Проект «Русские в современном мире» (10–11 класс)
Визитная карточка проекта «Русские в современном мире»
Предметный раздел |
Предметы гуманитарного цикла и точных наук |
Предмет |
Обществознание, история, и информационные технологии (автор учебного комплекта Макарова Н.В.) |
Проект предназначен для |
Обучающихся 10-11 классов |
Степень сложности |
Высокая |
Краткое описание выполненного проекта
|
Проект «Русские в современном мире» является интегрированным проектом. В результате работы над проектом обучающиеся научатся грамотно отбирать и систематизировать информацию, выработают личную точку зрения на проблему, научатся рассматривать проблему с различных позиций, смогут применить полученные на уроках истории, обществознания и информатики навыки. |
Руководитель, реализовавший проектную идею в виде проекта |
Костарева И.Г., учитель информатики и ИКТ КГБ ОУ ЛКК |
Цели и задачи проекта |
Образовательная: Использование знаний, полученных на уроках истории, обществознания и информатики; использование системы аргументации в защиту своей точки зрения; умение грамотно использовать ИКТ.
Развивающие: формирование критического мышления, исследовательских навыков, дискуссионной культуры поведения, умений и навыков в работе с компьютером, фотоаппаратом, видеокамерой.
Воспитательные: привитие навыков сотрудничества в группе, грамотного руководства, корректного отношения к Интернет-ресурсам. |
Алгоритм проведения проекта (этапы, шаги, задания, последовательность их выполнения, список занятий и их содержание) |
Разделиться на группы по предложенным ролям Изучить задания и определить порядок работы группы Познакомиться с теоретическим материалом, выполнить практическую работу Оформить результаты работы группы в виде элемента презентации |
Какой результат ожидается |
Создается общий отчет работы: «презентация». |
|
Особенности реализации проекта |
Постановка задачи ученикам |
Мы все сотрудники новостной программы. Наша программа имеет следующие отделы: Главный редактор Сотрудник отдела статистики Специальные корреспонденты Фотокорреспондент Телезрители - гости
Тема предстоящего выпуска новостей – «Роль русских в современном мире». Каждый отдел должен изучить этот вопрос. Каждый отдел должен выработать и представить свою позицию по данному вопросу. Отчет о работе должен быть оформлен в виде презентации. Главная цель нашего исследования – всесторонне изучив вопрос, представить гостям обобщенную информацию – выпуск новостей. Выбор роли На уроке каждый определяется с ролью в работе и начинает подготовку к выполнению проекта по вопросам: В каких странах мира говорят на русском языке? Какое отношение к русскому языку в этих странах? Проблемы русских туристов. Зона русского мира – Хорошо ли жить за границей? Русская иммиграция. Какие имеются проблемы у русских, проживающих в других странах? Образование. Обучение в Европе и Китае. Брак с иностранцем. Дети. Сложности, радости. О спорт, ты мир? Вопросы по данному проекту учитель предлагает актуальные на тот момент времени, когда выполняется проект. |
Домашняя подготовка |
Задание сотруднику отдела статистики: Представить статистические данные в виде диаграмм в программе Excel; Вставить диаграммы в презентацию; Передать материал редактору. Задание корреспондентам: Поиск информации в сети Интернет; Отбор содержания (3-4 предложения!); Отправка сообщения по электронной почте на адрес редакции; Подготовка к выступлению в прямом эфире, поиск ответа на дополнительный вопрос; Выход в прямой эфир. Задание редактору (редакторскому отделу): Получение сообщений от корреспондентов по электронной почте; Редактирование и вставка сообщений в презентацию; Вставка материалов по статистике; Монтирование выпуска; Обеспечение выхода в прямой эфир. Задание фотокорреспонденту: Сфотографировать участников процесса; Взять интервью у российских телезрителей об их отношении к году русского языка; Подготовиться к выступлению в эфире. |
Мнение учителя (руководителя проекта) |
|
На что следует обратить внимание при проведении проекта |
Данный проект рассчитан на 2 занятия. В начале первого занятия объявляется тема проекта, и происходит распределение ролей в группах. Зная интересы учащихся, (ведь уже к 10-11 классу многие решили, какой профессиональный путь выбрать) учитель может их разбить на группы самостоятельно и назначить «начальников отделов». Начальники внутри группы распределят обязанности и выберут выступающего с отчетом. Группа может работать за одним компьютером или каждый будет работать за своим компьютером, выполняя свой раздел работы, потом данные собираются на одном из компьютеров группы, обобщаются и объединяются в общую презентацию. Вокруг проекта складывается атмосфера ролевой игры. Большую часть работы ребята выполняют дома. В качестве дополнительных сложностей, которые необходимо преодолеть, выступают неумение брать интервью, сьемка и обработка видеофрагмента, запись на диктофон… Особенностью образовательных проектов подобного рода является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы является публикация работ учащихся в виде, удобном для обучающихся – презентация, веб-страница, видео и т.д." Учащиеся, работающие над этим проектом, должны обладать достаточными знаниями по изучаемым предметам. Возможно, что за два урока и разное время подготовки к урокам (один класс имеет 1 день между уроками информатики, другой – 5) неподготовленные ученики не успеют выбрать и обработать информацию, выполнив конечный продукт. В этом случае, я бы порекомендовала учителю проводить этот мини-проект в течение 3 и более уроков. |
Ястребова Элла Ревнеровна