Естественные и искусственные монополии

2
0
Материал опубликован 22 February 2023

Автор публикации: Е. Курьянов, ученик 9Д класса

ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА «МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЛЕТЧИКА-КОСМОНАВТА СССР Л.С.ДЁМИНА»











Информационно-исследовательская работа

Естественные и искусственные монополии






Автор: кадет 35 группы

Курьянов Евгений Ильич

Научный руководитель:

учитель истории и обществознания

Клейменова Елена Валерьевна


Тамбов – 2023

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..

Глава 1 Что такое монополия?..............................................................

1.1 Причины возникновения и характеристика монополий…………..

1.2 Естественные и искусственные монополии………………………..

Глава 2 Значение монополий для общества и государства……………

2.1 Достоинства и недостатки монополии ………………………………

2.2 Борьба государства с монополиями……………………………….

Глава 3 Монополии сегодня……………………………………………

3.1 Известнейшие монополии мира……………………………………

3.2 Международные монополии……………………………………….

3.3 Монополии в Тамбове……………………………………………..

Заключение………………………………………………………………

Список информационных источников…………………………………

Приложения………………………………………………………………




2-3

4-9

4-6

7-9

10-14

10-12

13-14

15-22

15-17

18-19

20-22

23-24

25-26

27
















Введение

Проблема монополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении всего двадцатого столетия. Эта тема актуальна, так как и в России, и в мире существуют мировые экономические гиганты, которые прочно занимают монополистическое место в производстве. И рост таких монополий дает толчок для государства развивать и усовершенствовать антимонопольную политику.

Объектом исследования выступают естественные и искусственные монополии.

Целью моей работы является изучение и рассмотрение явления монополизма, его форм и последствий, а также методы контроля над монополистическими объединениями.

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи работы: изучить причины возникновения естественных и искусственных монополий, рассмотреть общие понятия, их поведение на рынке, сущность, виды, изучить антимонопольную политику и объяснить наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики, охарактеризовать монополии Тамбова, привести примеры деятельности работы региональной ФАС.

Предметом исследования выступает роль естественных и искусственных монополий в экономике РФ и других государств.

Практическая значимость работы состоит в возможном ее использовании на уроках обществознания.

К монополиям можно относиться по-разному, общество борется с ними более ста лет, однако нельзя видеть в монополиях все мировое зло или считать только их основой экономического благосостояния.

Отношение общественности и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов.

С другой стороны, продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке.


























Глава 1 Что такое монополия?

1.1 Причины возникновения и характеристика монополий

Залогом развития рыночной экономики является здоровая конкуренция. Иногда на ее пути появляются препятствия. Монополия – одно из них.

Монополия – это рыночная структура, при которой контроль над определенной отраслью экономики оказывается в руках одного субъекта. Он единолично производит и реализует товар или оказывает услугу. Доступ для других участников рынка оказывается закрыт в силу естественных или искусственно созданных причин [13].

Данный тип рыночной структуры характеризуется следующими признаками:

1. Ниша занята единственным поставщиком товаров или услуг.

2. Он определяет цены и контролирует объем продукции на рынке.

3. Производители похожих товаров при попытке занять место в отрасли сталкиваются с различными препятствиями.

4. Монополист чаще всего обходится без рекламы.

Основная причина появления монополии – стремление бизнеса увеличить прибыль. Оно заложено в самой природе предпринимательской деятельности. Чем больше производителей, тем ближе цена товара к себестоимости. Поэтому предприниматели стараются всеми силами снизить конкуренцию.

Дополнительными факторами также являются:

законодательные препятствия для ведения бизнеса: лицензирование, сертификация, выделение квот;

политика протекционизма, защищающая отечественных производителей от зарубежных конкурентов;

превосходство монополиста в технологиях;

высокий порог входа в отрасль.

И владелец единственного в поселке клуба, и обладатель лицензии на разработку Ессентукского месторождения – монополисты. Вот только уровень их влияния совершенно различен. Поэтому монополии принято классифицировать по масштабу.

Локальная или местная монополия действует в рамках одного района, поселка, города. Примеры – единственный колледж в небольшом районном центре, единственный хозяйственный магазин в деревне;

Региональная монополия. Тут уже речь идет о захвате рынка в одной или нескольких областях, автономных округах. Например, подачу электроэнергии в каждом уголке России осуществляют региональные энергоснабжающие организации: “Дальневосточная энергетическая компания” в Приморском крае, “Энергосбыт Плюс” в Самарской области, “Башкирэнерго” в Республике Башкортостан;

Национальная монополия. Продавец или производитель занимает исключительное положение в рамках одного отдельно взятого государства. В газовой отрасли России – это “Газпром”, в железнодорожных перевозках – ОАО “РЖД”;

Мировая или экстерриториальная монополия. Это международные и транснациональные компании, которые диктуют условия игры на рынках нескольких стран и даже континентов. Пример: корпорация Microsoft в производстве и реализации операционных систем. Несмотря на существование альтернатив (Apple и др.), Microsoft занимает такую долю мирового рынка, которая позволяет компании диктовать потребителям свои условия.

Далеко не всегда положение монополиста устойчиво и надежно. Во многом это зависит от того, какую долю рынка компания сумела захватить:

Абсолютная монополия. Идеальная ситуация, при которой конкуренты у монополиста полностью отсутствуют. На рынке нет близких заменителей товара, а вход в отрасль заблокирован – чаще всего законодательно.

Относительная монополия. Монополизирован лишь один сегмент рынка, например, путем договоренности с ближайшими конкурентами. Так, в случае частных перевозок компании договариваются между собой о распределении городских маршрутов. И получается, что с одной стороны перевозчик является монополистом на своем маршруте, с другой – его положение зыбко и может в любой момент измениться [3].

























1.2 Естественные и искусственные монополии

Естественные монополии возникают в отраслях, которые имеют важное значение для экономики. Чистая конкуренция в них опасна или совершенно невозможна по техническим причинам. В качестве примера можно привести РЖД. Контроль над железнодорожными перевозками осуществляет одна компания. Если инфраструктуру разделить между несколькими конкурирующими фирмами, начнется хаос. Поэтому в данной сфере монополия – единственно возможный вариант. Она не оказывает негативного влияния на рынок, так как вызвана естественными причинами.

Также к естественным монополиям можно отнести транспортировку газа и нефти по трубопроводам; передачу электроэнергии; почтовое сообщение; метрополитен.

Цена входа в бизнес в этих сферах экономики чрезвычайно высока. Чаще всего только государство способно нести такие затраты. Осуществление деятельности связано с серьезными издержками [13].

Стратегически важные отрасли экономики государство монополизирует, чтобы проще было осуществлять контроль. Например, единственным эмитентом денег в России является Центробанк. Это та сфера, конкуренция в которой неуместна.

Создавая монополию, правительство преследует несколько целей.

Во-первых, контроль за опасными для жизни и здоровья людей сферами. К ним относятся оборот оружия, производство наркотических и психотропных веществ, возведение и эксплуатация атомных электростанций.

Во-вторых, защита национальных ресурсов. Чтобы природные богатства не «утекали» мимо казны, государство держит отрасль под строгим контролем.

В-третьих, поддержка социально значимых сфер экономики. Без государственного контроля невозможно, например, построить метро или железную дорогу. Эти проекты требуют серьезных инвестиций и централизованного управления [2].

Большинство естественных монополий стали таковыми в силу естественных причин (см. Приложение 1). В качестве примера можно привести компанию «Газпром». Она владеет единой системой газоснабжения России, которой пользуются все газодобывающие компании. Альтернатив и аналогов у этой системы нет.

Научно-исследовательский институт атомных реакторов под Димитровградом является чистым монополистом в сфере производства самого дорогого металла в мире – калифорния. В мире всего две компании, которые владеют уникальной технологией.

Естественная монополия возникает в том случае, если в национальной экономике действует хотя бы один из трех нижеперечисленных факторов:

1) уникальные технологические особенности и особые потребительские свойства. При этом условии образуется любая монополия (естественная и искусственная).

2) отсутствие альтернативных источников сырья для производства.

3) барьерные ограничения при входе на рынок. Чем с большими затруднениями образуется монополия, тем прочнее ее положение на рынке [1].

Искусственные монополии создаются целенаправленно крупными игроками рынка. Их цель – вытеснить мелких конкурентов и получить контроль над отраслью. Достигается она несколькими способами.

1. Влияние на конкурентов экономическими методами. Например, крупная компания резко снижает цены. Товар более мелких фирм оказывается неконкурентоспособен, и они разоряются. Рыночная структура становится монополистической. Так случилось с американскими производителями телевизоров. В середине 70-х годов XX века рынок заполонили более дешевые и качественные японские модели. Местные фирмы не выдержали конкуренции и стали закрываться одна за другой. К 1995 году в США не осталось ни одного производителя телевизоров.

2. Объединение нескольких компаний. Предприниматели создают союзы, чтобы вместе контролировать рынок.

3. Использование внешних факторов, препятствующих конкуренции. К таким факторам, например, относится патентное законодательство. В 1992 году компания Pfizer запатентовала препарат для лечения эректильной дисфункции – всем известную виагру. На протяжении 21 года другие фирмы не имели права выпускать препараты подобного типа. Pfizer же установила максимально возможные цены на свою разработку.

Лишь в 2013 году, когда действие патента закончилось, в продаже появились более дешевые аналоги.

Пример искусственной монополии в России - компания «Мосгортранс». Она обеспечивает столицу наземным транспортом. При этом власть не дает разрешения работы на рынке другим перевозчикам, ее конкурентам [6].

















Глава 2 Значение монополий для общества и государства

2.1 Достоинства и недостатки монополии

Как правило, монополии — это крупные предприятия с большим положительным эффектом масштаба. Они имеют относительно низкие средние издержки и могут обеспечить снижение цен на рынке.

Крупные производители способны обеспечить практически все потребности общества в товарах или услугах определенного вида.

Крупные компании способны внедрять самые передовые технологии, требующие значительных инвестиций. Наличие крупных фирм позволяет повышать научно-технический потенциал экономики страны [5].

С другой стороны, если рынок монополизирован, от этого всегда страдает потребитель. Являясь монополистом, компания сама определяет, какую наценку устанавливать. Нередко цена продукции в десятки раз превышает экономически обоснованную стоимость. Если конкуренция отсутствует, а потребитель нуждается в продукте, компания может экономить на качестве продукции для увеличения своей прибыли.

Искусственный дефицит - ещё один способ получения сверхприбыли, вдобавок позволяющий компании оправдать высокие цены.

Монополизация рынка негативно сказывается на развитии экономики и на техническом прогрессе. Яркий пример – монополия компании Intel в производстве компьютерных процессоров, которая привела к застою в отрасли. Прогресс многократно ускорился после того, как компания AMD вернулась на рынок и создала серьёзную конкуренцию [8].

Вместе с тем естественные монополии служат структурообразующим элементом экономики, обеспечивающим ее стабильность, целостность и эффективность. Деятельность субъектов естественных монополий оказывает значительное влияние на итоговые макроэкономические показатели, социальную сферу и безопасность страны. Они выполняют важные функции, такие как:

- функция оказания для общества жизненно важных услуг, так как только естественные монополии могут оказывать большинство жизненно важных для общества услуг с наименьшими издержками;

- системообразующая (интегративная) функция - естественные монополии имеют структурообразующий характер для экономики страны, то есть образуют четкую структуру организации национальной экономики, и следовательно, при каких-либо сбоях в работе этих отраслей очевидно будут претерпевать негативные последствия и все остальные элементы системы, и система в целом;

- стабилизирующая (дестабилизирующая) функции - естественные монополии могут вырабатывать стратегическое поведение на средне- и долгосрочную перспективу, так как они меньше подвержены воздействию экономических кризисов, зачастую они являются бюджетообразующими для многих регионов страны и всего государства;

- функция обеспечения национальной безопасности - естественные монополии за счёт своей политики зачастую обеспечивают национальную безопасность (лучше налажен контроль за утечкой технологий, имеется возможность поддерживать национальных поставщиков, национальные разработки, есть возможность поддерживать транспортную и энергетическую безопасность страны проводить политику в интересах своего государства на мировой арене)

Как правило, естественные монополии служат базой всей экономики, так как играют ключевую роль в формировании издержек производства всех остальных товаров, а, следовательно, и цены на любой товар. Кроме того, товары или услуги, производимые этими предприятиями, удовлетворяют важнейшие и первостепенные потребности населения, и, следовательно, влияет на повышение или, напротив, на понижение благосостояния каждого человека в государстве.

Естественные монополии помимо производства социально важной продукции выполняют функцию воспроизводства единого экономического пространства, которая, несомненно, необходима для государств с обширной территорией. Для России эта функция имеет особое значение из-за климата и наличия богатых месторождений полезных ископаемых, и, в первую очередь, энергоресурсов.



























2.2 Борьба государства с монополиями

Большинство современных государств относятся к рыночной экономической системе, поэтому стараются поддерживать конкуренцию, ограничивая искусственные монополии. Так, контроль осуществляется ценовым и сервисным методами.

Первый предполагает установление предельных тарифов на продукцию. Государство следит, чтобы монополисты не завышали цены. Так как деятельность естественных монополий чаще всего направлена на удовлетворение первичных потребностей населения, любое повышение цен является болезненным.

Сервисный метод предполагает обеспечение свободного доступа к продукции, а для некоторых категорий – бесплатное обслуживание и льготы. Так, например, дети до 7 лет могут ездить в метро бесплатно.

Надзорным ведомством, осуществляющим контроль за естественными монополиями, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС) [9]. В компетенцию ФАС входит проведение проверок соблюдения антимонопольного законодательства, обращение в суд с исками при его нарушении, привлечение к ответственности за нарушение законов, контроль сферы государственных закупок, установление тарифов.

Естественные монополии занесены в реестр Государственной Антимонопольной Службы. Информация о субъектах, занимающих монопольное положение, доступна на официальной странице ФАС. Для удобства поиска существует деление по признаку области деятельности на пять групп (связь, водоснабжение и водоотведение, захоронение радиоактивных отходов, энергетический комплекс и транспорт).

В 147-ФЗ указано, работа в каких сферах деятельности естественных монополий разрешена действующим в нашей стране законодательством (ст. 4 147-ФЗ): железнодорожные перевозки; транспортировка нефти и газа по трубопроводам; подача электрической и тепловой энергии; водоснабжение и водоотведение; захоронение радиоактивных отходов; предоставление общедоступных электросвязи и почтовой связи; оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике; использование инфраструктуры внутренних водных путей и ледокольная проводка судов в Северном морском пути; предоставление услуг в транспортных терминалах, аэропортах, морских и речных портах [1].


























Глава 3 Монополии в истории

3.1 Известнейшие монополии мира

Компания Western Union была основана в 1866 году как первая и на протяжении долгого времени единственная телеграфная компания в США. Сегодня предприятие является одним из лидеров рынка международных денежных переводов.

В XIX веке была известным богачом Рокфеллером был основана компания Standard Oil, очень скоро начавшая контролировать 90% от совокупного объема нефтедобычи в США отчасти за счет владения сетью трубопроводов (их совокупная длина составляла 90 000 миль). В начале ХХ века эта монополия имела в своем распоряжении примерно 400 предприятий, 10 000 железнодорожных цистерн и 60 океанских танкеров.

Частная компания Exxon Mobil Corporation частная компания из США уже в 1880 почти полностью взяла под контроль нефтепереработку в США. Также Exxon Mobil обладает долей в 21 нефтеперерабатывающем заводе 13 стран мира (США, Канады, Франции, Бельгии, Нидерландах, Норвегии, Великобритании, Германии, Италии, в Саудовской Аравии, КНР, Сингапуре, Таиланде и Австралии). Суммарная производительность этих заводов доходит до 4,7 млн баррелей за сутки.

General Electric появилась в результате слияния предприятий J.P. Morgan & Co, Edison General Electric, Thomson-Houston Electric Company и ряда других. Сегодня предприятием производятся энергетические установки (среди прочего — атомные реакторы), локомотивы, двигатели для самолетов, медицинское оборудование, продукция военного назначения.

Компанией Microsoft производятся и реализуются все операционные системы Windows, установленные на большинстве современных компьютеров. Microsoft имеет исключительные права на создание и продажу копий ОС Windows. Большинство компьютерных программ в настоящее время создаются для этой операционной системы. Конкурентами Windows являются iOS от Apple, а также операционные системы, подразумевающие функционирование программных решений с открытым кодом, которые, впрочем, чаще всего распространяются на некоммерческой основе. Microsoft обладает монополией на операционные системы, средства разработки, браузеры, пакеты офисных и других предустановленных программ.

На компанию Google приходится более 40% всего мирового интернет-поиска. Помимо интернет-поиска предприятие также осуществляет инвестиции в рекламные технологии и облачные вычисления, занимается разработкой и поддержкой интернет-продуктов и сервисов, а ключевым источником ее прибыли являются доходы от рекламных объявлений, распространяемых посредством платформы AdWords. Google была зарегистрирована в качестве частной компании в 1998 году, ее акции размещаются на фондовом рынке с 2004 года. Основатели Google заявляли о намерениях работать в компании до 2024 года.

Apple осуществляет производство и реализацию операционной системы iOS, а также производит персональные компьютеры, планшеты, смартфоны и аудиоплееры. За всю историю Apple (ведущую свой отсчет с 1976 года) компанией было выпущено более миллиарда акций, а в 2011 году организация стала мировым лидером по рыночной капитализации, которая превысила в 2012 году совокупную стоимость Microsoft и Google. В 2018 году Apple стала первой компанией США с капитализацией, превысившей $1,044 трлн. Тогда организация получила титул самой дорогой публичной компании за всю историю. В разные годы Apple поглотила несколько компаний в сфере информационных технологий, в том числе NeXT, P.A. Semi, Quattro Wireless, Siri, Anobit Technologies, Beats Electronics и пр.

В 1893 году в США был официально зарегистрирован товарный знак «Coca-Cola», а акционеры компании получили первые дивиденды. 10 лет спустя предприятие получило монополию на импорт кокаина (до сих пор фирмой используются «обезвреженные» листья коки). Сегодня The Coca-Cola Company является крупнейшим в мире производителем и поставщиком безалкогольных напитков, сиропов и концентратов. На долю The Coca-Cola Company приходится 21% мировых продаж безалкогольных напитков. Продукция компании реализуется более чем в 200 государствах. 5 из 6 наиболее популярных безалкогольных напитков в мире производятся компанией Coca-Cola.

Не стоит забывать и о главном конкуренте этого бренда — американской пищевой компании PepsiCo, выпускающей продукцию брендов «Пепси-кола», Lay’s, Tropicana, Cheetos, Mountain Dew и многих других. На долю PepsiCo приходится 18% мировых продаж безалкогольных напитков. А еще PepsiCo производит продукцию российских компаний «Вимм-Билль-Данн» и «Лебедянский» [8].





















3.2 Международные монополии

Международная монополия - международная или транснациональная фирма или союз фирм, контролирующая подавляющую долю рынка в одной или нескольких сферах мирового хозяйства.

Транснациональная корпорация — это однонациональная по капиталу и контролю, но многонациональная по сфере деятельности компания (фирма, монополия). ТНК как проявление глобализации современного общества встречаются гораздо чаще. Это типичная форма международных монополий, к ним относятся, например, “Дженерал Моторз”, IBM, “Майкрософт” и др.

Многонациональная корпорация — это многонациональная (как правило, двунациональная) по капиталу и контролю, и многонациональная по сфере своей деятельности компания (фирма, монополия).

МНК же встречаются намного реже. Из устойчивых, существующих уже почти век, стоит выделить англо-голландские компании “Ройял ДатчШелл” и британо-нидерландский химический концерн «Юнилевер» («Unilever»).

Критерии отнесения корпорации к транснациональным:

- значительную часть своей продукции фирма реализует на мировом рынке;

- ее дочерние предприятия и филиалы расположены за пределами национальной экономики;

- субъектная структура различных стран собственности представлена гражданами этих стран [6].

Наиболее важным считается первый признак. Абсолютным лидером по этому критерию является сейчас швейцарская фирма «Нэстле» («Nestle»), которая экспортирует более 98% своей продукции

Крупнейшие транснациональные корпорации мира:

Nestlе - крупнейший в мире концерн по производству продуктов питания.

Philips - крупный международный концерн, работающий в области электроники, медицинского оборудования.

BP - британская нефтегазовая компания, вторая по величине публично торгующаяся нефтегазовая компания в мире

Gazprom - газодобывающая и газораспределительная компания, крупнейшая компания в России. Является мировым лидером отрасли.

Америка:

Pfizer - американская транснациональная компания, одна из крупнейших фармацевтических компаний мира.

Citigroup - крупнейшая международная корпорация, являющаяся одним из мировых лидеров в сфере финансового обслуживания.

Microsoft - крупнейшая транснациональная компания по производству программного обеспечения для различного рода вычислительной техники.

Exxon Mobil - крупнейшая частная нефтяная компания в мире

Google - американская компания, владеющая первой по популярности в мире поисковой системой Google.

Boeing - один из крупнейших мировых производителей авиационной, космической и военной техники.

Азия и Океания:

Toyota - крупнейшая японская автомобилестроительная корпорация.

LG Group - южнокорейская корпорация, производитель электроники, бытовой техники, а также нефтехимических продуктов

Samsung Group - промышленный концерн (группа компаний), один из крупнейших в Южной Корее.

Epson - один из крупнейших производителей струйных, матричных и лазерных принтеров, сканеров, настольных компьютеров, проекторов, а также других электронных компонентов.

Huawei - одна из крупнейших китайских компаний в сфере телекоммуникаций.


3.3. Монополии в Тамбове

Существуют ли монополии в Тамбове? Однозначно да. Речь идет о локальных и региональных монополиях.

Даже в отдельно взятом селе можно выделить монополистов. Например: фермер, снабжающий односельчан кормовым зерном.

Некоторые отраслевые предприятия объединяются в единую сбытовую систему и формируют монополистические структуры.

В каждом регионе есть локальные монополисты, поставляющие тепловую и электрическую энергию, обеспечивающие водоснабжение и водоотведение [9].

Мы изучили реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе и выявили такие предприятия-монополисты как АО «ГАЗПРОМ газораспределение Тамбов» (бывш. ОАО “Тамбовоблгаз”) и Тамбовское областное ГУП «Водное и газовое хозяйство» (ТОГУП «Водгазхоз»).

К субъектам естественных монополий города Тамбова и Тамбовской области отнесены электросетевые организации:

ПАО «МРСК Центра» — «Тамбовэнерго»

АО «ТКС «Электрические сети»

ОАО «Тамбовская сетевая компания»

МУП «Мичуринские городские электрические сети» _1

МУП «Мичуринские городские электрические сети» _2

ООО «Транснефтьэлектросетьсервис» [10].

Так же можно привести примеры монополизации рынка пищевой промышленности.

«Кондитерская фирма «ТАКФ» – крупнейший производитель кондитерских изделий в Тамбовской области. С 2003 года фабрика входит в состав Холдинга «Объединенные кондитеры» наряду с такими известными фабриками как «Красный Октябрь», «Рот Фронт», «Бабаевский» и др. [4].

Благодаря интеграции кондитерской фирмы «ТАКФ» в Холдинг «Объединенные кондитеры» на фабрике были установлены новые линии для фасовки и глазировки вафельной продукции, проведена реконструкция котельной, установлено два новых автоматических котла, решена проблема дефицита пара, обеспечены необходимые потребности производства, значительно улучшена инфраструктура предприятия, введён в действие автоматизированный склад готовой продукции. Все это позволило увеличить площади складских помещений, улучшить условия хранения продукции и повысить сервис обслуживания клиентов, а также расширить упаковочное отделение конфетного цеха.

Сейчас кондитерская фирма «ТАКФ» — крупнейший производитель кондитерских изделий в Тамбовской области, выпускающий 20 тысяч тонн продукции в год. Ассортиментный портфель фирмы «ТАКФ» насчитывает порядка 150 позиций: конфеты, карамель, пряники, вафли, ирис и мармелад. Самые популярные бренды: «Тамбовский волк», «Ладушки», «Сочная долька», «Бабушкины сказки». «Такф» нельзя назвать монополией в полном смысле слова, но большая часть кондитерского производства находится под контролем холдинга.

Зачастую факты монополизации проявляются в деятельности управляющих компаний. Так, региональная ФАС несколько раз привлекала к юридической ответственности ООО «ЖилТехСервис» за недобросовестную конкуренцию: отказ передать дома в управление вновь избранной компании.

Примером монополии в транспортных перевозках является образованное решением Тамбовской городской Думы от 27.04.2016 № 253 «Об организации транспортного обслуживания населения и создании условий для предоставления транспортных услуг населению в границах городского округа – город Тамбов» Муниципальное бюджетное учреждение «Пассажирские перевозки» [7].

Таким образом, в городе преобладают естественные монополии, а их деятельность контролируется государством, что подтверждается многочисленными примерами пресечения нарушений антимонопольного законодательства.

Последним примером является картельный сговор нескольких топливных компаний, который мог привести к увеличению бюджетных расходов на общую сумму более 300 млн рублей, раскрытый ФАС.

Нарушителями антимонопольного законодательства признаны ООО «Промторг», ООО «Премиумторг», ООО «Нефтетранс-Тамбов» и ООО «Эко». По версии ФАС эти компании заключили картельное соглашение ради поддержания уровня цен на торгах на поставку бензина и дизтоплива для нужд государственных организаций Тамбовской области [9]. Всего таких торгов с участием заговорщиков в рассматриваемый период (2018−2022) состоялось 369. Общая сумма начальных максимальных цен контрактов равняется 301,6 мн рублей.

На данный момент по фактам нарушений получены доказательства. Как удалось установить, в том числе и в ходе внеплановых выездных проверок, все компании участницы сговора находились по одному адресу и использовали общую инфраструктуру для участия в торгах. Все они фактически отказались от какой-либо конкурентной борьбы.

В качестве последствий, топливные фирмы ожидают оборотные штрафы, а также уголовное дело, если следственные органы в результате проверки предоставленных материалов обнаружат состав преступления.









Заключение

Еще на заре развития рыночной экономики стало понятно, что увеличить прибыль проще всего устранив конкурентов. Занять доминирующее положение можно используя как честные методы конкуренции, так и недобросовестные способы.

В некоторых сферах возникновение чистых и естественных монополий неизбежно. Их цель – развивать стратегически важные отрасли и социально значимые проекты.

Основной отрицательной стороной монополизации (и это является важной чертой транснациональных корпораций) является избыточная власть фирм-монополистов. Круг тех, кто может вести бизнес, неуклонно сужается и делает монополистичной всю экономику. Новым компаниям практически невозможно выйти на рынок. Недостаточный приток на рынок новых компаний не дает развиваться здоровой конкуренции, в результате чего у компаний нет стимула к повышению эффективности труда. При монополизме расцветает паразитизм в экономике, мнение о том, что деньги можно заработать только при "особом" отношении с властью. Монополизм в экономике способствует коррупции. Все это не способствует развитию экономики в целом, тормозит возникновению и развитию новых конкурентоспособных предприятий.

В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. При верно выбранной политике государства можно рассчитывать на дальнейшее развитие и процветание не только монопольных субъектов, но и граждан страны. Главная задача государства — это контроль уже возникших естественных монополий. Развитие и становление монополий способно оздоровить экономику страны и улучшить благосостояние жителей. Именно монополии дают большее количество рабочих мест.

Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, быструю сменяемость ассортимента и относительно низкие цены.


























Список информационных источников

1. Гордеева Д.В., Горшкова В.И. Естественные монополии в экономике России. Студенческий научный форум – 2018. -[Электронный ресурс] - https://scienceforum.ru/2018/article/2018005182

2. Жабинская И.С., Мартыненко А.С. Естественные монополии и их роль в экономике России// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 05 (май). - [Электронный ресурс] - https://cyberleninka.ru/article/n/estestvennye-monopolii-i-ih-rol-v-ekonomike-rossii/viewer

3. Кожин Р. Монополия в экономике: виды, формы, примеры// Мой рубль. - [Электронный ресурс] - https://myrouble.ru/monopoly/

4. Кондитерские фабрики и заводы. - [Электронный ресурс] - https://candy-factory.ru/konditerskaya-fabrika-takf/

5. Латышев А.Ю. Особенности современной монополии как формы организации бизнеса. - [Электронный ресурс] - https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sovremennoy-monopolii-kak-formy-organizatsii-biznesa

6. Монополии: примеры в мире и в России. - [Электронный ресурс]- http://samarastat.ru/blog/gosudarstvo-i-pravo/monopolii-primery-v-mire-i-v-rossii/

7. Официальный сайт муниципального бюджетного учреждения «Пассажирские перевозки» г. Тамбов. - [Электронный ресурс] - https://www.transport68.ru/

8. Поздеева Е. Пять известных брендов-монополистов. - [Электронный ресурс] - https://www.finam.ru/publications/item/pyat-izvestnyx-brendov-monopolistov-20211216-190000/

9. Примеры естественных монополий в РФ в 2022 г.: сайт ФАС. - [Электронный ресурс] - https://fas.gov.ru/documents/b-n-580bf054-4f54-47f1-8724-345f2d4cdbb5

10. Субъекты естественных монополий. Правительство Тамбовской области. - [Электронный ресурс] - https://www.tambov.gov.ru/ekon/standart-konkyrencii/svedeniya-o-realizacii-sostavlyayushhih-standarta-razvitiya-konkurencii-v-subekte-rf/44691.html/

11. Ткаченко Д. Монополия: понятие, примеры, виды, причины появления, вред. - [Электронный ресурс] - https://dnevnik-znaniy.ru/gosudarstvo/monopoliya.html

12. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О естественных монополиях». - [Электронный ресурс] - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7578/

13. Что такое монополия – тип конкуренции, рыночная структура/ Блог Совкомбанка. - [Электронный ресурс] - https://sovcombank.ru/blog/umnii-potrebitel/chto-takoe-monopoliya-v-ekonomike-i-chto-reguliruet-antimonopolnoe-zakonodatelstvo#h_88305790911638545282013


















Приложение 1

Виды естественных монополий в РФ

Транспортировка нефти и газа. Углеводороды занимают значительную долю экспорта, их роль в экономике РФ высока, к тому же средства доставки стоят очень дорого.

Железнодорожный транспорт. Единственное предприятие, выполняющее рельсовые перевозки в России – компания РЖД. Ему же принадлежит все путевое хозяйство.

Транспортные терминалы. Представить частный ж/д вокзал или аэропорт, конкурирующий с другим, стоящим рядом, людям с небогатой фантазией – проблема.

Транспортирование электроэнергии. Особенности функционирования единой энергосистемы не позволяют разделить ее между отдельными собственниками.

Теплоснабжение. Монополизация этой отрасли оправдана теми же причинами.

Водоснабжение и коммунальные сети. Эти отрасли естественной монополии критически важны в социальном плане. Цена на услуги ЖКХ устанавливается особым образом, в связи с чем возникает дилемма ее регулирования (выбор между эффективным и справедливым уровнем). Усилия власти по контролю деятельности естественных монополий направлены на то, чтобы не допустить увеличение темпов роста тарифов, нарушающих баланс доходов и расходов населения.

Услуги почты. В сфере доставки посылок, бандеролей и корреспонденции ФГУП «Почта России» пользуется преференциями со стороны федеральных органов власти.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.