в 11 классе
«Нравственные проблемы в повествовании в рассказах В.П.Астафьева
«Царь-рыба»
Цели урока:
образовательная:
углубить знания учащихся о творчестве В.П.Астафьева;
раскрыть нравственные идеалы писателя через изучение (анализ) повествования в рассказах «Царь-рыба»;
развивающая:
развитие речи учащихся;
совершенствование навыков выразительной речи;
развитие навыков анализа художественного произведения;
развитие познавательных интересов;
воспитательная:
воспитание бережного отношения к природе;
воспитание в учащихся способности видеть и ценить прекрасное, быть отзывчивым на чужую боль.
Тип урока: урок – размышление
Используемая педагогическая технология: технология проблемного обучения.
На уроке использованы видео – интервью с В.П.Астафьевым, видео «Иллюстрации «Царь-рыба».
В начале урока была поставлены учителем проблема и задачи урока, выяснить, в чём заключается талант действия и убеждения писателя в произведении «Царь-рыба» (через эпиграфы к уроку).
Учащиеся сформулировали тему урока «Нравственные проблемы в повествовании в рассказах «Царь-рыба».
Через анализ глав повествования и пересказ, чтение отдельных отрывков из произведения учащиеся находили ответы на поставленные в начале урока проблемы и делали выводы.
Урок был наполненный эмоциями, чувствами учащихся, они отвечали на вопросы учителя, задавали сами вопросы учителю и одноклассникам. «Помните: земля наша едина и неделима, и человек в любом месте, даже в самой темной тайге должен быть человеком!» - писал В. П. Астафьев. Эта мысль Писателя и Гражданина очень близка моим ученикам.
Выпускники осознают, что будущее природы и человека зависит от самого человека, от его исторической памяти, от следования нравственному опыту народа.
Цели урока выполнены.
Белкина Надежда Владимировна
Смолева Надежда Юрьевна