"Демон поверженный"
Автор публикации: А. Ульрих, ученица 9Е класса
Автор: ученица 9 класса МАОУ «СОШ «Мастерград» г. Перми
Куратор: учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ «Мастерград» Арчакова Татьяна Ивановна
Сочинение - описание по картине М.А. Врубеля "Демон поверженный"
План
Вступление
Заключительный аккорд живописной серии
Основная часть
Низвергнутый ангел.
Венец – отголосок былого могущества.
Взгляд, жаждущий борьбы.
Потерянные крылья.
Обрамление, символичность фона.
. Цветовая палитра картины.
Заключение
«Демон» - воплощение духа Врубеля.
«Демон поверженный» - заключительная картина «серии демонов» М. А. Врубеля, написанная им в 1901 году. Это одно из самых впечатляющих и необычных полотен художника.
Перед нами ангел, за спор с Создателем низвергнутый с высоты небес в скалистое ущелье. Под неестественным углом вывернуто его тело, верхней части которого не видно. Только мертвенно - бледное лицо и сплетенные над головой руки. Что это: попытка защититься, закрыть себя от гнева Бога? Обращают на себя внимание большие сильные кисти, длинные, изящные пальцы. Кожа тела серовато-синего цвета, характерного для умирающих.
На челе - золотой венец как знак принадлежности к божественному миру, где много чистоты, света. Венец еще горит, но свет его на земле угасает, теряет яркость. На него падают лучи заходящего солнца, пытаясь зажечь, вернуть былую силу, но, вдали от божественного присутствия это, видимо, невозможно.
Обжигает взгляд поверженного: огромные глаза, видевшие тысячи миров, готовые вобрать в себя и этот. Глаза, в которых тонет взгляд каждого, кто смотрит на эту картину. Взгляд, не отпускающий, выворачивающий наизнанку душу, мучающий и пугающий своим неистовством и силой. Темные тени под глазами только усиливают это впечатление. Изломаны тело и крылья героя, но дух его не сломлен, Демон живет, дышит. Уверенность в правильности сделанного подчеркивают твердо сжатые губы, прямой нос с чувственно раздутыми тонкими ноздрями. Во всем это много страстности и трагичности одновременно. Тело, обессиленное, поникло и смирилось с неизбежным, но взгляд «кричит» о желании борьбы.
Герой лежит на покрывале из сломанных золотых перьев. Когда-то они были мощными крыльями, сейчас же превратились в бесполезный павлиний наряд. Яркий цветной узор их напоминает россыпь драгоценных камней. Но драгоценным и истинным может быть только то, что идет от Создателя. Герой попробовал это оспорить, и вот он повержен. Лишенные жизни, крылья становятся частью каменной гряды, постепенно принимают их форму. Желание абсолютной свободы, в том числе и от божественного начала, привело к неприятию, борьбе, поражению и потере возможности летать. Демон понимает, что путь в небо закрыт навсегда. Земля, куда он сброшен, стала для него мучением, тюрьмой, а возможно, и могилой.
Значительность, масштабность центрального образа картины требовала от художника соответствующего обрамления. Героя окружают горы. Ущелья и впадины между ними стали вместилищем его тела, дух же Демона еще не покинул его, но так велик и силен, что витает и над их вершинами. Ломаная линия гор, сломанная судьба, ломаные крылья - понятия одного порядка.
Ярко-синий цвет уравновешивается лиловым и бледно-розовым, будто подернутым туманом. Заходящее солнце бросает последние лучи на склоны, завеса теней образует провалы и складки там, куда дотянуться они уже не могут. Мазки и цветовые пятна напоминают мозаику, из которой складывается вся картина.
«Демон» Врубеля – это воплощение его собственного духа, мятущегося, пытающегося вырваться из рамок обыденности, стереотипов, принятых в мире искусства. Это попытка преодолеть неприятие и непонятость современниками, попытка показать другой мир, огромность, величие и яркость которого сродни герою, изображенному на картине.