" Русская музыка в современном мире"
Автор публикации: Т. Кривошей, ученица 7 класса
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА» ГОРОДА НЕРЮНГРИ
(МБУДО «ЦРТДиЮ»)
Исследовательский проект
«Русская народная песня в современном мире»
Выполнила:
Кривошей Таисия обучающаяся старшей группы вокальной студии «Солнышко», Филиал МБУДО « ЦРТДиЮ»
в п. Беркакит
Руководитель: Завалий Виктория Степановна
Педагог дополнительного образования. Филиал МБУДО « ЦРТДиЮ»
в п. Беркакит
г. Нерюнгри
2025 г
Оглавление
Глава 1. Исторический контекст и особенности русской народной музыки. 7
1.1. Истоки русской народной музыки. 7
1.2. Жанры русской народной музыки. 8
1.3. Сюжеты русских народных песен. 9
1.4. Выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы русской народной песни. 10
1.5. Социальное значение и эмоциональное воздействие русской музыки на подростков. 11
1.6. Коллективы города Нерюнгри и Нерюнгринского района, исполняющие народные песни. 12
Глава 2. Практическая часть исследовательской работы. 13
Русская музыка – сердце Родины. Только истинные русские песни способны возродить будущее России и внести Свет в наши сердца!!! Любите русские песни, они ценный исток прошлого и золотого настоящего!!! В них жизнь, полет полёт и вечная радость искусства.
(Илья Соловьёв)
Введение.Музыка является неотъемлемой частью жизни современного человека. Она сопровождает нас в повседневных делах, помогает выражать чувства и эмоции, а также служит средством общения. В частности, русская музыка, с её богатейшей историей и разнообразием стилей, играет важную роль в формировании культурной идентичности и эмоционального мира подростков. В данной работе мы рассмотрим значение русской музыки для молодежи, её влияние на эмоциональное состояние, социальную адаптацию и культурное развитие. Не секрет, что в наше время люди стали меньше слушать хорошей, качественной музыки - её заменила популярная «клубная музыка». Именно она выступает теперь в роли создателя, так называемой, массовой культуры. Современная молодежь, особенно школьники, редко обращаются к истокам своей родной музыки, слушая низкокачественную и примитивную музыку.
Актуальность.Традиция -важнейшая составляющая культуры любого народа. И песня в ней занимает одно из самых важных мест. Русская музыка имеет глубокие исторические корни, уходящие в народные традиции и обряды. На протяжении веков, она эволюционировала, обогащаясь новыми стилями и направлениями, такими как классическая музыка, народные песни, фольклор и современные жанры, включая рок, поп и электронную музыку.
Актуальность проекта состоит в том, чтобы сохранить и возродить интерес к песенному жанру – русская песня, так как почти забыты народные традиции. Гуманитарные, человеческие, добрые чувства должны показать силу перед компьютерными технологиями. Проект направлен на сохранение традиции народной песни. В наше время подростки мало знают о роли русской музыке, о традициях нашей страны. Каково же отношение современной молодежи к русскому фольклору? Вот главный вопрос, на который я бы хотела найти ответ, составляя проект.
Я несколько лет занимаюсь вокалом в вокальной студии «Солнышко». За эти годы, я выучила и исполнила большое количество песен разного характера. В этом году я выпускаюсь. Для получения свидетельства, мне необходимо написать и защитить проект. Я очень долго думала над темой проекта. В один из вечеров дома я смотрела фильм «Легенда о Коловрате». В этом фильме я услышала песню «Русская рать». Меня очень заинтересовала тема русской музыки в современном обществе. Я пришла на занятие и рассказала своему педагогу о выборе темы проекта. У нас сразу появилась идея найти песню в русском стиле.
Цель: привлечь внимание подростков к русской народной музыке, через знакомство с историей возникновения песенного творчества и современным состоянием народной песни в нашем городе.
Объект исследования – русская народная музыка.
Предмет исследования – русская народная песня в современной обработке.
Задачи:- познакомиться с истоками русской народной музыки;
- узнать жанры русской народной музыки;
- исследовать сюжеты русской народной песни;
- познакомиться с творчеством известных исполнителей данного жанра;
- узнать о коллективах Нерюнгринского района, которые исполняют народные песни;
-провести анкетирование с целью выявить, что знают современные подростки и людей более зрелого возраста о русских народных песен;
- проанализировать полученные данные и сделать вывод.
Проблема: подростки крайне мало знают о традициях отечественной народной культуры, разновидностях русской народной песни.
Гипотеза: мы предполагаем, что русская народная песня, в современной обработке, интересна и актуальна в жизни современной молодежи.
Количественные методы:
Анкетирование (онлайн и офлайн) для сбора данных о предпочтениях, знаниях и отношении подростков к русской музыке.
Анализ данных из социальных сетей (ВКонтакте, YouTube, TikTok) для оценки популярности различных исполнителей и жанров.
Качественные методы:
Индивидуальные интервью с подростками (сверстниками), для получения более глубокого понимания их взглядов и мнений.
Анализ текстов песен, клипов и других материалов для выявления ключевых тем и образов.
Этапы реализации проекта:
1. Планирование: Определение целей, задач, методов исследования, сроков.
2. Сбор данных: Проведение анкетирования с целью выявить знания у современных подростков и людей более зрелого возраста о русских народных песнях, анализ данных из социальных сетей.
3. Анализ данных: Обработка полученной информации, выявление закономерностей и тенденций.
4. Презентация результатов: представление отчета об исследовании, выступление на концертах с песней «На заре на зореньке»
План работы над проектомЭтап | Задачи | Сроки | Деятельность обучающихся |
I | - Сформулировать тему, цель и постановку задач. | Сентябрь- октябрь 2024 г. | - Обсуждение темы, проблемных вопросов, постановка цели и задач, определение объекта, предмета, формулирование гипотезы, составление плана деятельности по проекту |
II Основной этап | - Изучить литературу, электронные источники, по теме проекта. - Провести анкетирование «Русская народная музыка» среди обучающихся и родителей вокальной студии «Солнышко» Филиал МБУДО « ЦРТДиЮ» г. Нерюнгри в п. Беркакит. - Проанализировать анкету «Русская музыка» - Анализ песни «На заре на зореньке». авторы: слова и музыка Анна Петряшева - Изучение песни «На заре на зореньке». авторы: слова и музыка Анна Петряшева .
| Ноябрь – декабрь 2024 г. Январь- Февраль 2025 г. Март 2025 г. Апрель 2025 г. | - Работа с интернет-источниками и литературой, подбор материала. -Составления вопросов для анкеты. - Проведение анкетирования «Русская народная музыка» среди обучающихся и родителей вокальной студии «Солнышко» Филиал МБУДО « ЦРТДиЮ» г. Нерюнгри в п. Беркакит. - Подробно проанализировать все ответы на вопросы анкеты. - Подбор песни для изучения и исполнения во время защиты проекта. - Работа над текстом и музыкальным сопровождением песни «На заре на зореньке». авторы: слова и музыка Анна Петряшева - исполнение песни: «На заре на зореньке». авторы: слова и музыка Анна Петряшева . - Подбор дизайна для презентации. |
III Заключительный этап (Рефлексия) | -Творческое представление проекта. - Проведение «Круглого стола» (обмен мнениями и впечатлениями по теме проекта, подведение итогов) | Май 2025г. | - Подготовка и защита презентации по проекту и исполнение песни «На заре на зореньке». авторы: слова и музыка Анна Петряшева . - Проведение «Круглого стола» (ответы на вопросы, дискуссия, самооценка, подведение итогов). |
При написании проекта, мы изучили дополнительную литературу по исследуемой проблеме, журнальные статьи, произведения музыки, литературы, пользовались интернет-ресурсами. Практическая значимость нашей работы заключается в том, что данные исследовательского проекта, будет представлен на уроках музыки в СОШ № 22, классных часах, а также на совместных мероприятиях филиала МБУДО «ЦРТДиЮ» п. Беркакит и родительских собраниях. Также результаты исследования и предложенные рекомендации будут интересны обучающимся вокальной студии «Солнышко».
Глава 1. Исторический контекст и особенности русской народной музыки. 1.1. Истоки русской народной музыки.Народную музыку называют «фольклором», что в переводе с английского языка – «народная мудрость». Истоки русской народной музыки восходят к фольклору славянских племён, которые жили на территории Киевской Руси - первого русского государства, сложившегося в X веке. Так как племена, населявшие Киевскую Русь, не были однородными (славяне, финно-угоры, тюрки и др.), то и русская народная музыка не была однородной. Она вобрала в себя этнические элементы каждой из этих многочисленных культур – своеобразие ритма и мелодики. Песни древних славян, в основном, были связаны с обрядовыми формами языческих религиозных верований, ритуальных действий. Исполнение образов сопровождалось пением, игрой на музыкальных инструментах, плясками с элементами театрализованного действия, которые превращались в «игрища». Ведь именно через народную музыку народ выражает своё мировоззрение, традиции, обычаи, она является частью истории и жизни народа.
Русская музыка имеет глубокие исторические корни, уходящие в народные традиции и обряды. На протяжении веков, она эволюционировала, обогащаясь новыми стилями и направлениями, такими как классическая музыка, народные песни, фольклор и современные жанры, включая рок, поп и электронную музыку. Существующие социальные и культурные изменения также отражались на музыке. Периоды реформ и революций приносили новые темы и идеи, которые находили своё отражение в музыкальном творчестве. Например, эпоха Русского рока в 1980-х годах становилась реакцией на политическую репрессию и социальные ограничения, что сделало её особенно значимой для молодого поколения того времени.
1.2. Жанры русской народной музыки.Основные жанры русской народной музыки включают в себя календарные обрядовые песни, лирические, свадебные, частушки, эпос, танцевальные жанры. Особое место в фольклоре занимают календарные песни, приуроченные ко времени года и к праздникам языческого календаря. Первый календарный праздник отмечался с 24 на 25 января, эта ночь называлась колядой. Исполнялись величальные песни-колядки с пожеланиями счастья и здоровья. В конце зимы отмечали масленицу, проводы зимы. На масленичной неделе водили хороводы на пригреве, пели песни-заклички для того, чтобы скорее призвать приход весны. В X-XI веках возникли хороводные песни, исполняемые в хороводе - круге, который двигался по «солнцу». Каждая песня разыгрывалась внутри круга соответственно её содержанию. Праздник весны – «зелёные святки», был связан с культом растений. Девушки плели венки, завивали берёзки, украшали жилища берёзовыми ветками и пели. Одним из важных событий в жизни людей был свадебный обряд, который представлял собою целое театрализованное действие, сопровождаемое хороводами, плясовыми, величальными и шуточными песнями. Лирические песни рассказывали о переживаниях любящих, о женской доле, о тяжком труде и о многом другом. О защите Родины от иноземных захватчиков рассказывалось в исторических песнях. Они прославляли мощь и величие русского человека.
Песенные сюжеты, представляли собой маленькую картинку жизни, эпизод, событие, в которых песенные герои не только чувствуют, но и действуют: гуляние молодца и девушки, хороводные «действия», проводы в армию, походы солдата и его смерть в чистом поле, путь-дорога ямщика и др. Лирическое обращение к силам природы, которые в песнях нередко являются яркими песенными пейзажами, служат поэтическим фоном, на котором изображаются основные действующие лица, развёртывается музыкальный сюжет.
В песнях олицетворяют образ девушки с «белой лебедушкой», «голубкой», «берёзонькой», «ивушкой», «земляничкой-ягодкой»; символ молодца – образ «ясного сокола», «сизого орла», «ясного месяца»; жениха с невестой – «голубя и голубки»; свекрови – «горькой полыни» или «крапивушки»; замужней женщины – «горькой кукушечки» или «серой утушки».
В песнях существуют и общие образы-символы: радости и веселья («зелёный сад», цветы, «зелёная роща»); печали и грусти (опавшие цветы, засохший сад, «бел-горюч камень»); верной любви (золотое колечко); судьбы («доля») и др.
Песням присущи различные эпитеты для большей эмоциональности, лиризма и поэтической выразительности: «цветы лазоревы», «очи ясные», печаль горькая», «слеза горючая» и др. Особо задушевный характер придают песням слова с уменьшительно-ласкательными окончаниями.
Конечно, исполнение народных песен редко обходилось без использования музыкальных инструментов. Наиболее известными и распространёнными поначалу были: гудок, дудка (сопель, пищалка), жалейка (рожок), кувиклы (духовой инструмент), трещотка, военные трубы, ратные бубны. Позднее стали распространится в народном быту балалайка, баян, гармонь, домра, считающиеся исконно русскими инструментами, однако, пришедшие к нам из стран Западной Европы.
Русская народная песня всегда была и, надеюсь, будет воплощением жизни народа и его культуры, его памяти, его исторического бытия, его повседневной бытовой жизни: труда и отдыха, радости и горя, любви и разлуки. Русский человек в песне олицетворяет мир природы, проецирует на неё свои душевные свойства и переживания: «Что затуманилась, зоренька ясная...», «Липа вековая над рекой стоит...», «Калинка...». Это олицетворение природы мы постигаем с какой-то особой щемящей сердце грустью в «Тонкой рябине»:Что стоишь, качаясь, тонкая рябина,
Головой склоняясь до самого тына?
По выражению знаменитого русского историка В.О. Ключевского, непосредственное бытие русского народа, это - река и лес, степь и поле, тем самым он утверждает слияние человека с природой, укорененность в ней. И в русской песне утверждается безмерная широта русского характера, соответствующая безмерности русских необъятных просторов: «Ах ты, степь широкая...», «Вниз по матушке, по Волге...», «Всю-то я вселенную проехал...». Образ Родины проницательно запечатлен в песне «Родное» на стихотворение Ф.П.Савинова:
Слышу песни жаворонка, слышу трели соловья.
Это - русская сторонка, это - Родина моя!
Очень многие композиторы в своих произведениях включали русскую народную песню, сочиняли вариации, вставляли в сочиненные оперы, особенной популярностью пользовались песни: «Во поле берёза стояла…», «Во саду ли в огороде…», «Ах ты степь широкая…», «Калинка малинка» и т.д. Композиторы обращались к русским песням, потому что они были очень чисты, широки и жизненны. Трудно лучше Гоголя сказать о народной песне и музыке. И как он прав, утверждая: «Ничто не может быть сильнее народной музыки, если только народ имел поэтическое расположение, разнообразие и деятельность жизни; если натиски насилий и непреодолимых вечных препятствий не давали ему ни на минуту уснуть и вынуждали из него жалобы, и если эти жалобы не могли иначе и нигде выразится, как только в его песнях…»
Русская народная песня становится ещё более известной и популярной, благодаря великим русским исполнителям, среди которых первые места занимали и занимают Фёдор Шаляпин, Надежда Плевицкая, Лидия Русланова, Борис Штоколов, Людмила Зыкина, Дмитрий Хворостовский и многие другие.
Шаляпин Фёдор Иванович – оперный и камерный певец родился в 1873 году. В его репертуаре было немало русских народных песен, которые он исполнял с потрясающим мастерством. Самой запоминающейся песней в его исполнении стала знаменитая «Дубинушка». Русланова Лидия Андреевна – исполнительница русских народных песен. Музыкальной грамоте обучалась в детдоме, куда попала после смерти матери. Популярность принесла песня «Валенки». Зыкина Людмила Георгиевна, родилась в Москве в 1929 году в семье рабочих. В 1947 году была принята в хор имени Пятницкого, который стал для неё прекрасной певческой школой. 27 апреля 1947 года начало творческой деятельности певицы Людмилы Георгиевны Зыкиной. Народная артистка СССР. Известные песни: «Вот мчится тройка почтовая», «Матушка», «Сронила колечко», «Степь да степь кругом», «Тонкая рябина». Мордасова Мария Николаевна (1915-1997) – самобытная исполнительница, собирательница и автор многих песен, частушек и припевок (свыше 300). Родилась в деревне в многодетной крестьянской семье. Пела в школьном хоре, работала дояркой. Народная артистка СССР. Заволокин Геннадий Дмитриевич (1948 – 2001) – русский композитор, баянист и гармонист, поэт. Народный артист России. Наибольшую известность и популярность получил как основатель и ведущий телепередачи о русской народной музыкальной и песенной культуре «Играй, гармонь любимая!» Его жизнь оборвалась неожиданно. Передачу «Играй, гармонь» ведут его сын Захар и дочь Анастасия. Ансамбль «Русская песня» - своеобразный театр народной песни, один из ведущих популярных коллективов России. Создан в 1975 году известной русской певицей, талантливым музыкантом и общественным деятелем, народной артисткой России Надеждой Бабкиной. Мобильная певческая группа в 9 человек (6 женских голосов и 3 – мужских голоса) поёт в основном без сопровождения. Но для большего колорита использует народные инструменты: гудки, трещотки, гармошки и др. Отдельные номера сопровождаются инструментальной группой, владеющей широким набором инструментов, включая эстрадные. Ансамбль «Золотое кольцо» - российский эстрадный ансамбль народной музыки, созданный в 1988 году. В 1988 году Александр Костюк создал ансамбль «Золотое кольцо», который вначале много гастролировал за границей и был там очень популярен, при том, что в России о нём знали только по записям, которые привозили из Германии и Японии. Надежда Кадышева стала солисткой ансамбля. В 1993 году студия «Союз» предложила ансамблю сотрудничество и с этого началось признание ансамбля в России. В настоящее время Надежда Кадышева и ансамбль «Золотое кольцо» много гастролирует в России и за границей. (Приложение1)
1.5. Социальное значение и эмоциональное воздействие русской музыки на подростков.По моему личному опыту, русская музыка предлагает подросткам возможность самовыражения. Слушая русские песни в современной обработке, я могу передать свои чувства, переживания и пережитые эмоции. Это особенно актуально в переходный период, когда подростки ищут свою индивидуальность. Современные подростки и я сталкиваемся с многочисленными стрессами и сложностями, связанными с учебой, отношениями и самоидентификацией. Для меня русская музыка в современной обработке, с её глубокими текстами и мелодиями, служит эмоциональной поддержкой, помогая справиться с трудными моментами. Русская музыка способствует формированию культурной и социальной идентичности у подростков. Знание и признание отечественной музыки помогает молодежи осознать свое место в культурном пространстве страны, формируя патриотические чувства и принадлежность к национальной традиции. Музыка объединяет людей. Для меня и моих сверстников общие музыкальные увлечения, способны способствовать созданию дружественных сообществ, где мы можем обмениваться мнениями и впечатлениями. Концерты, музыкальные фестивали и клубы предоставляют платформу для социализации и взаимодействия. Цифровые технологии значительно изменили способ потребления музыки. Подростки могут получать доступ к разнообразной музыке через стриминговые сервисы, что расширяет их музыкальные горизонты и позволяет легче находить русскую музыку. Интернет стал мощным инструментом для продвижения русской музыки. Молодые исполнители могут легко делиться своим творчеством с широкой аудиторией, без необходимости через традиционные каналы. Это создает новую музыкальную среду, где подростки могут вдохновляться друг другом.
1.6. Коллективы города Нерюнгри и Нерюнгринского района, исполняющие народные песни.В нашем городе созданы и активно выступают коллективы, которые исполняют народные песни. (Приложение 2)
№ | Названия коллектива | Год образования | Количественный состав коллектива | Руководитель | Где создан |
1. | Ансамбль народной песни «Забава» | декабрь 2017 г. | 14 человек | Викторова Алла Тимофеевна | ЦКиД им. А.С. Пушкина г. Нерюнгри |
2. | Народный театр “Маски” | 15 марта 1993 года. | В коллективе две группы: основной состав и младший состав – детская театральная студия «Первые роли». | Никитина Юлия Михайловна | г. Нерюнгри |
3. | Народный фольклорный ансамбль русской песни “Рамада” | 1988 г. | | Татьяна Макарова, Трубач Оксана Юрьевна. | г. Нерюнгри |
4. | Народный фольклорный эвенкийский ансамбль “Юктэ” | 1991г. | 27 человек | Валентина Енохова, Александра Игнатенко | п.Золотинка, с. Иенгра |
5. | Вокальная студия «Талисман» | февраль 2013 г | 16человек | Викторова Алла Тимофеевна | ЦКиД им. А.С. Пушкина г. Нерюнгри |
6. | Образцовый детский ансамбль «Ладушки» | ноябрь 2012 г | | Лада Лозовец, Марина Юрьевна Трубников | ЦКиД им. А.С. Пушкина г. Нерюнгри |
7. | Вокальный ансамбль «Маринад» | сентябрь 2015 | | Марина Юрьевна Трубников | ЦКиД им. А.С. Пушкина г. Нерюнгри |
8. | Вокальная группа «Рябинушка» | 15 сентября 1989 год. | 7 человек | Шакиров Ринат Рашидович. | п. Беркакит |
Часто на городских и поселковых праздниках и концертах, вижу выступления коллективов, которые исполняют русские песни в стилизованной манере или в современной обработке. Они смотрятся ярко, самобытно. Очень приятно смотреть на красивые народные костюмы. У нас в поселке уже давно активно существует вокальная группа «Рябинушка». В состав которой, входят люди старшего возраста: пенсионеры, первостроители и те, кто любят русскую народную и современную самобытную песню. Детских фольклорных коллективов, которые бы пели русские песни у нас в поселке нет. Очень бы хотелось, чтобы появился детский ансамбль народной песни. Ну не все дети любят исполнять такие песни. Вот своим проектом, я бы хотела заинтересовать и показать красоту русской песни.
При работе над проектом, познакомившись с разнообразным материалом о русской народной музыке, мне захотелось узнать мнение сверстников и не только сверстников, о теме своего проекта. С подростками в возрасте 12-16 лет и людьми более зрелого возраста было проведено анкетирование. Для того, чтобы узнать, знают ли подростки песни своего народа, слушают ли русские народные песни в современной обработке, мной были разработаны вопросы для анкетирования. (Приложение 3)
2.2 Анализ результатов анкетирования.В анкетировании приняли участие 29 человек. 4 человека (13,8 %)- мужской пол, 25 (86,2%) женский пол. Возраст участвующих в анкетирование от 10 до 52 лет. (Приложение 4)
Возраст анкетируемого | Количество человек | Процент участие в анкетирование |
10-11 лет | 4 | 13,8% |
12-15 лет | 12 | 41,4% |
16 -20 лет | 5 | 17,2% |
21-25 лет | 2 | 6,4% |
40-45 лет | 2 | 6,4% |
50-52 года | 4 | 14,8% |
На вопрос «Знаете ли Вы, что такое русская народная песня?», мы получили следующий результат: все анкетируемые, знают о существовании русской песни. Это меня порадовало.
При ответе на вопрос «Исполняете ли вы, в кругу семьи русские народные песни?» мы видим следующий результат: 44,8 % опрошенных ответили «нет», 55,2% исполняют в кругу семьи русские народные песни. По результатам ответа мы видим, что больше половины опрошенных исполняют русские песни в кругу семьи.
Отвечая на вопрос «Считаете ли вы, что русская народная песня является частью нашей русской культуры?», все считают, что русская песня является частью русской культуры.
Отвечая на вопрос «Знаете ли Вы русскую песню, которую пела Ваша бабушка?», участники опроса попытались вспомнить русские песни, которые им пела бабушка:69% опрошенных ответили «да», 24,1% ответили «нет», 3,45% написали название песни «Рябинушка», 3,45% «Не помнят». «Пела ли Вам мама в детстве русские колыбельные песни?» получили следующий результат: 58,6% ответили «да», 41,4% ответили «нет»
Назвали колыбельные песни, которые им пели мамы:
Спят усталые игрушки,
Люли-люли,
Калинка-Малинка,
Баю баюшки баю,
Спи младенец мой,
Тихо смотрит месяц ясный.
На вопрос «Знаете ли Вы исполнителей русских народных песен?», получили следующие результаты: многие знают Надежду Бабкину, Надежду Кадышеву, Пелагею, Людмилу Зыкину, Лидию Русланову, Марину Девятову, Валентину Толкунову.
Слышали ли вы хоть раз русскую песню в современной обработке - 100% ответили «Да». Все анкетируемые, слышали русские песни в современной обработке. На вопрос: «Слушаете ли вы сейчас русские народные песни?» - голоса распределились наполовину 48,3% слушают, 48,3% не слушают и 3,4% ответили «иногда» слушают русские народные песни при разных обстоятельствах: на праздниках слушают старшие родственники, на концертах и гуляньях народных.
На вопрос: «Какие виды русских народных песен вы знаете?» анкетированные привели много примеров: частушки, былины, колыбельные, свадебные, лирические, застольные, солдатские, игровые, хороводные, колядки, обрядовые. Кто-то назвал даже любимую песню «Ой мороз, мороз»
На вопрос какую роль играет русская песня в современном обществе, получили следующие ответы:
Русская песня помогает человеку развивать свои творческие способности;
Это живое творчество русского народа;
Память о нашем поколении;
Воспитывает уважение к истории своей страны, объединяет народы;
Сохранение культурных ценностей;
Достаточно важную;
Большую
Выводы.Исходя из проведенного анкетирования, можно сделать выводы: что многие не только знают о существовании русских песен, но и исполняют их в кругу семьи. Знакомы со многими исполнителями русской песни. Многим подросткам нравится русская музыка в современной обработке, и они их с удовольствием слушают. Современная молодежь, знает много жанров русской песни. Ну больше современным подросткам, нравится русская музыка в современной обработке. Я считаю, что гипотеза подтвердилась, русская народная песня, в современной обработке, интересна и актуальна в жизни современной молодежи.
Русская музыка занимает важное место в нашем обществе. Русские песни в современной обработке, присутствуют в жизни подростков, вливаясь в их эмоциональную и социальную сферу. Русская музыка не только способствует самовыражению и эмоциональной поддержке, но и играет ключевую роль в формировании культурной идентичности. Цифровизация открывает новые горизонты для распространения и восприятия музыки, что в дальнейшем может привести к появлению новых талантов и жанров. Таким образом, значение русской музыки для подростков остается высоким и многогранным, направляя их на путь самопознания и культурного обогащения.
Алдошина М.И. Эстетическое воспитание средствами народного искусства. – М.: Академия, 2015. – 164 с.
Аникина В.П. Русские народные песни.-М.:Детская литература,2014.
Асафьев Б. О народной музыке. - Л., 2016.
Башманова Т.В. Первые шаги к народному творчеству. Саяногорск. 2016.
Коринфский А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа». М.: Московский рабочий., 2015.
Козлов, С. В. «Русская музыка и её влияние на молодежную культуру». Москва: Издательство РГГУ, .2018.
Кравцов Н. И., Лазутин С. Г. Русское народное творчество: Учебник для фил. Спец. Ун-тов. – 2-е изд., испр. И доп. – М.2016, 448 с.
Лебедев, А. Н Музыка как психоэмоциональный ресурс подростков. Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ. 2020.
Семенова, И. Ю. Цифровая эпоха и музыка: Современные тенденции. Москва: НЦД. 2021.
Черняева, Е. М. Роль музыки в жизни подростков: исследования и практики. Новосибирск: Издательство НГУ. 2022.
Интернет – источники:
История русской народной песни // Радость моя [Электронный ресурс]. URL:https://www.radostmoya.ru/project/akademiya_zanimatelnyh_iskusstv_muzyka/video/?watch=russkaya_narodnaya_pesnya (дата обращения: 03.03.2025) .
Песенные истории из глубины народа // Дальневосточная государственная научная библиотека [Электронный ресурс]. URL: https://fessl.ru/docs-downloads/2022/12_22/NMO/PESIST.pdf (дата обращения: 05.03.2025).
Русская народная песня. Кто ее придумал? // История.РФ [Электронный ресурс]. URL: https://histrf.ru/read/articles/russkaya-narodnaya-pesnya-kto-ee-pridumal (дата обращения: 04.03.2025).
Русская песня // Централизованная библиотечная система города Якутска [Электронный ресурс]. URL: https://cbsykt.ru/news/russkaya-pesnyaa/ (дата обращения: 05.03.2025).
Русские народные песни // Work5 [Электронный ресурс]. URL: https://www.work5.ru/spravochnik/literatura/russkie_narodnye_pesni (дата обращения: 03.03.2025).
Приложение 1
Исполнители русских песен (фото)
Шаляпин Ф. И. Русланова Л. А.
Зыкина Л. Г. Мордасова М. Н.
Заволокин Г. Д. Заволокины А. и З.
Бабкина Н. Г. и ансамбль «Русская песня»
Кадышева Н. Н. и ансамбль «Золотое кольцо»
Выдающиеся исполнители народных песен
Фёдор Иванович Шаляпин
Особое место в этом списке занимает Ф.И. Шаляпин (1873-1938), который, будучи оперным певцом, постоянно давал концерты, исполнял русские народные песни. В своей автобиографической книге «Маска и душа. Мои сорок лет жизни на театре» он многократно отмечал, какое значение для его становления как оперного певца имела русская народная песня. По его убеждению, математическая верность в музыке и самый лучший голос мертвы до тех пор, пока математика и звук не одухотворены чувством.
Этот высокий дух Шаляпин вобрал в себя от народной песни. Песня - не случайная комбинация звуков, а результат творческого акта народа. «Я считаю знаменательным, - писал он, - и для русской жизни в высокой степени типичным, что к пению меня поощряли простые мастеровые русские люди. Русские люди поют песни с самого рождения. Так это было в дни моего отрочества. Народ, который страдал в темных глубинах жизни, пел страдальческие и до отчаяния веселые песни. А как хорошо пели! Пели в поле, пели на сеновалах, на речках, у ручьев, в лесах и за лучиной. От природы, от быта русская песня и от любви. Ведь любовь - песня».
Учился пению Шаляпин в церковном хоре, как и многие певцы из народа того времени. Благодаря природным данным, а Шаляпин обладал богатырским телосложением, был истинный русак, ему была присуща безмерная даровитость и какая-то, особая разбойничая удаль. Он воплотил в себе некий эталон русского человека на сцене.
Тем не менее, он всегда подчеркивал, что душевное начало, состояние души должны быть в каждом слове, в каждой музыкальной фразе, а они невозможны без воображения. Воображение актера должно соприкоснуться с воображением автора и уловить существенную ноту пластического бытия персонажа. Певца, у которого нет воображения, ничто не спасет от творческого бесплодия - ни хороший голос, ни сценическая практика, ни эффектная фигура.
Этот тезис Шаляпин иллюстрирует, делясь опытом исполнения народной песни «Помню, я ещё молодушкой была». «Певец должен вообразить, что это была за деревня, что это была за Россия, что это была за жизнь в этих деревнях, и какое бьется сердце в этой песне». Надо всё это прочувствовать, чтобы певцу стало больно, если он вообразит, как в деревне работали, как вставали до зари, в какой сухой обстановке пробуждалось юное сердце.
Эти шаляпинские размышления многократно подтверждались и на практике; он рассказывает, как они вместе на природе исполняли «Лучину» с мельником Никоном Осиповичем, какие нюансы, какие тонкости заимствовал он и смог воплотить в своей концертной деятельности. Благодаря звукозаписи, мы и сегодня можем внимать звуку шаляпинского голоса, как он пел «Из-за острова на стрежень...», «Дубинушку» и многие другие песни. Коронным номером в каждом концерте Шаляпина, несомненно, была всем известная песня:
Эх, вдоль по Питерской, по Тверской-Ямской,
По Тверской-Ямской, да с колокольчиком...
И.А.Ильин в своей статье «Художественное призвание Шаляпина» анализирует те влияния, под воздействием которых пробудился, вырос и окреп талант артиста. Это, прежде всего, русская простонародная песня, льющаяся по всей России из конца в конец много сот лет. Ей искренность и эмоциональность, её выразительность сделали Шаляпина, как национальное явление, возможным. Мы знаем, что Шаляпин её наслушался и от неё пошел.
Не подлежит сомнению, что и цыганская песня дала Шаляпину своё. Церковно-православное песнопение влияло на Шаляпина. Только в лучших молитвенных местах его ролей можно проследить некоторую традицию духовных песнопений. Именно эти влияния положили начало творческому пути Шаляпина. «Шаляпин не просто пел, а дышал вам в душу своим звуком: в его массивном до колокольности глубоком звуке трепетало дыхание, а в дыхании трепетала душа; его голос имел власть взять слушателя и довести его немедленно до суггестивной покорности; с тем, чтобы заставить его петь с собою, дышать с собою и трепетать с собою; дыхание и продыхание давало звуку жизнь; звук переставал быть звоном, а становился стоном: вы слышали в нем вздымающуюся и падающую, сгущающуюся и разрежающуюся линию чувства - и ваша душа плыла в нем и жила им; получался звук, предельно насыщенный одушевлением, повелительно охватывающим душу слушателя».
Однако И.А. Ильин, в некоторой степени и справедливо, указывает отрицательные черты его характера. Всё это привело к тому, что Шаляпин не создал, не оставил после себя школы, подобно школе К.Станиславского, в которой стоило бы воплотить метод своего творчества и живую школу нового оперного искусства. Песенное наследие Шаляпина всегда является своеобразным камертоном и образцом для многих поколений профессиональных певцов и любителей русской народной песни.
Лидия Андреевна Русланова
Великая русская певица Лидия Андреевна Русланова (1900-1973) родилась в селе Чернавка, Саратовской губернии (подлинное имя - Агафья Лейкина). На протяжении XX века она была одной из самых популярных исполнительниц, а её исполнение русских народных песен принято считать эталонным. Русланова обладала красивым и сильным голосом широкого диапазона. Она создала свой стиль исполнения народных песен, которые собирала всю жизнь.
Среди наиболее популярных её песен - «Степь, да степь кругом», «Златые горы», «Окрасился месяц багрянцем», «Светит месяц», «Валенки», «Липа вековая» и многие другие. Одной из первых она исполнила «Катюшу» М.Исаковского. Некоторое время, благодаря помощи преподавателя М.Медведева, Русланова училась в Саратовской консерватории, но после решила, что её жизнь должна быть связана с народной песней: «Поняла, что академической певицей мне не быть. Моя вся сила была в непосредственности, в естественном чувстве, в единстве с тем миром, где родилась песня».
В годы Первой мировой войны Русланова была на фронте в качестве сестры милосердия. В 20-е годы окончательно сформировался её стиль в исполнении, поведении на сцене, в подборе концертных костюмов. Это были крестьянские сарафаны, цветные платки и шали. В 30-е годы певица ездила с гастролями по всему Советскому Союзу. Её голос обладал большой силой и выносливостью, нередко за один вечер она участвовала в 4-5 концертах.
С первых дней Великой Отечественной войны Русланова выезжает на фронт в составе одной из лучших концертных бригад. Однажды, за 17 дней эта бригада дала 51 концерт. Песня «Валенки» стала «визитной карточкой» всенародно любимой певицы. Выступать приходилось под открытым небом, в окопах, в землянках, в госпиталях. Своими песнями Русланова вливала в душу солдат жизненный эликсир - русский национальный дух. На свои средства, заработанные во время гастролей по стране в предвоенные годы, Лидия Русланова приобрела две батареи гвардейских минометов «Катюша», которые были отправлены на Первый Белорусский фронт.
Русланова пела на передовой, под обстрелом в кузове грузовика в ярком русском национальном костюме. Пела о России, о Волге, о Родине, напоминая кому мать, кому жену, кому сестру. А после концерта солдаты шли в бой. Однажды на передовой Русланова давала трехчасовой концерт, который транслировался по радио через усилители. На протяжении трех часов не было ни одного выстрела, ни с той, ни с другой стороны фронта.
За эти три часа была проведена передислокация наших войск, была завершена подготовка к контрнаступлению. И в поверженном Берлине состоялось несколько концертов Лидии Руслановой - у здания рейхстага и у Бранденбургских ворот. Всего на фронтах Великой Отечественной войны она дала более 1120 концертов. За все эти достижения Русланова была награждена орденом Отечественной войны I степени.
Исполнительский стиль Руслановой восходит к певческим традициям крестьян Поволжья. Она обладала глубоким, грудным голосом (лирическое сопрано, переходящее в драматическое, однако «народного плана») большого диапазона и могла переходить от контральто к верхним нотам сопрановского звучания. Обладая абсолютным слухом и превосходной музыкальной памятью, Русланова не стремилась всё время исполнять один и тот же репертуар, собирая русские народные песни.
Она знала так много песен - поволжских, среднерусских, северных, сибирских, казачьих - что могла бы удивить даже опытных фольклористов. Она исполняла памятные, богатырские, молодецкие, разбойничьи, протяжные, заунывные, веселые, игровые, круговые, хороводные, плясовые, балагурные, бурлацкие, скоморошьи, обрядовые, свадебные, гулевые, подблюдные, бабьи, посиделковые песни, а также былины, плачи, заплачки и думы. Каждая песня становилась небольшим спектаклем.
Легкость, с которой Русланова исполняла народные песни, давалась упорным трудом. Она не однократно говорила: «Хорошо петь - очень трудно. Изведешься, пока постигнешь душу песни, пока разгадаешь её загадку. Песню я не пою, я её играю. Это целая пьеса с несколькими ролями». Русланову по праву называли «Царицей русской песни» и «Гвардии певицей» в годы Великой Отечественной войны. И сегодня, в ряде городов России проводятся конкурсы народных песен имени Лидии Руслановой (Саратов, Волгоград, Пенза, Козельск и др.). В своем творчестве Русланова в полной мере воплотила лучшие черты русского национального характера - душевную щедрость, безмерность, страстность, даровитость, соборность и патриотизм.
Людмила Зыкина
Людмила Зыкина родилась 10 июня 1929 года в Москве в семье рабочих. В годы войны работала токарем на Московском станкостроительном заводе. После войны работала санитаркой в подмосковном военно-клиническом госпитале, а затем швеёй в больнице. При этом в то время, по собственным признаниям, заветной мечтой как самой Людмилы, так и её отца было стать лётчицей.Творческая биография началась в 1947 году с участия во Всероссийском конкурсе молодых исполнителей, после которого её приняли в хор имени М.Е. Пятницкого. Конкурс в ходе приёма достиг 1500 человек на место, в конце комиссия отобрала четверых: трёх юношей и одну девушку — Людмилу.
В 1957 году Зыкина стала лауреатом Шестого фестиваля молодежи и студентов в Москве а в 1960 году — победительницей Всероссийского конкурса артистов эстрады.С 1960 Людмила Зыкина — солистка Москонцерта. Помимо России, Зыкина была популярна во всех республиках СССР и во многих странах мира.В 1977 году Зыкина создала русский народный ансамбль «Россия». Голос Зыкиной — полнозвучное, мягкое и меццо-сопрано. На протяжении всей жизни придерживалась народного русского стиля пения, сначала хорового, затем сольного. Следует отметить, что всенародную известность Зыкиной принесли не столько русские народные песни, сколько советские, стилизованные под народные, песни небольших поселков и рабочих окраин, написанные композиторами Мрком Фрадкиным, Григорием Пономаренко и др.
Знаменитые исполнительские коллективы.
Хор имени Пятницкого – один из старейших в России. Он был основан в 1911 году выдающимся собирателем русского народного творчества Митрофаном Ефимовичем Пятницким, который впервые ввёл русскую крестьянскую песню в сферу высокого искусства и прославил её на весь мир. Основа репертуара – песни и танцы разных областей России, которые не только поются, но и «играются» исполнителями.
В 1902 году Пятницкий приступил к созданию ансамбля народной песни. В 1910 году Митрофан Ефимович Пятницкий создал хор из народных певцов Воронежской, Смоленской и Рязанской губерний. 2 марта 1911 года хор впервые выступил в зале Дворянского собрания Москвы. Зал был полон. Медленно раздвинулся занавес, и перед удивлёнными зрителями предстала обыкновенная деревенская изба, вдоль бревенчатых стен которой стояли грубо сколоченные лавки.
Русская печка, чугунки, кочерга, ухваты, люлька, прялка, сундук с приданым... На сцену вышли восемнадцать крестьян. Концерт прошёл под оглушительные овации зрителей. Это было чем-то совершенно новым, объединившим в себе народную песню и театрализованное представление. Тот первый концерт хора показал красоту русской народной песни и открыл дорогу на концертные подмостки её исполнителям – простым русским крестьянам.В 1919 году он снова взялся за формирование хора, объединил вокруг себя исполнителей и знатоков народных песен, переселившихся в Москву из отдалённых сёл и деревень. Кого только не было в возрождённом хоре Пятницкого! Работницы и рабочие, дворники и сторожа – певцы-самородки, не имевшие музыкального образования, но обладавшие отличным слухом, вокальными данными и музыкальной памятью. Репетировали на квартире Пятницкого, многим он совершенно бесплатно давал уроки вокала. После смерти Митрофана Ефимовича Пятницкого хор получил его имя.
Хор имени Пятницкого стал одним из ярких народных символом Советской державы. Его гастроли видели зрители более чем сорока стран мира. В наши дни хор вновь исполнять подлинно русские народные песни и танцы разных областей нашей родины, как: «Кадриль преленских ямщиков», «Касимовская пляска», «Саратовская карачанка».
Ансамбль «Русская песня»
Это своеобразный театр народной песни, один из ведущих популярных коллективов России. Создан в 1975 году известной русской певицей, талантливым музыкантом и общественным деятелем, народной артисткой России Надеждой Бабкиной. Мобильная певческая группа в 9 человек (6 женских голосов и 3 - мужских голоса) поет в основном без сопровождения. Но для большего колорита использует народные инструменты: гудки, трещотки, гармошки и др. Отдельные номера сопровождаются инструментальной группой, владеющей широким набором инструментов, включая эстрадные.
Солистка ансамбля Надежда Бабкина. Родилась будущая певица в 1950-м году, 19 марта, в Астраханской области, в семье Георгия Ивановича Бабкина - потомка казаков, служившего в белой армии. В поселке жили и армяне, и казахи, и русские, и украинцы, и казаки, и чеченцы, поэтому в их доме часто появлялись гости разных национальностей.Петь девочка полюбила в раннем детстве. Шумные компании часто устраивали различные маскарады с песнями и плясками, отец Надежды играл на всевозможных музыкальных инструментах, поэтому девочка росла в атмосфере праздника и была очень артистичным ребенком. Уже в десятом классе она заслужила признание своего таланта, заняв первое место на Всероссийском конкурсе молодых исполнителей в жанре «Народная песня». Ее кумиром в то время была Людмила Зыкина, песни которой она часто перепевала.
Ансамбль «Золотое кольцо»
Российский эстрадный ансамбль народной музыки «Золотое кольцо» в 1988 году создал Александр Костюк. Надежда Кадышева стала солисткой ансамбля. Песня А. Костюка на слова П. Черняева «Течёт ручей» стала всенародным хитом. Надежда Кадышева родилась 1 июня в маленькой деревне Горки. С малых лет была самая любимая игра, игра в театр. Они ни разу не были в театре, но это чудо будило фантазию, мечты. Артистками были Надежда и Люба. Из занавесок сооружали "бальные" платья, ходили "на пальчиках" как балеринки, что-то пели. "Я буду артисткой" - заявляла Надежда сестрам. Те аплодировали, поддерживая выступления.Но детство, пусть и бедное, но счастливое от тепла матери, дома, неожиданно оборвалось. Болезнь подточила здоровье матери и унесла ее жизнь в 42 года. Надежде было 10 лет. Оставшись с малолетними девочками, отец через полгода вынужден был жениться. И в дом вошла мачеха , приведя своих детей и полностью оправдав это слово. Первой уехала Вера, поступив на работу на завод, потом Марию отправили к родственникам на Север, а Надю и Любу послали в школу-интернат в Бугульму.
Приложение 2
Коллективы города Нерюнгри и Нерюнгринского района.
А
нсамбль народной песни «Забава»
Народный театр “Маски” г. Нерюнгри
Народный фольклорный ансамбль русской песни «Рамада»
Народный фольклорный эвенкийский ансамбль “Юктэ” с. Иенгра
В окальная студия «Талисман»
Образцовый детский ансамбль «Ладушки» и Вокальный ансамбль «Маринад»
Вокальная группа «Рябинушка»
Анкета.
1. Ваш пол
2. Ваш возраст
3. Знаете ли Вы, что такое русская народная песня?
4. Исполняете ли Вы в кругу семьи русские народные песни?
5. Считаете ли Вы, что русская народная песня является частью нашей русской культуры?
6. Знаете ли Вы русскую песню, которую пела Ваша бабушка?
7. Пела ли Вам мама в детстве русские колыбельные песни?
8. Если в предыдущем вопросе Вы ответили "Да", то укажите, какую песню.
9. Знаете ли Вы исполнителей русских народных песен?
10. Слышали ли Вы хоть раз русскую песню в современной обработке?
11. Слушаете ли Вы сейчас русские народные песни?
12. Какие виды русских народных песен Вы знаете?
13. Как Вы считаете, какую роль играет русская песня в современном обществе?
Приложение 4.Результаты анкетирования.