Статья на тему «Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками»
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С УЧИТЕЛЯМИ ПРЕДМЕТНИКАМИ.
Данную тематику трудно назвать новой и достаточно актуальной на данный момент. Все мы прекрасно понимаем, что большая часть педагогов совмещает обязанности учителей определённого предмета и классных руководителей.
В процессе воспитательного воздействия на классный коллектив, классному руководителю приходится взаимодействовать не только с детским коллективом и родителями, но и с учителями-предметниками и администрацией школы.
Плодотворность этой работы в целом зависит от единства действий всех сторон образовательного поля, от совместных целей, задач и требований, предъявляемых к учащимся определённого коллектива.
Рассмотрим, в чём заключается педагогический смысл взаимного сотрудничества классного руководителя и учителей-предметников:
анализ индивидуальных особенностей учителей, их способностей в построении воспитательной работы с детьми;
знакомство с особенностями преподавательской работы педагога, его взаимоотношений с учащимися;
координация взаимоотношений между педагогами классного коллектива, между учителями и учащимися , между учителями и родителяями;
установление общих целей, организация совместной деятельности по их достижению.
Основой коммуникации классного руководителя и учителей-предметников класса является:
общая осведомлённость о детях, их отношениях, о проведении и итогах учебного и воспитательного процессов;
взаимовыручка, взаимное содействие в преодолении трудностей;
взаимозаинтересованность в плодотворной деятельности класса и каждого ученика;
взаимная деятельность по поиску путей решения педагогических проблем, коллективные усилия, общая деятельность по выполнению поставленных целей и задаач;
совместный анализ выполненной деятельности, решаемых педагогических проблем, полученных результатов;
коллективное определение планов в работе с классом, отдельными учениками.
Классный руководитель на этапе планирования, поиска возможностей и определённых форм их выполнения может попросить педагогов ответить на такие вопросы:
Какие трудности в классном коллективе требуют первостепенного разрешения?
Какие действия необходимо провести для решения данных трудностей?
Какая воспитательная работа может быть организована с вашим участием?
Какая внеурочная работа по вашей дисциплине может быть проведена с классом?
Какие проблемы необходимо вынести на обсуждение с родителями учащихся?
Результаты, полученные в ходе проговаривания данных вопросов, классный руководитель может использовать при коллективном проектировании. Необходимо попытаться согласовать рекомендации учителей с детскими интересами, ненавязчиво привлечь внимание детей к рекомендациям педагогов.
В своей работе классного руководителя мы используем следующие формы работы по организации взаимодействия с педагогическим коллективом: познавательные мероприятия, общественные смотры знаний, родительские собрания и лектории. Каждый этап коллективной деятельности (коллективное дело, учебная четвертьь, учебный год) завершается подведением итогов и анализом. Очень важно вовлечь педагогов к коллективному анализу в классном коллективе.
Классный руководитель исследует стиль, основные методы и приемы учителей-предметников с учениками, выявляет плюсы и минусы, результаты, плодотворные приёмы деятельности педагогов с учениками и родителями, организует обмен опытом педагогической деятельности, поддерживает, стимулирует стремление учителей оказать педагогическую поддержку ребенку, установить сотруднические отношения с родителями. Также, классный руководитель должен учитывать советы педагогов, реагировать на замечания, трудности, возникаемые в ходе образовательной деятельности. Особый интерес важно проявить новым учителям. Их необходимо ознакомить с особенностями и возможностями класса, отдельных учащихся, требованиями, предъявляемыми предыдущим педагогом и учителями класса.
Какими могут быть формы сотрудничества классного руководителя и учителей-предметников? В начале учебного года классный руководитель знакомит учеников класса с теми требованиями, которые предъявляются к ученикам для успешной деятельности по изучению предмета. Для этого учителя предметники могут подготовить для учащихся памятки по учебным предметам. Памятки ребята могут иметь дома и всегда воспользоваться ими при подготовке домашних заданий, что, естественно, повысит результативность учебной деятельности, обеспечит контроль учебной деятельности учащихся со стороны родителей, поможет наладить сотрудничество родителей, педагогов и учащихся. Такие памятки очень полезны особенно для учащихся 5-6 классов, которые испытывают трудности при переходе из начальной школы.
Классный руководитель должен обращаться с просьбой к учителям-предметникам - познакомить учащихся со структурой школьного учебника, требованиями педагога к работе с учебником. И классному руководителю и учителю очень полезно изучение отношения учащихся к учебному предмету.
В своей работе учителя-предметники могут использовать уточняющие вопросы:
Над какой темой работали на предыдущем занятии?
Какие понятия являются главными по теме прошлого занятия?
Какие занятия показались Вам интересными?
Активны ли были на этой теме урока?
Какие оценки, полученные по этой теме, ты стремился бы
исправить?
Все ли понятно по данной теме урока?
По завершению учебной четверти классному руководителю необходимо понять, чем вызвано снижение учебных результатов учеников по дисциплинам и оказать содействие в помощи педагогам с учащимися, если проблема связана с тем, что ученик долго отсутствовал по причине болезни или не смог усвоить учебный материал в силу каких-то других обстоятельств.
К коллективной работе относятся всевозможные конкурсы, относящиеся к учебному предмету. Педагог должен быть заинтересован в том, чтобы учащиеся проявляли интерес к его предмету; поднятии статуса. Поэтому организация мероприятий в увлекательной форме вне уроков с участием педагогов-предметников поможет решить образовательные и воспитательные задачи.
Ведя коллективную работу, классному руководителю и учителю необходимо четко определить свои функции, разделить обязанности, прийти к единым требованиям. Педагог поможет определить основную мысль учебного материала и обозначит роль каждого ученика в зависимости от его интереса к предмету и способностей.
Классный руководитель может привлечь учеников к созданию мероприятия, организовать подготовительные работы, совместно с педагогом, контролировать ход приготовления. Учителя оказывают помощь в том, чтобы каждый смог найти свое место в совместной работе.
Под особым контролем у классного руководителя должно быть сотрудничество с учителями-предметниками, готовящих учеников к предметной олимпиаде или научной конференции. У учеников должна быть возможность индивидуальных занятий с педагогом, консультаций и факультативов. Особое внимание классного руководителя должно быть направлено на проблемных детей и детей, у которых по некоторым предметам есть академические задолженности.
Перед началом учебного года классный руководитель должен довести информацию до учителей-предметников по поводу учеников, у которых есть проблема, связанная с поведением.
Эта проблема может быть:
если у ученика есть трудная семейная ситуация;
если существует болезнь у ребенка;
если у ребенка есть проблемы в общении;
особенность характера.
Классный руководитель совместно с администрацией школы может организовать и провести педагогический совет по теме «Проблемные ученики в моем классе». Целью данного педагогического совета, на котором должны присутствовать учителя класса, классный руководитель и администрация школы – это рассмотрение вопросов, связанных с проблемой поведения учеников и их обучения, а также конкретных и конструктивных путей выхода из сложных ситуаций отдельного учащегося.
Идея малого педагогического совета, касающаяся класса или отдельного ученика, должны быть обсуждена через небольшой промежуток времени еще раз для того, чтобы быть отметить, есть ли изменение в поведении учеников.
Кроме того, малый педагогический совет может порекомендовать следующее:
вызвать родителей ученика для проведения с ними тематической или индивидуальной консультации;
выйти домой к ученику, проверить бытовые условия учащегося, выяснить атмосферу в семье;
провести ряд дополнительных занятий для учеников, консультаций учителей-предметников, организовать помощь ученикам класса;
привлечь интерес учеников к посещению различных кружков, факультативов;
привлечь учеников к участию в подготовке предметного вечера или дня творчества;
Форма сотрудничества классного руководителя с педагогом может быть самой разнообразной. Многое будет зависеть от личного контакта, заинтересованностях в успехах обеих сторон.
Таким образом, только совместная работа участников образовательного процесса способна учащимся отыскать свое место в классном и школьном коллективе, помочь им определиться в направлениях учебной и общественной деятельности.
Список использованной литературы:
1.Классное руководство: новый взгляд на практику воспитания школьников / авт.-сост.: Ю. Н. Таран, М. В. Солодкова. - Волгоград : Учитель, 2010. - 223 с. - (Методическая работа в школе).
2. Наука быть человеком: материалы для классных часов: 1-4 классы / авт.-сост. Т. В. Волкова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 169 с. - (В помощь классному руководителю).
3. Гайдаенко, Е.А. 100 идей для детей, родителей и классных руководителей / Е. А. Гайдаенко. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 185 с.