Урок биологии в 7 классе «Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды»
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Свердловской области «Асбестовская школа – интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
I отделение
Урок биологии
«Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды»
(7 класс)
Составила:
Миронова Ирина Сергеевна
город Асбест
2020 год
Тема: Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды.
Цель: формирование знаний о естественных и искусственных биоценозах и факторах влияющих на них.
Задачи:
Образовательная: дать представление о естественных и искусственных биоценозах и факторах влияющих на них;
Воспитательная: формирование экологической культуры;
Коррекционная: корректировать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать.
Форма проведения занятий: исследование.
Возраст обучающихся: 14 лет
Материалы и оборудование: схема биоценоза, изображения естественных и искусственных биоценозов, схема взаимосвязи организмов, картинки антропогенных, биотических и абиотических факторов.
Ход занятий:
Организационный момент
Добрый день.
Постановка темы, цели занятия
Сегодня мы изучим, что такое биоценозы, какие они бывают и от каких факторов зависят.
Основная часть
Давай рассмотрим схему.
Биоценоз
фитоценоз зооценоз
Микроорганизмы, разлагающие органические вещества
Что изображено на схеме?
Пруд и его составляющие: растения, животные, простейшие.
Из этого мы можем сказать:
фитоценоз – растительные сообщества;
зооценоз – сообщество животных(травоядные, хищники);
Микроорганизмы, разлагающие органические вещества.
То есть биоцеоноз - это природное сообщество, состоящее из животных, растений, грибов, бактерий, лишайников, совместно населяющие определенную территорию и взаимозависимы.
Биоценозы бывают естественными – созданными природой. И искусственными – созданными человеком.
Перед тобой картинки разных природных сообществ разложи их по типу биоценозов.
Естественные | Искусственные |
луг | поле |
лес | сад |
Любые биоценозы могут быть бедными или богатыми видами растений, животных. Например:
тундра тропический лес
Чем богаче биоценоз, тем он более устойчив к внешнему вмешательству. Устойчивость природного сообщества ещё обеспечивает ярусность. Каждому ярусу характерны свои растения, животные могут находится и в одном и в других ярусах. Ярусность лучше всего рассмотреть на примере смешанного леса.
1 ярус – самые высокие деревья, птицы
2 ярус – средней высоты деревья, птицы, белки, куницы
3 ярус – кустарники, птицы, белки, косули, рысь
4 ярус – кустарнички, птицы, кабаны, олени, волки
5 ярус – травы, мхи, птицы, лисы, зайцы, мыши
6 ярус – грибы, ягоды, зайцы, мыши, ежи, змеи
В природном сообществе все разнообразие живых организмов разделяются по типу питания на три группы.
Продуценты – растения, из углекислого газа и воды используя энергию солнца, производят органические вещества. На схеме дерево
Консументы – животные, потребляющие растения или других животных, преобразующие свою пищу в органические вещества, животного происхождения. На схеме 1 порядка – кузнечик, мышь, заяц; 2 порядка- змея, ящерица; 3 порядка – орел.
Редуценты – организмы, разрушающие остатки умерших растений и животных, до минеральных веществ. На схеме микроогранизмы.
Совместное и длительное существование живых организмов при соблюдении определенных между их численностью. Например, лето в тундре было теплым, ягеля(лишайник) разрослось много. Пищи для леммингов было много, что привело к увеличению количества особей грызунов. Что в свою очередь увеличило количество песцов. А если леммингов меньше, чем обычно, то и песцов становится меньше, так как им не хватает пищи.
Из этого делаем вывод, что естественные биоценозы сами регулируют численность особей в каждой группе.
В искусственных биоценозах регуляцией численностью занимается человек. Так как на больших площадях обычно выращивается только один вид растений, что привело к слабой устойчивости к внешним факторам. Обуславливается это отсутствием ярусности и минимальным видовым разнообразием. Животные в таком биоценозе представлены в основном растительноядными видами, преимущественно насекомыми, которыми человек борется, используя ядохимикаты, загрязняя окружающую среду.
Деятельность человека это первый фактор, влияющий на биоценозы, называется он антропогенный.
Как человек воздействует на естественные биоценозы?
Отрицательно – уничтожает, что бы создать искусственные: водохранилища, пастбища, поля, построить предприятия, дома. Загрязняет окружающую среду: выхлопными газами машин, отходами разных производств. Изменяет ландшафт: карьеры, отвалы, пруды.
Положительно – восстанавливает виды растений, животных; ограничение и уменьшение выбросов предприятий.
Второй фактор – абиотичекий. Это все компоненты неживой природы.
Какие ты знаешь?
Рельеф, свет, влажность, температура, почва, давление, ветер.
Третий фактор – биотический. Это все формы воздействие живых организмов друг на друга и на среду.
Могут быть прямыми, так и косвенными. Например, нападение львицы на зебру – прямой; опыление пчелами цветов(сбор нектара пчелами) – косвенный.
Распредели фото, по типу биотических факторов.
Прямой | Косвенный |
|
|
Все эти три фактора – это условия среды, влияющие на живые организмы биоценозов, называются экологическими факторами.
Рефлексия
Подведем итоги урока. Какие биоценозы существуют?
Естественные, искусственные.
Какие экологические факторы есть?
Биотические, абиотические, антропогенные.
Ты сегодня хорошо поработал.
Домашнее задание. Ответить на вопрос: каким является экологическим фактором бобр, который строит плотину на реке?
Список используемой литературы
Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / А.С. Батуев, М.А. Гуленкова, А.Г. Еленевский и др. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999.
Латюшин В.В. Биология. Животные. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа , 2008.