Практическая работа «Естественные и искусственные экосистемы района, окружающего обучающегося»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7-8
Тема: |
Экскурсия: «Естественные и искусственные экосистемы района, окружающего обучающегося». |
|
Цель работы: |
Ознакомиться с естественными и искусственными экосистемами Южского района; Выявить экологические проблемы, имеющие место в естественных и искусственных экосистемах района; Предложить способы решения экологических проблем в рамках концепции устойчивого развития. |
Ход работы:
Заполните формы:
Искусственная экосистема «Южский городской парк»
Дата: |
|
Растительная ассоциация: |
|
Величина пробной площади |
|
Географическое положение пробной площади |
|
Микрорельеф (наличие кочек, бугров, их высота, ширина, происхождение, % занимаемой площади) |
|
Условия увлажнения |
|
Название почвы |
|
ДРЕВОСТОЙ |
|
Степень сомкнутости крон: |
|
Состав древостоя |
|
Диаметр стволов: |
|
Бонитет: |
|
ВОЗОБНОВЛЕНИЕ (ВСХОДЫ И ПОДРОСТ) |
|
Степень сомкнутости: |
|
Породы: |
|
Высота: |
|
Характер распределения: |
|
ПОДЛЕСОК (КУСТАРНИКОВЫЙ ЯРУС) |
|
Степень сомкнутости: |
|
Породы: |
|
Высота: |
|
Обилие: |
|
Характер распределения: |
|
ТРАВЯНИСТЫЙ ПОКРОВ |
|
Общее проективное покрытие, % |
|
Из них злаки: |
|
Осоки: |
|
Бобовые: |
|
Разнотравье: |
|
Прочее: |
|
Высота основной массы травостоя |
|
Общий облик (преобладающие виды, степень однородности покрова) |
|
Разделение на ярусы (их высота, густота, основные растения и равномерность) |
|
Мертвый покров (% покрытия, равномерность, степень разложения) |
|
МОХОВО-ЛИШАЙНИКОВЫЙ ПОКРОВ |
|
Общая характеристика (степень покрытия почвы, мощность, равномерность) |
|
Естественные водные экосистемы Южского района
I. Бланк описания водоёма:
1. Дата _________________
число, месяц, год
2. Тип и название водоема ________________________________
река…, озеро…, пруд… и т.д.
3. Номер пункта наблюдений /участка/ ____________________
4. Размеры водоема (если обследуется целиком) или размеры участка: площадь, кв.м._______________
Размеры береговой полосы:
Длина, м: |
|
Ширина, м: |
5. Описание местности, где находится водоем:
лес,
луг,
поле,
район жилых построек,
район промышленных сооружений и т.п.
6. Описание наземной растительности, окружающей водоём:
луговые травы ______________________________________________
например, клевер, ромашки, злаки, и т.д.
деревья ____________________________________________________
например, ива, береза, тополь и т.д.
кустарники _________________________________________________
например, лещина, бузина и т.д.
7. Описание прибрежной водной растительности (растущей непосредственно по берегу водоема):
____________________________________________________________
например, камыш, тростник, осока и т.п.
8. Описание высшей водной растительности:
____________________________________________________________
например, стрелолист, ряска и т.п.
9. Какой грунт на берегу и на дне водоёма:
песок,
камень,
глина,
ил,
заиленный песок и т. д.
10. Характеристика воды:
Цвет_______________________________________________________
наличие запаха______________________________________________
наличие плёнок на поверхности________________________________
наличие плавающих скоплений «тины» (водорослей) и т.д._________
____________________________________________________________
11. Есть ли налёт – обрастания на предметах, погружённых в воду:
на камнях,
на растительности,
на деревянных предметах и т.д.
12. Какой вид имеют эти обрастания:
____________________________________________________________
например, в виде бахромы из зеленых кустиков
____________________________________________________________
в виде бурого налета или слизи,
____________________________________________________________
в виде беловатых или серых хлопьевидных или слизистых налетов либо другой формы
13. Какие животные замечены на берегу и в водоёме:
птицы _____________________________________________________
рыбы ______________________________________________________
млекопитающие ____________________________________________
земноводные _______________________________________________
и т.д._______________________________________________________
беспозвоночные:
моллюски___________________________________________________
насекомые (личинки или взрослые)_____________________________
например, поденки, стрекозы, ручейники
пиявки______________________________________________________
жуки_______________________________________________________
клопы ______________________________________________________
и т.д. _______________________________________________________
14. Отметьте, существуют ли на исследуемом участке (скопления мусора, свалки, сточные трубы и др.)
________________________________________________________________________________________________________________________
Общая характеристика водоема:
II. Бланк описания участка реки.
Дата _______.Ближайший населенный пункт ________________.
Название реки по карте __________________, местное _________.
Ближайший постоянный ориентир _________________________.
Откуда река начинается ___________. Куда впадает __________.
Морфометрические характеристики
Ширина (м)_______.
Глубина на середине реки (м) ___________.
Гидрометрические характеристики
Скорость течения (м/с) __________.
Расход воды (л/с) ___________.
Характеристика русла реки
Русло: прямое, умеренно извилистое, извилистое, меандры (изгибы) (нужное подчеркнуть),
закоряжено, завалено сучьями, упавшим древостоем, опадом листвы, полуразложившимися растительными остатками, захламлено бытовым мусором, металлоломом (нужное подчеркнуть или дописать)______________________________________________.
Наличие островов, мелей, перекатов, плесов (нужное подчеркнуть)______________________.
Наличие запруд, плотин, дамб, шлюзов, створов, причалов (нужное подчеркнуть)_______________.
Характеристика дна реки
Дно: каменистое, каменисто-песчаное, песчаное, глинистое, глинисто-каменистое, заиленный песок, сильно заиленное топкое, ил черного цвета, коричневого цвета, светлый ил (нужное подчеркнуть или дописать). _______________________________________________________
Наличие родников на дне и берегу реки: (есть, нет, мало, много) (нужное подчеркнуть или дописать)_________________
Характеристика воды
Наличие следов нефтепродуктов (отдельные пятна, примазки на растениях, пятна и пленки на большей части поверхности), пена, мусор (нужное подчеркнуть)________________________________.
Прозрачность _________ см. Вода: прозрачная мутная, слегка мутная, бесцветная (нужное подчеркнуть)__________________.
Цвет: серый, зеленоватый (нужное подчеркнуть) _________.
Запах: землистый, гнилостный, торфяной, травянистый (нужное подчеркнуть)_______________.
Интенсивность запаха: (в баллах): нет (0), очень слабая (1), слабая (2), заметная (3), отчетливая (4), очень сильная (5) (нужное подчеркнуть).
Температура воды _____ºС. Температура воздуха ____ºС.
Характеристика берега и прибрежной зоны
Характеристика правого берега
Высота берега: высокий, низкий (нужное подчеркнуть).
Склон: обрыв, крутой, умеренной крутизны, пологий (нужное подчеркнуть).
Грунт берега: каменистый, песчаный, глинистый, подзолистый, торфяной, известняковый, со следами эрозии (нужное подчеркнуть) _________________,
топкий, заболоченный (нужное подчеркнуть)______________.
Травяной покров: сплошной, редкий, не нарушен, нарушен эрозией, вытоптан скотом, нарушен кострищами, колеями автотранспорта (нужное подчеркнуть)_______________ _____.
Древесная растительность: редкая, сплошная; представлена преимущественно ольхой черной, ольхой серой, ивой, черемухой, рябиной, березой (нужное подчеркнуть) _________.
Террасы: (наличие, количество, превышение одной над другой в метрах)________________________________________.
Характеристика левого берега
Высота берега: высокий, низкий (нужное подчеркнуть).
Склон: обрыв, крутой, умеренной крутизны, пологий (нужное подчеркнуть).
Грунт берега: каменистый, песчаный, глинистый, подзолистый, торфяной, известняковый, со следами эрозии (нужное подчеркнуть) ___________________________________,
топкий, заболоченный (нужное подчеркнуть)_____________.
Травяной покров: сплошной, редкий, не нарушен, нарушен эрозией, вытоптан скотом, кострищами, колеями автотранспорта (нужное подчеркнуть)___________________________________.
Древесная растительность: редкая, сплошная; представлена преимущественно ольхой черной, ольхой серой, ивой, черемухой, рябиной, березой (нужное подчеркнуть) _______________________________________________________.
Террасы: (наличие, количество, превышение одной над другой в метрах)________________________________________.
Прибрежно-водная растительность
Редкая, обильная, образует сплошные полосы, куртины, на участке с быстрым течением, в заводях (осоки, рогоз, камыш, тростник, стрелолист обыкновенный, частуха подорожниковая, хвощ, зюзник, дербенник иволистный (нужное подчеркнуть) _______________________________________________________.
Водная растительность
Обильная, редкая, сплошная, сплавина (нитчатые водоросли (спирогира, зигнема), одноклеточные водоросли (зеленые, сине-зеленые), кувшинка, кубышка, водокрас, сусак зонтичный, элодея, ряска, многокоренник, рдесты (нужное подчеркнуть) _______________________________________________________.
Животные, живущие рядом с водой и в воде
Лягушки, пиявки, перловицы, водомерки, стрекозы (нужное подчеркнуть и дописать) _______________________________.
Рыба: водится/не водится (нужное подчеркнуть), встречаются виды рыб __________________________________.
Раки: водятся/не водятся (нужное подчеркнуть).
Пойма берега, с которого производится наблюдение
Залуженная, облесенная, с редкой древесной растительностью (нужное подчеркнуть)___________________________________.
Характер угодий на пойме: лес, кустарник, луг, болото, пашня, пастбище (нужное подчеркнуть)
Хозяйственные объекты: жилая застройка, садово-огородные участки, промышленные предприятия, сельскохозяйственные предприятия и объекты (силосные ямы, склад удобрений) (нужное подчеркнуть) ___________________.
Нарушения охранного режима рек
В пределах водоохранных зон (нужное подчеркнуть): размещение дачных участков, строительство и реконструкция зданий, стоянки и мойка автотранспортных средств, применение и складирование химических средств, мусора, навозных стоков _______________________________________________________.
В пределах защитных полос (нужное подчеркнуть): распашка земель, применение удобрений, выпас скота (кроме водопоя), индивидуальное строительство, движение автотранспортных средств _______________________________.
Изучение органолептических показателей воды
Органолептические методы анализа основаны на оценке параметров окружающей среды при помощи органов чувств (органов зрения, вкуса, обоняния). На основании этого делается вывод о запахе, цвете и вкусе. Однако при проведении исследований пробовать на вкус воду из любых источников, дегустировать неизвестные напитки (соки, воды) категорически запрещается!
1. Цвет (окраска).
При загрязнении водоёма стоками промышленных предприятий вода может иметь окраску, несвойственную цветности природных вод. Для источников хозяйственно питьевого водоснабжения окраска не должна обнаруживаться в столбике высотой 20 см, для водоемов культурно-бытового назначения — 10 см.
Диагностика цвета является одним из показателей состояния водоёма. Для определения цветности воды нужен стеклянный сосуд и белый лист бумаги. Цвет воды отмечают, сравнивая его с белым фоном бумаги (голубой, зеленый, серый, желтый, коричневый).
2. Прозрачность/ мутность.
Прозрачность воды зависит от нескольких факторов: количества взвешенных частиц ила, глины, песка, микроорганизмов; от содержания химических веществ.
Для определения прозрачности воды используют прозрачный мерный цилиндр с плоским дном, в который наливают воду, подкладывают под цилиндр шрифт, высота букв которого 2 мм, а толщина линий букв — 0.5 мм, на расстоянии 4 см от дна цилиндра и сливают воду до тех пор, пока сверху через слой воды можно будет прочитать этот шрифт. Высоту столба оставшейся воды измеряют линейкой и выражают степень прозрачности в сантиметрах.
3. Запах.
Запах воды обусловлен запахом веществ, которые попадают в неё естественным путём или со сточными водами. Определение основано на органолептическом исследование характера запаха и его интенсивности при 20С и 60С (табл. 1).
Характер запаха воды:
ароматический (огуречный, цветочный);
болотный (илистый, тинистый);
гнилостный (фекальный, сточной воды);
древесный;
землистый (прелый, свежевспаханной земли, глинистый);
плесневый (затхлый, застойный);
рыбий (рыбы, рыбьего жира);
сероводородный (тухлых яиц);
травянистый (скошенной травы, сена);
неопределенный (не подходящий под предыдущие определения).
Таблица 1. Интенсивность запаха воды.
Балл |
Интенсивность запаха |
0 |
Отсутствует |
1 |
Очень слабый |
2 |
Слабый |
3 |
Ощутимый |
4 |
Отчетливый (можно определить его характер) |
5 |
Очень сильный |
Характер и интенсивность запаха определяется при обычных условиях (после интенсивного встряхивания пробы воды) и при нагревании до 60 С. Далее оценивают его характер и интенсивность по 5 – бальной системе согласно таблице 1, результаты заносят в сводную таблицу 7. Интенсивность запаха природных вод не должна превышать 2 баллов.
Запах воды следует определять в помещении, где воздух не имеет постороннего запаха. Желательно, чтобы его отмечали несколько исследователей. Все результаты исследований заносятся в таблицы 2-7.
Таблица 2. Характеристика места отбора пробы.
Точка отбора |
Дата, время |
Номер Пробы |
Описание положения точки отбора пробы |
Таблица 3. Внешний вид поверхности водоема.
Чистая |
Пятна, пленка |
Пена |
Прочее |
Таблица 4. Характеристика дна.
Камни |
Трава |
Галька |
Песок |
Глина |
Прочее |
Таблица 5. Описание водной и прибрежной растительности.
Систематические группы |
Видовой состав |
Таблица 6. Использование воды.
Характер использования |
Использование на вашем объекте |
Водозабор, транспорт, купание и пр. |
Таблица 7. Характеристика качества воды.
№ Пробы |
Цвет |
Запах при обычных условиях |
Запах при t = 60С |
Прозрачность, см |
Мутность, мг/л |
Общая характеристика реки:
правила техники безопасности при проведении экскурсий по биологии (экологии)
Перед проведением экскурсии ее руководитель тщательно обследует тот участок природного окружения колледжа, куда будут выведены дети, выбирая места, где не существует опасности нападения хищников, ядовитых животных (змей, паукообразных, многоножек и т.п.), где нет трясин.
Перед выходом на экскурсию проводится перекличка студентов группы и отмечаются присутствующие на ней. Вторая перекличка по прибытии на место экскурсии, третья - перед отправлением в обратный путь, четвертая - по возвращении с экскурсии.
При изучении флоры и фауны водоема необходимо заранее выбрать такое место, где его глубина у берега настолько мала, что гарантирует от несчастных случаев. Входить в воду студентам запрещается. Для ознакомления с живыми объектами водоема используются сачки на длинных палках. Использование лодок или мостков, расположенных над глубокими местами водоемов, категорически запрещается.
При проведении экскурсий запрещается использовать ядовитые вещества: хлороформ, серный эфир для замаривания насекомых.
При организации экскурсии нужно ознакомить студентов с требованиями охраны природы, местными ядовитыми растениями - такими, как дурман, белена, волчье лыко, бледная поганка и т.д., и категорически запретить обучающимся пробовать на вкус какое бы то ни было растение из собранного материала.
На экскурсию дети должны выходить в прочной обуви и чулках или носках, что предохранит ноги от механических повреждений сучками, хворостом, колючими растениями, острыми камнями, осколками стекла и т.п., а также от укусов ядовитых животных.
.Категорически запрещается студентам снимать обувь и ходить босиком во время экскурсий.
Во избежание лесных пожаров и ожогов обучающимся запрещается разводить костры во время экскурсий.
Во время экскурсий детям нельзя пить воду из открытых водоемов. Разрешается принимать только принесенную из дома воду.
Отправляясь на экскурсию с детьми, преподаватель обязан иметь при себе походную аптечку первой помощи.
Инструкция по технике безопасности во время экскурсий для обучающихся вывешивается на видном месте в помещении кабинета (лаборатории) химии и биологии.
Непосредственно перед экскурсией, преподаватель доводит до студентов правила техники безопасности при проведении экскурсий по биологии (экологии).