Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы"
Автор публикации: М. Борзаковская, ученица 9А класса
“И будут гореть в огне гнева вечно, жаждать смерти и небытия, но не получат смерти “ Ф.М Достоевский |
А каково ваше существо человеческое? Ответ на данный вопрос можно искать всю жизнь. Все мы люди, но не каждый, как говорится, - человек. Раскрывая души, обнажая людские пороки, Достоевский ведет прогрессивный психологический тренинг, который выдержит не каждый.
“Братья Карамазовы” представляют полный путь раздробления понятия “человек” на хрупкие и признаваемые далеко не каждым понятия “моральное” и “антиморальное”. Именно это психологическое влияние сняло с меня те самые подростковые розовые очки. А если бы не сейчас? Что тогда? Мне бы с дребезгом разбили их позже, но я была бы уже другая, сполна поплатившаяся ошибками. Оставшись наедине с голой правдой бытия, я узрела ничтожность греховной жизни. Устрашает не факт разделение на греховное и праведное, а то, что в современном мире порой не каждый взрослый отличит две антиматерии.
Конец произведения трагичен, но на основе его понимаешь: абсолютно разных братьев объединяют две контрастные и уже неотъемлемые от карамазовского образа черты: фамилия и сладострастие (как ни странно во всех многогранных его проявлениях!). Анализируя образ каждого, ты находишь в них отражение себя. В бурном потоке событий переживая их судьбы, вопросы, волнующие твое существо человеческое словно всплывают на поверхность. Только пропустив через себя весь трагизм, в награду получаешь неоценимый опыт длиною в жизнь, полную “преступлений“ и полученных за них “наказаний”.
Что же представляет собой путь становления личности? Откуда происходит понятие “внутренний стержень”? Определенное внутреннее ядро, формирующееся на протяжении всей жизни из принципов, внутренних стереотипов и собственных предрассудков. Нарушая их, вы измените себе, а значит сломаетесь, что видно на примере с Дмитрием Карамазовым. Лишь совестные мучения, принятие грехов за себя и других, и конечно же искренняя вера в Бога, ибо религия – спасение. В произведении самим воплощением религии является старец Зосима, одновременно выступающий добродетельным контрастом в омуте разврата Карамазовых.
Книга произвела на меня неизгладимое впечатление, а значит изменила навсегда. Я поняла главное: осознание смысла жизни происходит после краха всех предшествующих убеждений. Только сожжение старых, черных идеологий открывает глаза на бесценность одухотворения человеческой личности.