12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Седова Ольга Анатольевна657
Мой педагогический стаж -22 года. 11 лет работала в кадетской школе. Имею высшую квалификационную категорию.
Россия, Воронежская обл., Воронеж
Материал размещён в группе «Педагоги кадетских школ»

  Илья Лазоренко, 8 кл., МБОУ ВКШ им.А.В.Суворова

(2014 г.)

«Что в имени тебе моем?»

Русские  пословицы гласят о том, что имя для человека всегда было  значимо: « Сын не родился, а уж ему имя дали», «Без имени ребенок — чертенок», «С именем Иван, без имени — болван».Цель моей работы – узнать, какие мужские имена широко распространены среди   кадет, известно ли им их происхождение и толкование, и впоследствии ознакомить их с материалом на классном часе.

Мною была сделана попытка  классификации имён учащихся  школы по частотности, получилось несколько групп:

На 150 уч-ся школы (годы рождения с 1996 по 1999) приходятся: 

·                    имя большего  распространения — Владислав (14 чел), 

·                    имена широкого распространения —  Дмитрий (11 чел) и Артем (10 чел.), Александр (9 чел.), Максим (8 чел.)

·                        имена по единичным случаям именования  -    Герман, Федор, Северьян, Савелий, Родион, Юрий и Степан.

Причем, наблюдается и то, что в одном 8 классе учатся три Артема, в другом -  три Дмитрия и три Максима, а в 10 кл. -  три Ивана.

А также интересно было установить, знают ли ребята  причину выбора  имени их родителями. Выяснилось, что 20%  из опрошенных названы по Святцам (Святцы — список святых, чтимых православной церковью),16% - в честь  родственника, 6 % - дань моде, 18 %  - не знают, 38% - по другой причине, например: Влад – в память об известном телеведущем - Владе Листьеве; Северьян – герой древнерусских текстов, Савелий – по имени героя советского  детектива; а некоторые ответили  -    это было мужское имя, любимое мамой.   

  По данным моего  опросника стало ясно, что, к сожалению, 20%  учащихся не знают и не хотят знать толкование своего имени: эти ребята   имя воспринимают как необходимый ярлык, который надо нести на себе, что-то вроде: «Хоть горшком называй, только в печку не сажай»

А ведь имя  обладает, кроме назывной, еще и  социальными функциями, соотнося носителя имени с той или иной социальной группой. Имя, укоренившись в языке, быстро обрастает культурно-историческими ассоциациями и неизбежно влияет на личность носителя (так, при упоминании имени Александр сразу возникают образы великих – Македонского, Суворова, Пушкина):

…И можно кожу заживо сорвать,

Но имя к нам так крепко припечатано,

Что силы нет переименовать.

Хоть каждое затерто и захватано…

                    А. Тарковский «Имена»

Среди ученых есть мнение, что сегодня многие проблемы в жизни людей возникают потому, что имя, которое они носят, им не по силам. Своего имени необходимо быть достойным. Когда-то данные знания были общеизвестны, а потому у простолюдинов были свои имена, у князей – свои, у царей – свои. Подобный порядок говорил о духовном состоянии общества: « Богатого -  по отчеству, убогого -  по прозвищу», « Не имя красит человека, а человек – имя».

Итак, чтобы  приобщиться к  национальной культуре своего народа, не быть Иваном, не помнящим родства, может быть, стоит для начала  узнать тайну своего имени?

Опубликовано в группе «Педагоги кадетских школ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.