12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сергеева Татьяна Михайловна1639
Мы молоды, когда учимся и узнаем что-то новое. Жизнь постоянно преподносит разные подарки.
Россия, Самарская обл., Большое Микушкино
Материал размещён в группе «Биологи и экологи»
1

Научно-исследовательская работа «Экологический мониторинг лесных массивов окрестностей села Новый Буян, прилегающих к автомобильным дорогам»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области

структурное подразделение дополнительного образования детей Детско-юношеский центр

Тема: «Экологический мониторинг лесных массивов окрестностей села Новый Буян, прилегающих к автомобильным дорогам»

Ильюк Валерия Владимировна,

Класс 9

Руководитель:

Сергеева Татьяна Михайловна,

педагог дополнительного образования

                                                                          высшая квалификационная категория

Красный Яр,2018 год

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………..……………..3-6

ГЛАВА 1 Теоретическая часть…………………………….........7-13

  1. Загрязнение окружающей среды…………………………….7

    Основные источники и характеристика загрязнений атмосферы……………………………………………………..7-8

    Что такое мониторинг…………………………………………9-11

1.4Виды экологического мониторинга…………………………11-13

1.4 Вывод…………………………………………………………..13

ГЛАВА 2 Практическая часть……………………………………14-22

2.1. Введение………………………. ………………………………14

2.2 Определение автотранспортной нагрузки……………………14

2.3 Биоиндикация воздушного загрязнения по состоянию хвои .14-17

2.4 Биоиндикация воздушного загрязнения по наличию накипных лишайников………………………………………………………….17-20

2.5 Вывод…………………………………………………………….20

ВЫВОД………………………………………………………………20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………..…………………………………………20-21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..…..22

ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………….23-25

 

Введение

В настоящее время очень интенсивное воздействие человека на природу, негативные и часто необратимые последствия этого воздействия обусловливают необходимость глубокого и всестороннего анализа проблемы взаимодействия общества и природы. Рациональное природопользование предполагает управление природными процессами, т.е. запрограммированное воздействие на природные объекты с целью получения определенного хозяйственного эффекта, не являющимся губительным для окружающей среды. Чтобы управление было достаточно эффективным, необходимо иметь данные о динамических свойствах этих объектов, их изменении в результате антропогенного воздействия и обязательно предвидеть последствия вмешательства человека в ход естественных процессов.

Чтобы уменьшить негативное влияние на окружающую среду, управление многими природными процессами должно опираться на надежную и достоверную информацию о прошлых, настоящих и будущих состояниях природных и природно-антропогенных систем.

Ни для кого не секрет, что 2017 год указом Президента РФ был объявлен годом экологии. Я считаю, что это совершенно правильно, потому что в современном мире проблемы экологии очень актуальны.

Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем нашей современности, и поэтому человек 21 века должен иметь экологическое мировоззрение, уметь сопереживать, слышать, видеть, понимать мир родного края, любить место своего рождения, желать сделать его лучше и уютнее.

Экологическая культура – это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в своей повседневной жизни, в практической деятельности. Многие знают, что экология важна, но не считают нужным соблюдать экологические законы. А ведь их всего 4. И запомнить их очень легко:

-Всё связано со всем.

-Всё должно куда- то деваться.

-Ничто не даётся даром.

- Природа знает лучше.

Биологическое разнообразие на нашей планете представляет собой ничем невосполнимую ценность: экологическую, генетическую, экономическую, научную, культурную, эстетическую, образовательную, оздоровительную, психологическую.

Мы должны помнить и понимать, что человек – это часть природы, его назначение. Уметь познать законы, по которым живёт и развивается природа, и в своих поступках обязательно руководствоваться этими законами.

Природа может рассматриваться в качестве вдохновения (эстетическое отношение), знаний (познавательное отношение) или как средство удовлетворения социальных потребностей, например, повышение самооценки.

Формирование экологической культуры личности, осознанного, ответственного отношения учащихся к природе и своему здоровью, а в конечном итоге – улучшение качества окружающей среды не возможны без активного участия в природоохранной деятельности. Не секрет, что современная молодежь зачастую хорошо осведомлена об экологических проблемах, но не уверена в возможностях их решения и не знает, как это можно сделать.

Решение экологических проблем одна из наиболее актуальнейших задач нашего времени. Но, прежде чем участвовать в природоохранной деятельности, важно как можно точнее знать состояние природной среды на данном этапе, его тенденцию и динамику. Поэтому экологический мониторинг является одним из важнейших средств формирования экологической культуры.

Проблема: Стремительное развитие всех отраслей промышленности, энергетики, увеличение численности населения, урбанизация, химизация всех сред деятельности человека и увеличение количества транспорта, приводят к нарушению и загрязнению биосферы, ее отдельных компонентов.

Ситуация, сложившаяся в современном мире, многими специалистами оценивается как глобальный экологический кризис, а проблема контроля качества природной среды приобрела геофизический, экологический и социальный характер.

Актуальность: Во всем мире наблюдается повышенный интерес со стороны общественности к состоянию природной среды. И это всем понятно: в 21 век мы вступили в условиях глобального экологического кризиса. Сейчас на пороге третьего тысячелетия человечество вступает в новую эпоху своих взаимоотношений с окружающей средой. Людям чтобы выжить, приходится думать по-иному, чем раньше и поэтому сейчас необходимо строгое соответствие действий человека с возможностями природной среды, только тогда возможно развитие природы и общества как единого целого. Изучение загрязнения окружающей среды в современном мире очень актуально. Ухудшение экологической обстановки на Земле в целом и во многих промышленных странах во второй половине XX века привело к пересмотру экологических концепций охраны природы, поиску новых эффективных методов оценки загрязнения среды и экологического состояния на всех уровнях ее организации.

Гипотеза: Предположим, что экологическое состояние полностью зависит от количества автомобилей.

Цель исследования: научиться визуальной оценке состояния хвои сосны обыкновенной, выявлять экологическое состояние природных объектов по распространению лишайников и состоянию сосновой хвои.

Объект исследования: Лесные массивы, прилегающие к автомобильным дорогам.

Предмет исследования: Хвоя сосны обыкновенной и накипные лишайники.

Задачи исследования:1. Изучить состояние хвои сосны обыкновенной;

2.Изучить распространение лишайников.

3. Сравнить полученные результаты и сделать выводы об экологическом состоянии лесных массивов, прилегающих к автомобильным дорогам

Методы исследования: 1.Работа с источниками информации;

2.Сопоставление фактов;

3.Экспериментальный;

4.Анализ и обработка результатов;

5.Формулировка выводов.

Практическая значимость проекта: Теоретический и практический материал, содержащийся в данной работе, может быть использован на уроках биологии, на факультативных занятиях, а также на классных часах, посвященных экологии.

Загрязнение окружающей среды

Что же мы можем отнести к загрязнению окружающей среды?

Загрязнение окружающей среды – это поступление в окружающую среду вещества или энергии, свойства, местоположение и количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Мы можем выделить следующие виды загрязнения:

1.Химическое. Загрязнение ксенобиотиками и другими химическими веществами.

2.Физическое. Тепловое, световое, шумовое, электромагнитное, радиоактивное и прочие физические воздействия.

3.Биологическое. Загрязнение микроорганизмами (гниение, болезнетворность), животными (паразиты), растениями (цветение водоёмов) и др.

4.Визуальное. Нарушение эстетической привлекательности ландшафта (например, вследствие организации свалки строительного мусора).

Основные источники и характеристика загрязнений атмосферы

Рассмотрим основные источники загрязнения атмосферы, потому что

именно воздух является важнейшим фактором обеспечения жизни человека,

животных и растений. Ведь стоит прекратить поступление воздуха в организм человека, и через несколько минут наступает смерть. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает следующее определение загрязнения воздуха: «Загрязнение воздуха имеет место в тех случаях, когда загрязняющее воздух вещество или несколько загрязняющих веществ, присутствуют в атмосфере в таком количестве и в течение такого времени, что они причиняют вред или могут способствовать причинению вреда людям, животным, растениям и имуществу и могут нанести неподдающийся учету ущерб здоровью и имуществу человека».

Большая часть загрязнений попадают в атмосферу из антропогенных источников: в результате природных процессов и хозяйственной деятельности человека.

Все основные антропогенные источники загрязнения атмосферы могут

быть объединены в три группы (В.А. Алексеенко, 2002).

К первой группе относятся источники, которые образуют загрязняющие вещества в результате сжигания топлива: авиация, автомобильный, морской, речной и частично железнодорожный транспорт, предприятия теплоэнергетики. Многие считают, что в настоящее время наибольший вклад в загрязнение атмосферы из-за сжигания топлива вносит автомобильный транспорт. Так ли это? К числу основных загрязняющих веществ, содержащихся в выхлопных газах, относятся CO, NOx, CmHn, соединения свинца,альдегиды, полициклические ароматические углеводороды, пыль, сажа,SO2 и др.

Ко второй группе антропогенных источников загрязнения воздуха

относятся промышленные предприятия, основное загрязняющее воздействие которых не связано с сжиганием топлива. Все выбросы в атмосферу

этих предприятий можно разделить на следующие виды: пыль (оксиды и

другие соединения химических элементов), дымы; газообразные соединения с резким запахом; компоненты с фотохимическим эффект.

Третья группа источников загрязнения атмосферного воздуха связана с утилизацией бытовых и промышленных отходов. В эту группу входят

полигоны для захоронения бытовых отходов и мусоросжигательные установки.

В последнее время стремительно возрастает число автомобилей. Все было хорошо, но сейчас автомобилей стало слишком много. Вполне очевидно, что при таком количестве машин легкий дымок, выходящий из выхлопных труб, загрязняет окружающий воздух настолько, что это может принести ощутимый вред здоровью людей в природе. Среди множества различных газов и химических соединений, выбрасываемых автомобилем, есть и токсичные вещества. На некоторых магистралях в часы пик их содержание в воздухе превосходит предельно допустимые концентрации в десять и более раз.

Более всего выделяется моноксида углерода (СО)– угарного газа и различных углеводородов, среди которых особую опасность представляет бензпирен. Кроме того, азот, входящий в состав воздуха, при высоких температурах и давлении, развиваемых в цилиндре двигателя, реагирует с кислородом, образуя весьма опасные оксиды. Дизели выбрасывают еще и сернистый ангидрид – при работе на топливе, в котором содержится много серы, а также твердые частицы, образующиеся при горении топлива в цилиндрах. А также масляные аэрозоли.

Что такое мониторинг

Для выявления изменений состояния биосферы под влиянием деятельности человека необходима система наблюдений. Такую систему в настоящее время общепринято называть мониторингом.

Термин «мониторинг» образован от латинского слова «монитор» –

«наблюдающий», «предостерегающий». Впервые термин мониторинг (от лат. monitor – предостерегающий) появился перед проведением международной конференции в Стокгольме (1972 г.).

В начале 70-х годов были разработаны две альтернативные концепции

экологического мониторинга. Академик РАН Ю.А. Израэль (1974, 1979) рас-

сматривал мониторинг окружающей среды как систему наблюдений, оценки и прогноза антропогенных изменений состояния абиотических компонентов биосферы, ответной реакции экосистем на эти изменения и антропогенных изменений в экосистемах, связанных с воздействием хозяйственной деятельности человека. Профессор И.П. Герасимов (1975) экологический мониторинг рассматривает как систему наблюдения, контроля и управления состоянием окружающей среды. Безусловно, данные концепции не противоречат друг другу, а лишь дополняют друг друга.

Мониторинг - это система регулярных длительных наблюдений в пространстве и во времени, дающих информацию о прошлом и настоящем состояниях окружающей среды.

Мониторинг включает следующие основные направления деятельности:

— наблюдения за факторами, воздействующими на окружающую природную среду и за ее состоянием;

— оценку фактического состояния природной среды;

— прогноз развития состояния природной среды и оценку этого развития.

Таким образом, мониторинг — это система наблюдений, оценки и прогноза состояния природной среды, не включающая управление качеством окружающей среды, но дающая необходимую информацию для такого управления и выработки инженерных методов защиты окружающей среды.

Мониторинг может охватывать как локальные районы, так и земной шар в целом (глобальный мониторинг).

Цель экологического мониторинга – наблюдения за происходящими в окружающей природной среде физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, за последствиями его влияния на растительный и животный мир, а также обеспечение заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей среде, предупреждениями и прогнозами ее состояния.

Основной задачей мониторинга является изучение фактического состояния природной среды, тех изменений, которые возникают в результате воздействия на нее человека, а также прогнозы ее будущего состояния.

Основная задача экологического мониторинга состоит в ежегодном наблюдении за состоянием территорий. На основе полученных данных можно сделать оценку величины нарушенности экосистем на территории исследования.

Обобщённая экологическая оценка территории по статическим признакам позволяет сделать «экологический портрет» исследуемой территории в данном году и сделать прогноз на будущее.

Виды экологического мониторинга

Существует несколько видов экологического мониторинга.

По объектам наблюдений различают атмосферный, воздушный, водный, почвенный, климатический мониторинг, мониторинг растительности,

животного мира, здоровья населения.

По характеру обобщения информации различают следующие виды

мониторинга:

- глобальный – слежение за общемировыми процессами и явления-

ми в биосфере Земли, включая все ее экологические компоненты,

и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях;

- базовый (фоновый) – слежение за общебиосферными, в основном природными, явлениями без наложения на них региональных антропогенных влияний;

- национальный – мониторинг в масштабах страны;

- региональный – слежение за процессами и явлениями в пределах

какого-то региона, где эти процессы и явления могут отличаться и

по природному, и по антропогенному воздействию от базового

фона, характерного для всей биосферы;

- локальный – мониторинг воздействия конкретного антропогенного

источника;

- импактный – мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо опасных зонах и местах.

Наиболее доступные и целесообразные подходы к организации мониторинговых наблюдений нашими силами – средовый и комплексный.

Средовый предполагает изучение отдельных компонентов природной среды (воды, воздуха, почвы).

Комплексный – использование уже известных и новых методик для изучения определённого объекта или явления.

При изучении степени загрязнения промышленными объектами окружающей среды важна реакция биологических объектов на загрязняющие вещества.

Проведение экологического мониторинга основано на использовании наиболее доступных для учащихся фенологических, геоиндикационных, биоиндикационных методов, информативных биоиндикаторов, которые хорошо выявляют изменения в окружающей среде, вызванные загрязнением воды, воздуха и почвы, не требуя при этом специальных приборов, реактивов и оборудования.

Одним из методов экологического мониторинга является биоиндикация.

Последствия загрязнения окружающей среды отражаются на внешнем виде растений. У растений под влиянием вредных веществ происходит изменение внешнего состояния таких как: увеличение числа устьиц, толщины кутикулы, густоты опушения, развивается хлороз и некроз листьев, раннее опадание листвы. Некоторые растения очень чутко реагируют на характер и степень загрязнения атмосферы. И это значит, что они могут служить живыми индикаторами состояния среды. И поэтому в настоящее время разработана концепция комплексного экологического мониторинга природной среды, составной частью которого является биологический мониторинг. Индикаторные растения могут использоваться как для выявления отдельных загрязнителей воздуха, так и для оценки качественного состояния природной среды.

Биоиндикаторы – это биологические объекты, используемые для оценки состояния среды.

Выводы: Изучение степени загрязнения окружающей среды в настоящее время является достаточно актуальным. Исследованием чистоты и загрязнения атмосферы занимаются, прежде всего, ученые. Уровень загрязненности воздуха обычно измеряют при помощи сложных приборов и вычислений. Однако мало, кто знает об одном наиболее простом, тем не менее, точном способе определения чистоты воздуха. Он доступен абсолютно любому человеку – достаточно лишь внимательно взглянуть вокруг себя.

Практическая часть

Введение

В своей работе мы использовали биологический мониторинг. Это наблюдение за состоянием окружающей среды при помощи биологических объектов. В качестве объекта нами выбраны состояние хвои сосны обыкновенной и коэффициент обилия накипных лишайников. Замеры производились в местах произрастания визуальным методом, для того, чтобы не нанести вреда исследуемых растениям.

Были выбраны участки с автомобильными трассами:

1.Участок Н. Буян - Сергеевка

Участок Н. Буян – Николаевка

3Участок Н. Буян – Михайловка

Определение автотранспортной нагрузки

В первую очередь мы решили посчитать среднее количество автомобилей, проезжающих по этим участкам. Для этого мы в течение 10 минут считали количество проезжающих автомобилей, в разное время суток, дни недели и время года. Данные занесли в таблицу.

Участок

                   

Среднее

Кол-во

За 10 мин

За час

№1

18

17

14

19

15

10

11

21

9

17

15

90

№2

6

10

12

15

3

7

1

7

11

6

7

42

№3

12

17

23

14

11

19

21

23

22

16

18

108


 

Биоиндикация воздушного загрязнения по состоянию хвои сосны

Для оценки состояния атмосферного воздуха нами использовалась биоиндикатор - сосна обыкновенная (Pinussylvestr.). Общеизвестно, что она является видом, который очень сильно реагирует на загрязнение среды обитания продуктами техногенеза. Этот фитоиндикатор в естественных условиях очень широко распространен в наших лесах. В связи с этим сосна обыкновенная представляет собой удобный объект для биоиндикации уровня загрязнения в нашем селе. Информативным признаком определенного уровня загрязнения атмосферы является состояние хвои: изменение окраски (хлороз, пожелтение), преждевременное увядание хвои, время жизни, наличие некротических пятен. Продолжительность жизни хвои зависит от уровня загрязненности воздуха. Продолжительность жизни хвои в благоприятных условиях достигает пяти лет. В загрязненной атмосфере появляются повреждения хвои, снижается продолжительность жизни. Длинные узкие хвоинки сосны располагаются на ветвях парами. После отмирания они также остаются соединенными и опадают вместе. Массовое опадение сухой сосновой хвои происходит осенью. А незадолго до этого в кронах сосен бывает хорошо заметна своеобразная пестрота: часть хвои зеленая, а часть – желтая.

Определение продолжительность жизни хвои:

Для этого обследуем верхушечную часть ствола за последние годы: каждая мутовка, считая сверху, - это год жизни. Определяем,  сколько лет сохраняется хвоя, при чём, если на самом нижнем из освоенных участков часть хвоинок опала, то оценивают примерную долю сохранившихся. Полный возраст хвои определяется числом участков ствола с полностью сохранённой хвоей плюс доля сохранённой хвои на следующем за ним участке. Например, если верхушечная часть и два участка между мутовками полностью сохранили хвою, а на  следующем участке сохранилась половина хвои, то показатель продолжительности жизни хвои составляет:

3+0,5=3,5 года.

Информативной по техногенному загрязнению является продолжительность жизни хвои сосны (от 1 до 4-5 лет). На каждом участке осматривались невысокие деревья (в возрасте 10-15 лет). Результаты занесли в таблицу.

Осмотрено

деревьев

(возраст)

 

Участок№1

Участок №2

Участок №3

 

Кол-во

хвоинок

Кол-во

хвоинок

Кол-во

хвоинок

1год

1

58

84

64

неповрежден.

54

84

64

%

93

100

100

с пятнами

0

0

0

%

0

   

С усыханием

4

0

0

%

7

   

2 года

1

250

214

230

неповрежден.

200

210

220

%

80

98

96

С пятнами

30

2

10

%

12

2

4

С усыханием

20

   

%

8

   

2,5 лет

1

302

306

308

неповрежден.

280

284

286

%

93

93

93

С пятнами

0

22

22

%

 

7

7

С усыханием

22

   

%

7

   

3 года

1

324

344

332

неповрежден.

300

302

302

%

92

88

90

С пятнами

20

44

32

%

6,7

12

10

С усыханием

4

   

%

1,3

   

3,5 лет

1

368

386

376

неповрежден.

300

350

342

%

81,5

91

85

С пятнами

42

36

34

%

11,4

9

15

С усыханием

26

   

%

7,1

   

4 года

1

422

454

450

неповрежден.

398

420

412

%

94

92,5

91,5

С пятнами

24

34

38

%

6

7,5

8,5

С усыханием

2

   

%

     

Итого

6

1724

1788

1760

неповрежден.

1532

1650

1626

%

88,6

92,3

92

С пятнами

116

138

136

%

6,9

7,7

8

С усыханием

78

   

%

4,5

   

Условные обозначения степени загрязнения воздуха:

1 – идеально чистый.

2 – чистый.

3 – относительно чистый (норма).

4 – загрязнённый (тревога).

5 – грязный (опасно).

6 – очень грязный (вредно).

Биоиндикация воздушного загрязнения по наличию накипных лишайников

Очень информативными биоиндикаторами состояние воздушной среды и ее изменения являются низшие растения: мхи и лишайники, которые накапливают в своем слоевище (талломе) многие загрязнители (серу, фтор, радиоактивные вещества, тяжелые металлы). Наличие и обилие накипных лишайников - один их доступных способов биомониторинга чистоты воздуха. Особую известность лишайники приобрели в лишь последнее время, когда их стали использовать в качестве хороших биоиндикаторов загрязнения. То, что лишайники реагируют на загрязнение воздуха, было замечено еще в XIX веке, но использовать стали лишь с недавнего времени.

Объектом глобального мониторинга они были выбраны потому, что они распространены по всему Земному шару и их реакция на внешние воздействие очень сильна, а собственная изменчивость незначительна и чрезвычайно замедлена по сравнению с другими организмами. Из всех экологических групп лишайников наибольшей чувствительностью обладают только эпифитные лишайники (или эпифиты), т. е. лишайники, растущие на коре деревьев. Изучение этих видов, в крупнейших городах мира, выявило ряд общих закономерностей: чем больше индустриализирован город, чем более загрязнен, тем меньше встречается в его границах видов лишайников и тем меньшую площадь покрывают лишайники на стволах деревьев, тем ниже «жизненность» лишайников. Лишайники являются интегральным индикатором состояния среды и косвенно отражают общую «благоприятность» комплекса абиотических факторов среды на биотические. Лишайники очень не требовательны к факторам внешней среды, они поселяются на голых скалах, бедной почве, стволах деревьев, мертвой древесине, однако для своего нормального функционирования они нуждаются в чистом воздухе. Особенно они чувствительны к сернистому газу. Малейшее загрязнение атмосферы, не влияющее на большинство растений, вызывает массовую гибель чувствительных видов лишайников. Накипные лишайники наиболее выносливые, они произрастают в местах со средним загрязнением воздуха и отсутствуют только на сильно загрязненных участках.

Для начала определяем обилие в баллах, проективного покрытия (%) и расчет коэффициента встречаемости по формуле:R=a/b*100%,

где R – коэффициент встречаемости; a – число площадок, где данный вид

встречается; b – число исследованных площадок.

Расчеты: Участок №1 R=5/20*100=25;

Участок №2 R=10/20*100=50;

Участок №3 R=18/20*100=90.

Результаты заносим в таблицу

Зона проведения эксперимента

Вид дерева

Частота встречаемости

Виды лишайников

R,%

Чистота воздуха

Участок№1

Тополь,

Осина

Единично на тополях

Накипной (желтый)

25

средне

загрязненный

Участок№2

Тополь,

Осина

На тополях

Накипной (желтый)

50

мало

загрязненный

Участок №3

Тополь,

Осина

На всех осинах и тополях

Накипной (желтый, серый)

90

чистый


По результатам делаем вывод о состоянии воздушной среды в изученном районе.

Вывод: По состоянию хвои можно сделать вывод: что воздух на участках №2 и №3 чистый, а на участке №1- относительно чистый (в норме).По наличию накипных лишайников можно также сделать вывод о том, что на участке №3 воздух наиболее чистый, на участке №2 воздух мало загрязненный, а на участке №1 – средне загрязненный.

Вывод

В ходе нашего исследования наша гипотеза не подтвердилась. Экологическое состояние природных объектов зависит не только от автомобильного потока. На участке №3 автомобильный поток наиболее интенсивный, а экологическое состояние наиболее благоприятное. Можно предположить, что экологическое состояние зависит также от наличия антропогенного воздействия человека, например, наличия мусора и бытовых отходов.

Выполнив практическую работу, я достигла поставленной перед собой цели: научилась визуальной оценке состояния популяции сосен, и сейчас свободно могу определять места для проживания и отдыха, выявлять динамику экологического благополучия природной среды по этому широко распространенному индикаторному растению.

Могу утверждать, что, не смотря на доступность, биоиндикация является достаточно сложным исследованием. Поэтому полученный опыт готова передавать всем, кто к этому проявляет интерес, в том числе и через сайт своей школы.

Заключение

Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы ещё успеем справиться со всеми выявившимися затруднениями.

Однако воздействие человека на окружающую среду принимает угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надёжные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, если разработает новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого природе человеком. ). Так как все живое очень медленно адаптируется к этим новым микрокомпонентам, химические вещества служат объективным фактором неблагоприятных воздействий на природную среду и здоровье человека. Воздух считается чистым, если ни один из микрокомпонентов не присутствует в концентрациях, способных нанести ущерб здоровью человека, животным, растительности или вызвать ухудшение эстетического восприятия окружающей среды (например, при наличии пыли, грязи, неприятных запахов или при недостатке солнечного освещения в результате задымленности воздуха.

 

Использованная литература

1.Алексеев С. В. И другие. Практикум по экологии. – М: АО МДС, 1996. Литература

2.Афанасьев Ю.А., Фомин С.А. Мониторинг и методы контроля окружающей среды / М.: МНЭПУ, 1998

3.Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг: учебно-методическое пособие. М.: Агар, 2000. 386 с.

4.Ашихмина Т.Я. и др. Экологический мониторинг. – М.: 2008 31

Академический Проект: Альма Матер, 2008. –416 с

5.Биология. Газета. №2, 2002.

6.Биоиндикация загрязнений наземных экосистем / Под ред. Р. Шуберт. М.: Мир, 1988.

7.Биология в школе. Научно-методический журнал. №1, 2 2007.

8. Горшков М.В. Экологический мониторинг. Учебн. пособие.Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2010.313 с.

9. Хотунцев Ю.Л.Экология и экологическая безопасность / М.: Академия, 2002

10.ЧесноковаС.М. ГришинаЕ.П. Практикум по экологическому мониторингу

Владимир 2004

11.Ярошенко Ю.Г. . Экологический мониторинг. – 2003 Екатеринбург: УГТУ-УПИ., 2003, - 268 с.

Приложения

1

2

 

3

4

 

Класс повреждения хвои 


1 


2 


3 

4

Степень повреждения 

Хвоинки без пятен

(нет сухих участков)

Хвоинки, с небольшим числом пятен

(усох кончик)

Хвоинки с большим числом черных и желтых пятен, некоторые из них крупные, во всю ширину хвоинки

(усохла 1/3 хвоинки)

Вся хвоинка желтая

( хвоинка жёсткая и более ½ её длины – сухая)

 

 

 

 

 


 


 


 


 

5 Определение возраста сосновой ветки

6 Изучение состояния хвои

7 Обилие лишайников

 

Автор материала: В. Ильюк (9 класс)
Опубликовано в группе «Биологи и экологи»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.