Что связывает конфетный фантик и русский язык?

3
0
Материал опубликован 15 March 2023

Автор публикации: Д. Мутаев, ученик 4Г класса

Аннотация к исследовательской работе

«Что связывает конфетный фантик и русский язык?»

Не секрет, что все дети любят конфеты. И автор не исключение. Часто после праздников конфеты съедаются, а фантики превращаются в мусор. Но оказывается, фантики могут быть полезны не только как обертки, материал для поделок, но могут использоваться и для уроков русского языка.

Что связывает конфетный фантик и уроки русского языка? Чтобы ответить на этот вопрос, автором было проведено исследование фантиков.

Актуальность темы-, интересно и полезно знать историю конфет, научиться не бросать обертку под ноги, а с пользой для себя и других применять в жизни.

При работе над темой автор провел исследование, используя дополнительную литературу, также провел анкетирование среди одноклассников.

В ходе работы автор составил список из наименований конфет, распределил их по частям речи, составил карточки по лексике и словообразованию.

Цель исследования: изучить названия конфет, распределил их на группы для дальнейшего применения на уроках русского языка.

Задачи исследования:

Собрать различные наименования конфет.

Рассмотреть названия с точки зрения русского языка.

Распределил названия по происхождению, по тематическим группам.

Составить карточки для уроков русского языка с использованием названий конфет по следующим темам: фонетика, состав слова и словообразование, тематические группы слов, словосочетание, предложение.

Объект исследования: конфетные фантики

Предмет исследования: наименования конфет

Методы исследования: отбор материала, наблюдение, классификация.

Подводя итог проделанной работы, автор разработал несколько заданий по русскому языку для своих одноклассников, чем вызвал интерес к затронутой теме.

2.Основная часть

2.1. Теоретическая часть

2.1.1.Происхождение слова «конфета» и первых её названий

По статистике, в России ежегодно выпускают более одного миллиона тонн конфет. Если заглянуть в словарь Ушакова Д.Н., можно узнать, что конфета – это «лакомство, состоящее из сахара, засахаренных фруктов, ягод, муки, молока, яиц, какао и др. и окрашенное различными фруктовыми соками и другими красками».(Приложение 2)

История конфет охватывает географию всего мира. Первые кондитеры появились в Древнем Египте: они варили конфеты из меда, фиников, миндаля. В Древнем Риме в строжайшей тайне держался рецепт конфет из орехов, маковых зерен, меда и кунжута, а в Древней Руси конфеты готовили из кленового сиропа, патоки и меда.

Также изготавливали лакомства причудливых форм, похожие на конфеты. Само слово «конфета» в XVI веке придумали итальянские аптекари: они так называли засахаренные или переработанные в варенье фрукты. Но тогдашние «конфекты» использовались в лечебных целях. А на Руси испокон веков уваривали фрукты в меду, да еще и добавляли различных пряностей. Но вот масштабное производство конфет появилось в России только в XIX веке.

А еще я узнал, что некоторые фабрики с помощью своих конфет выполняли просветительскую работу. Была, например, серия конфет «Загадка»: покупателю предлагалось отгадать несложную загадку, напечатанную на конфетном фантике. Вот одна из загадок на фантике: «Кто родился и никогда не умирал? (Род человеческий). Существовали обертки «образовательные» - с таблицей умножения или азбукой, развлекательные - с пословицами, частушками, гороскопами, пожеланиями. Фабрика Ж. Бормана выпускала монпансье, на этикетках которого были помещены портреты русских писателей – Гоголя, Достоевского, Толстого – с цитатами из их произведений. Еще были серии шоколада: «Географический атлас», «Коллекция жуков», «Народы Сибири», «Спорт» и т.д. На этикетках из серии «Бумажные поделки» был изображен

яркий, красочный петух, а рядом его копия с наглядной инструкцией по изготовлению такой же бумажной куклы.

Конфеты домашнего приготовления не имели спе­циальных названий, а именовались описательно по форме и величине, по способу приготовления и

фруктовым плодам: Абрикосы в леденце, Абрикосы зеленые в ка­рамели и т.д.

Существует такой рассказ, может быть, докумен­тальный, но не подтвержденный, что англичане, за­купив у нас конфеты «Раковые шейки» уже в наши близкие времена, не смогли их продавать своим до­тошным покупателям, потому что название конфет не соответствовало содержанию продукта и его фор­ме.

Самая большая конфета - это мишка по прозвищу «Хаги-Бой» весом 633 килограмма и высотой в 1,68 метра. Его сделали кондитеры фирмы «GummiBearFactory». Для отливки медведя была изготовлена специальная форма весом 4 тонны. Залитая в форму фруктовая масса сохла около двух недель, после чего ее извлекли из формы и отполировали до блеска.

Всем уже известная карамелька «Чупа-Чупс» известна еще как самая космическая конфета. В 1995 году на станции «Мир» российские космонавты попросили отправить им с Земли конфеты. В ЦУПе было решено, что для космонавтов самыми безопасными в невесомости будут конфеты «Чупа-Чупс». Космонавтов с конфетами на палочках сняли на видео, и рекламный ролик принес компании ChupaChups славу единственной в мире конфеты, которая популярна не только на Земле, но и в космосе.

Самая известная Российская конфета – это знаменитый набор «Птичье молоко». Первоначально это был торт, и готовили его на предприятии «РОТ ФРОНТ». Секретом изготовления был агар-агар – студенистое вещество, который добывают из морских водорослей. А потом этот торт «уменьшили» в большое количество раз, залили в шоколад и получили чудесное лакомство.

2.1.2.Понятие «фантик» и его признаки

Из истории фантика

Истории фантика как таковой не существует. Для перевозки и хранения продуктов, в том числе и конфет, люди издавна использовали то, что попадалось им под руку. С изобретением ткани, бумаги, фольги, парафиновой бумаги, целлофана появилась и упаковка.

В 1872 году Эдисон придумал еще и парафиновую бумагу. Он изобрел ее для телеграфа, но получилось так, что ее стали использовать кондитеры для обертки конфет.

3. Практическая часть

3.1.1. Анкетирование

По результатам анкетирования, я выяснил, что детям не нравятся длинные названия. Участники анкетирования указали, что им нравятся короткие названия. Как показало анкетирование, детям нравятся легкие названия. В анкете были приведены некоторые названия конфет, а также названия, которые нельзя отнести ни к одной группе («Слимо», «КреАмо»). Детям было предложено указать названия конфет, которые они бы попробовали в последнюю очередь и почему. Среди «непопулярных» конфет названы непонятные названия. (Приложение 1)

3.1.2.Исследования

Тематика названий современных конфет

Языковая характеристика названий конфет

Сначала я проанализировал структуру названий. По структуре названия конфеты можно разделить на 2 группы: односложные и многосложные. Мне было интересно, с точки зрения морфологии, каких частей речи больше в названии конфет, какими признаками они обладают.Я выяснил, что самой распространенной частью речи в односложных названиях является имя существительное. Так, например, мне встретилось в названии имя существительное в единственном числе: «Вишня», «Слива», «Садко», «Снежок», «Кислинка», «Шипучка», «Коровка», «Ромашка»;

Имя существительное во множественном числе:«Подушечки».

Единственным словом названия может быть и прилагательное, оно является определением к подразумеваемому сорту конфет. При этом по оконча­нию прилагательного точно определяется, каков сорт конфет — карамель, ирис, драже или шоколадные:

- название карамели - это имя прилагательное в форме единственного числа женского рода:«Мятная»,«Грильяжная»,«Лимонная»,«Апельсиновая», «Кофейная», «Арахисовая», «Клюквенная»,«Сливочная».

- у ириса названия в мужском роде: «Арахисовый», «Школьный», «Детский».

- соответственно драже имеет название в среднем роде:«Мят­ное», «Медовое», «Фруктовое», «Ореховое».

- шоколадные конфеты всегда именуются во множественном числе:«Помадные», «Марципановые», «Морские».

Неоднородной является группа многосложных названий. Названия конфет очень часто включают два сло­ва (с точки зрения синтаксиса). Если это существи­тельное и прилагательное, то они согласуются:

«Птичье молоко», «Птица дивная», «Гусиные лапки».

Другие способы соединения слов встречаются в названиях конфет гораздо реже:

- это словосочетания вида сущ. +сущ. с предлогом:

«Клюква в сахаре», «Нуга в шоколаде», «Кофе с молоком»;

- словосочетания сущ. с предлогом: «К чаю»

Новосибирская кондитерская фабрика выпустила конфеты даже с таким названием: «Брат с севера приехал». Но я их, пока еще не пробовал.

В именах конфет очень часто встречаются уменьшительные формы (морфемика): «Лимончики», «Манда­ринчики», «Киска», «Коровка», «Пчелка».

Лексика. Конфеты, названия которых являются именем человека, как русского, так и иностранного происхождения:«Васятка», «Аленка».

Названия, связанные с национальностью, местом проживания:«Москвичка», «Славяночка».(Приложение3)

3.1.3.Темы по русскому языку

Изучив все фантики и вспомнив правила, которые мы проходили на уроках русского языка в школе, я обратился к учебнику: какие виды заданий мы выполняем чаще всего? Набрав достаточное количество материала я решил придумать свои задания, разбив их на группы:

Фонетика

Выполните фонетический разбор слов, которые являются названиями конфет. В каких словах звуков больше, чем букв?

1 вариант: Мята, Южанка, Резеда.

2 вариант: Ронни, Коровка, Ласка.

Состав слова

Сделайте морфемный разбор слов, которые являются названиями конфет

1 вариант: «Коровка», «Левушка», «Халва», «Буревестник».

2вариант: «Хрумка», «Полюшко», «Зачарованные».

Словосочетание

Обозначьте главное и зависимое слово в словосочетаниях, являющихся названиями конфет. Определите падеж имен существительных.

1 вариант: Бешеная пчелка, Золотой конек, Клубный вкус, Крутой Лева, Курага Петровна, Мышонок Хрумка, Народные узоры.

2 вариант: Птичка Весничка, Пчелка Жу-жука,Слеза мужчины, Три желания, Укус женщины, Улыбка лета.

Предложение

Составьте предложения, используя следующие названия конфет:

а) в качестве подлежащего

б) в качестве дополнения.

В чем особенность этих слов?

Буратино, Желанже, Слимо, Ронни, Джузи.

Непроверяемая безударная гласная в корне слова.

Грильяж («Минский грильяж»), арахис («Арахисовые»), черёмуха

(«Черёмушки»), балет, каприз, карнавал («Карнавальная маска»),

ассорти («Молочное ассорти»), попугай («Попугайчик»), абрикос.

Проверяемая безударная гласная в корне слова.

Марсианка-марс, вечер – вечерний, минчанка – Минск, медунок – мёд,

снегири – снег, золотой – золото, сливки-ленивки – лень.

Парные согласные в корне слова.

«Каприз», «Сливки-ленивки»,«Коровкина забавка», «Коровка».

Разделительный ь, мягкий знак ь после шипящих.

«Грильяж», «Птичье молоко», «Южная ночь».

Двойные согласные.

«Коммунарка», «Молочное ассорти».

Имена собственные.

«Миндаль Иванович»,«Чернослив Михайлович», «Аленка».

Сочетания –чк-, -чн-, -нч-.

«Батончик сливочный», «Черноморочка»,«Столичные», «Ласточка – вестница», «Белочка», «Молочные».

Падежные окончания имён существительных.

«Мишка на севере», «Мишка на поляне», «Клюква в сахаре», «Рачки с

арахисом».

После анализа полученных результатов можно сделать вывод, что

фантики – это не просто обёртка для конфеты, а познавательный

материал для изучения правил русского языка.

4. Заключение

Итак, в ходе исследования подтвердилась гипотеза о том, что

фантик можно использовать на уроках русского языка как средство для

развития у детей орфографической зоркости, познавательного интереса.

Я узнал, что фантик появился не сразу, изначально он был не

просто бумажкой, а средством обучения, воспитания, агитации, привития чувства вкуса и красоты. Все изученные мною названия конфет – это части речи, которые мы уже изучали и продолжим изучать на уроках русского языка. Поскольку имя существительное – это самая большая группа слов в русском языке, то чаще всего именно она встречается в названиях конфет.Из всех способов словообразования самый распространённый в названиях конфет – суффиксальный. Фантики могут дать интересный материал для составления разных заданий по русскому языку. Имея такой большой материал, я постараюсь придумать еще много заданий для моих одноклассников. И еще я уверен, что мои одноклассники, употребляя конфеты, теперь всегда будут обращать внимание на их название и вспоминать правила, которые мы проходили на русском языке.

Литература

И. Зайцева «Домашние конфеты. Шоколадные, ореховые, фруктовые, желейные, молочные, сливочные, суфле.» Издательство «Клуб Семейного Досуга», 2015 г.

Л. Ивановская «Кондитерские изделия.» Издательство  «Диля», 2008 г.

Детская энциклопедия. «Открытия и изобретения». Издательство «Росмэн», 2008 год.

Книга «Конфеты. Хорошая книга» (современный путеводитель по приготовлению разнообразных сладостей), 2014г.

Большой толковый словарь современного русского языка под редакцией Д.Н.Ушакова –М., 1995г.

Интернет-ресурсы

1. laretz-kulinarniy.narod.ru/receptury_konfet_iris.html

2. dic.academic.ru/dic.nsf/bse/

3. www.bekovocandy.ru/articles/default/view/id/23

Приложения


1. КОНФЕТА

КОНФЕТА, конфеты, ж. (ит. confetti). Кондитерское изделие в форме небольшого кусочка из различных сладких веществ, пряностей, сваренных с сахаром. Набор конфет. Конфеты с начинкой из марципана. Шоколадные конфеты.

t1678885567aa.jpg


2.Анкетирование

Какие конфеты больше предпочитаете?

t1678885567ab.gif

3. Конфеты

t1678885567ac.jpg

t1678885567ad.jpg



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.