12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Миннегалиева Раиля Хамитовна54
Россия, Татарстан респ., Нижнекамск
3

Взаимодействие классного руководителя с родителями и общественностью

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» НМР РТ

Взаимодействие классного руководителя с родителями и общественностью

 

Выполнила классный руководитель

Миннегалиева Р.Х.

Нижнекамск, 2016

 

Взаимодействие классного руководителя с родителями и общественностью

Важным направлением многогранной деятельности класс­ного руководителя является работа с родителями учащихся вверенного ему класса. Успех этой деятельности во многом зависит от подготовленности классного руководителя к этой работе.

Воспитание ребенка – одна из главных функций общеобразовательной школы. Народная мудрость гласит: «Воспитывать ребенка надо пока он лежит поперек лавки». Поэтому именно в семье закладываются основы воспитания. Родители – главный авторитет, пример для подражания у ребенка. Все слова и поступки учителя не принесут желаемого результата, если родители не будут принимать участия в жизни ребенка

Задача каждого классного руководителя – стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. Это особенно важно в начальной школе, когда ребенок только начинает обучение в школе

С тех пор как существует семья, она играет важную роль в воспитании детей. В.А.Караковский, А.Н.Тубельский, Н.Е.Щуркова и другие педагоги-практики считают, что в школе должен быть налажен тесный контакт с социальным окружением, в том числе и прежде всего с родительской общественностью. Именно общение с родителями через разнообразные формы деятельности помогает им не только изучить своих детей, их интересы и привычки, но и осознать важность взаимодействия.

Ш.А.Амонашвили писал: “Главную обязанность учителей мы должны видеть не в упреках в адрес родителей и наставлениях, как им повлиять на ребенка, а в стремлении гуманизировать взаимоотношения родителей с детьми”. Названные выше авторы убеждены, что взаимодействие школы с семьей – это не замена домашнего воспитания общественным или наоборот, а их взаимодополняемость в созидании личности ребенка. Это взаимодействие, сотрудничество должно проявляться во всех видах деятельности.

Семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Однако в то же время семья не может обеспечить в полном объеме воспитание активной, творческой личности. Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилось под сомнение. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими и сложнейшими задачами становления человека. Старый школьный афоризм гласит: “Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями”. Ведущую роль в организации сотрудничества семьи и школы играет классный руководитель. Поэтому главной задачей классного руководителя является установление взаимоотношений с семьей.

Cегодня уже никто не будет спорить с тем, что только коллективное воспитание может принести желаемые результаты.

Поэтому, рассчитывая именно на родительскую поддержку, я уже 27 лет стараюсь строить воспитательную работу в своих классах, так как считаю, что воспитательная работа в школе не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.

Основа взаимодействия классного руководителя и семьи в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.

Представим, что семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что ребенок, уходя в море, вовсе отрывается от берега. Ведь моряки дальнего плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, чем он обязан берегу. Школа и семья – партнеры, волею судеб расположившиеся в одной лодке и во имя интересов ребенка желающие плыть к вполне определенному пункту движения – Счастью ребенка. И доплывут, если объединят общие усилия.

Объединенность усилий школы и семьи и есть основа моего проекта, которая заключается в принципе содеянности.

Я, как опытный педагог, осмысливший воспитательный потенциал общего дела школы и семьи, всегда планирую и провожу мероприятия такого характера, вводя в организационную систему воспитания принцип содеянности.

ДЕЯНИЕ – это и поступок, и действие, и оформленное дело, и свершенное нечто, изменившее ситуацию.

СУБЪЕКТАМИ воплощения данного принципа в реальность повседневности являются педагоги и родители. Но полноправным субъектом может стать и сам ребенок. Принцип содеянности осуществляется благодаря конкретному реальному делу, которое планируется двумя партнерами. Здесь учитель, родитель и ребенок выступают в роли равных субъектов деятельности, и тогда для ребенка две противостоящие сферы жизни (школа и семья) вдруг сливаются в нечто единое под названием “ общество”, “человечество”, “родина”, “страна”, и дети восходят на ступень выше в понимании сущности жизни как таковой.

Мой ученик – это не только школьник, а, прежде всего, человек с многогранными интересами, запросами, стремлениями.

Кто он будет, когда вырастет? Каким он будет?

Это не праздные вопросы – это вопросы жизни. Воспитать гражданина, целеустремленного, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого – это мой долг как учителя-воспитателя. Решать эту задачу помогает мне хорошо продуманная система работы не только с ребятами во внеурочное время, но и с родителями.

Анализируя опыт воспитательной работы и текущее состояние дел в этой области в настоящее время, пришла к выводу, что успешно осуществлять работу в данном направлении можно только при условии активного взаимодействия и сотрудничества с семьями своих учеников.

Классному руководителю следует помнить, что он призван вместе с родителями учащихся создать воспитывающую среду, обеспечить единство требований школы и семьи, учреждений дополнительного образования по отношению к личности ребёнка. Этого можно добиться, осуществляя взаимную деятельность, основанную на следующих принципах:

Обращение к чувству родительской любви и уважение её;

Доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;

Позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

Вся деятельность классного руководителя с родителями учащихся в нашей школе представлена следующими направлениями и формами:

Изучение семей и условий семейного воспитания;

Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе;

Психолого-педагогическое просвещение родителей;

Взаимодействие с родительским комитетом;

Совместная деятельность родителей и учащихся.

 

Изучение семей и  условий семейного воспитания

В Законе РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами». Это действительно так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребёнка в будущем. Для того, чтобы помочь родителям в воспитании детей, а в случае необходимости и скорректировать воспитательное влияние семьи, на заседаниях ШМО классных руководителей рассматривали и изучали вопрос «Условия семейного воспитания». С этой целью классные руководители нашей школы посещают каждую семью и знакомятся с ней в естественной и неформальной обстановке.

В ходе первого ознакомительного посещения классные руководители выясняют  условия, созданные для домашних занятий школьника, его семейные трудовые обязанности, интересуются, как организован досуг ребёнка, каков круг его общения. В ходе беседы с родителями стараются  понять стиль жизни семьи, её уклад, чем живёт семья, каковы её социальные установки, система нравственных, духовных ценностей, взаимоотношения друг с другом, семейные традиции, определяют уровень педагогической образованности родителей, оценивают их умение организовывать жизнь и деятельность детей в семье соответственно целям воспитания и возрасту ребёнка.

В ходе таких посещений педагогу необходимо быть очень тактичным: не начинать характеристику ребёнка с негативного, не настаивать на раскрытии всех семейных секретов, не превращаться в сплетника.

После посещения и изучения  семей, классные руководители составляют социальный паспорт класса.Кроме посещения семей, эффективными методами педагогической диагностики являются беседы, анкетирование родителей, сочинения учащихся о семье, конкурс творческих работ учащихся «Моя семья» и составление родословной семьи «Древо жизни», педагогические мастерские, деловые игры с родителями, праздники, с последующим чаепитием, формирование банка данных о семье и семейном воспитании и т.п.

Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе

На первом же родительском собрании классные руководители знакомят родителей с целью, задачами и программой своей будущей деятельности , с планом учебно-воспитательной работы, совместно с родителями обсуждают возможные пути реализации данной программы в семейном воспитании.

Также классные руководители информируют родителей об уровне сплочённости и организованности класса, его успехах и неудачах. При любом информировании о положении дел в классе педагоги стремятся создавать у родителей впечатление о классе как о едином целом, убеждают в том, что их ребёнку будет хорошо лишь в том случае, если в классе будет создана психологически комфортная обстановка, налажены хорошие отношения, интересная, содержательная групповая деятельность. В ряде случаев в этих целях классные руководители приглашают родителей на уроки и внеклассные мероприятия, раз в год организовывают «День открытых дверей».

 

Психолого-педагогическое просвещение родителей

Самая распространённая форма работы учителя с родителями – это родительские собрания. Не прав тот классный руководитель, который собирает родителей лишь только для того, чтобы поговорить об учёбе. В беседах с родителями педагоги нашей школы уделяют внимание и возрастным особенностям того или иного периода в развитии ребёнка, и психологии, и взаимоотношениям родителей и детей.

Время и жизнь меняются, меняется и сам ребёнок. Сегодняшние дети уже не похожи на тех детей, которые были 20 или 30 лет назад. Поэтому родители чаще желают узнать о проблемах табакокурения, алкоголизма, наркомании, о взаимоотношениях подростков, о том, как они, родители, могут помочь детям в адаптации к новым условиям обучения.

Семья, как известно, играет главную роль в формировании личности ребёнка. Поэтому основой совершенствования семейного воспитания является систематическая работа по повышению педагогической культуры  родителей именно на родительских собраниях. Практика показывает, что эффективными формами психолого-педагогического просвещения родителей в классе являются следующие:

а) классные тематические читательские конференции для родителей на такие темы, как «Духовное развитие современного подростка», «Как помочь ребёнку учиться?», «Как помочь юноше, девушке выбрать профессию», «Школьник и рыночные отношения», «Предупреждение правонарушений несовершеннолетними», «Алкоголизм и курение – враги растущего организма», «Наркотики – чума XXI века» и т.д.;

б) беседы по психолого-педагогической тематике на родительском собрании;

в) тематические консультации;

г) психолого-педагогические практикумы и тренинги по анализу различных ситуаций в воспитании детей.

 

Взаимодействие с родительской общественностью

Для повышения эффективности обучения и воспитания учащихся в классе очень важно создание дружного, работоспособного коллектива родителей, понимающих цели и задачи учебно-воспитательной работы, осознающих своё место в их решении, добивающихся активного участия каждого из родителей в работе класса, школы.

Содержание общей деятельности определяется статусом и положением (либо уставом) соответствующей общественной организации. В их компетенцию входит:

Оказание материальной помощи отдельным семьям и учащимся;

Коллегиальное решение отдельных вопросов жизни школы;

Связь с административными, правоохранительными органами;

Помощь классу и школе в проведении воспитательной работы с учащимися; участие в работе с родителями учащихся (проведение родительских собраний, конференций, лекториев, оказание материальной помощи и моральной поддержки малообеспеченным и многодетным семьям, моральное и правовое воздействие на родителей, нерадиво относящихся к воспитанию своих детей).

 Как показывает опыт, привлечение родительского актива помогает классному руководителю «перевоспитывать» трудных родителей и детей более успешно.

 

Совместная деятельность родителей и учащихся

Это направление в настоящее время приобретает широкую популярность, так как решает следующие важнейшие задачи: расширение воспитывающей среды; увеличение диапазона позитивных влияний на развивающуюся личность школьника; улучшение взаимоотношений учителей, родителей и детей. Естественно, формы этой работы разнообразны: индивидуальные, групповые, коллективные, а содержание должно соответствовать возрасту учащихся, целям и задачам предстоящего дела.

Вот какие формы и методы совместной деятельности по различным направлениям используются  педагогами в нашей школе:

1. Воспитание нравственной культуры:

беседы о культуре поведения в общественных местах, о взаимоотношениях юношей и девушек;

диспуты по вопросам морали и нравственности;

традиционные вечера: «Осенний бал», «Новогодний бал-маскарад»;

КВН «Алло, мы ищем таланты», « А ну-ка, парни!», шоу «Дочки-матери»;

деловые игры, педагогические сценки: «Весёлый этикет», «В гостях», «В театре», «В музее» и т.д.;

ежегодный смотр строя и песни, посвящённый «Дню Защитника Отечества»;

2. Воспитание эстетической культуры:

рассказы, беседы, обсуждения, дискуссии о просмотренных спектаклях, фильмах, прочитанных книгах;

организация выставок рисунков, поделок декоративно-прикладного искусства родителей и детей;

музыкальные вечера, художественная самодеятельность, где дети и родители вместе поют, танцуют;

совместные экскурсии в музеи, выставки, посещение художественных салонов;

3. Воспитание физической культуры и здорового образа жизни:

туристические походы, «Дни здоровья» - один раз в месяц;

экскурсии на природу;

спортивные игры, например «Папа, мама, я – спортивная семья»;

спортивные турниры, соревнования на открытом воздухе по футболу, пионерболу, лыжам, лёгкой атлетике и т.д.

4. Воспитание трудолюбия и профориентация:

рассказы родителей о профессиях и людях этих профессий, условиях работы и требованиях к работникам данных профессий;

беседы о выборе жизненного пути;

экскурсии на производство, предприятие, фирму;

встречи с представителями различных отраслей и профессий.

Все рассмотренные направления, формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся способствуют созданию благоприятной среды для организации школьного воспитательного процесса. Благодаря тесному сотрудничеству всех участников образовательного процесса в нашей школе нет ни одного учащегося, состоящего на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.