Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовская область
Конспект урока на тему «Что такое причастие». 6 класс.
Учитель русского языка и литературы Петрова Наталья Васильевна
Тип урока: ознакомление с новым материалом с применением деятельностного подхода.
Цели урока: способствовать созданию условий для ознакомления с термином и понятием «причастие», формирования умения узнавать
причастие по его признакам.
Планируемые результаты:
Предметные: знают признаки причастия, выделяют его в тексте.
Метапредметные:
Личностные – выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; применяют
правила делового сотрудничества.
Познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осознанно и произвольно строят
речевое высказывание в устной форме; структурируют знания; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
владеют основами смыслового чтения художественных текстов; строят рассуждения.
Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно
воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют
собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием.
Коммуникативные – умеют формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока.
Организационное начало урока.
Активизация познавательной деятельности.
Карточка 1. Работа с текстом.
Что может услышать и увидеть человек в зимнем лесу? Если у него чуткая душа, - очень многое. Он услышит музыку заснеженного леса, вальс кружащихся снежных хлопьев, шуршание порхающих снежинок: Увидит берёзки и ели, склонившиеся до самой земли, словно кружевные снежные арки. Чарующая красота мира! Чарующие звуки природы! Остановись и ты перед этой небывалой красотой, и твоя душа наполнится необыкновенной музыкой.
- Определите тему текста и озаглавьте.
- Определите тип и стиль речи.
- Укажите случаи употребления метафоры, олицетворения, сравнения.
- Подчеркните одной чертой существительные, двумя – глаголы, волнистой – прилагательные.
Проверка выполнения.
Что может услышать и увидеть человек в зимнем лесу? Если у него чуткая душа, - очень многое. Он услышит музыку заснеженного леса, вальс кружащихся снежных хлопьев, шуршание порхающих снежинок. Увидит берёзки и ели, склонившиеся до самой земли, словно кружевные снежные арки. Чарующая красота мира! Чарующие звуки природы! Остановись и ты перед этой небывалой красотой, и твоя душа наполнится необыкновенной музыкой.
- В каких словах вы затруднились определить часть речи? (Все причастия
учащиеся называют прилагательными, хотя есть такие, которые правильно
называют часть речи, не представляя себе, что это за часть речи).
Постановка темы и целеполагание.
- Эти слова называются причастиями.
- Определите тему и цели урока.
Тема урока: «Что такое причастие».
Цели урока: познакомиться с причастием и его признаками.
Изучение нового материала. Работа в группе.
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое причастие.
Карточка 2. Текст сказки на карточке (первичное чтение «про себя», вторичное – вслух).
- Сегодня я предлагаю вам сказочную историю появления причастия. Мне трудно сказать, можно ей доверять или нет. Попробуем разобраться в этом вместе. Перед каждым из вас лежит листочек с текстом. Ваша задача – прочитать его, решить, какие из сведений о причастии из этого текста стоит взять на заметку, принять к сведению, а какие требуют внимания, нужно запомнить.
- Обсудите, пожалуйста, в своих группах прочитанный текст и подготовьте
сообщение о том, какую информацию из него необходимо принять к
сведению, а какую надо запомнить.
Жили-были на свете одинокие суффиксы -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-, -ВШ- -Ш-. Скучно им было жить на белом свете. И решили они пойти за советом к Глаголу. Рассказали ему о своем житье-бытье.
Отвечает им Глагол: «Подарю я вам самое дорогое, что у меня есть, — основу».
— Спасибо! — в один голос ответили обрадованные суффиксы
и немедленно присоединились к основам — получились некрасивые, неоконченные слова. Опять загрустили суффиксы, чего-то еще
им не хватало.
Вот бредут они по дороге со своими основами, и встречается им добрая волшебница — Имя прилагательное.
Выслушала она их горе и согласилась помочь несчастным суффиксам.
Возьмите мои окончания, они вам очень помогут.
Спасибо, имя Прилагательное!
И суффиксы, взяв подарки, счастливые отправились на лужайку к речке. Они долго веселились, играли, плясали, рисовали составленные слова. Один из братьев предложил:
— Давайте жить так, как нам хочется, будем веселиться, никого
не будем слушаться.
Согласились остальные братья, очень уж захотелось побыть беззаботными, свободными. Забыли они, что и в их большой стране Грамматике нельзя быть эгоистом, надо думать и заботиться о других. Но не долго им удавалось лентяйничать.
Возмутились части речи, особенно Глагол и Прилагательное. И решили они наказать не причастных ни к чему бездельников.
Глагол сказал:
— Называться теперь вы будете причастиями. А за ваши проказы оставляю вам только два времени: прошедшее и настоящее.
И никакого вам будущего. Ну и еще, так и быть, оставлю вам два вида — совершенный и несовершенный.
— А я наказываю вас тем, что будете вечно склоняться по падежам, изменяться по родам и числам, — сказало Прилагательное.
С тех пор не забывают причастия о Глаголе и Прилагательном. Погрустили они, погрустили, да делать нечего, надо трудиться. Больше ничего плохого за ними не замечал. И части речи простили их. Прощать-то тоже надо уметь.
- Сегодня я предлагаю вам сказочную историю появления причастия. Мне трудно сказать, можно ей доверять или нет. Попробуем разобраться в этом вместе. Перед каждым из вас лежит листочек с текстом. Ваша задача – прочитать его, решить, какие из сведений о причастии из этого текста стоит взять на заметку, принять к сведению, а какие требуют внимания, нужно запомнить.
- Обсудите, пожалуйста, в своих группах прочитанный текст и подготовьте
сообщение о том, какую информацию из него необходимо принять к
сведению, а какую надо запомнить.
- Давайте поделимся впечатлениями от текста. Вывод: пока мы не ответили на все вопросы, но совершенно точно надо запомнить суффиксы причастий.
- Как лучше запомнить суффиксы причастий?
Работа в парах.
- Вам даётся 5 минут на то, чтобы заучить суффиксы причастий.
- Используя только этот текст, мы нашли все ответы на поставленные
вопросы? (Нет)
- Что же будем делать? (Обратимся к учебнику).
- Самостоятельная работа с учебником - стр. 151 – 155. Заполнение Маршрутного листа:
Причастие |
|
|
Суффиксы причастий |
|
|
Причастие - это
|
|
|
Признаки прилагательного: |
Признаки глагола: |
|
1. 2. 3.
|
1. 2. 3.
|
- Вернёмся к вопросу, который мы поставили в начале урока. Что такое
причастие? Сделайте вывод.
Ребята находят по учебнику грамматическое значение причастия, морфологические признаки причастия, определяют синтаксическую роль причастия.
Ребята формулируют вывод
Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию
Работа в паре.
- Выполнение упражнения 391 (проговаривают основные признаки
прилагательного и глагола, характерные для причастия).
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
I. Отметить причастие в каждом столбике:
Читающий Писать Красноватый
Читать Письменный Краснеющий
Читательский Написанный Краснеть
Читая Напиши Красный
II. Найти соответствие
Белел а) глагол;
Белеющий б) прилагательное;
Белизна в) существительное;
Беленький г) причастие
//Глагол белел
//Прилагательное беленький
//Существительное белизна
//Причастие белеющий
III. Укажите строчку, в которой все слова являются причастиями
Медленный, рассыпанный, желтеющий
Озарённый, читающий, очаровавший
Волшебный, чарующий, прекрасный
Прелестнейший, желтевший, поющий
IV. Выбери предложения с причастием
Блестевший на солнце снег слепил глаза.
Снеговые вершины холодно блестели.
Волшебные звуки мелодии очаровывали.
Сверкающий иней слепил глаза.
//Блестевший на солнце снег слепил глаза.
//Сверкающий иней слепил глаза.
Рефлексия:
Самопроверка
- Кто выполнил работу без ошибок?
- Какие знания помогли вам справиться с заданием? - Поставьте себе оценку.
Краткий ответ
Оценивают свою работу
7. Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
- Исследование какой темы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса
- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?
8.Домашнее задание.
По выбору учащихся:
- Выпишите из текста причастия.
- упр. 394.