Выступление «Взаимодействие с семьёй — залог успешной работы классного руководителя»
«Взаимодействие с семьей –
залог успешной работы классного руководителя»
Хроликова Мария Анатольевна
МАОУ «СОШ№3» учитель биологии
1 квалификационной категории,
классный руководитель 11 класса
Добрый день, уважаемые участники конференции. Тема моего выступления «Взаимодействие с семьей - залог успешной работы классного руководителя».
Эту тему я выбрала не случайно. В настоящее время обострились проблемы организации взаимодействия школы с семьей, набирает силу процесс отчуждения родителей от школы, в силу того, что они заняты улучшением материального положения своей семьи, а процесс обучения и воспитания полностью перекладывают на школу.
В современной школе меняется многое: структура и содержание, позиция педагогов и учащихся, микроклимат их взаимоотношений, методика и техника урока… А значит, становятся более демократичны отношения в «педагогическом треугольнике»: учитель – ученик – родители.
Да, многое меняется. А что же остаётся неизменным? Остаются родители и дети – с их радостями, горестями, разрешимыми и порой неразрешимыми проблемами, потребность в своевременном совете мудрого, знающего детскую психологию педагога. Остаётся учитель, нуждающийся в сотрудничестве с родителями, с его проблемой пересмотра логики и содержания этого сотрудничества.
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями». Результаты проведенных исследований убеждают в том, что родители были, есть и будут для школьников наиболее значимыми лицами, обладающими обширным арсеналом возможностей влияния на процесс формирования личности ребенка.
Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю и чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Антон Семенович Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего- люди. Из них на первом месте - родители и педагоги».
Конечно, трудно создавать единство школы и родителей! Ведь работа с родителями – это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Я строю отношения с родителями на основе дружбы и взаимоуважения. Ведь чтобы расположить ребёнка к себе, направить его в нужное русло, прежде всего я должна понимать и уважать его родителей!
В моей жизни уже третий выпуск, но каждый класс мне по-своему дорог, про них я могу с гордостью сказать: ЭТО МОИ ДЕТИ. На протяжении нескольких лет я возглавляю методическое объединение классных руководителей и являюсь классным руководителем учащихся 11 класса.
Быть классным руководителем трудно, но интересно. Я считаю, что залогом успешной работы классного руководителя, кроме умения общаться с детьми, понимания ребенка, способности помочь ученику, как в учебной деятельности, так и в решении его проблем, является умение наладить контакт с родителями. Дети, родители, педагоги – члены одного школьного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых зависит от характера их взаимодействия. Для того, чтобы обеспечить успешность воспитания детей, необходимо организовать сотрудничество педагогов, детей и родителей
Для эффективной совместной работы классному руководителю необходимо доверительное отношение родителей к нему. Учащиеся проводит в школе достаточно много времени, и родителю важно знать, что все происходящее с его ребенком в это время находится под контролем профессионала, которому он доверяет. В этом случае уважительное отношение родителей к педагогу отражается и на отношении ребенка к классному руководителю. В.А. Сухомлинский писал: «Какими бы прекрасными ни были наши школьные учителя, самыми главными « мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются отец и мать. Поэтому нам, учителям, прежде всего, необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей, разъяснять им смысл воспитания и работать с ними в одном направлении». Сотрудничество реализуется в различных формах совместной деятельности, которые могут охватывать всех или большинство членов коллектива. Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:
- Психолого-педагогическое просвещение родителей;
- Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- Участие в управлении школы.
Большую помощь в работе с классом мне всегда оказывает родительский комитет : это и дополнительные встречи, подготовка праздников, решение спорных вопросов. Мы совместно решаем, как лучше провести праздники и организовать досуг детей. Многие призовые места моих воспитанников завоеваны благодаря поддержке родителей.
Благодаря родителям были организованы поездки в Оренбургский драматический театр, Гамалеевский Дом Детства, где ребята показали концерт и подарили подарки воспитанникам, посетили краеведческий музей и бассейн в городе Бузулуке. Перечислять совместные мероприятия можно долго – это поездки, походы, дни здоровья, дни Детства, экскурсии и встречи с интересными людьми, - самое главное это результат, а он есть.
Воспитание – сложный многогранный процесс, осуществляемый многими людьми одновременно, результат которого отсрочен во времени, а классный руководитель является координатором воспитательной деятельности и его роль сложно переоценить. На мой взгляд, ни один воспитательный ресурс по отдельности не может дать четкий устойчивый результат. Хочется надеяться, что слаженная совместная деятельность стольких людей позволит детям моего класса по окончании школы не просто стать частью современного общества, но и занять в нем достойное место, на то, что, став взрослыми, и создав свои семьи, они смогут воспитать своих детей в любви и уважительном отношении ко всем участникам воспитательного процесса.