12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга22









Для чего человек дышит?



Выполнил: обучающийся 4 «А» класса МБОУ «Лицей № 55» г. Пензы Бобров Глеб

Руководитель проекта: Бухтиярова О.Г. МБОУ «Лицей №55» г. Пензы

















































Содержание





Введение 3



Глава 1. Строение дыхательной системы. 4-6



Что такое дыхание?

Эксперимент «Сколько ребенок может не дышать?»

1.3. Как происходит процесс дыхания?

1.4. Эксперимент. Как воздух попадает в лёгкие?



Глава 2. Это надо знать. 7-8



2.1 Виды дыхания.

2.2 Кто командует дыханием.

2.3 Гигиена дыхания.



Глава 3. Изготовление пособий. 8

3.1 Изготовление макета.

3.2 Изготовление буклета



Заключение 9

Список использованной литературы 10

Приложения 11-14



































Введение



Актуальность

Вдох-выдох, вдох - выдох… Это так привычно, что мы не замечаем, как дышим.

А ведь дышим мы без перерыва всю жизнь, недаром она отсчитывается «от первого до последнего вздоха». Мы дышим, когда спим и гуляем, едим и пьем. Дышим, когда учимся и играем или даже пришиваем пуговицу.

Дышим, не останавливаясь ни на минуту!

Когда мы здоровы, то не задумываемся о дыхании, оно происходит само собой. Но стоит нам заболеть, как сразу же понимаем, насколько оно важно для нашего существования.

Мы живем в очень непростое время, когда все борются со страшным коронавирусом COVID-19. Наиболее часто данный вирус поражает легкие человека, которые непосредственно участвуют в дыхании.

Но зачем и как человек дышит? Как защитить свои органы дыхания?

Объект исследования: организм человека

Предмет исследования: строение дыхательной системы человека.

Цель моего проекта: изучить строение дыхательной системы и её значение для человека.

Задачи:

* Изучить, что такое дыхание.

* Провести эксперимент, сколько ребенок может не дышать.

* Понять, как мы дышим.

* Провести эксперимент, как происходит процесс дыхания.

* Изучить виды дыхания.

* Узнать, кто командует дыханием.

* Узнать, что такое гигиена дыхания.

* Создать макет дыхательной системы.

* Составить комплекс дыхательной гимнастики.

Гипотеза: если изучить процесс дыхания и строение дыхательной системы, можно лучше заботиться о ней.

Методы:

* поиск информации;

* эксперимент;

* анкетирование;

* анализ информации.



Практическая значимость  обусловлена возможностью использования созданных материалов на занятиях в школе, детском саду, дома.





Методы исследования:

- анализ литературы;

- сравнение;

- анкетирование;

- интервьюирование;

- обобщение.







Из всех даров богов дыхание — наименее оценённый.

 Никто не слагает ему гимнов,

никто не возносит молитв к доброму воздуху,

дышат которым наравне принц и нищий, хозяин и его пёс.

Но — боже упаси оказаться без него! 

Роджер Желязны "Князь света"





Глава 1. Строение дыхательной системы.

1.1. Что такое дыхание?

Дыхание - это одна из самых важных функций организма не только человека, но и всех животных и растений на нашей планете. В процессе дыхания в наше тело поступает воздух.

Еще древнеримский ученый Анаксимен, наблюдая за дыханием животных и человека, считал воздух условием и первопричиной жизни. Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни».[2] 

Но нам нужен не весь воздух, а только один из его компонентов - газ кислород. Дыхание — это физиологический процесс, обеспечивающий нормальное течение обмена веществ и энергии живых организмов и способствующий поддержанию постоянства внутренней среды, получая из окружающей среды кислород и выделяя через лёгкие  углекислый газ…[1]

Без еды человек может прожить пару недель, без воды - около пяти суток. А вот без кислорода - всего несколько минут.

Могут задерживать дыхание и животные. Максимальная длительность задержки дыхания у бобров и дельфинов - 20 мин, ластоногих - 70 мин, китов - 90 мин. Человек нетренированный может задержать дыхание на 30 - 60 сек, ловец жемчуга на 6 мин, фридайвер на 9 минут.[3]

Фридайверы – любители погружения на глубину без всякого снаряжения – пользуются техниками йогов, позволяющими натренировать свой организм и задерживать дыхание на полчаса и больше без губительных последствий.
При этом в организме человека происходят изменения, позволяющие адаптироваться к кислородному голоданию – это замедление сердечного ритма, отток крови от конечностей к жизненно важным органам, повышение уровня гемоглобина, которое позволяет организму накапливать дополнительный кислород. Подобные изменения в организме исследователи обнаружили у ловцов жемчуга, способных нырять на большие глубины и находиться там от двух до шести минут. Удивительно, но в Японии за морскими дарами на дно опускаются исключительно женщины.

Официальный рекорд, зарегистрированный в "Книге рекордов Гиннеса" задержки дыхания под водой принадлежит Алексу Сегура. В 2016 году он поднял планку до отметки в 24 минуты и 3 секунды. Это максимальная задержка дыхания в истории и на данный момент этот показатель никто не смог преодолеть. Найдётся ли новый чемпион или рекорд мира закрепится за Алексом? Покажет время.[4]



1.2. Эксперимент «Сколько ребенок может не дышать?»

Эксперимент я проводил в 3 «А» классе. Присутствовало 27 человек. Для эксперимента каждый участник приготовил секундомер. Необходимо было задержать дыхание и засечь время.

У меня получилось не дышать 20 секунд.

А вот распределение задержки дыхания у моих одноклассников .

Из 27 человек 11 задержали дыхание до 30 секунд (41%), 11 до 1 минуты(41%), 5 человек более 1 минуты. (18 %) (Приложение 1)

Беседа  после эксперимента:
1. Как вы себя чувствуете? 
Ответы: потемнело в глазах, слабость, кружится голова, боль в груди.

2. Почему вы почувствовали головокружение, слабость, потемнение в глазах? 
Ответы детей: мы не дышали, мало кислорода в крови, увеличилось содержание углекислого газа в крови. 

Выводы: Ребёнок в среднем может задерживать дыхание до 1 минуты. При задержке дыхания происходят изменения в организме, меняется самочувствие, человеку становится плохо. Длительно задерживать дыхание могут только специально тренированные люди.



1.3. Как происходит процесс дыхания?

Дыхание у человека включает внешнее дыхание и тканевое дыхание.[1] Мы частично рассмотрим внешнее дыхание.

При нормальном дыхании человек дышит через нос. А зачем человеку нос? Почему ребенку говорят, дыши носом, может быть проще дышать через рот? Нос выполняет несколько важных функций:
1) защитная: в носу расположены маленькие волоски и его внутренняя поверхность (
слизистая оболочка) выделяет специальную жидкость. Все это помогает очистить воздух от пыли и вредных микроорганизмов;
2) согревание поступающего воздуха; 
3) увлажнение поступающего воздуха; 
4) обонятельная; 
5) участие в речи и мимике. 

Дышать рекомендуется через нос, т.к. при дыхании ртом в легкие поступает холодный воздух, что и является причиной простудных заболеваний. 

Далее воздух попадает в гортань. Из гортани воздух по специальной трубочке - трахее, - опускается в грудь. Там трахея сначала раздваивается, а потом и вовсе начинает ветвиться как корни деревьев - эти "корешки", по которым идет воздух, называют бронхи. По ним воздух попадает в лёгкие.

Русское название лёгких связано с тем, что, когда при разделке туши животного внутренности складывают в ёмкость с водой, лёгкие держатся на воде, а остальные органы тонут. [5]

Лёгкие - это такие специальные органы, в которых кислород из вдыхаемого воздуха переходит в кровь, а ненужный организму углекислый газ выходит из крови и выводится наружу.

Лёгкие - парные органы (левое и правое). Они состоят из очень пористой ткани, сплошь пронизанной тонюсенькими кровеносными сосудиками.

Такими тоненькими, что кислород просачивается через их стенку и попадает в кровь.  Ткань лёгких очень похожа на обычную поролоновую губку. Только впитывает она не воду, а воздух. И она очень лёгкая по весу. Поэтому- то и называют лёгкие лёгкими, ведь при объеме лёгких у взрослого человека в 5 литров весят они всего лишь один килограмм!



1.4. Эксперимент. Как воздух попадает в лёгкие?

Для эксперимента нам понадобится поролоновая губка и блюдце с водой. Вода будет символизировать воздух, а губка - лёгкие.
Если мы просто положим губку в воду, то она хоть и начнет намокать - впитывать ее в себя, но происходить это будет медленно. Чтобы ускорить процесс, нам надо на  губку нажать. Распрямляясь, она втянет в себя воду. Так и происходит вдох. Только надавливаем мы на легкие не рукой, а мышцами.

Вот что удалось узнать из медицинской энциклопедии:

1.      Первым делом при вдохе сокращаются наружные межреберные мышцы, в результате чего ребра приподнимаются. [6]

2.      Следом сокращается и уплощается диафрагма. (самая большая дыхательная мышца). Она давит на органы, расположенные в брюшной полости, толкая их вниз.

3.      Объемы грудной полости растут.

4.      Давление в полости еще более понижается.

5.      Давление в легких также уменьшается при поднятии ребер и увеличении грудной клетки.

7.      Грудная клетка поднята, человек вдыхает.

Механизм выдоха

1.      Выдох происходит под действием тяжести опускающейся грудной клетки, воздух попросту выдавливается.

2.      Сокращаются лишь внутренние межреберные мышцы, а наружные расслабляются.

3.      Диафрагма вновь становится выпуклой — она как бы вдается в грудную полость.

4.      Давление в легких в этот момент высокое, поэтому воздух и идет из легких наружу. [6]



Выводы: В дыхательную систему входят: нос, рот, гортань, трахея, бронхи и лёгкие. Дышать лучше через нос. Вдох и выдох происходит при помощи мышц. Самая большая мышца - диафрагма.

































































Глава 2. Это надо знать.



2.1 Виды дыхания.

Все люди дышат по-разному.

У одних при вздохе выпячивается живот, а грудная клетка расширяется совсем незаметно. Такой тип дыхания называется брюшным. У этих людей больше работает диафрагма.

У других людей наоборот, сильно расширяется грудная клетка, а живот почти не двигается. У этих людей больше работают межреберные мышцы. Такое дыхание называется грудным.

У женщин чаще бывает грудной тип дыхания, у мужчин – брюшной.

Индийские йоги умеют дышать полным дыханием – когда грудная клетка, и диафрагма работают на полную мощность. Легкие при этом максимально наполняются воздухом.

Я дышу брюшным дыханием. А какое дыхание преобладает у моих одноклассников?

Я провел опрос. Из 27 человек грудным дыханием дышат 12 человек (44%), а брюшным 15 человек.(56%) (Приложение 1)

t1638730127aa.gift1638730127aa.gifВывод: Количество моих одноклассников, имеющих грудное и брюшное дыхание, примерно одинаковое.



2.2 Кто командует дыханием?

Дыханием командует головной мозг. Ритм дыхания обусловлен тем, что к мышцам, участвующим в этом акте, из центральной нервной системы постоянно идут сигналы, вызывающие их сокращение. Эти импульсы поступают из продолговатого мозга, расположенного в нижней части ствола головного мозга. Здесь находится группа нервных клеток, которая называется дыхательным центром. В нем есть нервные клетки, регулирующие вдох, и клетки, ответственные за выдох. Эти группы клеток, противоположные по функциям, работают в тесном и согласованном взаимодействии.[7]

В дыхании, кроме продолговатого мозга, принимают участие высшие отделы центральной нервной системы, и в первую очередь кора головного мозга. Поэтому под дыхательным центром стали понимать не только группу клеток продолговатого мозга, но и все нервные клетки, участвующие в регуляции дыхания, включая и корковые. Кора же головного мозга — орган сознания. Поэтому сознание связано с дыхательным центром продолговатого мозга, влияет на него, а через него на сам процесс дыхания. Например, при страхе, замирает дыхание, а при представлении быстрого бега дыхание у некоторых людей учащается.[7]

Мы можем управлять дыханием и по своей воле, задерживать его или ускорять – это тоже делает головной мозг.



2.3 Гигиена дыхания.

 Правила гигиены дыхания просты, но важно научиться о них помнить в обычной жизни.

1. Дышать нужно только через нос.

2. Старайтесь часто бывать в тех местах, где много растений. Растения дают нам чистый, свежий воздух.

3. Не находитесь рядом с курящим человеком.

4. Не гуляйте у дорог.

5. Помещение надо часто проветривать.

6.. Избегайте простуды, а если заболели – лечитесь.

7. Надо не только защищать органы дыхания от внешних воздействий, но и тренировать их – делать дыхательную гимнастику.

Существует много разных упражнений, вы можете найти их в интернете. Самые веселые упражнения, на мой взгляд: надувание шариков и надувание мыльных пузырей.

Я спросил своих одноклассников, выполняют ли они дыхательную гимнастику дома? Ответы распределились следующим образом: 5 человек – да(18 %), 22 человека – нет( 82%) (Приложение 2)

Выводы: Существуют 3 вида дыхания: грудное, брюшное и полное. Наиболее распространено грудное и брюшное. Правила гигиены дыхания нам знакомы и просты, но их нужно постоянно выполнять. Дыхательную гимнастику большинство моих одноклассников дома не делают.



Глава 3 Изготовление пособий

3.1. Изготовление макета

Собранные мной сведения полезны и интересны. Хочется, чтобы как можно больше детей знали о строении дыхательной системы и её работе.

Для этого мы мамой решили создать макет дыхательной системы человека.

Подобрали материалы: картон, бумагу, трубочки, воздушные шарики, насос.

Собрали макет. Он отлично демонстрирует работу дыхательной системы.

Макет успешно используется на уроках окружающего мира в начальной школе. (Приложение 3)

3.2. Изготовление буклета.

Важно не только знать строение дыхательной системы. Но и тренировать свои лёгкие. С помощью родителей я подобрал дыхательные упражнения и сделал буклет. На уроках и переменах с одноклассниками разучили упражнения, которые используем на физкультминутках, уроках физкультуры и дома. ( Приложение 4)

В дальнейшем я планирую продолжить исследование дыхательной системы, научиться дышать полным дыханием, попробовать разные техники лечебного дыхания и научить этому других.





















































Заключение

Работа над проектом показала, что дыхание одна из основных жизненных функций человека, оно необходимо человеку, чтобы жить. Надо беречь свою дыхательную систему, тренировать лёгкие. Для дыхания необходим чистый воздух. Правильное дыхание – залог здоровья.

Гипотеза подтвердилась частично, зная многое о дыхательной системе, заботиться о ней намного легче, но делать это надо постоянно, тогда сохранишь своё здоровье.

Продукты моего проекта: макет и буклеты можно использовать в школе, в детском саду и дома.

























































Список литературы:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Дыхание

https://kopilkaurokov.ru/biologiya/uroki/konspiekt_uroka_po_biologhii_na_tiemu_znachieniie_dykhaniia_stroieniie_i_funktsi

http://moi-mummi.ru/publ/predmety_estestvennogo_cikla/biologija/urok_dragocennaja_nit/28-1-0-1232

https://divinglive.ru/free/rekord-zaderzhka-dyhaniya.htm

https://zen.yandex.ru/media/id/59af8c8d9b403c057a8fd45e/legkie-59afdcab8c8be3c2e57c5796

https://egevideo.ru/stati/chelovek/dykhanie-kak-protsess-mekhanizmy-vdokha-i-vydokha/

https://exlyziv.pp.ua/upravlenie-dyihaniem.html





















































Приложение 1

Эксперимент.

Сколько ребенок может не дышать?



t1638730127ab.png







t1638730127ac.png


Приложение 2




t1638730127ad.png


Дыхательные упражнения


t1638730127ae.gift1638730127af.gif


Приложение 3

Макет дыхательной системы

t1638730127ag.jpg

Приложение 4

t1638730127ah.png t1638730127ai.png



Автор материала: Г. Бобров (4 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.