Внеурочное занятие в 6 классе на тему «Что в имени тебе моём... »

6
0
Материал опубликован 14 August 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

План-конспект внеурочного мероприятия по биологии

«Что в имени тебе моём…», или «Ботаника в лицах»

Автор: Хромова Татьяна Михайловна, учитель биологии МБОУ – лицей №28 г. Орла имени дважды Героя Советского Союза Г. М. Паршина

 

Класс: 6.

Тип урока: внеурочное мероприятие.

Цель урока: формирование представлений о ботанике как науке, об истории её становления и развития.

Задачи урока:

обобщение и систематизация теоретического материала, изученного на предыдущих уроках; формирование навыков обобщения, анализа и формулирования умозаключений;

знакомство с ведущими учёными-ботаниками, их открытиями и их значением для развития науки;

формирование метапредметных связей ботаники и других наук (биологических, естественных, гуманитарных, точных).

Планируемые результаты урока:

Предметные УУД:

систематизация знаний по ключевым моментам изученных ранее тем;

знакомство с различными отраслями ботанической науки, их объектами, методами исследований.

Метапредметные УУД:

познавательные УУД:

умение работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям;

умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

развитие системности мышления, умения проводить аналогии между предметами и явлениями;

формирование представлений об объектах изучения и методах других наук, прямо или косвенно влияющих на развитие биологии.

личностные УУД:

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

регулятивные УУД:

умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы;

развитие навыков самооценки и самоанализа.

коммуникативные УУД:

умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения.

Личностные: понимание значения вклада различных учёных в развитие биологии.

Этап урока.

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный момент

Создание благоприятного психологического настроя на работу

Приветствие.

Проверка готовности к уроку

Приветствие учителя.

 

II. Основная часть

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Учитель: «”Что в имени тебе моём…” - именно эта строчка из известного одноимённого стихотворения А. С. Пушкина станет темой нашего сегодняшнего мероприятия.

Имя… Это не просто слово, оно всегда несло в себе сокровенный смысл. С именем связаны характеры, судьбы людей. С именами выдающихся личностей связаны великие открытия, изменившие ход развития цивилизации. И с именами великих учёных мужей связаны становление и развитие наук. Итак, сегодня мы познакомимся с теми великими учёными, которые стояли у истоков развития науки о растениях».

 

Познавательные УУД: умение работать с информацией.

Личностные УУД

умение мотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность.

2. Этап целеполагания

Предложение учащимся самостоятельно сформулировать тему, цели урока; спланировать работу на уроке для достижения поставленных целей. Обеспечение принятия ими целей урока

Формулирование целей и задач урока

Познавательные УУД: умение работать с информацией, выполнение учебно-практической задачи.

Регулятивные УУД:

умение ставить цель, планировать деятельность

Коммуникативное УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме.  

3. Актуализация знаний

Учитель: «Мы с вами уже знаем, что наука о растениях включается в себя множество направлений, изучающих ту или иную сторону жизни растений. И наше знакомство с великими учёными будет проходить следующим образом. Представьте себе, что вы находитесь в музее, где каждый из залов посвящён какой-либо ботанической науке. И в каждой из них вы узнаете о тех учёных, чьи имена навеки вписаны в историю науки. Но прежде, чем мы отправимся на экскурсию, давайте попробуем предположить, как же будут называться залы? На какие науки делится ботаника и что они изучают?»

Воспроизведение учащимися классификации наук, знаний об объектах изучения каждой науки.

Познавательные УУД: умение приводить факты, давать определения понятиям.

Коммуникативное УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме.

4. Этап получения новых знаний

Учитель: «Ну что ж, начнём нашу экскурсию. Но прежде давайте поиграем. Игра называется «Шестое чувство». У вас на столе лежат карточки, в них – список имён и открытий. Попробуете самостоятельно выбрать тех учёных, которые, по-вашему, связаны с анатомией растений, и угадать, что же они открыли. Те, кто соберет наибольшее количество правильных пар, получит поощрительный приз»

Учащиеся работают с карточками. Староста класса проверяет, чтобы все ученики отложили карточки на край стола.

Познавательные УУД:

- умение работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы;

- умение приводить факты, давать определения понятиям;

- умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

Коммуникативное УУД: умение оформлять свои мысли в письменной форме.

Учитель: «Ну а теперь я предлагаю вам заглянуть в первый зал “Анатомия растений”».

«Анатомия растений»
Демонстрация презентации, рассказ учителя.
[Слайды 2, 3, 4]

 

Учитель: «Вот мы и посетили первую выставку.

Вторую экскурсию хотелось бы начать цитатой из «Кота в сапогах»: «— Я читала, что растения тоже чувствуют. Скажи ему что-нибудь приятное.

Росточек, привет!»).

Как вы думаете, чему будет посвящена вторая экскурсия? Правильно, изучению процессов жизнедеятельности растений. А какая наука этим занимается? Совершенно верно, физиология растений. И прежде чем отправиться во второй зал, мы снова проверим вашу интуицию. В ваших карточках пометьте имена выдающихся физиологов».

Учащиеся работают с карточками. После чего староста класса проверяет, чтобы все ученики обменялись карточками с соседом по парте и отложили их снова на край стола.

 

«Физиология растений». Демонстрация презентации, рассказ учителя. [Слайды 5-13]

 

5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой

Учитель: «Ну вот и окончен наш поход в музей. Мы с вами познакомились с выдающими учёными, чьи имена навсегда высечены на граните науке. И мы узнали, что ботаника не существует сама по себе, она тесно связана с другими науками: химией, физикой, математикой, и даже литературой. И каждое открытие, случайное или то, путь к которому занял долгие годы: - это результат кропотливого труда, силы мысли, наблюдательности, учения предвидеть события и, конечно же, везения. И сейчас настало время проверить, кому же из вас повезло, у кого же шестое чувство развито лучше всех? Давайте подведем итоги нашей игры. Вы обменялись карточками, и сейчас будут названы правильные пары «Учёный-открытие». Будьте, пожалуйста, внимательны».

Учащиеся работают с карточками, проверяют правильность выполненных соседом заданий и подсчитывают количество «плюсов». Подводятся итоги, награждаются победители.

Личностные УУД: готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

умение оценивать правильность выполнения действия.

6. Рефлексия

Инициация рефлексии детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Организация рефлексии: раздача учащимся лист самооценки для заполнения.

Заполнение листа самооценки, вопросы учителю.

Личностные УУД: готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, задавать вопросы.

Регулятивные УУД:

умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.


Презентация "Что в имени тебе моём"
PPTX / 1.17 Мб

Предварительный просмотр презентации

Внеурочное мероприятие по биологии для учащихся 6 класса «ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЁМ…», или «Ботаника в лицах» Автор: Хромова Татьяна Михайловна, учитель биологии МБОУ – лицей №28 г. Орла

Монастырь или тюрьма? Сложности перевода, или о чём говорил Роберт Гук? 1655 год. Англия. Известный естествоиспытатель Роберт Гук опубликовал альбом рисунков, изображающих то, что он увидел под усовершенствованным микроскопом. В их числе был и тонкий срез древесной коры, похожий при увеличении на соты. Описывая увиденное, Р. Гук использовал слово «cell», что в переводе с английского значит «камера», «келья». Именно этот термин закрепился к науке, а на русский язык он был переведён как «клетка». С этого времени началась новая эпоха в изучении строения организмов. Р. Гук

Точное естество, или от механики до ботаники… Анатомия растений тесно связана с точными науками. Если взглянуть на растения глазами представителя точных наук, то нельзя не отметить, что все технические задачи (подъём жидкости, увеличение прочности и испарение жидкости) решены в каждом растительном организме чрезвычайно удачным способом. Наиболее известные имена инженеров-ботаников: Владимир Фёдорович Раздорский, который сформулировал принципы конструкции органов растений, и немецкий физик Феликс Патури. Последний писал полные восхищения книги о растениях: «Растения – гениальные инженеры природы», «Растения – архитекторы, строители, механики».

Преображение душ или метаморфозы растений? С природой одной он жизнью дышал: Ручья разумел лепетанье, И говор древесных листов понимал, И чувствовал трав прозябанье… (Е. Баратынский, «На смерть Гёте») В ряду гениев, внёсших огромный вклад в развитие ботанической науки, по праву занимает место автор великой драмы «Фауст» Иоганн Вольфганг Гёте. Поэт, философ и естествоиспытатель, он стремился рассматривать природу как нечто единое целое. Подобные рассуждения привели Гёте к мысли о том, что все органы растения и их части – стебли, корни, лепестки и тычинки цветка – есть не что иное, как видоизменённые побеги. Наиболее известен его научный труд «Опыт о метаморфозе растений», с которого начинается вся современная анатомия и морфология растений. И. В. Гёте

XVI-XVII века. В недрах туманной европейской алхимии зарождаются новые направления – техническая химия и иатрохимия, заложившие основы современной химии. И одним из первых учёных, подвергшим сомнению господствующие учения об аристотелевских стихиях и принципы алхимиков, стал Ян Баптист Ван Гельмонт. XVI-XVII века. В недрах туманной европейской алхимии зарождаются новые направления – техническая химия и иатрохимия, заложившие основы современной химии. И одним из первых учёных, подвергшим сомнению господствующие учения об аристотелевских стихиях и принципы алхимиков, стал Ян Баптист Ван Гельмонт. Против стихии, или как алхимия помогла ботанике Известен опыт ван Гельмонта по выращиванию ивы в горшке, который стал основой для водной теории питания растений. Несмотря на ошибочность, мнение, что жизнь растений – это процесс, происходящий только под влиянием материальных сил, нанесло удар религиозному мировоззрению. «— Я читала, что растения тоже чувствуют. Скажи ему что-нибудь приятное. — Росточек, привет!» ("Кот в Сапогах«) Я. Б. ван Гельмонт

От содовой газировки до учения о фотосинтезе Джозеф Пристли не случайно считается «королём случайных открытий». Изучая газ, образуемый при брожении пива, он обнаружил, что это именно углекислый газ. Это яркое открытие подвигло Пристли на дальнейшие опыты, и в 1767 г. учёный изготовил первую в мире бутылку газированной воды из раствора оксида углерода – «Пирмонтскую воду». А уже в 1771 г. Пристли сделал открытие о роли углекислого газа в дыхании растений. Ученый заметил, что зеленые растения на свету продолжают жить в атмосфере углекислого газа и даже делают его пригодным для дыхания. Но только в 1772 г. учёный обнаружил, что растения выделяют при фотосинтезе кислород. Джозеф Пристли

Классический опыт Джозефа Пристли с живыми мышами под колпаком, где воздух «освежается» зелеными ветками, вошел во все элементарные учебники естествознания и лежит у истоков учения о фотосинтезе. Классический опыт Джозефа Пристли с живыми мышами под колпаком, где воздух «освежается» зелеными ветками, вошел во все элементарные учебники естествознания и лежит у истоков учения о фотосинтезе. От содовой газировки до учения о фотосинтезе

Когда параллельные прямые пересекаются… Совместно с Д.Пристли замечательное соотношение между жизнью животных и растений открыл Ян Ингенхауз: выдыхаемый животными углекислый газ поглощается растениями, растения выделяют при свете кислород — газ, необходимый для животных. Учёные доказали, что растениям не чужд и противоположный процесс, то есть поглощение кислорода и выделение углекислого газа, то есть процесс, совершенно аналогичный дыханию животных. Однако именно Ян Ингенхауз показал, что для процесса фотосинтеза растениям нужен свет. Ян Ингенхауз

«Жизнь более чем форма…» «История науки свидетельствует, что почти все силы ботаников были направлены на вторую отрасль [морфологию растений, прим. автора]; учёные…забыли о жизни. По мнению современных представителей науки, ботаник – это такой человек, который век свой сидит за микроскопом, т. е. опять-таки рассматривает и описывает… Остаётся только радоваться, что в ботанике в последние десятилетия обнаружилась свежая струя, что жизнь начинает привлекать к себе внимание, которое было исключительно приковано к форме…». (К. А. Тимирязев, «Жизнь растений») «Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник,      Князь Федор, мой племянник...» (А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Солнце, жизнь и хлорофилл… «…Доказать солнечный источник жизни - такова была задача, которую я поставил с первых же шагов научной деятельности и упорно и всесторонне осуществлял её в течение полувека» . (К. А. Тимирязев) Научные труды Тимирязева посвящены засухоустойчивости растений, вопросам питания растений, в особенности, разложению атмосферной углекислоты зелёными растениями под влиянием солнечной энергии. Итог своим многолетним исследованиям фотосинтеза Тимирязев подвёл в крунианской лекции «Космическая роль растения», прочитанной в Лондонском королевском обществе в 1903 году.  К. А. Тимирязев

Таинство зарождения жизни, или есть пол у растений? Аристотель считал, что «у растений, лишённых способности двигаться и отыскивать особей другого пола…», половое размножение невозможно. Только в 1687 г. в Англии смотритель Лондонского ботанического сада Якоб Бобарт обнаружил, что для образования семян необходима пыльца. В 1894 г. немецкий врач и ботаник Рудольф Якоб Камерариус стал первым учёным, который научно обосновал наличие половых различий у растений и разработал методику их описания. Р.Я.Камерариус

Половая система классификации растений, предложенная Карлом Линнеем в 1735 г. и активно использовавшаяся во второй половине XVIII и начале XIX в., была основана на учёте половых признаков растений и в некотором смысле представляла собой развитие учения Рудольфа Камерариуса.  Половая система классификации растений, предложенная Карлом Линнеем в 1735 г. и активно использовавшаяся во второй половине XVIII и начале XIX в., была основана на учёте половых признаков растений и в некотором смысле представляла собой развитие учения Рудольфа Камерариуса.  Таинство зарождения жизни, или есть пол у растений? К. Линней

Неординарное открытие, касающееся размножения цветковых растений, сделал отечественный учёный Сергей Гаврилович Навашин. Он решил повторить изучение процесса оплодотворения на тех растениях, которые использовались в качестве модели этого процесса у покрытосеменных. В 1895 г. у учёного возникла мысль о существовании двойного оплодотворения. Неординарное открытие, касающееся размножения цветковых растений, сделал отечественный учёный Сергей Гаврилович Навашин. Он решил повторить изучение процесса оплодотворения на тех растениях, которые использовались в качестве модели этого процесса у покрытосеменных. В 1895 г. у учёного возникла мысль о существовании двойного оплодотворения. Таинство зарождения жизни, или есть пол у растений? С.Г. Навашин

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.