Геометрия в хакасских рисунках (на примере творчества современного художника Саяна Топоева)

6
0
Материал опубликован 17 February 2023 в группе

Автор публикации: Е. Ткаченко, ученица 8 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Аршановская средняя школа»

Алтайского района Республики Хакасия





Секция «точные науки (математика)»





Геометрия в хакасских рисунках

(на примере творчества современного художника

Саяна Топоева)




Выполнил: Ткаченко Екатерина,

ученица 8 класса

Руководитель:

Албычакова Валентина Вячеславовна,

учитель математики









Аршаново – 2022 г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………..……………………………….3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Геометрия в изобразительном искусстве ……….……………....4

Глава 2. Алексей Топоев – современный хакасский художник…………4

Глава 3. Геометрия в картинах Саяна Топоева………………………...…6

Глава 4. Результаты социологического опроса школьников и жителей села Аршаново о геометрии в искусстве …….………………..……….7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…….….8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...9 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..………10



Введение

Я обратила внимание, что в просторах интернета много людей заинтересованно и со словами благодарности следят за творчеством современного хакасского художника Саяна Топоева. Сюжеты его картин напомнили мне изучаемый на уроках хакасской литературы героичесий эпос. Более того, я обратила внимание на элементы геометрических фигур и наличие симметрии в рисунках. Поэтому меня заинтересовала настоящая тема. При поиске материала в интернете и литературе, я не смогла найти исследований на эту тему. Поэтому считаю, что тема актуальна для изучения.

Проблема исследования связана с нехваткой литературы по данному вопросу.

Цель исследования: проанализировав геометрию и сюжеты в картинах Саяна Топоева и проведя опрос, понять, можно ли соединить точные науки и изобразительное искусство, затрагивающее в первую очередь чувства человека.

Задачи: - найти литературу о графическом рисунке и об элементах геометрии в графическом рисунке;

- проанализировать рисунки Саяна Топоева с точки зрения элементов геометрических образов;

- провести социологический опрос-интервью.

Гипотеза: Саян Топоев – это художник-график, который смог представить геометрию в свете искусства.

Объект исследования: работы Саяна Топоева.

Предмет исследования: совмещение науки и искусства в работах Саяна Топоева.

Методы исследования: теоретический (анализ литературных источников), эмпирический (социологический опрос-интервью).

Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для развития интереса учащихся к геометрии.

Работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, приложения и списка литературы.


Глава 1. Геометрия в изобразительном искусстве

Геометрия – одна из самых древних наук, которая была необходима для разных измерительных работ от разметки земли до строительства сооружений.

Математика и изобразительное искусство отдалённые дисциплины. Одна - аналитическая, другая – эмоциональная, эстетическая. Математика часто играет небольшую, а иногда и никакую роль в искусстве. Однако есть художники, которые ставят математику в центр внимания. Хорошим примером является Леонардо да Винчи. Своё искусство он видел не только глазами художника и эстета, но и инженера, математика.

Геометрия выделяется из других разделов математики тем, что соединяет воображение, пространственное мышление с точной логикой. В ней присутствуют два связанных элемента: наглядная картина в пространстве и чёткая формулировка. Наглядность, воображение принадлежат больше искусству, логика — науке. Геометрия соединяет в себе эти противоположности. Взяв в пример классические сооружения архитектуры, те же самые древние пирамиды и колонны, становится очевидно, что геометрия играет огромную роль в искусстве.


Глава 2. Алексей Топоев – современный хакасский художник.

Саян (Алексей) Геннадьевич Топоев родился в аале Верхняя Тёя Аскизского района. В 1993 году он закончил Боградскую среднюю школу-интернат и поступил в училище – техникум №5 города Абакана. С 1996 года занимается греко-римской борьбой, имеет звание мастера спорта России и является членом Федерации по Греко-римской борьбе Республики Хакасия. С 2003 года служил в органах внутренних дел МВД по Республике Хакасия. В 2008 году принимал участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе в городе Грозном, участвовал в боевых действиях. В 2014 году осуществлял охрану общественного порядка и безопасности при проведении Олимпийских и Параолимпийских игр в городе Сочи. Награждён дипломом и памятной медалью Президента российской Федерации Владимира Путина. Неоднократно награждался нагрудными медалями за отличие в службе.

Саян Топоев начал заниматься графикой с 2007 года. Эпические персонажи его работ – герои горловых песен тюркских народов – Хакасии, Алтая, Тывы, Калмыкии, Якутии и других регионов России. Стиль творчества – героические сказания, легенды и эпос народа Саяно-Алтая. Динамичные образы животных и птиц не уступают экспрессии главных героев картин — степных богатырей, суровых шаманов и красавиц в этнических нарядах. 

Первая персональная выставка Саяна Топоева открылась в 2009 году в Абакане. Тогда же правительство республики присвоило художнику почетное звание «Человек года-2009». Впоследствии работы Топоева украсили Международный фестиваль «Окно в Россию» во Франции, выставлялись в Париже, Каннах и Анкаре. На межрегиональной выставке в Республике Алтай художника наградили дипломом «За развитие и сохранение народных традиций».

Саян Топоев иллюстрирует книги авторов из Хакасии, Алтая, Якутии. Мастера декоративно-прикладных жанров используют его сюжеты в резьбе по дереву, гравировки на стекле и пластике, а также в пирографии на коже. Саян Топоев — обладатель премии «Тюрксой-2014» (г. Шымкент, Республика Казахстан) и участник Международного проекта «История и культура тюрского народа» (г. Лефкостя, остров Кипр). Он также участвовал в Международном симпозиуме в турецком городе Везирькупрю. В настоящее время принимает активное участие во многих проектах развития культуры в Республиках Хакасия и Алтай.

3. Геометрия в картинах Саяна Топоева

Работы Саяна Топоева – преимущественно графичесские рисунки. Графика – это художественный приём заполнения пространства, представляющий из себя комплекс простых узоров: линии, штриха, пятна и точки. Цвет играет вспомогательную роль. Главной отличительной чертой графики является контраст двух или нескольких цветов – черный, белый, серый. Оттенки штрихов богаты разнообразием от мягкого черного цвета до глубокой черноты.

Художественно выразительные достоинства графики заключаются в ее лаконизме, емкости образов, концентрации и строгом отборе графических средств. Некоторая недосказанность, условное обозначение предмета, как бы намек на него, составляют особую ценность графического изображения, они рассчитаны на активную работу воображения зрителя.

Графике доступны разнообразные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др.) и практически неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира. Современный графический дизайн включает не только шрифты, но и разнообразные знаковые изображения, в том числе геометрические и растительные.

Основные элементы геометрических фигур и понятий, найденные на рисунках молодого хакасского художника Саяна Топоева:

Линия – главное выразительное средство графики. Используется для усиления художественного образа.   В них подчеркиваются или изменяются характерные черты предмета, а ненужные детали отбрасываются. Линия имеет свою форму, которая выражает образ. Она может быть стремительной или тягучей, плавной или угловатой, целенаправленной или хаотичной и тем самым формирует различные образы (рис. 1)

Треугольник - активная, развивающаяся на плоскости и в пространстве форма несет в себе возможность движения, выражает борьбу противоположностей, может быть агрессивной. В образе гор можно рассмотреть геометрическую фигуру – треугольник. (рис. 2, 3)

Круг - наиболее яркое выражение идеи природы (Земли, Солнца, мироздания), поэтому ассоциируется с понятиями «добро», «счастье», «жизнь». Рис. 4 и 5.

Симметрия. В симметричной композиции равновесие устанавливается почти с геометрической точностью и регулируется соразмерностью и повторением второстепенных деталей, группирующихся в основном вокруг композиционного центра.

Таким образом, графика выявляет отношение исполнителя к изображаемому объекту. Почерк художника отражает его душевное состояние, его личность, отношение к миру, темперамент, вкус. Движение руки всегда отражается в его творчестве, они создают неповторимый стиль, творческий почерк, по которому работа легко узнаётся.


Глава 4. Результаты социологического опроса школьников и жителей села Аршаново о геометрии в искусстве

Чтобы ответить на вопрос исследования, был проведён социологический опрос среди школьников и односельчан, в котором приняли участие 25 человек в возрасте от 13 до 50 лет. Им предлагалось ответить на следующие вопросы:

Интересует ли вас искусство?

Хорошо ли вы знаете геометрию?

Слышали ли вы когда-нибудь о художнике Саяне Топоеве?

Считаете ли вы гармоничным объединение геометрии с искусством и почему? Внимательно рассмотрите следующие картины: (показываются рисунки приложения 1).

Таким образом, у людей с лучшим знанием геометрии больше картин вызвало эмоции. Из этого следует, что интерес и понимание картин С. Топоева тем больше, чем выше знания в области геометрии.

Интерес к картинам С. Топоева тем больше, чем выше интерес к искусству, то есть в работах С. Топоева видят искусство.

У большей части тех, кто считает сочетание гармоничным, работы С. Топоева вызывают эмоции. Значит, Саян Топоев смог представить геометрию в свете искусства в своих работах.

Анализ анкетирования показал, что 60% респондентов не знают интересующую нас тему исследования, 90% заинтересованы, хотели бы узнать больше. 40% имеют общее представление об изучаемой теме. Таким образом, в дальнейшем предполагается разработать и провести ряд мероприятий с применением материалов по интересующей нас теме.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Искусство – это творческое отражение действительности в художественных образах. Мы всё время встречаемся с произведениями искусства в повседневной жизни. Продукты творческой деятельности позволяют человеку испытывать эмоции, проникаться чувствами автора. Посещая театры, выставки, музеи, мы полагаем познакомиться с тем миром, который доступен художнику, научиться замечать и понимать вещи, окружающие нас, которые не видели раньше.

Мне кажется, что в ходе своей исследовательской работы я собрала и изучила довольно интересный материал: в живописи существует стиль, который тесно связан с геометрией. Этот стиль используется с давних времен и был изобретен ещё в Древней Греции. В ходе написания исследования были изучены новые геометрические термины, было подробнее изучено искусство Саяна Топоева.

Таким образом, цели и задачи, поставленные мною, я считаю, решены. Гипотеза работы о том, что Саян Топоев – это художник-график, который смог представить геометрию в свете искусства, подтверждена.

Проделанная исследовательская работа позволяет сделать вывод о том, что настоящая работа актуальна и интересна. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только элементов геометрических фигур, но и традиционное мировоззрение и героический эпос хакасского народа.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бусыгина Е. История графики: Владимир Андреевич Фаворский//graphic.org.ru/favorskij.html/

Глейзер, Г.И. История математики в школе: VII - VIII кл. / Г.И. Глейзер – М.: Просвещение, 1982

Интернет ресурс: https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/grafika-chto-eto-takoe

Нежнов, Г.Г. Искусство в нашей жизни / Г.Г Нежнов – М.: Знание, 1975/

Рисунки №1 «Батыр», №2, №3, №4 предоставлены из личного архива художника Саяна Топоева.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рис.1 «Батыр»

t1676630439aa.jpg



Рис. 2 t1676630439ab.jpg








Рt1676630439ac.jpg
ис. 3



Рис. 4

t1676630439ad.jpg

Рис. 4

t1676630439ae.jpg

16


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации