12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Симанова Екатерина Александровна6125
Учитель начальных классов первой квалификационной категории. Классный руководитель. Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Педагогический стаж - 4 года.
Россия, Брянская обл., Брянск
Материал размещён в группе «Работы наших учеников!!!»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №64» г. Брянска









Всероссийский конкурс исследовательских работ школьников «Наука в лицах»


Доклад на тему: «Константин Циолковский – отец покорения космоса»




Подготовила: Горбунова Алёна

ученица 4 а класса

Руководитель: Симанова Е.А.

учитель начальных классов






Брянск, 2023

Содержание

1. Введение 3

2. Детство ученого 3

3. Учеба в Москве 4

4. Первые шаги в науке и покорение космоса 5

5. Заключение 6

6. Используемая литература 8


Введение

Константина Циолковского называют «ученым-самоучкой». Он стал основоположником современной космонавтики, не окончив при этом высшего учебного заведения. Его стремлению к звездам не помешали, ни бедность, ни глухота, ни изолированность от отечественного научного общества.

u1703543372.png

Детство ученого

Циолковский родился 5 сентября 1857 года в селе Ижевское Рязанской губернии. О своем рождении ученый писал: «Появился новый гражданин вселенной, Константин Циолковский». Его отец Эдуард Игнатьевич Циолковский — выходец из обедневшего польского дворянского рода. Мать Мария Ивановна тоже происходила из дворянского рода. В 1860 году Эдуард Игнатьевич был переведен из Ижевского, где он служил в лесничестве, в Рязань на должность делопроизводителя Лесного отделения. В Рязани семья Циолковских прожила почти восемь лет. Начальным образованием детей в семье занималась мать. Она учила их письму и арифметике. Константин Циолковский начал читать сам по сказкам А. Н. Афанасьева.

Константин рос непоседой: лазал по крышам домов и деревьям, прыгал с большой высоты. Родители называли его «птицей» и «блаженным». Одной из главной чертой характера мальчика – мечтательность.

В возрасте девяти лет Константин заболел скарлатиной. Осложнением стала почти полная потеря слуха. В дальнейшем Циолковский называл свою жизнь «биографией калеки». Из непоседливого шалуна он превратился в замкнутого ребенка, который был вынужден терпеть насмешки сверстников. Однако и после болезни он остался неутомимым мечтателем. Мальчик увлекся проектированием и конструированием. Он мастерил игрушечные санки, часы, домики.

В подростковом возрасте Константин Циолковский делал коляски и локомотивы на пружинах, изготовил токарный станок, аэростат, начал рисовать машину с крыльями. Константин пытался учиться в обычной школе, но не преуспел: «учителей совершенно не слышал или слышал одни неясные звуки», а поблажек «тугоухому» не делали. Через три года Циолковского отчислили за неуспеваемость.

В 1868 году Циолковские переехали в Вятку, где Эдуард Игнатьевич получил новую должность. Здесь семью постигло горе. В 1870 году умерла Мария Ивановна. Умер и любимый младший брат Константина — Игнатий.


Учеба в Москве

Эдуард Игнатьевич видел, что его сын обладал необыкновенными способностями. В 1873 году он послал Константина в Москву в надежде на то, что там сын сможет получить образование, но поступить в Высшее техническое училище (сейчас МГТУ им. Н. Э. Баумана) Циолковскому не удалось. Бедность Циолковского в Москве была чудовищной. Он не работал, получал 10-15 рублей в месяц от отца и мог питаться одним только черным хлебом: «Каждые три дня я ходил в булочную и покупал там на 9 копеек хлеба. Таким образом, я проживал 90 копеек в месяц», — вспоминал он. На все оставшиеся деньги ученый покупал «книги, трубки, ртуть, серную кислоту», — и другие материалы для опытов.

Однажды, чтобы купить препараты для химических опытов, юноша продал теплые носки. В этот период Циолковский активно занимался самообразованием: изучал работы Д. И. Менделеева, высшую математику, много читал. Его любимыми писателями были Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев и Д. И. Писарев. Циолковский посещал бесплатную Чертковскую (ныне Историческую) библиотеку. Здесь он познакомился со смотрителем библиотеки — философом Н. Ф. Федоровым, которого называли «московским Сократом». Это знакомство оказало огромное влияние на молодого Циолковского. Федоров делился с юношей своими идеями, советовал книги для прочтения.

В 1876 году отец Циолковского вызвал его домой. Вернувшись в Киров, Константин стал давать частные уроки. Преподаватель из глухого Циолковского вышел блестящий. он мастерил из бумаги многогранники, чтобы объяснять ученикам геометрию, и вообще часто объяснял предмет на опытах. О Циолковском пошла слава талантливого учителя-чудака.

В 1878 году Циолковские вернулись в Рязань. Константин снял комнату и вновь засел за книги: изучал физико-математические науки по циклу средней и высшей школы. Спустя год он экстерном сдал экзамены в Первой гимназии и отправился преподавать арифметику и геометрию в город Боровск в Калужской губернии. В Боровске Циолковский женился. Женой его была Варвара Соколова, дочь священника, в доме которого ученый снимал комнату.


Первые шаги в науке и покорение космоса

Помимо преподавания продолжал заниматься научными изысканиями. Основная тема, которая его интересовала в тот период — космические полеты и воздухоплавание. В своей рукописи «Свободное пространство» он поместил чертеж первого космического корабля, который представлял собой полый стальной шар, отправляемый в космос при помощи специальной пушки. Кроме того, Циолковского очень увлекала идея создания цельнометаллического дирижабля. Он занимался механикой движения, теорией газов и строением Солнца.

Свои работы Циолковский посылал в Русское физико-химическое общество. К нему стала приходить известность. В 1887 году он представил проект металлического дирижабля Обществу любителей естествознания. Циолковский рассчитывал на материальную поддержку дальнейших исследований, но проект раскритиковали. В это же время Циолковского постигла еще одна беда: сгорел дом ученого. Семья лишилась имущества, в огне погибли многие рукописи. На некоторое время Константин Эдуардович даже прекратил занятие наукой.

С 1892 года Циолковский работал преподавателем физики в епархиальном женском училище. Чтобы справляться со своим недугом, ученый смастерил «особую слуховую трубу», которую прижимал к уху, когда ученицы отвечали ему предмет.

10 мая 1897 года он выявил формулу, связывающую четыре параметра:

Скорость ракеты в любой момент времени.

Скорость истечения продуктов сгорания из сопла.

Массу ракеты.

Массу взрывных веществ.

Эта формула сейчас носит имя Циолковского.

В 1903 году Циолковский окончательно переключился на работы, связанные с освоением космоса. В статье «Исследование мировых пространств реактивными приборами» он впервые обосновал, что аппаратом для успешных космических полетов могла стать ракета. Ученый также разработал концепцию жидкостного ракетного двигателя. В частности, определил скорость, необходимую для выхода аппарата в Солнечную систему («вторая космическая скорость»). Циолковский занимался многими практическими вопросами космоса, которые позднее сформировали основу для советского ракетостроения. Он предложил варианты ракетного управления, систем охлаждения, конструкции сопла и системы подачи топлива.

В 1932 года к Циолковскому был приставлен личный врач — именно он выявил у ученого неизлечимое заболевание. Но Циолковский продолжал работать. Он говорил: чтобы закончить начатое, нужно еще 15 лет. Но этого времени у него не оказалось. «Гражданин вселенной» скончался 19 сентября 1935 года в возрасте 78 лет.


Заключение

Константин Циолковский писал: «Ракеты для меня — только способ, только метод проникновения в глубину Космоса, но отнюдь не самоцель».

После 1930-х годов в СССР вокруг Циолковского возник своеобразный миф о гениальном учёном-универсале, и миф этот распространился по всему миру, в том числе через филателию и научно-фантастическую литературу. Мощным стимулом для изучения достижений Циолковского стало начало космической эры, которое совпало с его столетием, отмечавшимся в 1957 году. Циолковскому установлены памятники в Калуге и Москве, существует его дом-музей в Калуге, есть музеи и в других городах. В 1954 году была учреждена Медаль им. Циолковского. В 1961 году в честь учёного был назван кратер на обратной стороне Луны, а в 2015 году — город при строящемся космодроме «Восточный».






Используемая литература

Циолковский: гений самообразования [интернет-ресурс] – режим доступа: https://www.pravmir.ru/ciolkovskij-konstantinehduardovich/?ysclid= lqlfvrr4cp129346363 (дата обращения: 25.12.23)

Константин Циолковский [интернет-ресурс] – режим доступа: https://www.culture.ru/persons/9463/konstantin-ciolkovskii?ysclid=lqlhberwdi99 5168394 (дата обращения: 25.12.23)

Циолковский. Космическое пророчество [интернет-ресурс] – режим доступа: https://tsiolkovsky.tass.ru/?ysclid=lqlfu5l7uf297377974 (дата обращения: 25.12.23)

Арлазоров, М. С. Циолковский / М. Арлазоров. – Тула : Приокское книжное издательство, 1977. – 287 с.

Кассиль, Л. А. Человек, шагнувший к звездам / Л.А. Кассиль. – Москва : Молодая гвардия, 1958. – 46 с.

Автор материала: А. Горбунова (4 класс)
Опубликовано в группе «Работы наших учеников!!!»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.