12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Аванесова анна Сергеевна45

Внеклассное мероприятие по литературе «Печальный Демон, дух изгнанья»

        Цель:

·        выявить традиционное и новаторское в темах, образах и мотивах романтической поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон». Изучить историю создания поэмы;

·        формировать навыки анализа художественного произведения, систематизировать и обобщать полученные знания;

·        дать возможность задуматься о себе, о вечных вопросах философии.

 

         Оборудование: текст поэмы М.Ю. Лермонтова, мультимедийная презентация.

 

ХОД           ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

 

(во время перемены играет музыка Шаляпин в роли демона)

І.        Оргмомент.

Уважаемые гости, вы приглашены на внеклассное мероприятие, цель которого выявить традиционное и новаторское  в темах,  образах и мотивах романтической поэмы            М.Ю. Лермонтова «Демон»

 

- Ключевые слова традиционное и новаторское, чтобы определить новаторское, на что следует обратить внимание ( 1) литературное направление, 2) жанр, 3)название)

- В каком литературном направлении работает Лермонтов? (Романтизм)

- Соотнесите черты романтизма с поэмой, докажите, что она написана в духе романтизма (Изображение исключительного героя, одинокого, несущего отрицание бунтаря – образ Демона; создание вымышленного образа мира, противопоставление реального идеальному – противопоставляется небо и земля, добро и зло, ангел-демон; герой часто выражает авторское отношение к действительности -? С выводами пока повременим)

-Что вы можете сказать о жанре произведения (Сам Лермонтов называет ее «Восточная повесть», т.е. рассказывается о событиях, происходящих на востоке, мы сейчас называем ее поэмой, т.к. это  крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией; в котором сливаются воедино эпическое и лирическое начала.)

- Кто главный герой поэмы? (Демон) Я попросила Дашу провести лексическую работу, она расскажет о становлении этого понятия-образа.

Де́мон (др.-греч. δαίμων, «божество») — в мифологии собирательное название сверхъестественных существ, полубогов или духов, занимающих промежуточное состояние между людьми и богами. В ранних источниках различие между терминами «демон» и «бог» прослеживается не всегда, так же как не прослеживается связь демонов исключительно с силами зла или добра. Демоны могли иметь любую природу, в том числе и смешанную, то есть могли в равной степени творить как зло, так и добро. В христианской традиции, как и в иудаизме, произошла дальнейшая эволюция термина, после которой демонами стали именоваться все сверхъестественные существа и боги, принадлежащие языческой традиции и противящиеся единому Богу. К этой же категории были отнесены все зловредные духи. Духи, не отпавшие от Бога, называются ангелами. Отсюда же происходит христианское представление о демонах, как о падших ангелах, утративших благосклонность (милость) Господа.

- Скажите, образ лермонтовского демона соотносится с классическим образом? (Нет) Давайте поработаем с текстом, каким представляет его автор в прошлом и настоящем

Демон в прошлом (ветхозаветная история Денницы):    

 «счастливый первенец творенья»»

     «чистый херувим»

     «познанья жадный»

     «верил и любил»

 

 

Демон в настоящем:

     «печальный Демон»

     «дух изгнанья»

     «отверженный»

     «бесприютный»

     «изгнанник рая»

     «изгнанник!»

     «пустыня немой души»

     «лукавый Демон»

Выполнить эту работу я просила заранее Аляева Алексея, он будет экспертом.

- Каким представляется нам образ Демона (сомневающимся, одиноким, печальным)

-Вы знаете, что Лермонтов считал Пушкина своим учителем, давайте прочитаем два стихотворения А.С. Пушкина «Ангел» и «Демон»

Демон

В те дни, когда мне были новы

Все впечатленья бытия —

И взоры дев, и шум дубровы,

И ночью пенье соловья,—

Когда возвышенные чувства,

Свобода, слава и любовь

И вдохновенные искусства

Так сильно волновали кровь,

Часы надежд и наслаждений

Тоской внезапной осеня,

Тогда какой-то злобный гений

Стал тайно навещать меня.

Печальны были наши встречи:

Его улыбка, чудный взгляд,

Его язвительные речи

Вливали в душу хладный яд.

Неистощимой клеветою

Он провиденье искушал;

Он звал прекрасное мечтою;

Он вдохновенье презирал;

Не верил он любви, свободе;

На жизнь насмешливо глядел —

И ничего во всей природе

Благословить он не хотел.

 

Ангел

В дверях эдема ангел нежный

Главой поникшею сиял,

А демон, мрачный и мятежный,

Над адской бездною летал.

Дух отрицанья, дух сомненья

На духа чистого взирал

И жар невольный умиленья

Впервые смутно познавал.

«Прости,— он рек,— тебя я видел,

И ты недаром мне сиял:

Не всё я в небе ненавидел,

Не всё я в мире презирал».

 

В чем схожесть и в чем различие образа  демона (Антитеза (ангел /демон), демон «умиленный», способный чувствовать позитивно. Язык поэмы эмоциональный богатый эпитетами, метафорами, сравнениями, противопоставлениями, преувеличениями, т.е. традиция в лирическом начале. 

Но Лермонтов пытается  объяснить мотивы  поведения Демона, усложняет характер, делает его деятелем)

- Давайте найдем описание Демона, каким его видит Тамара?

То не был ангел-небожитель,
Ее божественный хранитель:
Венец из радужных лучей
Не украшал его кудрей.
То не был ада дух ужасный,
Порочный мученик — о нет!
Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет!.. (конец первой части)

- Почему Лермонтов, являясь неплохим художником, всегда оставляя рисунки-пометы на полях черновиков, не рисует Демона?  (Хочет, чтобы герой оставался таинственным, отдаляет Демона от читателя)

Посмотрите на экран М. Врубель -  известный русский  художник рубежа XIX-XX веков -  в 1891 году создает иллюстрации к поэме.  Почему у Врубеля Демон изображен как человек?  (демон – это тип сознания, характера)

- Охарактеризуйте лермонтовского Демона, с каким героем можно провести параллель, почему такое сравнение возможно?  (Печориным, характеры схожи, одиноки, ищут идеал, который недосягаем, несчастны в любви, эгоистичны)

- Над «Демоном» М.Ю. Лермонтов начал работать, когда ему было 15 лет, написав первую строчку  «Печальный демон, дух изгнанья» и не изменив ее за 10 лет во время различных правок и редакций.  

Вам многим уже больше лет, почему, на ваш взгляд,  стоит изучать эту поэму? (Тема личности  обществе показывает, что герой может сомневаться, трагедия мятежной личности, двойственность человеческой души, постоянный нравственный выбор не только за себя, но и за окружающих)

Давайте подведем итоги нашего разговора, составим синквейн, пятистишие, способное выразить отношение к рассматриваемому образу

Образ Демона,

Печальный, непонятый.

Живет, переживает, мучается.

Тип сознания, характера.

А я?

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.