«Атмосфера народного праздника». Сочинение по картине Якоба Йорданса «Праздник бобового короля»
Автор публикации: П. Сухинина, студентка 1 курса
«Атмосфера народного праздника».
Сочинение по картине Якоба Йорданса
«Праздник бобового короля»
План:
1 Вступление:
- Темы творчества Якоба Йорданса.
- Фламандский народный праздник бобового короля.
2 Основная часть:
- История создания картины.
- Композиция картины.
- Детали картины как средство раскрытия авторского замысла.
3 Заключение:
- Атмосфера народного праздника.
Фламандский живописец Якоб Йорданс создавал произведения по мотивам устного народного творчества своей страны. Обращение к фольклору и следование народной традиции порождает в его картинах атмосферу сатиричности, легкости и фривольности, присущей народным празднествам. Искреннее и беззаботное веселье видим мы на картине «Праздник бобового короля», написанной около 1638 года.
Йорданс не раз изображает ежегодный фламандский праздник – Праздник бобового короля, отмечаемый 6 января. Суть его заключается в том, что в этот день к столу подавали пирог, в котором запекали боб. Тот, кто находил его в своем куске провозглашался «бобовым королем». Боб символизировал Вифлеемскую звезду, которая привела волхвов к младенцу Христу. По правилам праздника «бобовый король» выбирал себе «королеву» и «свиту», которая развлекала его, «прислуживая», выполняя шуточные задания и угощая короля.
Йорданс готовясь к изображению полотна делал наброски персонажей, пользуясь гуашью, сангиной, акварелью, множество раз перерисовывая персонажей или заклеивая одних персонажей рисовал поверх них других. В итоге Йордансом создано не менее пяти вариантов картины, которые находятся в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург), Лувре (Париж), Музее истории искусств (Вена), Кассельской картинной галерея (Испания) и Королевском музее изящных искусств (Брюссель). Якоб Йорданс изображал жизнь народа: их повседневную жизнь и их праздники, одним из которых является праздник бобового короля. И вдохновение для своего творчества черпал в своем быту и досуге, не случайно прообразами персонажей «короля» и «королевы» стали Адам ван Ноорт – тесть художника и Елизавета – его дочь. А себя художник изобразил позади «короля» и «королевы» мужчиной, поднимающим бокал с вином.
Картина выполнена в теплых, светлых, местами коричневых тонах. Именно поэтому на ней царит атмосфера такого теплого семейного праздника. Семейного, потому что на полотне изображена большая семья. Их лица освещены счастьем. Как часто они могут так весело все вместе проводить время? В центре композиции мы видим самого короля. Сразу становится понятно, что король «не настоящий», так как на картине изображен мужчина преклонных лет, седовласый и седобородый, вряд ли способный править маленьким государством, тем более страной. Рядом с королем располагается его королева. Вокруг него королевская свита, состоящая из других участников праздника, домочадцев: мужчины, дамы, дети разных возрастов, а в правом нижнем углу можно даже заметить собаку. «Подданные» короля спешат услужить ему: подлить напитков, подложить яств. Все взоры и действия обращены к королевской чете.
Но внимательнее изучая свиту мы видим, что художник разбивает персонажей на группы, с помощью которых продолжает рассказывать зрителю о привычках и нравах своих соотечественников. К примеру, в правом нижнем углу картины ребенок дразнит пса увесистым ломтем аппетитного окорока. Составители научного каталога Эрмитажа Н. П. Бабина и Н. И. Грицай приводят следующую расшифровку данного сюжета: изображение собаки, просящей подачку у мальчика, намекает на фламандскую поговорку «Жадный не знает меры». А надувший щеки волынщик, развлекающий гостей своей игрой, прямая иллюстрация пословицы «С хорошо набитым животом лучше поётся». Какой праздник и веселье без сытного обеда! В левой части картины изображен мужчина, аккуратно дотрагивающийся женщины, которая делает вид, что не замечает этого вместе со всеми глядя на короля, тем самым совершенно не сопротивляясь. Этот образ лишний раз подчеркивает простоту нравов, свойственную фламандскому обывателю XVII века, и легкомысленную, фривольную атмосферу праздника.
Якоб Йорданс погружает зрителя в народную жизнь. Воспроизводя на своей картине один из фламандских народных праздников, художник желает рассказать о том, что и простолюдины тоже умеют веселиться с размахом. Как приятен и радостен праздник в компании дорогих сердцу людей, за столом, полном вкусной еды и питья, приправленных доброй шуткой! На таком празднике каждому найдется свое место и развлечение по вкусу, никто не будет забыт, но и никому не будет навязан тягостный этикет. Для меня данная картина является примером простой жизни простых людей. Живи я в то время, сама бы хотела оказаться на картине Якоба Йорданса, дразня собачку куском окорока, находясь в кругу общего веселья.
Поляков Александр Васильевич