12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Абаева Людмила Муратовна46
Моей педагогической деятельности 39 лет. Работаю учителем географии в МБОУ СОШ.с.Комгарон, Пригородного района,РСО-Алания.
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ

Тема работы: «Экологические проблемы реки Сунжа»



Содержание:


I. Введение……………………………………………………………………………….1

II. Основная часть……………………………………………………………………… .2

2.1 Общая характеристика внутренних вод Комгарона……………………………. .2

2.2 Паспорт реки………………………………………………………………………....3

2.3 Ход исследования………………………………………………………………….4-7

III. Выводы………………………………………………………………………………..8

IV. Заключение ………………………………………………………………………….9

V. Литература…………………………………………………………………………..10

VI. Приложение…………………………………………………………………… 11-18


























Реки, словно гигантские трубы,

поют океану о красоте Земли,

о возделанных полях,

о великолепии городов

и о славе людей.

В.Гюго




I. Введение.

Река! Как много говорит это слово сердцу каждого человека! У одних оно вызывает в памяти воспоминания о широкой водной глади, по которой ходят пароходы. Другим вспоминается шумный, говорливый поток, вечно куда-то спешащий, или равнинная река, с омутами, заводями и песчаными пляжами, в чьих тихих водах так хорошо купаться и ловить рыбу. Свою единственную милую реку далеко не всегда найдешь на карте, но зато на ее берегах прошли годы детства и юности…

«Реки-посланцы неба»,- утверждал древнегреческий поэт Гомер. Их жизнь своеобразна и неповторима. Каждая из них имеет свою историю, свой характер и только ей одной присущие особенности. И нет таких рек в природе, которые бы копировали друг друга. Ибо каждая река - оригинальное, неповторимое дитя природы. [1.11]

Актуальность исследования:

«Бороться за каждую каплю воды, т.к. из отдельных капель состоят малые и большие реки…»

Привлечь внимание жителей села к экологической проблеме реки Сунжа.

Объект исследования: вода

Предмет исследования- участок реки Сунжа, протекающий на территории с.Комгарон.


Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в школьном курсе «География Осетии», способствуют воспитанию экологической культуры и привития любви к своей малой родине.

Цель исследования: составить физико-географическую характеристи

реки Сунжа и выявить ее экологические проблемы.

Задачи исследования. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

    Провести анализ литературы и карт по теме исследования.

    Составить паспорт реки Сунжа.

    Выбрать подходящий водоток для исследования.

    Провести гидрологические измерения и вычисления.

    Провести простейшие анализы воды

    Выявить источники загрязнения.

    Собрать информацию о хозяйственном использовании реки.

    Составить перспективный план по защите экосистемы реки Сунжа













II. Основная часть

Вода - это жизнь - гласит народная мудрость. Вода может быть доброй и злой, она может спасти и погубить. Но жизнь без нее существовать не может. На земле – она главная. Да и сама жизнь появилась в воде. [3.34]

Основной источник пресной воды это воды суши. К ним относятся реки, озера, подземные воды и др. Внутренние воды оказывают многостороннее воздействие на ландшафт местности. В принципе он сам является одним из компонентов ландшафта.

В настоящее время состояние малых рек, особенно в европейской части страны, в результате резко возросшей антропогенной нагрузки на них оценивается как катастрофическое. Сегодня мы все меньше внимания обращаем на состояние малых рек, а поэтому многие из них обмелели. В Осетии около 200 малых рек. И у каждой из них своя жизнь. И в каждой вмешивается человек. Причем по-разному. Одну спасают, другую превращают в промышленный сток, третью чуть ли не всю вычерпывают для полива огородов. Проблема чистоты водоемов в наши дни стоит особенно остро. Ведь никто не захочет пить отравленную воду.

    Общая характеристика внутренних вод с. Комгарон

Северная Осетия-Алания является водонасыщенным районом на Северном Кавказе. На восточных ее рубежах находится приграничное село с республикой Ингушетия, с. Комгарон. Оно раскинулось у подножия Лесистого хребта, в котором проживаю и я. Внутренние воды моего села оказались на удивление разнообразны: подземные воды, реки, водопады, родники и искусственное озеро.

Осенью мы с классом ходили на экскурсию к роднику в В. Комгарон. (рис.1) Это уникальный естественный водоем. Природа родника такая же, как у колодезной. Вода в ней идеально чистая. Даже в сухое время года она не иссякает. Пока в Комгароне не было водных коммуникаций, местное население носило воду в коромыслах из родников. Поэтому отношение к воде было бережное, а к роднику святой. В 100 м от родника был небольшое поселение Будка. Его давно уже нет. Люди разъехались, дома опустели. Старожилы говорят, что отсюда зародилось село Комгарон. Мы от души напились родниковой воды. Она была холодная и очень вкусная! Мы считаем, что родниковые воды Комгарона это памятники природы. Скорее всего, это будет наша следующая исследовательская работа.

Рядом с родником можно увидеть искусственное озеро. (Рис.2) В ней разводили форель, а сейчас карпа. Сюда приходят и наши мальчишки порыбачить. Но самое удивительное и неведомое для нас было наличие водопадов в Комгароне. Совсем недавно мы узнали, что во Владикавказе презентовали атлас водопады Осетии. Мы связались с Поповым Константином Павловичем и рассказали о водопадах Комгарона. По его просьбе мы отправили ему фотографии. Константин Павлович ими заинтересовался. Будем надеяться, что их также изучат и добавят в уже переизданный атлас «Водопады Осетии».

Наше село раскинулось на правом берегу реки Сунжа. (рис.3) Состояние ее благополучия давно не радует. Мы решили провести свое «расследование».













    Паспорт реки

Изучив краеведческую литературу, интернет-ресурсы, физическую карту Северной Осетии, а также проанализировав личные наблюдения, мы составили подробный паспорт реки Сунжа.

    Название

Происхождение названия Сунжа пришло из моноголо-тюрских языков в искаженном виде. Монголы ее именовали Суинчие, русские Севенец, в чеченском языке Сельчжа, на ингушском Шолжа-хий. На осетинском Сунжæ. В переводе означает «вода с ледника». Длина 278 км, площадь бассейна 12200 км. По карте Северной Осетии мы вычислили примерную длину реки в пределах селения Комгарон-7,5 км.

    Исток, устье.

Река Сунжа является последним правым притоком Терека. Она берет свое начало выше села Комгарон на стыке Северной Осетии и Ингушетии, на высоте 1400 метров у Большого Кавказского хребта.

В пределах Северной Осетии находится небольшой участок ее верхнего течения. Это населенные пункты Комгарон, Сунжа. Свой путь река продолжает за пределами республики и течет по территории Ингушетии и Чечни. Устье реки в 1,8 км. к востоку от населенного пункта Брагуны Гудермесского района Чеченской республики. Здесь она впадает в Терек (рис.4)

В пределах верхнего Комгарона до стрельбища МВД, протекает река Широкая Балка. Из уст местных охотников мы узнали, что две маленькие речки, вытекающие из родников Мутной балки и Соленой балки, сливаясь, образуют исток реки Широкая Балка. (рис.5) У военного лагеря МВД, в нижнем Комгароне Широкая Балка впадает в реку Сунжа. Она и является ее главным правым притоком на территории Комгарона. (рис.6,7) Но всего у реки Сунжа 9 притоков. Правых-3 и левых-6. Многочисленные стоки с балок Широкая, Мельничная, Черная и др. на участке с. Комгарона постоянного стока не имеют. Только при выпадении дождя или таяния снега. Этому свидетельствуют высохшие русла рек.

Интересную фотографию нам предоставили наши местные охотники. У притоков реки Сунжа можно увидеть небольшой каскад водопадов о которых мы упоминали выше: Мельничный и Дубки. Это примерно в 15 км. от с.Комгарона. Мы и представления не имели, что у нас в Комгароне есть такие жемчужины природы! (рис 8,9 ).

    Режим и питание реки

Река Сунжа имеет смешанное питание в зависимости от времени года. Поэтому логично, что от него будут зависеть режим и уровень воды в реке. Хотя последние годы снега бывает очень мало. Половодье бывает в апреле-мае. В зимний период на реке бывает межень, тоже самое можно наблюдать и этой осенью. (Рис.10) В верховья река и ее притоки питаются родниками и подземными водами. Воды в реке сейчас практически нет.

В летний паводок, после сильных и продолжительных дождей эта безобидная речка превращается в грозные и бурные потоки. (Рис.11) Свидетельство этому, лежащие в русле и по берегам реки деревья, вырванные с корнями, которые мы обнаружили во время нашего исследования. (Рис.12)












3. Ход исследования

Река Сунжа на территории Комгарона протянулась примерно на расстоянии 7,5 км. Для более подробного исследования мы выбрали небольшой участок реки, где проводили замеры, изучали ее рельеф, флору и фауну реки Сунжа. Поэтому в основу легли наши личные наблюдения и исследования.

Большую методическую помощь в изучении и исследовании реки нам оказала книга А.С. Будуна «Практические работы по географии» [4.66]

Для начала мы выбрали подходящий водоток для исследования реки. Это участок в 500 метрах от школы под металлическим мостом через реку Сунжа. Создали группу из учащихся моего класса, в количестве 5 человек.

Оборудование : рулетка, поплавок, секундомер, белый диск, стеклянная бутылка.

    Определение ширины реки.

Для определения ширины реки мы соорудили приспособление в виде равностороннего треугольника. Стоя на правом берегу реки, мы нашли себе ориентир на противоположном берегу. Этим ориентиром была ива, прицелились и отходили от заданной цели до тех пор пока наше дерево не оказалось между двумя углами треугольника.

От этого места я отсчитала 112 шагов в обратном направлении. Зная, что пара моих шагов 48 см умножила на количество шагов и получила примерную ширину реки. 48×112=5376 или 54 м

Ширину русла воды измерили рулеткой т.к уровень воды в реке был низкий, то это не составило нам труда. (6 м.) (Рис.13)

    Произведено измерение глубин:

Для измерения глубины реки выбрали три створа в русле реки. Опустили в три точки шест, а затем измерили отметки на шесте рулеткой. Результаты отобразили в таблице.


точек

глубина

1

1 см

2

6 см

3

5 см

На промежуточной опоре моста, который имеет интересное название-бык через реку Сунжа, где мы собственно проводили свои исследования, нами были обнаружены высохшие куски глины с укоренившейся растительностью на высоте 1 м 29 см. (Рис.14) Это подтверждает то, что уровень реки бывает намного больше. Мой научный руководитель Людмила Муратовна была очевидцем паводка в 2014 году, когда уровень воды в реке поднялся до 4 метров. По ее словам река напоминала скорее море с большими волнами.

    Определение прозрачности воды.

Для определения прозрачности воды мы опустили в воду белый диск на конце с грузом, придерживая его за веревку. Хотя такой метод не используют для рек с небольшими глубинами. Глубина видимости диска 16 см. Это и есть показатель прозрачности воды. (Рис.15)

    Определение скорости течения реки

Скорость течения реки Сунжа мы измеряли с помощью поплавка. На ровном участке русла реки наметили два створа через 50 метров. Помощниками были мои одноклассники. У главного створа наблюдатель имел секундомер. Место выброса поплавка - пусковой створ. Время прохождения поплавка до среднего и нижнего створа записывается, а затем путь поплавка делится на время его движения.

Первые 50 м поплавок прошел за 2 минуты, со второго створа 3 минуты.

V попл. = = 0,34 м/сек, скорость реки Сунжа. (Рис.16)

    Сток реки

Стоком реки называется расход воды за определенный период времени.

Этот показатель мы взяли с карты Северной Осетии. По реке Сунжа проходит изолиния с показателем 9. Это значит, что река Сунжа имеет модуль стока 9 л/сек. с 1 кв.км.

    Определение уклона реки

Для начала надо было узнать, что такое уклон и падение реки. Тем более эту тему я буду проходить по географии в 8 классе. Уклоном реки называется отношение величины падения реки к ее длине. Падение реки это высотная разница между истоком и устьем.

Как мы уже писали высота истока Сунжи 1400 м, высота устья Прикаспийская низменность -28. Длина реки 278 м.

Решение: =5,1 м. Это значит, что падение реки 5 м на 1 км.

    Определение характера и интенсивности запаха воды

Чтобы определить наличие запаха в воде мы зачерпнули в бутылку немного воды, закрыли крышку, взболтали. Затем открыв, отметили запах.

Сила запаха очень слабая. Характер запаха, рыбный.

Таблица для определения запаха воды

Балл

Степень

Характер запаха

0

Никакой

Запах совсем не ощущается

1

Очень низкий

Запах обычно не ощущается

2

Слабый

Запах обнаруживается

3

Заметный

Запах легко замечается

4

отчетливый

Запах резко выраженный







Характер запаха

Приблизительный аналог(на что похож)

Ароматичекий

Огуречный, цветочный

Болотный

Илистый, тинистый

Древесный

Мокрой щепы, древесной коры

Рыбный

Рыбы, рыбьего жира

Травянистый

Скошенной травы

Сероводородный

Тухлых яиц













    Определение жёсткости воды

Для определения жесткости воды мы взяли два стакана. В один стакан налили воду из под крана, а в другой воду речную. В оба стакана насыпали стружку хозяйственного мыла. Размешав, вылили в две пробирки и взбили. Мы узнали, что мягкая вода растворяет мыло и образует на поверхности пенку. Это мы наблюдали с речной водой. Значит она мягкая. В жесткой воде мыло не растворилось и выпало в осадок. Следующий опыт был с содой (карбонат натрия). В мягкой воде сода растворилась, поэтому в стакане вода была прозрачная. Во втором стакане вода была мутная, значит жесткая. (Рис.17) 

Таблица классификация жесткости воды

Вода

Общая жесткость

Очень мягкая

До 1,5

Мягкая

Более 1,5 до 4,0

Средней жесткости

Более 4 до 8

Жесткая

Более 8 до12

Очень жесткая

Более12



    Прилегающая местность

Река Сунжа течет по широкой Сунженской долине, сложенной аллювиальными и делювиальными отложениями. Эти данные можно подтвердить геоморфологической картой Осетии. Имеет извилистое русло. Валунно-галечниковая пойма с крутыми берегами. В нижнем течении реки мы обнаружили первую надпойменную террасу, высотой 7 м. (Рис.18) Дно реки каменистое более 20 см. Процесс эрозии хорошо прослеживается на восточном берегу реки Сунжа. Именно поэтому в этом месте берега были укреплены блоками. От частых паводков, что характерно для нашей реки построены берегоукрепительные сооружения в с.Комгарон и с.Сунжа. Общая длина их 10 км. (Рис.19)

В кабинете географии у нас есть небольшая коллекция окаменелостей и ракушечник. Все эти камни на самом деле целая история. На них отпечатались ракушки древних моллюсков. Все камни были найдены в долине реки Сунжа. Это отдельная тема для разговора.

    Животный и растительный мир

Пойма реки Сунжа покрыта травянисто-кустарниковой растительностью. Левый берег выделяется лесистой поймой из ольхи и ивы. (Рис.20,21) Из травянистой растительности мы определили только мяту, дурман, чистяк весенний. Всего мы насчитали 11 представителей из семейства трав. Водоросли были обнаружены в небольшой заводи правого берега реки. Вода в ней чуть застаивается, поэтому теплее. Именно здесь мы и увидели мальки карасей. (Рис.22) В верхнем течении реки, водится даже форель. Это отрадно, что в нашей реке появилась рыба. Поэтому уже несколько лет у нас на зимовку остаются цапли. (Рис 23) Тогда как цапля перелетная птица. Но у нее появился корм и она себя больше не утруждает перелетами. Правда, мы заметили, что цапля кочующая птица. Когда уровень воды в реке падает ее не видно. Как только уровень воды поднимается цапли тук как тут. В прошлом году были белые и серые. В этом году былых цапель на реке не видно. В основном летают серые цапли. У берега реки можно было увидеть стрекоз.

Мы знаем, что они являются индикаторами чистоты местности. Однако не стоит радоваться. Санитарное состояние реки желает быть лучше.

    Хозяйственное использование реки

Вода в реке используется в основном для водопоя крупного рогатого скота. В жаркое время года это излюбленное место отдыха для жителей села.

    Оценка экологического состояния водоема

В ходе нашего полевого маршрута мы обнаружили много стихийных свалок. Для себя мы отметили предметы, которые сочли мусором: (обувь и одежда, бумажные упаковки, автомобильные покрышки, дерево, части мебели, строительные материалы, пластик, стекло) Больше всего было пластиковых бутылок из под пива. Вдоль русла реки много наносов кряжей поваленных деревьев, которые тоже являются препятствием во время паводков. Особую опасность вызывает участок правобережья реки Сунжа. Берега настолько размыты, что эрозия подошла к дороге. Для укрепления их дамбой нужны финансовые затраты, которых нет. Поэтому альтернатива ей блоки вдоль берега реки. А можно было бы укрепить деревьями. Мы считаем, что это сегодня основная причина обмеления воды в реке. Уж очень хочется здесь привести замечательные слова лесника Николая Шаубергера: «Лес- колыбель воды». Вода под лучами солнца становится уставшей и ленивой. Вода не любит солнечного света, вода любит тень. Бросающие на воду тень деревья и кустарники по берегам защищают естественно текущие реки и ручьи. [6.127 ]

Левый берег более затенен деревьями из ольхи и ивы, которые образовали островки на наносах реки. Эти деревья также являются природными фильтрами воды. Ива и ольха извлекают корнями нитраты, очищают реки.

В теплое время года мы наблюдали, как в реке мыли свои машины. Смывая грязь с автомобилей, смываются и продукты нефтехимии, которые стекают в реку. Одна капля машинного масла может уничтожить 600 литров воды! Согласно закону «Водного кодекса РФ» глава 6, статья 18 мытье автомобилей возле водоема облагается штрафом! см.ниже

III. Выводы

Таким образом, проведенные нами посильные исследования показывают, что вода в реке Сунжа умеренно загрязнена. Это связано с наличием свалок бытового мусора по берегам реки. Воду из реки для питья применять нельзя и без химического анализа купаться тоже нельзя. Почему мы так считаем. Потому что идет сток с животноводческой фермы. На правом берегу реки, вдоль дороги не встретишь ни одного дерева. Вызывает тревогу обмеление реки.

    Рекомендации по улучшению экологического состояния водоема


Мы считаем, что для улучшения экологического состояния реки Сунжа необходимо предпринять специальные меры и провести следующие мероприятия:

    довести информацию о состоянии водоема до администрации села;

    очистить русло и пойму реки от бытового мусора;

    очистить от сухих веток, кряжей деревьев;

    периодически выступать на сходе села, где отражать информацию о состоянии водоема;

    организовать посадку деревьев и кустарников по берегам реки Сунжа;

    традиционно проводить субботники по обустройству берегов, расчистке пойм реки Сунжа;

    проводить ежегодно мероприятия по защите малых рек.

    использовать материал проекта на уроках окружающего мира и географии при изучении водоемов.

    22 апреля традиционно провести акцию и разбить аллею вдоль правобережья реки Сунжа.







    Мой личный вклад

Если вы меня спросите, какой личный вклад я внесла в экологию нашей реки? Я конечно еще не работаю, чтобы сделать ощутимые вложения в экологию моего села. Но ежегодно участвую в субботниках. (Рис.24) Традиционно в День Земли учащиеся нашей школы проводят акцию «Очистим малые реки». В этом году, 22 апреля я принимала участие с учащимися нашей школы во Всероссийской акции «Чистые берега». (Рис.25) Акцию поддержал глава местного самоуправления, Туаев Олег Валерьевич. С небольшого участка реки Сунжа нами было собрано около 7 мешков бытового мусора. Со своей работой я выступала в 3 и 4 классе. Мы считаем, детей учить экологической грамотности нужно с раннего детства. А без знаний не может быть экологической культуры

























IV. Заключение

Малые реки всегда активно служили человеку. Они являются неотъемлемой и очень важной частью нашей природы, родного края. Мы обязаны им многими благами и поэтому наш долг сделать все возможное для того, чтобы малые реки приобрели большую жизнь, чтобы не беднела их природа, чтобы они всегда до краев были полны чистой родниковой водой, которая так необходима для жизни всего живого на Земле. И.П.Павлов писал, что Земля, лишённая рек, потеряла бы свой зелёный растительный покров и лишилась бы всего живого. Мы не должны пренебрегать малыми реками т.к. именно они создают уникальные ландшафты

Пусть на Земле не умирают реки

Пусть стороной обходит их беда

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и вкусная вода.

Пусть никогда не зарастает тиной

Тот берег, на котором я стою…

Большие дяди, взрослые и мужчины

Храните речку светлую мою!

    Э. Огнецвет







V. Литература

    А.Муранов. «Величайшие реки мира»,издательство «Детская литература»-1968 г.,322 с.

    Б.М.Бероев. Экологическими тропами Северной Осетии-1994 г.,176 с.

    3.Н.Голованова. Защищай. Береги. Умножай- «Молодая гвардия», 1989 г.63 с.

    А.С. Будун. Практические работы по географии-1963 г.,118 с.

    Водные ресурсы РСО-Алания. 366с.

    Шаубергер В. Энергия воды. —М-:Яуза,Эксмо.2007.-320с.

    Атлас Северной Осетии Москва 1967 г. 31с.

VI. Интернетресурсы

    https://www.wikiplanet.click/enciclopedia/ru/

    http://gazeta.bytdobru.info

    https://autosecret.net

    https://znanija.com



















Приложение I

Рис. 1 Родник Рис.2 Искусственное озеро



Рис.3 с. Комгарон на правом берегу реки Сунжа















Рис.4 Река Сунжа









Рис.4 Река Сунжа Рис.5 Исток реки Широкая балка















Рис.6 Военный лагерь МВД Рис.7 Место впадения реки Широкая балка в реку Сунжа












Рис.8 Водопад Дубки

















Рис.9 Водопад Мельничный



















Рис.10 Межень на реке Сунжа













Рис.11 Летний паводок на реке













Рис.12 Поваленные деревья в русле реки







Рис.13 Измерение ширины русла реки Сунжа













Рис.14 Измерение уровня от глины, засохшей

на промежуточной опоре моста













Рис.15 Измерение глубины реки с помощью диска









Рис.16 Измерение скорости реки















Рис.17 Опыт с хозяйственным мылом и содой для

определения жесткости воды



















Рис.18 Надпойменная терраса

















Рис.19 Берегоукрепительные сооружения


















Рис.20 Травянисто-кустарниковая пойма Рис.21 Лесистая пойма долины

реки Сунжа













Рис.22 В тихой заводи живут караси, форель













Рис.23 Цапли









Рис.24 Я на субботнике с классом













Рис.25-26 Акция «Чистые берега»
























Рис. 27 Районный экологический слет













Рис.28-29 Республиканский конкурс «Зеленая планета»







28


Автор материала: А. Плиева (7 класс)
Опубликовано


Комментарии (2)

Надежда Владимировна Кучмина, 22.08.19 в 20:48 0Ответить Пожаловаться
Отличная работа. Молодцы, ребята!
Абаева Людмила Муратовна, 23.08.19 в 17:59 1Ответить Пожаловаться
Спасибо!

Абаева Л.М.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.