Проект «Экскурсионно-туристический марщрут «Малый Иерусалим» г. Евпатории»
Автор публикации: П. Нагорный, ученик 10А класса
ЭКСКУРСИОННО-ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ
«МАЛЫЙ ИЕРУСАЛИМ»
г. ЕВПАТОРИИ
Работу выполнил
учащийся детского объединения «Краевед»:
Нагорный Павел
учащийся 10 класса МБОУ № 16
Научный руководитель:
Бессарабова Татьяна Анатольевна,
руководитель детского объединения «Краевед» МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»
Евпатория – 2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. c.3
Глава 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЭКСКУРСИОННО-ТУРИСТИ-
ЧЕСКОГО МАРШРУТА «МАЛЫЙ ИЕРУСАЛИМ» c.5
1.1.Перечень экскурсионно-туристических объектов
маршрута «Малый Иерусалим» города Евпатории с.7
Глава 2. ОПИСАНИЕ ОБЗОРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
НА МАРШРУТЕ с.8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ c 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. с.18
ВВЕДЕНИЕ
Евпатория – один из древнейших городов мира, история которого насчитывает 2500 лет. Он расположен в степной северо-западной части Крыма и протянулся вдоль мелководного Каламитского залива. Золотистый песок, пологое морское дно, теплая и прозрачная вода создали славу евпаторийским берегам, как одним из лучших в Европе.
В городе сохранена сеть санаторно- курортных учреждений. Летом здесь работают все 64 здравницы, в которых могут отдыхать одновременно более 30 тысяч человек[7].
Туристический маршрут «Малый Иерусалим» был открыт в июне 2007
года. Этот пешеходный маршрут по старой части города имеет протяженность чуть менее километра, при этом на таком небольшом отрезке пути расположились храмы сразу нескольких конфессий, представители которых до сих пор проживают в Евпатории. Это настоящая изюминка нашего курорта, которая привлекает сотни гостей из ближнего и дальнего зарубежья, туристов и отдыхающих.
С историей возникновения маршрута «Малый Иерусалим», особенностями его создания нас познакомил на творческой встрече- ведущий экскурсовод города, экскурсовод- методист, член Общественного Совета при городском голове – Павел Хорошко и фотохудожник Александр Кустовский. Евпаторийский поэт – Сергей Овчаренко презентовал свой фото-поэтический альбом «Так, видимо, угодно было Богу…».
Мы подробно изучили и посетили экскурсионные объекты маршрута «Малый Иерусалим». Основу маршрута составили крымско-татарские памятники архитектуры средневекового Гезлева: комплекс «Текие дервишей» (Обитель дервишей), крепостные ворота «Одун-базар-къапусы» (Ворота дровяного базара), мечеть Джума – Джами, Турецкие бани а также Армяно-григорианская и Свято-Николаевские церкви, cинагоги- Купеческая и «Егия-Капай», комплекс Караимские кенасы и жилой дом, известный как дом караимского гахама Хаджи- ага Бабовича[11].
В течение исследований экскурсия была дополнена двумя уникальными объектами по ходу маршрута: музей-аптека – первая в Крыму и музей-почта, которые планировалось ввести в будущем. Большую помощь оказали работники Центральной городской аптеки № 240- директор аптеки Татьяна Ильинична Ачкасова, инспектор по кадрам - Эмилия Ивановна Лошакова, провизор-аналитик Алла Семеновна Заховаева, предоставив архивные материалы[1,2,3], собранные для создания музея-аптеки № 43, и экскурсию в музее.
Цель работы – раскрытие экскурсионных возможностей Евпатории на примере экскурсионно – туристического маршрута «Малый Иерусалим».
Методы исследования:
Работа с архивными материалами.
Изучение научной литературы и периодической печати.
Интервьюирование очевидцев- создателей маршрута «Малый Иерусалим».
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЭКСКУРСИОННО-ТУРИСТИЧЕСКОГО МАРШРУТА «МАЛЫЙ ИЕРУСАЛИМ»
На протяжении своей 2500-летней истории город носил три названия: в античное время - Керкинитида, в средневековье - Гезлев, в новое время- Евпатория.
История города начинается с середины VI века до н.э., когда греки из Малой Азии основали первое в Западном Крыму поселение, впоследствии ставшее городом- государством (полисом) Керкинитидой. Уникальные находки античного времени выставлены в музее, а фрагмент раскопок музеефицирован под стеклянной пирамидой на ул. Дувановской [7].
В эпоху Османской империи город носит название Гезлев (Кезлев). Он становится крупным торговым портом, морскими воротами Крымского ханства. Старая часть современной Евпатории до сих пор сохраняет планировку средневекового города. Даже на фоне крымского архитектурного разнообразия евпаторийское средневековье выделяется своей оригинальностью и не повторяется ни в одном другом городе полуострова.
После присоединения Крыма к России город по указу Екатерины II получает в 1784 году название Евпатория - в память о крепости, основанной в конце II века до н.э. и носившей имя понтийского царя Митридата VI Евпатора[8].
C конца XVIII века, по сути, и начинается формирование Малого Иерусалима – наряду с мусульманскими мечетями, монастырями дервишей и архитектурными памятниками средневековой старины здесь стали появляться караимские, иудейские, православные храмы, возникли новые образцы городских усадеб. Восточный колорит перемешался с европейскими обычаям [12].
В архитектурном комплексе Евпатории ярко отображены примеры территориального сближения храмов различных конфессий, а в фактах истории города прослеживается духовное взаимопонимание и веротерпимость его жителей. Ни в одном крымском городе не соседствуют так близко: ханская мечеть стоит напротив православного собора, синагога соседствует с караимскими кенасами, от армянской церкви несколько шагов до текие-дервишей. Именно поэтому городские власти решили создать здесь уникальный туристический маршрут «Малый Иерусалим», реконструировав
старинные улочки и храмы, восстановив брусчатые мостовые и даже средневековые крепостные ворота.
Открытие первой очереди экскурсионно-туристического маршрута «Малый Иерусалим» состоялась 9 июня 2007г. Экскурсия, проведенная в день открытия этого маршрута, была занесена в книгу рекордов Украины, как самая большая по количеству участников экскурсия (3500 туристов)[12].
В свете подготовки к открытию маршрута «Малый Иерусалим» были использованы факты пребывания императора Николая II с императрицей в Евпаторию 16 мая 1916 г.[8], в театрализованной композиции. Согласно архивным данным (сохранился фильм-хроника «Приезд Николая II в Евпаторию»), во время пребывания в Евпатории Николай II посетил и православный храм, и мусульманскую мечеть, и караимскую кенасу, и еврейскую синагогу, отдав дань уважения каждому народу и его вероисповеданию. Популяризация этих исторических фактов может привлечь в Евпаторию многочисленных паломников и туристов.
1.1.Перечень экскурсионно – туристических объектов маршрута «Малый Иерусалим» города Евпатории
Мечеть Джума-Джами;
Свято-Николаевский собор;
Музей-почта;
Музей-аптека - первая в Крыму;
Комплекс «Текие дервишей» (Обитель дервишей);
Армяно-григорианская церковь Сурб Никогайос (Святого Николая);
Крепостные ворота «Одун-базар-къапусы» (Ворота дровяного базара);
Здание бывшей Главной Купеческой синагоги ;
Турецкие бани;
Синагога «Егия-Капай»;
Жилой дом, известный как дом караимского гахама Хаджи- ага Бабовича;
Комплекс Караимских кенас.
Способ передвижения – пешеходный маршрут.
Время проведения – круглый год.
Длительность – 3 часа.
Протяженность – около 1 км.
Перечень экскурсионно – туристических объектов.
Схема маршрута .
Справочная информация об объектах .
На маршруте в экскурсионных объектах № 7 и №12 расположены объекты питания:
– в кофейне Крепостных ворот «Одун- базар- къапусы» туристы могут насладиться настоящим вкусом крымско-татарского кофе и восточными сладостями на меду,
– в кафе «Караман» комплекса Караимских кенас попробовать национальную караимскую кухню и отдохнуть.
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОБЗОРНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
НА ЭКСКУРСИОННО – ТУРИСТИЧЕСКОМ МАРШРУТЕ «МАЛЫЙ ИЕРУСАЛИМ»
В центре «Старого города» Евпатории (так называется территория бывшего средневекового Гезлева ) расположен самый крупный в Крыму ансамбль уникальных культовых сооружений различных народов: армян, иудеев, греков, мусульман, караимов, славян. Венчают этот ансамбль два действующих храма: православный собор Святого Николая и Мечеть Джума-Джами.
1) Мечеть Джума-Джами (Ханская мечеть)- памятник архитектуры национального значения. Она была построена в XVI веке, автором проекта здания был выдающийся турецкий архитектор Ходжи Синан. Именно в соборной мечети Джума-Джами крымский хан сразу после прибытия из Стамбула оповещал своих поданных о законном вступлении на крымский престол. Здесь же происходил религиозный церемониал инаугурации хана и освящения его власти.
Первое подробное описание мечети приведено в «Книге путешествия…» знаменитого турецкого писателя Эвлии Челеби, посетившего Крым в 1666-1667 годах: «А самой прекрасной, высокой и восхитительной является соборная мечеть Бехадыр Герай-хана…» По красоте мечети не было равной в Крыму. Снаружи мечеть напоминает куб, увенчанный куполом, в сфере которого 15 окон. Оформление мечети завершает два стройных минарета высотой 38 м.[8]. Рядом – сквер имени известного классика восточной поэзии Ашика Омера, уроженца средневекового Гезлева.
Сегодня мечеть является действующей и передана мусульманской общине города. Отсюда, с белоснежных минаретов, разносится эхом напевный голос муэдзина, перекликающийся со звоном колоколов Свято-Николаевского собора, расположенного через дорогу.
2) Одним из самых видных зданий Евпатории является замечательный памятник архитектуры XIX века и величественный по очертаниям православный Свято-Николаевский собор, возвышающийся над городской застройкой. Храм – доминанта исторической части Евпатории – наряду с мечетью Джума-Джами и греческой церковью св. Ильи определяет со стороны моря архитектурный силуэт города. Храм был заложен 11 июля 1893 г.(по старому стилю), в память об освобождении Евпатории от англо-франко-турецких войск. Он построен на месте обветшавшего здания греческой церкви Святого Николая Мирликийского в конце XIX века по инициативе благочинного протоирея Иакова Чепурина. В честь первого настоятеля и строителя святого собора, 19 декабря 2008 года освятили памятную доску у входа в храм. Собор возведен по проекту известного архитектора Александра Осиповича Бернардацци, автора здания Одесского оперного театра. Свято-Николаевского собор - второй в Крыму по высоте, площади и вместимости (рассчитан на две тысячи прихожан). Больше него только Владимирский собор в Херсонесе. Храм в плане представляет собой восьмиугольник (октагон), перекрытый огромным куполом диаметром 18 м. и весом 156,6 тонн. Интерьер собора – практически все пространство стен, включая притворы,– отличается особенно яркой отделкой росписью и декоративной позолотой.[8]
16 мая 1916г. собор посетило Августейшее семейство российского императора. В храме был отслужен молебен с провозглашением многолетия царскому дому и русскому воинству. Участвовавшая в этой церемонии фрейлина ее Величества А.Вырубова вспоминала, что встреча в Евпатории была одной из самых красивых: «Вся площадь перед собором – один сплошной ковер розанов. И все залито южным солнцем»[8].
Святой Николай – покровитель мореплавания и торговли, и это придает особую значимость его почитания в портовом городе, каковым всегда являлась Евпатория[6].
С Соборной площади, свернув в переулок Музейный, мы выходим на улицу имени Караева, где расположены два уникальных объекта по ходу маршрута: музей-почта и музей-аптека – первая аптека в Крыму.
3) Музей – почта. Действующее отделение связи №14, с экспозицией «От гонца до Интернета» рассказывающей об истории почты. В фотографиях вся эволюция почтовой связи – « лошадь, карета, велосипед, поезд, самолет». Самые ценные экспонаты: почтовая открытка 1914 года и газета «Искра» 16-го. В музее находится старинное оборудование: телефонный аппарат, используемый для прямой связи, сургучница с подогревом (сургучные печати с 2007 года заменил безопасный скотч), устройство для нанесения расплавленного сургуча (рассчитанный на 20 отправлений (посылок) при одной заправке), весы механические. Почтовые весы не уступают в точности электронным весам – взвесили брошюру в точности до грамма. Музей будет пополняться новыми экспонатами (Приложение 5).
4) Музей-аптека – первая аптека в Крыму. Аптечная сеть Крыма берет свое начало с 18 ноября 1823 г., когда в Евпатории начала функционировать первая аптека в Крыму. Один из экспонатов музея – копия договора купли –продажи аптеки семьей Печицких провизору А.Рофе. За продажу и аптечный материал Печицкие получили от Рофе 18500 царских рублей[1]. Сохранилась прежняя мебель и старинные экспонаты - медицинские приборы и книги, которые использовали около ста лет назад. Истинно музейными реликвиями стали пилюльная машина и пресс для обжима корковых пробок в виде зеленого крокодила, набор штанглаусов для хранения ядовитых веществ, зубные капли, изготовленные в этой самой аптеке лет сто назад. Сохранились и старые традиции: аптека до сих пор изготавливает препараты из лекарственных растений, применяющиеся при кожных заболеваниях. В настоящее время это действующая аптека № 43.
5) На пересечении улиц Интернациональная и Караева расположен национальный историко-архитектурный памятник XV-XVII веков – комплекс «Текие дервишей». Он состоит из трех разновременных сооружений: медресе (высшая духовная школа), дата постройки не установлена, в реестре памятников значится как «Чайный домик»; мечеть, от которой сохранились лишь основания стен - XVII в. и «Текие дервишей» (обитель дервишей) XV в[10]. Это бывший монастырь странствующих мусульманских монахов – дервишей (в переводе с персидского – «бедный», «нищий»), являющихся членами суфийских братств. После возведения основного купольного здания его по всему периметру окружили девятнадцатью кельями. Каждая имеет только узкое окошко и углубление в стене для светильника. Через это окно не виден и не слышен окружающий мир. Над квадратным залом надстроен шестигранник с крышей в виде купола. Высота сооружения 20 метров, толщина стен около 1 метра. Комплекс «Текие дервишей»- единственный сохранившийся на территории Украины и СНГ. В двухэтажном здании (бывшем медресе) теперь располагается Евпаторийский крымско-татарский культурно-этнографический центр и первый муниципальный крымско-татарский музей этнографии. Работают мастерские народных промыслов, восточной скульптуры. В музее этнографии проводятся выставки национальных ремесел, вышивки золотом и серебром. Реконструирована жилая комната крымских татар середины XIX века. Все это стало возможным благодаря стараниям самоотверженного человека – историка, обществоведа, кандидата социологических наук Алифе Яшлавской. Алифе-ханум возродила еще одну древнюю традицию. Отныне в текие вновь можно увидеть пляски дервишей, придя на экскурсию.[12]
При входе, у ворот, восстановлен святой источник. Это единственный в Европе монастырь дервишей суфийского ордена Мевлеви, сохранивший свой первозданный облик[11].
6) Далее по маршруту - здание Армяно-григорианской церкви Сурб Никогайос (Святого Николая), расположенное по ул. Интернациональной, основанное в 1817 году. Церковь зовется армяно-григорианской – по имени своего основателя епископа Григора. По архитектурному стилю оно относится к крестово-купольным трехнефным базиликам с элементами классицизма. Она имеет три входа – западный, северный и южный. Над ними имелись небольшие портики с крестовыми сводами, причем западный был выше остальных и служил звонницей. Храм пока не отреставрирован, но подойти к нему можно. В начале Крымской войны в армянской церкви стал на постой французский гарнизон. Стены здания хранят надписи, оставленные солдатами англо-франко-турецкой армии в 1853-1856 гг. Четко видна дата – 1855 год, а также несколько имен: Шарль, Ришар, Филипп…Эти надписи можно увидеть и сегодня (справа от западного входа в церковь).[12].
С 90 –х. гг. здание церкви используется армянской общиной.
7) Путь от храма ведет к главным крепостным воротам средневекового города Гезлева – «Одун-базар-къапусы», которые были построены в конце XVI века. В переводе с крымско-татарского их название означает «ворота Дровяного базара». Это одни из 5 ворот, замыкающих цепь крепостной стены. Ширина ворот составляла более 12 м., а длина проезда 13,5 м. Это был восточный форпост города. Крымские ханы, их свита, император Александр I, поэт Адам Мицкевич, генерал Александр Суворов и многие другие известные люди въезжали в арку «Одун-базар-къапусы». Через эти ворота, как правило, и покидали город – тут начиналась дорога на Бахчисарай и Симферополь.
Крепостные ворота простояли почти пять столетий. Первоначально ворота служили сторожевой башней. Позднее, по воспоминаниям старожил, в них располагались ремесленные лавки и мастерские: сапожника, парикмахера, жестянщика… В 1959 году они были разобраны – мешали проезду транспорта. В 2004 году восстановили три этажа въездной башни. Внутри создана музейная экспозиция – панорамный макет, воссоздающий средневековый город с точностью до каждого дома в масштабе 200:1 (это третий по величине макет в Украине после Киево-Печерской лавры и макета Полтавского сражения и единственный в Украине макет целого города). В городе, по тем временам, насчитывалось 24 мечети. Минареты строились от голоса муэдзина до голоса муэдзина, не перекрывая голоса. Это единственный макет в Украине со звуковым и световым сопровождением [8].
На втором этаже расположена кофейня, здесь готовят настоящий татарский и турецкий кофе с восточными сладостями.
8) От крепостных ворот «Одун-базар-къапусы» туристический маршрут ведет нас по улице Караимской мимо здания бывшей Главной Купеческой синагоги.
Во время пребывания императора Николая II на вокзале его встречали представители городской власти и депутации от всех национальностей, проживающих в городе. Император посетил Свято-Николаевский собор, мечеть Джума-Джами, караимские кенасы. Высокопоставленное семейство проследовало около главной, роскошно украшенной еврейской синагоги, в которой при большом скоплении людей специально приглашенный хор Симферопольской хоральной синагоги провозгласил здравицу Царствующему Дому. «В момент проезда Государя и Царской семьи по Караимской улице мимо синагоги, убранной коврами и цветами, исполнили гимн, трижды повторенный при громких криках «Ура!»[8].
После 1917г. главная синагога некоторое время была действующим храмом. В 1929 г. синагогу закрыли. Сейчас от него сохранился только северо-восточный угол, который в настоящее время используется как трансформаторная подстанция. Городские власти планируют восстановить здание[8].
9) Старый район Евпатории во многом сохранил планировку кварталов средневекового города. Брусчатка, узкие извилистые улочки, глухие стены и заборы, увитые виноградником арки – все это сохранившиеся приметы Гезлева. Его улица выведет вас к месту, где расположены Турецкие бани – памятник архитектуры XVI века, на реставрацию которого собираются инвестиции. Бани работали до 1992 года (около 500 лет). Технологию строительства бань с воздушным обогревом турки переняли от древних римлян. Турецкие бани не были столь величественны, однако их проектировка и введение в действие требовали от мастера большой подготовки и очень ответственного, усердного труда. Турецкая баня состояла, как минимум, из четырех помещений: раздевалки, теплой комнаты для подготовительных процедур, жаркой комнаты для потения и, наконец, моечной, где мылись, принимали холодные ванны, умащивали тела благовониями. Свет подавался через специальные отверстия в куполах. Высота в зените самого высокого купола составляла 5,5 метра. Бани традиционно служили еще и клубами [12].
10) Недалеко расположен второй молитвенный дом для ремесленников – Синагога «Егия Капай» или Ремесленная – памятник архитектуры местного значения, которая была построена в 1912 году по проекту архитектора А.Л. Генриха[8]. Это уникальное сооружение, отличающееся оригинальностью архитектурного стиля, безупречной акустикой, красотой и строгостью внутреннего убранства. Культовая постройка имеет в плане базиликальную форму. Центральный вход в синагогу расположен с западной стороны здания. Следовательно, противоположная стена с алтарем ориентирована на восток. А точнее, на Иерусалим.
Около двух десятилетий здание выполняло свойственные ему функции. В 1930 году советская власть закрыла синагогу. Долгое время помещение использовалось не по назначению (например, как склад).
Лишь после обретения Украиной независимости здание вернули еврейской общине Евпатории. Начались длительные реставрационные работы. 16 августа 2003 года синагога «Егия Капай» была вновь торжественно освещена[12]. Сейчас здание принадлежит религиозной общине прогрессивного иудаизма. Сегодня «Егия Капай» это не только культовый храм, но и экскурсионный объект, который могут посетить представители всех кофессий.
11) Далее туристический маршрут ведет нас по улице Караимской к жилому дому – памятнику архитектуры XVIII века, известного как дом караимского гахама Хаджи-ага Бабовича, где в 1825 году останавливался известный польский поэт Адам Мицкевич. Городской голова Хаджи-ага Бабович , заранее педупрежденный о прибытии важных гостей из Одессы, окружил путников вниманием и заботой, пригласив в свою усадьбу «Ганн-Яфа» на Караимской улице. Генрих Ржевусский вспоминал: «Восточный обед, которым нас угостили, приправленный милой душевностью доброго Баб[овича], оригинальным обаянием его жены и дочек, сияющих красотой и алмазами, простодушной радостью этих девушек, а потому еще, что мы были особенно голодны, показался нам восхитительным». Затем Мицкевич и Ржевусский захотели осмотреть караимский храм, расположенный в соседнем квартале [12].Отъезд из города Мицкевич запечатлел в сонете «Вид гор из степи Козлова». Его впечатления от поездки из Евпатории в Симферополь легли в основу одного из стихотворений сборника «Крымские сонеты». В доме Бабовича планируется открыть музей Мицкевича[11].
12) В центре средневекового города расположился комплекс Караимских кенас – памятник архитектуры XVIII в. государственного значения. Комплекс включает два храма – Большую (Соборную) и Малую кенаса. Малая кенаса – единственный на территории СНГ храм, где регулярно проводятся богослужения. Современный комплекс сложился в конце XVIII века на месте более древнего караимского храма. В 1851 году в мраморном дворике установлен памятник в честь посещения кенас императором Александром I. В стенах обеих сторон двора устроены ниши из мрамора с надписями на древнееврейском языке. На этих плитах запечатлены важнейшие события из жизни караимов и отмечены имена выдающихся представителей народа[5,9]. Караимский религиозно-культурный центр включает в себя здание религиозной школы, этнографический музей, библиотеку. В 2005 году отмечалось 200-летие основания Большой (Соборной) кенасы. К этой замечательной дате в Украине был выпущен почтовый конверт с изображением караимского храма и надписью: «Большая кенаса, г.Евпатория». Множество людей в разных уголках планеты получили письма в таких конвертах и узнали о славном юбилее, который отмечали караимы во всем мире[12].
«Как сообща к добру найти дорогу,
Чтоб Город вечно жил и процветал…
Так, видимо, угодно было Богу!
Собор, мечеть, кенасы, синагогу
Заботливо вместил один квартал.»
С. Овчаренко
Заключение
Евпатория – город с большими перспективами развития санаторно-курортного комплекса и туризма.
Развитие туристического маршрута будет способствовать развитию исторического, религиозного туризма; привлечет поток не только неорганизованных отдыхающих, но и даст возможность организованным отдыхающим, находящимся на лечении и отдыхе в здравницах города ознакомиться с богатым историческим, культурным и архитектурным наследием города.
Данная экскурсия воплощает желание познакомить с историей города, где в разное время, но по одним улицам идут молиться христиане, мусульмане, иудеи…Здесь у каждого в обычае уважать чужую веру и превыше других земных благ ценить порядок, добрососедство и покой в родном городе.
Выводы:
Работа дает представление об экскурсионно-туристическом маршруте «Малый Иерусалим».
Материал исследования пополнит фонд музея-аптеки и музея - почта.
Настоящая работа может быть использована для рекламы экскурсионно - туристического маршрута «Малый Иерусалим» и популяризации города.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Государственный архив Автономной Республики Крым (ГААРК).–Ф.Р.– 27.–Оп. 18.– Д.489.
Государственный архив Автономной Республики Крым (ГААРК).–Ф.Р.– 27.–Оп. 12.– Д.267.
Государственный архив Автономной Республики Крым (ГААРК).–Ф.Р.– 27.–Оп. 12.– Д.544.
Решение Евпаторийского городского совета «Об утверждении Программы развития экскурсионно- туристического маршрута «Малый Иерусалим» в г.Евпатория на 2008-2011 годы» от 28 марта 2008 г. №5-30/22//http://www.kalamit.info
Кутайсов М.В. Караимская кенаса в г. Евпатории// «Историческое наследие Крыма».–2006.–№ 12-13.–С.21.
Кутайсов М.В, Кутайсов В.А. Православные храмы Евпатории// «Историческое наследие Крыма».–2005.–№ 10.–С.112.
«Евпатория2500»:путеводитель.–Симферополь-Ялта:«Мир информации»,2003.–320с., илл.
Кутайсов В.А., Кутайсов М.В. Евпатория: Древний мир. Средние века. Новое время.–К.: «Стилос», 2007.–282 с.
Потехин В.Е., Потехин Д.В. Крым многонациональный.– Севастополь, 2001.–С.36-43.
Список памятников местного и национального значения, расположенных на территории АР Крым.– Симферополь, 2004.
Хорошко П.Г. «Евпатория с любовью».– Евпатория: издательство «Крымский Афон», 2007.–38с.
Цалик С.Н. Евпатория. Прогулки по Малому Иерусалиму.–Симферополь: Оригинал–М, 2007.–224с.,илл.
ПРИЛОЖЕНИЯ