12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Красина Лидия Александровна441
Я счастливый человек! Я занимаюсь любимым делом!
Россия, Воронежская обл., Воронеж


Исследовательская работа учащихся "Что в имени тебе моем".
ODT / 60.72 Кб

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № ____
 

 

Что в имени тебе моём
 

 

Выполнили :

учащиеся 6 класса В

Х. Диана

Я. Валерия.

Руководитель:

учитель русского языка и литературы Красина Л.А.


 

«Что в имени тебе моём?»

«Что в имени тебе моём ?

Оно умрёт, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальний,

Как звук ночной в лесу глухом»

А. С. Пушкин

1. Актуальность:
На уроках русского языка я познакомилась с удивительной наукой –

ономастикой. Имена собственные занимают особое место в языке. «Ономастическая» лексика присутствует повсюду. Наука, изучающая личные имена людей, фамилии, отчества называется антропонимика. Основой этого термина являются греческие слова antropos – «человек» и onuma – «имя».

Как тебя зовут? На этот вопрос ответит каждый, но не все задумываются над происхождением своего имени. Исследования ученых в области ономастики и антропонимики достаточно широко представлены в научных пособиях, но в школьном курсе русского языка недостаточно информации об именах собственных. Это обусловило выбор темы моей научно-исследовательской работы.

Гипотеза.

  • Имена и фамилии обучающихся нашей школы в большинстве своем исконно русские. Ситуация именования в школе, классе не отличается от общей ситуации по России.
    Свобода именования в нашей стране ничем не ограничена. Большинство родителей дали имена своим детям по причине личного предпочтения и вкуса.

Проблема.

  • Существует тысячи имён: старых и новых, живых и мёртвых, популярных и редких. К сожалению, наши познания своего имени очень скудные. Анкетирование показало, что обучающиеся школы не знают историю происхождения своих имен. Надо ликвидировать этот пробел и узнать, откуда пришли наши имена и фамилии и что они означают?

 

Объект исследования:

система мужских и женских имен учащихся нашей школы.
База исследования:

  • учащиеся 1-11 классов МОБУ СОШ ___

    Цель исследования:
    - Изучить возникновение и развитие системы имен на Руси, установить языковые особенности имени, проанализировать современную систему имен.
    Задачи:

  • изучить научно-популярную литературу по данной теме;

  • проанализировать, как и когда появились имена людей;

  • проанализировать именной состав учащихся 1,6,10,11 классов на предмет количественного состава;

  • выявить функции имени в разные периоды истории;

  • провести анкетирование учащихся нашей школы на предмет осведомленности происхождения и знания собственных имен;

  • соответствий и различий современных имен с традицией русской системы личных наименований;

Методы исследования:
- метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение);
-анкетирование;
-анализ и синтез;
- сравнение;

 

 

2. Из истории имени.

Имя человеческое… Казалось бы, всего лишь несколько слогов, привычных созвучий, а за ними открывается целый мир и неповторимая судьба личности.

Каждый год мы отмечаем свои дни рождения. Родители иногда дают нам имена, совсем не задумываясь об их значении. А ведь каждый из нас, получая имя при рождении, несёт его через всю свою жизнь, оставляя память о нём в своих творениях. Но много ли известно людям о происхождении, значении, истории личных имён? Магия имени, его историческое и духовное наполнение, смысловая и даже звуковая аура действует исподволь на носителя, налагают ответственность. Нам захотелось приоткрыть завесу этой тайны, и мы начали свое исследование.

Исследование происхождения и значения имен, на наш взгляд, является актуальным по той причине, что каждый человек должен знать историю происхождения своего имени и фамилии, потому что с этого начинается понимание и знание истории своей страны.

Имена людей – часть истории народа. Хозяйственная деятельность и духовная жизнь наших предков, сам человек и окружающая среда, название предметов труда, взаимоотношения людей – всё это отразилось в основании собственных имен. Сейчас мы воспринимаем любое имя только как имя, т.е. название, данное человеку при рождении, и не задумываемся над его первоначальным значением. Для предков же наших каждое имя было наполнено своим особым смыслом, и это влияло на выбор родителями имени для ребенка. В истории русских имен личных наблюдаются две параллельные линии: общеславянская и линия, связанная с христианской религией. Эти линии долгое время конкурировали друг с другом.
 

 

3. Древнерусские имена.
До принятия христианства на Руси были распространены такие имена, которые отражали свойства людей, особенности характера, поведения, физические достоинства и недостатки, а также время, очередность появления ребёнка в семье и многое другое. Имя, данное ребенку, считалось «охранным». В нем высказывалось определенное пожелание, напутствие, стремление предохранить ребенка от воздействия злых сил.

Имена Волк, Медведь давались, чтобы ребенок не погиб при встрече с этими животными. Имена Обернибес, Ожгибес считались оберегами от нечистой силы.
Если ребенка ждали и хотели, его называли –
Ждан, Чаян, Хотен.

Если, наоборот, не хотели – Неждан, Лишний, Забота, Засуха, Нечаян, Нелюба, Томило, Истома.
Для наименования использовались внешние признаки ребенка, отличительные черты новорожденного – Губа, Толстый, Сухой, Кучерявый, Голован.
Называли по особенностям поведения – Горлан, Молчан, Жмура, Лепетуха, Улыба, Несмеяна.
Были приняты имена, связанные с порядком появления ребенка в семье. Родился в семье сын-первенец, назвали его Первушей, третий по счету родился сын, зовут его Третьяк. Так появились имена – Первой, Вторак, Осьмак, Девятка.
Много имен было позаимствовано человеком у животных, птиц, рыб, насекомых и растений: Бык, Вол, Заяц, Лисица, Окунь, Линь, Сазан, Сом, Щука, Гусь, Снегирь, Сова, Верба, Репа, Ракита, Сосна, Ягода, Калина и многие другие.

 

 

4. Христианские имена.
Начиная с X века, с принятием христианства на Руси, начинается и раскол в именном фонде. Христианская религия пришла на Русь в X веке из Византии. Византия заимствовала ее в Древнем Риме, в Рим же она пришла с ближнего Востока. В древности Византия собрала лучшие имена и официально узаконила, сделав их церковными. 
Поэтому бытовые, внутрисемейные имена русская церковь стремилась заменить новыми иноязычными именами из древнееврейского, латинского и греческих языков. Эти чуждые по звучанию и непонятные по смыслу церковные имена обживались русской речью и со временем стали звучать вполне по-русски:
Иван из Иоханн, Филат из Феофилактос, Селиван из Сильван, Самсон из Сампсон, Федор из Феодор.

Кроме того, с появлением письменности многие имена из других языков были переведены в русскую словесную форму с тем же значением основных компонентов: Феопрепий (греч.)– на Боголеп, Элпис (греч.) – на Надежда, Пистис (греч.) – на Вера, Агапе (греч.) – на Любовь. Такой способ заимствования называется «калька».
Личные имена имели варианты в народных говорах. Так, например, известные имена:
Елена в отдельных говорах звучит как Олена, Алена, Олёна, Алёна.
Сейчас никого не удивит, если в одной семье сыновья будут носить имена Юрий, Георгий, Егор. Но раньше подобный случай был бы невозможен. Дело в том, что это имена–братья: когда-то они были формами одного имени – Георгий («земледелец»).
Христианские имена имели свое ясное, определенное значение. Так, например, Анна по-древнееврейски значит «благодать», Афанасий (греч.) – бессмертный, Александр (греч.) – защитник людей, мужественный.
«Красные» имена.

В начале XX века обновился состав собственных имен. Несколькими волнами вливались в привычный именослов новые заимствованные имена: Артур, Эдуард, Рудольф, Герман, Генриетта, Инесса, Элеонора, Виолетта, Земфира, Диана, Нелли, Алла, Виктория. Период Октябрьской революции ввел в состав имена, связанные с великими личностями и событиями того периода. В этот период народ сам стал создавать имена, отбросив религиозно-сословные традиции. Исследователи объединили их понятием «красные» имена. Такие имена, похожие на шарады, были созданы путем сокращения слов:

Владлен (от начальных слогов Владимир Ленин), Вилена (от нач. букв Владимир Ильич Ленин), Мэлор (от начальных букв Маркс, Энгельс, Ленин, организаторы, революции), Донара (от Дочь народа), Ренат, Рената (от революция, наука, труд). Много имен этого периода создано путем переосмысления нарицательных слов, имеющих в то время большое значение: Искра, Воля, Эра, Идея, Астра, Бета, Октябрина, Энергина, Армина .
Возникновение «красных имен» было процессом объективным, закономерным. В них пытались отразить события и явления новой жизни.
Многие из новых личных имен начала и середины XX века были не приняты и отброшены, так как были трудны для произношения и неблагозвучны.

Но некоторые прошли проверку временем и модой и остались жить: Майя, Владлен, Тимур, Нинель. Кроме того, тогда возродились и получили распространение древнерусские имена (ведь они были запрещены церковью, как языческие и до революции не употреблялись): Руслан, Ярослав, Святослав, Лада.

 

 

5. Практические исследования.
5.1.
Мое имя : значение, история происхождения.

Свою работу мы начали с исследования своих собственных имен.

Наверное, каждый ребёнок, когда он начинает себя осознавать как личность, задумываются над тем, почему ему дали при рождении такое имя.

Имя Валерия - имя латинского происхождения и образуется от слова valeo, что переводится как "сила" или "здоровье". Считается, что значение имени Валерия - "сильная", "крепкая" или "здоровая". В нашей культуре имеется еще одно имя произошедшее от слова valeo - это имя Валентин и его женская форма Валентина.. Но это только начало увлекательной истории. Многие имена дошедшие до нашего времени - это имена произошедшие от родовых имен. Имя Валерия как раз одно из них. В древнем риме существовал род Valesios и Valerius и если быть точными, то именно от них и пошло имя Валерия. А вот эти родовые имена в свою очередь произошли от слова "valeo".

Значение имени Валерия для девочки

Маленькая Лера - это замечательный веселый ребенок. Она радостная, подвижная и одновременно достаточно послушная девочка. Очень любит активные игры с другими детьми. Бегать, прыгать и играть в догонялки - это ее стихия, а вот тихие игры ее не радуют. На удивление Лера добросовестно выполняет работу по дому и в принципе ей очень нравится "женская" работа. Лера - это маленькая домохозяюшка.

В учебе Валерия имеет средние оценки, но может и хорошо учится. Если вы найдете педагога, который принесет в занятия скоростной и соревновательный элемент, то Лере это понравится. Она не любит хорошо учится для непонятно чего, а так она к примеру может быстрее всех считать. В общем побольше активности в занятия!

Здоровье Леры достаточно хорошее, но бывают проблемы с весом. Особенно они заметны в подростковом возрасте в период гормональной перестройки. Тут лучше всего поможет спорт и правильное питание. Лере отлично подходят занятия танцами и аэробикой, но и другие виды спорта тоже будут полезны.

Сокращенное имя Валерия

Лера, Лерка, Леруха, Лека, Валя, Валера.

Уменьшительно ласкательные имена

Лерушка, Лерчик, Лерочка, Леруня, Леруся.

Имя Валерия по церковному (в православной вере) остается неизменным. Это церковное имя и разрешенное имя для крещения. А какое имя приняла Валерия при крещении, уточнить можно у нее самой.

Характеристика имени Валерия

Валерия очень эмоциональна и все ее характеристики видны как на ладони. Она искренняя и наверное это главная ее характеристика. Она искренне радуется и так же искренне грустит. При этом поводы могут быть совсем маленькими, но вот по эмоциям Валерии этого не скажешь. Она прекрасный друг и по настоящему преданный. Самые близкие ее друзья узнают Валерию, недоступную для остальных. Она очень ранима и настороженно относится к окружающему миру.

Такие характерные черты имени помогут Валерии в работе, если она (работа) будет связанна с людьми. Лучше всего у нее получается работать с детьми и в сфере продаж. Еще в работе, да и в прочем в жизни, Лере помогает ее интуиция. Она часто принимает правильные решения в абсолютно запутанных и сложных ситуациях.

Семья в жизни Леры занимает очень важное место. Она будет своему возлюбленному настоящей спутницей жизни и даже опорой в трудную минуту. Любит детей и с удовольствием занимается их воспитанием. Достаточно ревнива и легко замечает неравнодушные взгляды завистниц.

 

Значение имени Диана. Толкование имени.

Диана - это популярное женское имя имеющее длинную историю. Значение имени Диана на персидском означает "посланник благодеяния и здоровья". В римской мифологии, богиня Диана отвечала за охоту и Луну, что соответствует Артемиде в Греции. Это имя входит в 200 самых популярных имен в мире. Особенной популярностью имя пользовалось при жизни принцессы Дианы, а потом еще какое то время после ее смерти. Характер Дианы очень разный в разные возрастные промежутки, но об этом дальше.

Значение имени Диана для девочки

Маленькая Диана - это как девочка с картинки. Она добрая, послушная, обладает обостренным состраданием. Очень любит животных и постоянно приносит их в дом. Любит делится игрушками и часто из дарит другим детям. Не ребенок, а чудо.

Диана в школе становится более тверда характером и волевым ребенком. Она иногда может проявлять упрямость и настойчивость даже с родителями, так что им нужно быть готовыми. Учится девочка неплохо. Учеба дается ей легко, но и радости от учебы она не испытывает. Девочке легче даются именно точные предметы, что обычно все же редкость.

Сокращенное имя Диана

Дианка, Ди, Дин, Диди, Дина, Дия, Анна.

Уменьшительно ласкательные имена

Дианочка, Дианушка, Дианчик, Даяна, Дунька.

Имя Диана по церковному в православной вере — Дария и Анна. Обычно для Дианы батюшки советуют все же имя Анна. В католической традиции — Анна.

Характеристика имени Диана

Вырастая, Диана становится достаточно холодной и теряет непосредственность свойственную ей в детстве. Она характерна властным поведением. Это скорее горький опыт открытости.

На работе Диана признанный лидер. Она обладает превосходной коммуникативностью и легко заводит нужные знакомства. С сотрудниками бывает резка, со всегда справедлива. Обожает порядок и соблюдение инструкций. Имеет склонность к аналитической и руководящей работе.

Дружба со взрослой Дианой разная. Диана может быть прекрасным другом, но иногда ее поведение заставляет друзей задуматься о ее искреннем отношении к себе. Нередко общение Дианы связанно с выгодой для нее. В таких случаях она сама обходительность, хотя такое поведение свойственно многим людям.

Семья нередко страдает от смены настроения Дианы. Она добрая и отзывчивая дома, приходя с работы часто приносит оттуда ледяной холод в отношениях. Ей необходимо время, что бы переключится и оттаять. Приходя в семя, она становится прекрасной супругой и замечательной матерью.

 

Известные люди с Именами: Диана, Валерия.

 

Принцесса Диана (Уэльская) бывшая жена наследница британского престола принца Чарлза, мать принцев Уильяма и Гарри, работала воспитателем. После развода занималась благотворительностью, посещала больных. Погибла в автокатастрофе.

 

Диана де Пуатье (Poitiers) (3 сентября 1499, город Сенн-Валлье, Альпы — 25 апреля 1566, замке Анэ, Эр и Луар) — герцогиня де Валентинуа, фаворитка Генриха II Французского. Придворная дама королевы-матери Луизы Савойской, стала возлюбленной Генриха еще в бытность его герцогом Орлеанским в 1531 и оставалась ею в течение 20 лет, совершенно затмив королеву Екатерину Медичи. Оказывала решающее влияние на государственные дела. Известна как покровительница искусств, вдохновительница многих маньеристов: ей посвящал стихи Пьер де Ронсар, скульптуры Жан Гужон, ее замок в Ан был построен Филибером Делормом. После смерти короля Екатерина Медичи заставила Диану возвратить подаренные ей драгоценности короны и удалила ее от двора.

 

Диана Французская (1538–1619) — герцогиня Монморанси, побочная дочь короля Генриха I Жан–Жака Французского, воспитывала будущего короля Франции Людовика XIII.

 

Диана Баумринд (Baumrind) (р. 1927, Нью-Йорк) — американский психолог. Получила образование в Колледже Хантера в Нью-Йорке (бакалавр, 1948) и в Калифорнийском университете в Беркли (магистр, 1951); доктор философии (1955). Научные исследования посвящены проблемам семьи, социализации и анализу индивидуальных различий в сфере компетентности и нравственного поведения. Анализируя отношения родителей и детей, утверждает идею взаимности прав и обязанностей в качестве нравственной нормы.

 

Диана Лав Дилл (в замужестве фамилия Дуглас) (22 января 1923 — 3 июля 2015) — первая жена известного актера Кирка Дугласа и мать Майкла Дугласа.

 

Диана Игнатьевна Петриненко — украинская певица (лирико-колоратурное сопрано), народная артистка СССР (1975). С 1962 солистка Киевской филармонии.

Валерия.

 

Валерия Ивановна Цветаева (1883–1966) — дочь ученого и специалиста в области античной истории, эпиграфики и искусства Ивана Владимировича Цветаева от первого брака, сестра поэтессы Марины Цветаевой.

 

Валерия Владимировна Барсова (1892–1967) — русская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), народная артистка СССР.

 

Валерия Анатольевна Герасимова (1903–1970) — русская советская писательница.

 

Валерия Ильинична Новодворская (17 мая 1950 — 12 июля 2014) — российский общественно-политический деятель. В 1970-1980-е годы участница диссидентского движения в СССР. За свою политическую деятельность неоднократно привлекалась к уголовной ответственности. С 1988 лидер Демократического союза. В мае 1991 против нее было возбуждено уголовное дело за призывы к насильственному свержению государственного строя. В результате Валерия Новодворская была условно осуждена на два года исправительно-трудовых работ. В августе 1991 была освобождена. Автор многочисленных острых публикаций. Автор книги "Мой Карфрген должен быть разрушен" (1999).

 

 

Популярность имён Валерия и Диана

c 1991 по 2015 годы.

Года

Валерия

Диана

1991

27

30

1995

20

26

2000

14

22

2005

13

23

2010

16

21

1015

17

29

 



 

  1. 5.2. Результаты анкетирования.

    С целью исследования системы имен, существующих в нашей школе, нами была составлено и проведено анкетирование среди обучающихся 1, 6 , 10- 11 классов. Нам было интересно пронаблюдать , какие имена популярны среди детей, которые поступают в школу и тех, кто выпускается. Так как мы являемся учащимися 6 класса, то естественно, что мы выбрали объектом исследования также и шестиклассников.
     

    Предлагаем Вашему вниманию результаты проведенного анкетирования.
    a) Знаешь ли ты, что такое имя?

Из диаграммы следует, что большинство опрошенных учащихся знает, что такое имя.

б) Знаешь ли ты значения своего имени ?


 


 

Из диаграммы следует, что значение своего имени не все учащиеся знают. Ребята первых классов плохо осведомлены о значении имени. Шестиклассники примерно в равной степени осведомлены и не знают о том, что обозначает их имя. А вот учащиеся старших классов уже знают о значении имен в большей степени.

в) Знаешь ли ты историю происхождения своего имени?

История происхождения имени известна меньшей части обучающихся всех параллелей.

г) Знаешь ли ты, когда у тебя именины?

О дне своих именин знают учащиеся старших классов. Ребята из первых классов в основном не знают о том, когда именины.

д) Твое имя выбрано родителями по Святцам?

Из диаграммы видно, что никто из родителей не выбирает имя своему ребенку по Святцам.

е) Доволен ли ты своим именем?

Из числа опрошенных большинство учащихся нашей школы довольно своим именем.

Данная анкета позволяет сделать вывод о том, что обучающиеся нашей школы плохо информированы об истории происхождении имен, о дате своих именин, о значении имени. Большинство учащихся довольны своим именем.

Именно полученный результат по данному вопросу поставил перед нами задачу: определить самое распространенное имя в нашей школе.

5.3 Самые популярные имена из 1, 6, 10, 11 классов?

Классы:

Мальчики:

Девочки:

1 класс:

Кирилл 4 чел.

Артём 5 чел.

Диана 2 чел.

Дарья 3 чел.

 

6 класс:

 

Дмитрий 3 чел.

 

Анастасия 2 чел.

 

10 и 11 классы:

 

Дмитрий 3 чел.

Данила 2 чел.

 

Анастасия- 7 чел.

Александра 3 чел.

 


 

6. Вывод.

Свобода именования в нашей стране ничем не ограничена. Причины называния детей различны, и все-таки большинство родителей дает имена своим детям по причине личного предпочтения и вкуса. Как установило исследование, мало родителей, к сожалению, выбрало имя своему ребенку по святцам. Действительно, наши предки поступали мудро, выбирая своим детям имена по святцам, церковному календарю, нарекая их в честь определенного святого, почитаемого Православной Церковью. Так маленький человек сразу приобщался к своей вере и получал небесного покровителя, к которому затем в течение всей жизни обращался за молитвенной помощью. К сожалению, обычай выбора имени по святцам сегодня в какой-то мере утрачен, и некоторые современные родители выбирают имена детям, не заглядывая в святцы.

Исследование подтвердило выдвинутую гипотезу: ситуация именования в 6 классе соответствует общероссийской. Благодаря данному анализу можно сделать вывод, что общая популярность того или иного имени определяется примерно десятью годами, после чего широкую распространенность обретают совсем другие имена, но есть и имена с устойчивой популярностью, это самые распространенные в России имена, популярность которых не изменяется уже более пятидесяти лет: Александр, Анастасия, Юлия, Евгений, Светлана.

Изучение имен ценно для науки. Оно позволяет полнее представить исторические события последних столетий, равно как и историю науки, литературы, искусства. Имена, фамилии - своего рода живая история. А также обнаружение новых имен и фамилий и их изучение дает почву для новых открытий в науке ономастике.

 


 

7. Заключение.

 

Много имён на свете – у каждого имени своя богатая история. Оно таит в себе столько загадок, тайн. И очень важно знать историю своего имени и фамилии, ведь это первая ступенька в изучении истории своей семьи, осознании себя частью своего генеалогического древа.

Нам удалось раскрыть тайну своих имен, узнать историю и почувствовать особую значимость, увидев себя как бы со стороны. Говорят, что человеку имя даётся не случайно. Он рождается именно со своим именем. Любой человек должен гордо нести своё имя по жизни. «Красота имени» вторична, она происходит из красоты самого человека.

Мы благодарны своим родителям за то, что они назвали нас такими замечательными, удивительными именами Дияной и Валерией. А раньше мы этого не особо замечали. Прочувствовать, понять своё имя нам помог этот исследовательский проект.

 

 

Литература

1.Суслова А.П., Суперанская А.В.О русских именах.-Изд.2-е,испр. И доп.-Л., Лениздат, 1991._220с.

Источники информации:

1.kakzovut.ru/names/alena.html

2.arc.familyspace.ru

3.happy-year.narod.ru/tatiana4.html

4.my-dreams.ru/names/v/viktoriya ....

5.my-dreams.ru/names/v/vera.html

6.best-mother.ru/names/name-Dmitrij

7.my-dreams.ru/names/d/daniil.html

8.my-dreams.ru/names/a/aleksei.ht ...

9.knigaimen.narod.ru/imena/marina.html

10.enigma-project.ru/znachenie-imeni/n ...

11.my-dreams.ru/names/e/elena.html

Авторы материала: Д. Хамхоева (6 класс), Л. Ястребова (6 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.